Поделиться
Символ самурая
Поделиться

Путь самурая и японо-российский культурный обмен

-

В середине эпохи Хэйан (794–1185) в Японии был создан особый меч – катана, или нихонто, – с изгибом и выпуклой каемкой вдоль тупой стороны. В эпоху Эдо (1603–1867) фехтование из техники убийства людей превратилось в более гуманное искусство владения мечом, ставящее своей целью формирование личности самурая.

На период с эпохи Муромати (1392–1573) по начало эпохи Эдо приходится рождение многочисленных стилей самурайского фехтования. А в середине эпохи Эдо в практику вошли тренировки с использованием специальных защитных доспехов и бамбуковых мечей. В эту мирную эпоху большое значение стали придавать не только техническому, но и морально-культурному аспекту. После буржуазной революции Мэйдзи (1868), в начале эпохи Тайсе (1912–1926), искусство самурайского фехтования стали называть кэндо – «путь меча». Кэндо завоевало широкое признание в качестве будо (боевого искусства), в основе которого лежит дух японских самураев. В настоящее время кэндо считается одним из главных видов японских боевых искусств. Так, более 1,6 млн японцев имеют мастерские разряды (степени – дан) по этому виду спорта, а с 2012 года кэндо и другие виды будо были включены в обязательную программу японских средних школ.

Строгое воспитание

Кэндо и другие японские боевые искусства во многом отличаются от европейского спорта. Так, Есифуми Нонака в своей книге «Этикет будо» утверждает: «Спорт по своей сути развлечение, а будо – это мир подвижничества, в основе которого лежит путь». Масатакэ Суми (8-й дан Ханси) в книге «Кэндо: воспитание человека» пишет: «В отличие от быстро прогрессирующих новаций и погони за техникой в спорте, в основе тренировок по кэндо лежат принципы сю-ха-ри: «сначала следуй словам учителя, затем нарушай их и, наконец, иди своим путем». Большое значение в кэндо придается настрою ученика – необходимо прилагать усилия для того, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к своим предшественникам». Есихико Иноуэ (8-й дан Ханси) замечает: «Дух спорта – это дух честной, открытой, мужественной и светлой борьбы по правилам… В будо, помимо этого, есть нечто другое. Это принципы «не соревноваться» и «не ставить победу конечной целью». Именно это составляет дух будо, который стал хорошим дополнением к духу спорта».

Основное значение в кэндо имеет не чисто спортивная составляющая, а нравственный аспект – формирование человеческого достоинства. В трактате Садамунэ Огасавара «Сюсин рондзе» (1335) говорится, что для чести самурая важно «строгое самовоспитание в отношении своих слов и поступков в повседневной жизни, а также придание большего значения духу вежливости, чем победе на поле боя». Согласно определению, принятому Всеяпонской федерацией кэндо в 1978 году, «кэндо – это путь формирования человеческого достоинства через совершенствование в законе меча».

Такэнори Баба (7-й дан Кеси) в своей монографии «Дух, техника и тело: совершенствование через кэндо» отмечает роль этикета в формировании личности: «В кэндо много элементов «пути», высоко ценящего форму, в том числе этикет, посредством которого происходит формирование человеческого достоинства». Масатакэ Суми (8-й дан Ханси) в книге «Кэндо: воспитание человека» говорит о формировании личности через совершенствование в кэндо: «Кэндо способствует росту духовности человека путем совершенствования мастерства».

Во всех городах, поселках и деревнях Японии есть школы и секции кэндо, где занимается большое количество ребят. Когда родителей спрашивают о том, зачем они отдают туда своих детей, большинство отвечает: «Мы хотим, чтобы через кэндо они научились вежливости, этикету, воспитали в себе силу духа». Практически нет таких родителей, которые надеются, что повзрослев, их дети станут профессиональными кэндоистами или будут зарабатывать кэндо на жизнь. Таким образом, в Японии не делают акцента на спортивном элементе кэндо, главное значение придают его нравственной составляющей.

Доброе отношение к противнику

Одна из характерных особенностей кэндо, которую не часто встретишь в других видах спорта, – дух заботы о других людях и самопроверка. Необходимо всегда проявлять уважение к противнику, благодарить его за каждое движение, а также постоянно задумываться о своих действиях.

В случае поединка на настоящих мечах исход всегда таков: победитель остается в живых, а побежденный погибает. При этом победитель оглядывается на самого себя, правильно ли он поступил, отняв своим ударом жизнь противника, и просит у него прощения. Такой акт в кэндо называется дзансин (осадок на сердце, сожаление).

Современное кэндо открывает еще более широкие возможности по сравнению с поединками на настоящих мечах. Это возможность безграничного роста, которая обусловлена тем, что есть и победитель, и побежденный, но никто не погибает. Нанесший точный удар по телу противника думает над тем, был ли этот удар правильным, и благодарит парт­нера за предоставленную возможность усовершенствовать свое мастерство. А атакованный благодарит партнера за то, что тот своим ударом дал ему возможность увидеть свои слабые стороны, и размышляет о своем несовершенстве.

Так, во время серьезных поединков с партнером можно воспитать у себя чувства благодарности, уважения к противнику и привычку к самопроверке. Возможность взаимного роста – наиболее выдающаяся черта современного кэндо.

Культурный обмен

Считается, что кэндо в России началось с основания первого клуба при МГУ в 1964 году. Затем в связи с политикой СССР это боевое искусство долгое время находилось под запретом, а примерно с 1989 года занятия были возобновлены, в первую очередь в Москве. В 1998 году Москву посетил бывший премьер-министр Японии Рютаро Хасимото (тогда он имел 5-й дан по кэндо), который провел мастер-класс для российских кэндоистов. В том же году состоялся первый Всероссийский чемпионат по кэндо на Кубок «Мирное сердце», переданный им в дар. Рютаро Хасимото принял участие и во втором чемпионате, а также провел обмен с россиянами в области кэндо.

Сейчас под руководством президента Российской федерации кэндо Р. С. Алоева, который продолжает поддерживать российское кэндо с периода его зарождения, этот вид самурайского боевого искусства распространился по всей территории России. Кэндо занимаются везде: от Калининграда до Сахалина и от Мурманска до Северного Кавказа. В разных городах проводятся чемпионаты и мастер-классы, мероприятия с участием ведущих российских кэндоистов и японских мастеров, которых приглашают в Россию. Кроме того, российские кэндоисты посещают Японию и тренируются в клубах и университетских секциях кэндо в разных городах страны. Все это говорит о постоянных активных контактах между нашими странами в этой области.

Дипломатические представительства Японии в России проводят различные культурные мероприятия, семинары, мастер-классы по современной и традиционной культуре, в том числе по кэндо. В последние годы состоялся целый ряд мастер-классов и чемпионатов в сотрудничестве с региональными федерациями кэндо в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Нижнем Новгороде и других городах европейской части России, в регионах Сибири и Дальнего Востока, в том числе в Иркутске, Хабаровске, Благовещенске.

В августе 2011 года в рамках программы японо-российских молодежных обменов на основе межправительственной договоренности правительство Японии направило в Красноярск группу кэндоистов – школьников и студентов (24 человека) из префектуры Иватэ, пострадавшей от мощного землетрясения на востоке Японии. В ходе этой поездки японская молодежь, пострадавшая от бедствия, встретилась и пообщалась с российскими кэндоистами. В декабре того же года члены секции кэндо Педагогического университета Фукуока (16 человек) были приглашены в Москву, где приняли участие в обмене в течение 4 дней. А в июне 2012 года в Фукуоку отправились уже молодые российские кэндоисты (29 человек), которые углубили общение со своими сверстниками через кэндо и совместный отдых, в том числе прогулки по туристическим местам.

Путем культурных обменов в рамках таких межправительственных договоренностей обмены между гражданами наших стран действительно становятся все активнее, а в 2012 году количество участников программ японо-российских молодежных обменов впервые за всю их историю превысило 500 человек. В марте этого года планируется направить группу молодых российских кэндоистов (около 35 человек) в токийский Университет София и Киото.

Русский дух

С момента прихода кэндо в Россию прошло уже около полувека, и, несмотря на различные трудности, с которым оно сталкивается, кэндо в России начинает прочно пускать корни. Тот факт, что в 2010 и 2011 годах юниоры Приморья победили на чемпионате Европы по кэндо, доказывает то, что российское кэндо развивается замечательно. С другой стороны, в Москве и других центральных городах кэндо, как и прежде, считается боевым искусством для взрослых, а у детей очень мало шансов заниматься им. Для распространения кэндо в дальнейшем, важной задачей является увеличение юношеских секций.

Кроме того, явный недостаток количества русскоязычных книг по кэндо и информации о нем в русско­язычном Интернете тоже препятствует распространению этого боевого искусства, особенно принимая во внимание тот факт, что истинная сущность кэндо – это духовная культура, философия самураев, которая взращивалась предками с древних времен. Если тренироваться, не понимая таких основных постулатов, то, даже изучая приемы и технику кэндо, невозможно будет говорить о его развитии в истинном смысле слова.

Вполне вероятно, что такое искусство боя, как кэндо, широко распространится среди россиян – основание для этого кроется в менталитете русских. В русских семьях все уважают бабушек и дедушек, а между членами семьи и близкими друзьями почитается гармония. Такие традиции очень близки духу японской учтивости и гармонии, который больше всего ценится в кэндо. Японские студенты, которые провели несколько дней с российскими кэндоистами во время японо-российского молодежного обмена, были тронуты российским менталитетом и в один голос говорили: «У российских кэндоистов есть чему поучиться». Хочется верить, что японо-российский обмен по кэндо – это не только обмен в области спорта, но и обмен духовности японцев и россиян, и обмен этот будет способствовать большему взаимопониманию между нашими народами.

Сехэй ТАКЭНОУЧИ, третий секретарь Посольства Японии в России, 5-й дан кэндо Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов