Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Сейчас наша помощь приобретает особое значение»

Председатель Дальневосточного банка ПАО Сбербанк рассказал об особенностях экономической жизни Дальнего Востока и помощи регионам ДФО в ограничительных условиях

Большие территории и отдаленность от центральной части страны — характерные особенности регионов Дальнего Востока. Субъекты ДФО всегда нуждаются в дополнительной поддержке. О том, какие меры принимают для помощи регионам и работающему на их территории бизнесу, в интервью EastRussia рассказал председатель Дальневосточного банка ПАО Сбербанк Дмитрий Суховерхов.

«Сейчас наша помощь приобретает особое значение»

- Дмитрий Евгеньевич, в чем, на ваш взгляд, особенности развития и экономической жизни дальневосточного региона?

- Как мне кажется, главная особенность в том, что дальневосточники очень быстро преодолели настороженность к применению интернет-технологий при управлении финансами. И сейчас они стремительно движутся по этому пути. Пандемия коронавируса вызвала резкий скачок безналичных платежей по всей стране, показала их актуальность и необходимость, а регионы ДФО уже продолжительное время находятся в числе лидеров по их доле в общем числе операций. Этому много объяснений. К переходу к безналичным платежам подталкивают наши расстояния – интернет позволяет соединять территорию в более плотное единое пространство.

Также это просто удобно, особенно для жителей отдаленных населенных пунктов, которым раньше для совершения каких-либо финансовых операций нужно было ехать в другой город. Теперь они могут совершить практически все платежи через мобильное приложение банка. Яркий пример – Чукотский автономный округ, где, несмотря на особенную ситуацию с интернет-связью, сегодня 90% коммунальных платежей производятся через «Сбербанк Онлайн» и «Автоплатеж ЖКХ».

Сказывается также особый первооткрывательский менталитет жителей региона. Свою лепту вносит и близость технологически развитых соседей – чужой пример тоже бывает заразителен. Сбербанк поставил перед собой новую задачу — достичь нового уровня конкурентоспособности с технологическими компаниями и при этом остаться лучшим банком для наших клиентов. Думаю, что на Дальнем Востоке мы с этой задачей справимся.

- Насколько тесно банк, как крупнейший финансовый институт, сотрудничает с регионами? Какие проекты, направленные на развитие субъектов ДФО, реализует банк?

- Сбербанк всегда вел активную работу с органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы тесно сотрудничаем по таким направлениям, как повышение доступности финансовых услуг для жителей регионов, повышение финансовой грамотности населения, кредитование субъектов, цифровизация экономики и реализация совместных проектов, направленных на повышение качества жизни дальневосточников.

К примеру, нашим банком реализована возможность безналичной оплаты проезда в общественном транспорте в городах Дальнего Востока — Хабаровске, Владивостоке, Большом Камне, Благовещенске, Белогорске, Свободном, Сковородино, Магадане, Южно-Сахалинске, Холмске и Петропавловске-Камчатском. На сегодня на Дальнем Востоке для безналичной оплаты проезда оборудовано почти 2,5 тыс. единиц транспорта. В скором времени проект запустится в Биробиджане и в Артеме.

А на территории Чукотки, где единственный способ добраться до некоторых отдаленных сел – малая авиация, мы в прошлом году реализовали возможность безналичных расчетов в самолетах, и теперь пассажиры могут оплатить билет прямо на борту с помощью банковской карты. Буквально в прошлом месяце безналичная оплата появилась и на пассажирских судах региона, которые курсируют между Эгвекинотом, Провидения, Лаврентия и Беринговским, а также внутри Анадырского лимана. Для многих такой вид транспорта является безальтернативным, потому важно, чтобы местные жители не тратили время на покупку билетов в кассах или обналичивание в банкоматах. Теперь расплатиться без проблем можно прямо на судне.

Безналичная оплата проезда – это прямое удобство для пассажиров и для перевозчиков. Так, первым не нужно искать по карманам мелочь, а кондукторам – беспокоиться о сдаче и тратить время на пересчет денег. Ввод безналичной формы платежей позволяет повысить собираемость налогов и оплаты, упрощается денежный оборот. Когда регулярно расплачиваешься банковской картой в транспорте, то входит в привычку платить безналичным способом везде, где это возможно. Так что это еще и более безопасная форма расчета – особенно в условиях пандемии.

Одна из отличительных черт регионов Дальнего Востока в том, что здесь много отдаленных и малочисленных населенных пунктов, куда сложно добраться. Чтобы повысить доступность финансовых услуг для их жителей, Сбербанк обеспечил возможность снимать наличные с карт в местных магазинах, это можно сделать при совершении минимальной покупки. Сегодня это можно сделать в 117 населенных пунктах Дальнего Востока. Это позволяет жителям иметь свободный доступ к наличным даже там, где поблизости нет банкоматов и отделений банка. Проект развивается, и, помимо увеличения числа наших партнеров, расширяется и перечень финансовых услуг. Так, в 50% этих магазинов сегодня можно не только снять деньги, но и оплатить услуги ЖКХ. В развитии проекта заинтересованы и торговые точки – они получают новых клиентов и дополнительные продажи.

- Вы упомянули о сотрудничестве с регионами в вопросах финансовой грамотности населения. Какие мероприятия в этой сфере проводит Сбербанк?

- Сбербанк традиционно является генеральным партнером Всероссийской недели сбережений, которую дважды в год проводит министерство финансов РФ. В рамках этой акции сотрудники банка организовывают лекции и уроки по финансовой грамотности для разных групп населения: школьников, студентов, наших зарплатных клиентов, пенсионеров. Причем к каждой из этих групп у нас особый подход. Так, для школьников и студентов Сбербанк проводит квесты и экскурсии в офисы, семинары, на которых рассказываем о способах ведения личного и семейного бюджетов, а также говорим простым языком об инвестициях и ценных бумагах. Для пенсионеров упор делаем на кибербезопасность, чтобы они не попадались на уловки мошенников, в том числе на новые способы обмана.

В условиях пандемии, когда весеннюю неделю сбережений перенесли на осень, мы не прекратили обучать население и перешли в онлайн. По видеоконференцсвязи сотрудники банка продолжили рассказывать об основах финансовой грамотности. С апреля по май эксперты Сбербанка провели серию вебинаров по финансовой и цифровой грамотности в рамках антикризисного проекта Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ) «Пандемия и кризис: защищаем финансы».

Кроме того, Сбербанк реализует собственные инициативы в этом направлении. Так, в прошлом году банк разработал и выпустил игровой симулятор «Вклад». Там показывается жизнь человека, и нужно управлять личными финансами и грамотно распределять бюджет. Игра подходит для школьников и студентов, чтобы они потренировались обращаться с деньгами в виртуальном мире и изучили некоторые финансовые инструменты. Удобно, что приложение можно скачать на смартфон. У молодежи пользуется также популярностью СберКот – чатбот во ВКонтакте, который высылает подписчикам финансовые советы.

Образованию Сбербанк вообще уделяет особенное внимание. Только на Дальнем Востоке сейчас при поддержке банка реализуются три образовательные программы. Это базовая кафедра банковского дела, которая в этом году уже отметила семилетие, и магистратура Школы цифровой экономики «Искусственный интеллект и большие данные» в Дальневосточном федеральном университете во Владивостоке. В новом учебном году в Тихоокеанском государственном университете в Хабаровске запускается новая образовательная программа «Аналитика больших данных», мы выступим ее партнером. Сбербанк также активно содействует проектной деятельности студентов, используя проектный подход на принципах коллаборации с вузами по созданию площадки по запуску акселератора стартапов.

Также мы работаем над созданием образовательной среды, которая сможет адаптироваться под потребности и задачи бизнеса. Для студентов реализуются программы, направленные на формирование так называемых «софт скиллс»: навыков работы в команде, переговоров, эмоционального интеллекта, а также цифровых навыков. С преподавателями делимся современными технологиями учебного процесса.

При этом мы не ставим своей целью создать для Сбербанка пул потенциальных сотрудников, мы хотим, чтобы на Дальнем Востоке появилось больше специалистов в этой, пока еще для многих новой, области. А так как Сбербанк реализует немало проектов в области цифровой экономики и уже сейчас использует в своей ежедневной работе искусственный интеллект, мы действительно можем поделиться своими знаниями и опытом.

Есть у нас интересный проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» — для детей и родителей, это навигатор по навыкам 21-го века. Он представляет собой портал, который поможет освоить ключевые навыки будущего. Пользователю нужно указать возраст и интересы ребенка, а навигатор сам подберет подходящие книги, курсы, приложения и многое другое.

- А как складывается сотрудничество Сбербанка с финансированием госсектора?

- Что касается финансирования госсектора, то сегодня Сбербанк является лидером этого рынка. На текущий момент мы профинансировали региональные бюджеты и предприятия региона более чем на 70 млрд рублей. В основном муниципалитеты привлекают средства для увеличения расходной части бюджета, решая таким образом стоящие перед ними задачи по финансированию значимых проектов на своих территориях, обеспечению социальных гарантий.

Сбербанк предлагает широкий перечень инструментов для решения задач наших партнеров: от кредитования до лизинга техники и оборудования. Становятся востребованными такие формы, как выпуск облигаций, факторинг.

Постепенно развивается и инструмент государственно-частного партнерства (ГЧП). Изучив обстоятельства, которые мешают активному развитию этого инструмента, Сбербанк поменял подход к работе с проектами и предложил так называемые коробочные решения. Их особенность в том, что предложения соответствуют потребностям региона, сумма сделки соответствует масштабу этих потребностей, при этом есть инвестор для реализации проекта и методическая поддержка со стороны банка на этапе реализации.

Это набор шаблонов документов и основных требований, в том числе модель подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в разных отраслях. В их число входят проекты в сфере ЖКХ (по модернизации и строительству систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, переработки и утилизации бытовых отходов), образовательных учреждений и социальных объектов. Таким образом, ни инвестору, ни публичной стороне не нужно проходить сложный путь по их разработке, тратить ресурсы и время — банк проделал всю работу за них.

Например, на территории Хабаровского края был реализован совместный с АО «Хабаровские энергетические системы» проект по созданию и реконструкции объектов теплоснабжения в городском поселении «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского района. Объекты, построенные и реконструированные в рамках сделки, обеспечивают население поселка бесперебойным теплоснабжением в период отопительного сезона.

Также мы предлагаем решения для проекта «Умный город». Так, в Петропавловске-Камчатском уже внедрено инновационное решение «Монитор мэра». Его задача — это глубокая модернизация управления городскими службами. Помимо профильных функций отслеживания работы городской техники, у «Монитора мэра» есть встроенные подсистемы управления инженерным процессом: от этапа разворачивания и оснащения техники до сопровождения всех необходимых технологических операций в течение всего периода работы уборочной техники. Это позволяет сэкономить затраты на топливо, увеличить скорость выполнения заданий по уборке города и существенно сократить возникновение внештатных ситуаций.

Еще один интересный проект Сбербанк реализует с министерством здравоохранения Хабаровского края, он касается применения методов искусственного интеллекта в медицине и медицинских сервисах в учреждениях региона для диагностики и раннего выявления инсультов. Уже более трех тыс. снимков проанализировано, и этот инструмент стал частью повседневной работы при диагностике заболеваний. Совсем недавно начали совместный проект по внедрению модели искусственного интеллекта в процесс диагностики COVID-19 для более быстрого анализа снимков компьютерной томографии.

Лучшие практики Сбербанка легли в основу проекта по оптимизации работы правительства Магаданской области. Там внедрена система «Амелия» (такое поэтичное название выбрано неслучайно — оно переводится с древнегерманского как «трудолюбивая»), которая помогает всем службам правительства заказывать внутренние сервисы через мобильное приложение. Уже сейчас «Амелия» работает со всеми видами IT-запросов и заказом материальных ценностей, а до конца лета все сотрудники смогут с помощью «Амелии» заказать автомобиль, услуги мелкого ремонта, уборку помещения и многое другое. Элементы бережливого производства позволяют сократить потери времени и трудозатрат. Теперь все работы будут «оцифрованы», накопленная статистика со временем поможет правильно распределять ресурсы и затраты, определять точки возможной экономии.

Уникальный опыт сотрудничества — с Приморским краем. Там при участии компании Strategy Partners была разработана стратегия цифровой трансформации региона, при формировании которой изучался международный опыт социально-экономического развития, проведены исследования экономики Приморья и Дальнего Востока, а также масштабные опросы бизнеса и населения. Реализация стратегии должна вызвать ускоренный рост экономики Приморского края, при этом изменения должны коснуться таких сфер как транспорт, торговля, услуги, промышленность, образование, здравоохранение, строительство, рыболовство и сельское хозяйство. Стратегия рассчитана до 2030 года. Подчеркну, что этот проект уникален в масштабах страны.



С каждым днем мы видим в регионах все больше интереса к цифровизации и внедрению инновационных технологий в повседневную жизнь. Мы сейчас обсуждаем более 60 проектов по различным направлениям: интеллектуальное видеонаблюдение с распознаванием лиц в учебных заведениях, аутсорсинговые услуги для госпредприятий и организаций, телемедицина, системы распознавания речи в судах и медучреждениях для более быстрого оказания услуг, «умные остановки», разработка стратегий регионов и многие другие.

- Правительство России запустило несколько государственных программ, направленных на улучшение жилищных условий россиян. Насколько они востребованы на Дальнем Востоке?

- Действительно, в рамках постановления правительства № 566 государство, по сути, субсидирует расходы банков в связи со снижением процентной ставки по ипотечному кредиту. Ставка по программе «Господдержка 2020» будет стоить заемщику не более 6,5% годовых. Сбербанк же снизил еще на 0,1 процентных пункта ставку, поэтому в нашем банке она равна 6,4% годовых при оформлении ипотеки на жилье в новостройкке. Получить такой кредит можно будет только до 1 ноября 2020 года.

Программа пользуется высоким спросом: за месяц ее действия Дальневосточный Сбербанк выдал около 700 кредитов на общую сумму более 1,8 млрд рублей. Одна из причин высокого спроса — условия доступны для более широкой аудитории: нет ограничений по семейному положению, участие в ней могут принять не только семьи, но и одинокие люди, молодые и взрослые.

Но наибольшей популярностью у жителей Дальнего Востока, конечно, сейчас пользуется программа «Дальневосточная ипотека» со ставкой 2%. Сегодня по этой программе мы выдали уже более 3 тысяч кредитов на общую сумму свыше 11 млрд рублей. Мы видим, что высокий спрос на нее привел к дефициту объектов недвижимости на первичном рынке, на который рассчитана программа. И чтобы способствовать увеличению предложений от застройщиков, появлению большего числа новостроя в регионе, Сбербанк предложил строительным компаниям особые условия на финансирование.    

Кроме того, до 1 февраля 2021 года в Сбербанке действует акция, которая позволяет получить дисконт к ставке ипотечного кредита в размере 0,3 процентных пункта — при использовании сервиса «Электронная регистрация». Таким образом, взять кредит по программе «Господдержка 2020» можно по сниженной ставке 6,1%, а «Дальневосточную ипотеку» — по беспрецедентной ставке 1,7%.

Кстати, программой «Дальневосточная ипотека» могут воспользоваться и владельцы «Дальневосточного гектара» — для них предполагаются особые условия. В мае был выдан первый кредит для строительства индивидуального жилого дома на «дальневосточном гектаре». Кредит получила семья из Советской Гавани Хабаровского края.

- Сбербанк давно представляет клиентам не только банковские услуги, но и целую экосистему сервисов, которые пригодятся во многих сферах жизни. Как экосистема банка представлена сегодня на Дальнем Востоке?

- Сейчас, в условиях пандемии наши нефинансовые сервисы приобретают особое значение. Для клиентов сегмента «малый и микро-бизнес» компания «СБЕР Решения» запустила консультации по мерам поддержки бизнеса, вводимым правительством РФ. «Деловая среда» на платформе знаний и сервисов для бизнеса dasreda.ru публикует материалы и сервисы про перевод сотрудников на дистанционную работу, эффективную работу из дома, а также сервисы для успешного старта и развития своего дела. Доступ открыт всем, доступен он и для дальневосточников.

Помимо этого, на два месяца был предоставлен бесплатный доступ к значительной части курса «120 секунд. Секретный опыт миллионеров». Это советы по бизнесу, которые упакованы в видео-уроки по две минуты. Каждое видео — готовое решение для бизнеса, которое можно изучить в любое удобное время через компьютер или гаджет.

Также на платформе «Деловой среды» доступен сервис онлайн-регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета, с помощью которого можно зарегистрировать ИП и ООО с одним учредителем в режиме онлайн и открыть счет, не выходя из дома, без визитов в налоговую.

Консалтинговая компания Strategy Partners предложила клиентам Сбербанка ряд стратегических антикризисных продуктов, помогающих в разработке возможных сценариев развития ситуации, формирования пакета антикризисных мер и адаптации модели управления, с целью снижения возможных последствий кризиса. К примеру, те компании, которым была важна экспресс-диагностика и быстрые решения, могли воспользоваться «Стратегической сессией по разработке антикризисных мер».

Те, для кого важен системный подход, рассматривали «Комплексную антикризисную программу», которая позволяет проработать сценарии развития ситуации, скорректировать цели и инвестиционные планы, а также разработать систему мер по укреплению устойчивости бизнеса, подготовить бизнес-план, финансовую модель для получения мер господдержки, и многое другое. Для компаний, которые рассматривают кризис как время возможностей, эксперты Strategy Partners прорабатывали варианты расширения бизнеса за счет сделок M&A, анализировали целесообразность выхода в другие продуктовые сегменты и на зарубежные рынки.

Также в период пандемии актуальным стал сервис телемедицины DocDoc (теперь этот сервис называется «СберЗдоровье»), который входит в экосистему Сбербанка. При звонке на бесплатную горячую линию ‪пользователя соединяют со специалистом call-центра, оператор проводит консультацию по вопросам, не требующим медицинской квалификации, а при необходимости соединяет с врачом. С начала апреля на этой же горячей линии стали доступны и консультации психологов, при этом длительность консультаций неограниченна. За время работы горячей линии туда обратилось около десяти тыс. жителей Дальнего Востока.

В рамках этой же горячей линии был запущен специализированный бесплатный проект по вопросам, связанным с коронавирусом, для медицинских работников России. Особенно актуально это для врачей, которые работают в удаленных или небольших населенных пунктах, где не всегда есть возможность провести медицинский консилиум с коллегами, обладающими большей экспертизой по конкретной тематике.

- Какие меры предложил Сбербанк для помощи своим клиентам во время ограничений по коронавирусу?

- Сбербанк работает как по государственным программам поддержки, так и предложил собственные меры. Так, мы продолжаем активно принимать и рассматривать заявки от клиентов по программе «Господдержка 2%». Эта программа вызвала огромный спрос и направлена на возобновление бизнеса. Воспользоваться ей могут предприятия всех сегментов — от малого бизнеса до крупнейших предприятий из пострадавших отраслей или отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности.

Ключевая особенность этой программы в том, что государство предложило действительно уникальные меры поддержки. Предприятиям, которые сохранят до марта 2021 года штат сотрудников на уровне 90%, полностью спишут сумму кредита и начисленных процентов, при сохранении 80% штата – половину суммы. Таким образом, благодаря этой программе предприятие сможет выплатить зарплату, пополнить оборотные средства, использовать финансирование под инвестиционные цели.

Помимо этого, мы продолжаем выдавать кредиты под 0% на зарплату по государственной программе. Они предназначены для малого и микробизнеса в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и предоставляются только клиентам из пострадавших отраслей, перечень которых утвержден правительством. Сегодня в нашем банке выдано более 660 кредитов на общую сумму более 1,7 млрд рублей.

Также Сбербанк разработал расширенную программу кредитных каникул (реструктуризация кредитов) для всех сегментов, относящихся к отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19. Программы уже работают по всей стране, в том числе на Дальнем Востоке.

А по малому и микробизнесу принято решение об упрощенном механизме реструктуризаций — мы предоставляем отсрочку на срок до шести месяцев по кредитам клиентам, пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции. Также на срок до шести месяцев Сбербанк готов не предъявлять санкции к клиентам малого и микробизнеса, если они не исполнят другие обязательства по кредитным договорам. Речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, предоставлении документов, выполнении финансовых показателей.

Также банк снизил ставки по интернет-эквайрингу для предприятий, реализующих социально значимые товары и услуги через интернет. Льготная ставка распространяется на предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания, медицинских товаров, бытовой техники и средств связи стоимостью до 20 тыс. рублей, одежды и товаров повседневного спроса. Комиссия для этой группы предприятий будет составлять не более 1% вплоть до 30 сентября этого года.

Поскольку безналичные расчеты в период пандемии стали актуальнее, Сбербанк с 1 июня снизил ставку по всем видам эквайринга (торговому, интернет-эквайрингу и сервису «Плати QR») для медицинских учреждений. Комиссия составит не более 1% от оборота, такое предложение будет действовать до 30 сентября этого года. Сниженную ставку предоставят на клиники и больницы, медицинские лаборатории, службу скорой помощи, а также лицензированных врачей, которые занимаются общей или специализированной медициной.

В целом, могу отметить, что любой кризис – это время возможностей, точка роста. Мы видим, что стратегия банка, направленная на цифровизацию, была правильной. Все цифровые сервисы стали более востребованы. Наш сервис «ДомКлик», который давно уже сделал возможным приобретение жилья в ипотеку в режиме онлайн, позволил банку и клиентам не приостанавливать ипотечные сделки, вся работа велась в прежнем режиме. Благодаря обширному функционалу приложения «Сбербанк Онлайн» наши клиенты могут выполнять практически все операции в режиме онлайн, находясь у себя дома, что, конечно же, было крайне важно в период самоизоляции.

В период пандемии мы зафиксировали рост популярности сервисов экосистемы банка, которые стали актуальными и полезными для наших клиентов. Таким образом, мы можем говорить об успешном выполнении основной задачи экосистемы – предложить широкий спектр необходимых качественных сервисов и услуг, покрывающих практически все сферы жизни людей.

К примеру, большую популярность завоевал Okko, который представляет собой уже больше, чем онлайн-кинотеатр. В период самоизоляции он не только предоставил особые условия на пакеты подписок, но и совместно со Сбербанком запустил проекты «Искусство онлайн» и «Шоу ON», которые открыли для виртуального посещения театры, музеи и концертные залы. Также компании Okko и Сбердевайс предлагают медиаприставку Okko Smart Box, которую можно подключить к телевизору, и смотреть фильмы в онлайн-кинотеатре Okko, спортивные трансляции в Okko Спорт, видео в интернете и телевизионные каналы. А еще ее можно взять с собой на дачу или в гости, она очень компактна и полностью портативна.

В конце июня в крупнейших городах Дальнего Востока начал работать федеральный сервис доставки продуктов СберМаркет, который позволяет заказывать продукты и товары первой необходимости онлайн с доставкой на дом прямо до двери. На сегодня сервис работает в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Биробиджане и Анадыре. Запуск такого сервиса на Чукотке, к слову, это настоящий «скачок». Партнерами СберМаркета стали уже девять торговых сетей, в скором времени их перечень увеличится, как и список городов, где он станет доступен. Мы активно над этим работаем.

СберМаркет — это не просто служба курьерской доставки, его ключевое отличие — в компании работают профессиональные сборщики заказов, которые проходят специальные курсы и сдают необходимые квалификационные тесты. Клиент делает заказ через сайт или удобное мобильное приложение, сборщик СберМаркет выберет товары, упакует продукцию в пакеты и термобоксы, далее курьер доставит заказ до дверей в выбранный двухчасовой интервал.

Отмечу, что действует услуга бесконтактной доставки, что особенно актуально в это время. Важно, что если в магазине отсутствует что-то из заказа клиента, то ему обязательно перезвонят и уточнят, следует ли заменить позицию и на что. Сервис также позволяет экономить время: его не нужно тратить на поход в магазины, СберМаркет возьмет эти хлопоты на себя. Мы и дальше будем ускоряться, чтобы предвосхищать потребности клиентов.

13 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика