Картина Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» впервые представлена в России в рамках культурной программы ВЭФ-2019 при поддержке Сбербанка и посольства Италии
«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Сандро Боттичелли – выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения. Стоя перед арками лоджии Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому стилю, известному как «Богоматерь Гликофилуса», что в переводе с греческого значит «сладко любящая» или «сладкое лобзание». И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».
Искусство без границ
Картине из собрания флорентийских Галерей Уффици предстоит волнительное путешествие по России.
«Мы с гордостью представляем наш новый проект в сфере культуры. Сбербанк стал надежным партнером не только ведущих российских музеев, но и завоевал авторитет как участник крупных международных инициатив по развитию искусства. Особая честь для нас впервые привести на российскую землю полотно "Мадонна делла Лоджиа" и сопровождать его в уникальном путешествии по стране», — рассказала старший вице-президент Сбербанка Татьяна Завьялова.
3-5 сентября премьерная выставка картины «Мадонна делла Лоджиа» проходит в отделении Сбербанка на площадке ВЭФ.
По словам посла Италии в Москве Паскуале Терраччиано, выставка «Мадонны делла Лоджиа» по случаю первого участия Италии в Восточном экономическом форуме – редкая возможность показать великолепное произведение итальянского Возрождения в Дальневосточном регионе.
Жители и гости Приморья смогут увидеть полотно с 8 сентября по 6 ноября в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Затем показ картины состоится в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже с 17 ноября в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».
Благодаря инициативе генерального партнера проекта Сбербанк – прикоснуться к шедевру Боттичелли смогут незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.
Боттичелли и расцвет меценатства
Картина «Мадонна делла Лоджиа» — одно из самых значимых ранних полотен Сандро Боттичелли, в которых ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его.
Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, большая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма — еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.
Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам». Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 годы из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.
В дуэте с искусством
Выставка картины «Мадонна делла Лоджиа» в России — не первый культурный проект Сбербанка. На протяжении многих лет компания становится партнером в проведении крупнейших выставок, театральных и арт-фестивалей, значимых музыкальных событий. Банк помогал провести масштабные выставки в Эрмитаже и Пушкинском музее, совместно с Третьяковской галерей участвует в реставрации картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581». Также банк является партнером театрального фестиваля и премии «Золотая Маска», Московского фестиваля циркового искусства и Роскино.
Притронуться к произведениям искусства, почувствовать их в прямом и переносном смысле теперь может каждый — для этого Сбербанк развивает технологические проекты, которые помогают людям с инвалидностью приобщиться к культуре. Так, для слабовидящих некоторые спектакли и кинофильмы сопровождают тифлокомментированием (лаконичным описанием предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему без дополнительных пояснений), также Сбербанк проводил выставку тактильных картин из собрания Пушкинского музея. Экспозиция «Видеть невидимое» прошла в 15 городах России — на выставке незрячие посетители могли в прямом смысле прикоснуться к искусству, потрогав объемное полотно.
Всем поклонникам искусства Сбербанк к своему 175-летию предоставил возможность увидеть уникальные художественные коллекции или познакомиться с новыми творениями — банк подарил бесплатный вход в художественные музеи по всей России в рамках проекта «Искусство сохранять».
Марина Устимова