Где и как будут утилизированы опасные отходы, прибывшие в Приморье из Амурской области
ООО «Система» обещает вывезти из Приморья все опасные отходы, которые были завезены в край из Амурской области, сообщило правительство Приморья. По словам зампредседателя правительства Приморья Елены Пархоменко, сейчас согласовывается график перевозок, а представители компании выбирают место, куда они увезут просроченные пестициды. Рассматриваются три площадки в Приамурье, при этом все действия согласованы с Роспотребнадзором.
В своем телеграм-канале правительство Приморского края выложило письмо директора ООО «Система», где говорится, что руководство компании понимает всю социальную ответственность перед жителями Приморья, приносит извинения за доставленные неудобства, а также просит разрешить возобновить деятельность комплекса.
Конкретно для Приморья эта история началась в середине октября, когда стало известно, что в поселке Западный Надеждинского района планируется утилизировать или, проще говоря, сжечь, больше 100 тонн опасных отходов. По официальной версии, это отходы 2-3 класса опасности - пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, прибывшие с космодрома «Восточный».
Об опасности, грозящей Приморью на Youtube канале журналиста Андрея Караулова рассказал экс-кандидат в губернаторы Приморья от партии «Зеленых» и экс-глава Росприроднадзора Олег Митволь. Он заявил, что под Владивостоком среди прочего планируется сжигать гранозан – опаснейшее соединение ртути, применение которого давно запрещено.
Информация мгновенно разлетелась по интернету и вызвала широкий резонанс – жителям Приморья идея сжигать токсичные отходы в густонаселенном Надеждинском районе, соседствующим к тому же с самым крупным городом края, Владивостоком, не понравилась категорически. Люди вышли на митинг, требуя увезти ядовитые вещества подальше от их домов.
Вся эта ситуация очень не понравилась и региональной власти, и 23 октября на полигон в Надеждинском районе прибыл губернатор Приморья Олег Кожемяко. Не слушая объяснений руководства комплекса по утилизации отходов, он заявил, что эти отходы в Приморье сжигать не будут.
«Мы подаем документы непосредственно в ФАС о расторжении контракта, который вы заключили, по причине того, что он был составлен с нарушениями. И, соответственно, затем вы должны будете все вернуть в те хранилища, где взяли. В России есть несколько полигонов, которые могут работать с подобными отходами. Мы однозначно не дадим сжигать их здесь», – сказал он.
Елена Пархоменко отметила, что в настоящее время ведется интенсивное межведомственное взаимодействие с региональной прокуратурой, другими надзорными органами, целью которого является разработка легитимного механизма удаления этих отходов с территории Приморского края.
По информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморья, отходы попали в Приморье в результате длительного и достаточно запутанного процесса.
Как выяснилось, на территории Амурской области они хранились с 2006 года. 29 января 2021 года между ГБУ Амурской области "Экология" и ООО "Зеленый город" был заключен договор, согласно которому отходы должны были быть захоронены на полигоне "Серебристый" в Красноярском крае. Сделать это тогда помешали изменения в нормативном регулировании правоотношений, деликатно пояснили в профильном министерстве. Но дело не только в этом – сибиряки тогда отреагировали так же, как сейчас приморцы. Под давлением общественности «Серебристый» отменил сделку, а отходам начали искать новое место.
Исполнитель обратился в арбитражный суд Амурской области с просьбой заменить содержащееся в контракте условие об отправке отходов на полигон на их термическое обезвреживание. 15 сентября суд удовлетворил просьбу ООО "Зеленый город", исполнителем работ была определена приморская компания ООО "Система", которая имеет техническую базу в Надеждинском районе.
Весь объем отходов – 875 тонн. По предварительным оценкам, на производственную площадку "Системы" в поселке Западном уже доставлено около 210 тонн. Еще около 100 тонн не довезли – из-за поломки машины их выгрузил на площадке в поселке Ярославский.
Несмотря на то, что приморское правительство заявляет об отправке отходов в Приамурье как о практически решенном деле, межрайонный природоохранный прокурор Благовещенска Олег Зюбин заявил журналистам, что в области нет полигонов, оборудования и компаний для утилизации ядовитых отходов с космодрома «Восточный». И, похоже, совершенно не лукавил. Как написал 29 октября, ссылаясь на слова представителя компании ООО «Система», «Интерфакс», вывоз пестицидов задерживается из-за отсутствия подходящей площадки в Приамурье.
Но на случай, если принять ядохимикаты все-таки придется, глава региона Василий Орлов попытался успокоить жителей.
«Объясняю подробно, что сейчас происходит. У нас есть предписание суда, что их нужно обезвредить. Мы в соответствии с этим решением предусмотрели деньги в бюджете, около 55 млн рублей, и в соответствии с 44-ФЗ провели торги на определение исполняющей организации. Победителем стала фирма, которая пыталась вывезти сельскохозяйственные химикаты, то в Красноярск, то куда-то еще. Дать оценку законности их действий может только соответствующая структура.
Со своей стороны мы в соответствии с законодательством, можем только ждать исполнения контракта — а он, между прочим, заканчивается уже в конце ноября. При невыполнении работы мы взыщем неустойку с компании, а также включим их в перечень недобросовестных. После будем снова проводить конкурс на определение подрядчика.
Отдельно хочу подчеркнуть, что сжигать агрохимикаты на территории области мы не будем. У нас нет необходимых ресурсов — объекта для обезвреживания таких видов отходов. И сжигать поэтому никто ничего не будет — это сразу уголовная статья», - прокомментировал он.
Кроме того, открытым остается вопрос об опасности отходов. ООО «Система» планирует провести независимую экспертизу, а в сети циркулируют слухи, что поднявший бучу Митволь, который руководит полигоном по утилизации промышленных токсичных отходов под Томском, якобы, сам хотел принять пестициды с «Восточного».
Приморские законодатели, между тем, решили обезопасить край от подобных ситуаций в дальнейшем.
Профильные комитеты Законодательного Собрания Приморья вместе с профильным министерством краевого правительства проанализируют правовую базу и подготовят законодательные инициативы.
«Ситуация, когда органы краевой власти в силу действующего законодательства узнают о проектах утилизации опасных отходов на территории края из других регионов постфактум, может произойти вновь. Два или несколько хозяйствующих субъектов договорятся и начнут реализовывать свой проект. И власти об этом, в силу сложившихся механизмов правового регулирования, могут либо не узнать, либо узнать поздно. Поэтому нам надо сосредоточиться на том, что мы можем сделать на законодательном уровне, чтобы дать органам исполнительной власти в руки инструменты, с помощью которых они могли бы получать информацию о подобных проектах заблаговременно и принимать при необходимости меры государственного реагирования», - пояснил спикер краевого парламента Александр Ролик.
Евгения Степанова«Экологическая катастрофа» — заявляют ученые. «Ядов нет» — уверяют чиновники. Кадры с мертвыми морскими животными и загрязненной рекой, впадающей в океан на Камчатке, облетели весь мир и вызвали большой резонанс. Общество раскололось – одни считают, что океан нужно срочно спасать, другие — что масштабы катастрофы слишком преувеличены. По мере развития событий становится ясно, что причина произошедшего — техногенная. Об этом заявляют ученые и специалисты ведомств, однако чиновники просят не торопить события и до сих пор не отказываются от версии природного происхождения загрязнения океана.
ТОКСИЧНЫЙ ОКЕАН
Первыми забили тревогу камчатские серферы. Першение в горле, «песок» и жжение в глазах они почувствовали еще в сентябре, но не и не думали, что причина в океане, пока не увидели на Халактырском пляже мертвую рыбу и морских обитателей. В первых числах октября вода стала вязкой и горькой. Начались симптомы отравления, причем даже у тех, кто просто прогуливался вблизи океана. Забили в колокола. Посты с призывами о максимальной огласке ситуации в соцсетях сопровождались фотографиями и видео выброшенных на берег морских ежей, водорослей, мертвого осьминога и небольшой ларги.
Выступая в прямом эфире ситуационного центра в правительстве региона основатель серф-школы Snowave Surf School Антон Морозов сообщил о 200 пострадавших от загрязнения.
«У десяти людей тошнота, температура, только в нашем лагере. В соседних лагерях то же самое. Нас, пострадавших более 200 человек», — заявил Морозов.
Серферов осмотрели медики и обнаружили ожоги роговицы. Теперь спортсмены просят провести для них обследование. МЧС развернуло на Халактырском пляже мобильную станцию для взятия проб воздуха. Правда сейчас она не фиксирует превышения ПДК ни по одному из показателей.
БЫЛО ЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЕ?
После широкого общественного резонанса в социальных сетях к проблеме активно подключились власти и надзорные органы. При этом местные жители и пользователи соцсетей обвиняли чиновников в бездействии и умалчивании проблемы. После этого на место выехали ответственные ведомства, вот только ничего страшного не нашли.
Первые результаты взятых проб Камчатгидромета выявили загрязнение в 2,5 раза по фенолам и в 3,6 раза – по нефтепродуктам. Пробы направили для анализа в Москву.
Местные власти пообещали наказать чиновников, если они скрывали проблему, и установить причины загрязнения, довести полные результаты расследования до общественности. При этом уже в понедельник прозвучали заявления об улучшении ситуации. Губернатор Камчатки Владимир Солодов сообщил, что вода нормального цвета, а пятен и загрязнений нет.
«Могу констатировать, что сегодня обстановка на Авачинской бухте благоприятная, люди отдыхают на берегу моря, и в целом ситуация нормализуется, благодаря уникальной способности океана к самовосстановлению», — сообщил губернатор.
Не обнаружил превышений нормативов в 80 пробах, взятых из акватории и с берега Халактырского пляжа, и местный Росприроднадзор. Еще 19 проб направили в Москву и Владивосток, причем одни и те же пробы разделили по лабораториям Росприроднадзора и научных институтов. Результаты в ближайшие дни.
Не увидели сотрудники Камчатгидромета никаких мертвых животных, никакой выброшенной рыбы на морском побережье. Визуальное обследование береговой полосы не показало ничего необычного и нестандартного. Не увидели гибели гидробионтов и спасатели.
«Факты о разных там выбросах животных, каких-то загрязнениях не подтверждаются. Силами спасателей и техники таких фактов выявлено не было. Никаких пятен на воде, никакого постороннего запаха», — заявил начальник ГУ МЧС России по Камчатскому краю Игорь Михно.
Нет следов на берегу, другое дело — акватория. Сотрудники Кроноцкого заповедника при погружении в воду на мысе Налычева обнаружили сильнейшее загрязнение. Из-за практически нулевой видимости дайвер не смог добраться до дна.
«Вся вода представляла собой "суп" из перемолотых остатков донных жителей, она была очень темная. Пробы и образцы были отобраны, но добраться до дна дайвер не смог», — рассказала начальник научного отдела Кроноцкого заповедника Дарья Паничева.
В Авачинской бухте специалисты обнаружили погибших морских ежей и звезд, моллюсков, трубчатых червей. Практически весь донный бентос был мертв.
ПРИЧИНЫ
Споры до сих пор идут не только о том, был ли сам факт загрязнения, и о его масштабах, но и о причинах произошедшего. Пока в лабораториях Москвы, Владивостока и Петропавловска-Камчатского продолжается анализ проб, местное правительство озвучило три версии произошедшего: техногенное загрязнение, следствие шторма и даже сейсмическая активность на полуострове.
Сейчас версия про сейсмоактивность и влияние вулканов больше воспринимается как попытка замолчать основную причину. Сотрудники Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН исключили сейсмическую или вулканическую активность на Камчатке как причину химического загрязнения акватории полуострова. На странице в Instagram учреждение опубликовало слова директора института Алексея Озерова, который отмечает, что причиной произошедшего не могут быть последствия сейсмической или вулканической деятельности. Это не природное явление, а, скорее, техногенное.
Заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука Иван Кулаков также отметил, что вулканы Авачинский и Корякский, скорее всего, не были причиной попадания ядовитых веществ в воду у побережья Камчатки.
«Вулканы содержат фенолы и нефтепродукты лишь в микроскопических количествах. К тому же, даже если предположить такое уникальное явление, то оно неизбежно сопровождалось бы другими признаками активизации вулкана, прежде всего повышенной фумарольной и сейсмической активностью», — отмечает Кулаков.
Два действующих вулкана — Авачинский и Корякский, которые можно было бы связать с этой экологической катастрофой, в последний раз были активны в начале года, а сейчас находятся в спокойном состоянии.
Версию о сейсмической или вулканической природе бедствия на Халактырском пляже не поддерживает и директор Камчатского филиала Федерального исследовательского центра «Единая Геофизическая служба РАН», кандидат физико-математических наук Данила Чебров.
«За последнее время на Камчатке, в Авачинском заливе в частности, не отмечалось выдающихся показателей сейсмичности, только слабые сейсмособытия. Они происходили на глубине в несколько десятков км. Основная сейсмичность на Камчатке сосредоточена в океанической плите, которая наклонно погружается под полуостров. Таким образом, влияние сейсмичности на выбросы вредных веществ можно полностью исключить», — объяснил ученый.
Эксперт также не согласен с версиями о том, что причиной могло стать извержение подводного вулкана, выброс газогидратов. По его словам, известных подводных вулканов в Авачинском заливе нет, а новые не образовывались.
«Ближайшие подводные вулканы с юга — это район острова Атласова (Северные Курилы). Из-за течения подводные вулканы Северных Курил могли бы воздействовать только на животный мир островов, как максимум — на южную часть западного побережья Камчатки в районе мыса Лопатка. Газогидраты не выбрасывались. Накопление газогидратов — это области вечной мерзлоты и Северный Ледовитый океан. На Камчатке таких явлений раньше не отмечали», — полагает Чебров.
В социальных сетях активно обсуждалась версия о причастности к загрязнению военных. В субботу Минобороны опровергло эту информацию, заявив, что «перевозок крупных партий нефтепродуктов кораблями и судами ВМФ России, в том числе зафрахтованными в интересах Минобороны России для снабжения Тихоокеанского флота в данном районе не осуществлялось». Также военные заявили, что не используют нефтепродукты и вещества, содержащие в своем составе фенол и его соединения.
«На полигоне "Радыгино" начиная с июня по настоящее время никаких учений с использованием тяжелой боевой техники не было. В этот же период в акватории Авачинского залива, примыкающей к Халактырскому пляжу, каких-либо мероприятий боевой подготовки с привлечением кораблей и судов Тихоокеанского флота не проводилось», — говорилось в сообщении.
При этом в начале августа на лентах информагентств было опубликовано сообщение о том, что военнослужащие подразделения радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты на Камчатке получили специализированные машины для постановки аэрозольных завес ТДА-3. Сообщалось, что эти машины способны осуществлять дезинфекцию участков местности, зданий и сооружений, дезактивацию и дегазацию наружных поверхностей техники путем распыления растворов для специальной обработки.
Также уточнялось, что на полигоне «Радыгино» спланировано проведение тактико-специального занятия военнослужащих подразделения РХБ-защиты с привлечением новой техники. Этот полигон уже проверили специалисты разных ведомств. Страшной картины не увидели, но нарушения отметили.
«Так хранить химические отходы нельзя», — отметил основатель и глава экологической политической партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов.
По словам главного научного сотрудника лаборатории морской экотоксикологии Тихоокеанского океанологического института имени Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, версия о том, что ядовитые вещества могли попасть в море с расположенного в том районе военного полигона, где сохранились остатки ракетного топлива, содержащие, в частности, гептил, имеет место быть.
«22 года назад на этом полигоне произошла авария, затронувшая довольно большую территорию. Но данные о нанесенном тогда экологическом ущербе найти сложно. Говорить о причинах этой локальной экологической катастрофы можно только после исследования проб», — заявил Раков.
Он также не считает, что загрязнение могло быть вызвано цветением токсичных микроводорослей, как предполагали некоторые жители. Для холодных вод Камчатки в этом время года это явление нехарактерно.
Ученые считают, что говорить о причинах загрязнения можно только после того, как будут изучены пробы. В WWF Россия отмечают, что произошло загрязнение высокотоксичным веществом. Там отмечают, что такой ущерб вряд ли может быть результатом шторма или загрязнения акватории нефтепродуктами.
«Это с большой вероятностью высокотоксическое загрязнение веществом с высокой растворимостью, так как оказались пораженными и донные организмы. Об этом свидетельствуют и последствия, которые ощутили на себе серфингисты», — сообщил директор программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.
Также в организации отмечают, что на берег в больших количествах выносит донные виды животных и растений. Это говорит о том, что загрязнение прошло через всю толщу воды.
«Мы можем предположить, что это высокотоксичная прозрачная субстанция, сильно растворимая в воде», — заявил пресс-секретарь Камчатского филиала WWF России Юрий Кисляк.
Он отметил, что вывод сделан по итогам неоднократного обследования побережья.
«Два дня назад наш сотрудник ездил в бухту Малая Лагерная и Средняя Лагерная, это небольшие заводи внутри Авачинской бухты густонаселенные морскими водорослями и ежами. Приехав на место, он сделал фотографии и видео большого количества выброшенных на берег морских ежей. Он кандидат биологических наук и всю свою карьеру связан с морем. Он сделал вывод, что это явно не естественный выброс, не результат шторма, потому что за всю долгую карьеру он такого не видел. На основании этих фото и видео мы делаем соответствующие выводы», — сообщил пресс-секретарь Камчатского филиала WWF.
По его словам, о высокотоксичном веществе, говорит то, что на берегу отмечаются выбросы донных морских организмов.
«На берегу обнаружены и морские ежи и водоросли, которые обитают на морских глубинах, они так просто не выбрасываются на берег. Они должны были сначала погибнуть, чтобы их выбросило на берег. Ежи, несмотря на внешний вид, довольно подвижны и при приближении шторма они уходят на глубину. Выбросы их при шторме происходят, но они единичны», — отметил Юрий Кисляк.
По его словам сегодня специалисты выезжали в эти же бухты и убедились, что выбросы присутствуют. Ученые считают, что это не имеет отношения к природным процессам — вещество прошло толщу воды и дошло до дна.
В свою очередь пресс-служба WWF России в пресс-релизе отмечает, что специалисты компании РискСат по заказу организации проанализировали космоснимки со спутника Sentinel-2 за июнь-сентябрь этого года и сравнили их со снимками в аналогичный период прошлых лет. Изображения демонстрируют несколько пленочных загрязнений. Так, 23 сентября зафиксирован сброс загрязненных вод с судна, вышедшего из Авачинской губы. Длина узкого нефтяного слика —11 км, расстояние от берега — четыре км.
«Загрязнения с судов (по-видимому, это незаконный сброс льяльных вод), которые мы видим на снимках, не способны вызвать таких катастрофических последствий, что произошли в конце сентября. Но сброс загрязненной воды с судна всего в четырех км от берега, очевидно, свидетельствует о том, что система контроля судовой и экологической обстановки в прибрежной зоне Авачинского залива неэффективна», - подчеркнул руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.
НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
К ситуации с загрязнением акватории на Камчатке подключились крупнейшие экологические организации — помимо Всемирного фонда дикой природы (WWF) России еще и Greenpeace. Последний назвал ситуацию экологической катастрофой и обратился в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Минобороны и Генпрокуратуру с требованием расследовать причины загрязнения, оценить масштаб и срочно устранить последствия.
В понедельник несколько групп специалистов Greenpeace на катере обследовали бухты Авачинского залива, основное загрязнение они зафиксировали в бухте Вилючинская. Это желто-коричневое пенистое пятно, которое движется в сторону заповедника «Вулканы Камчатки».
Поскольку Greenpeace раньше и громче остальных заявлял о проблеме, некоторые начали подозревать организацию в предвзятости и решении понагнетать обстановку, чтобы отбить спрос на камчатские морепродукты, в том числе со стороны иностранцев. Однако рыбаки завили, что на промысел и спрос произошедшее не повлияло — рыбы и покупателей много.
На излишнюю активность Greenpeace намекнул и губернатор. Затем врио министра экологии и природных ресурсов Камчатского края Алексей Кумарьков заявил, что шлейф в реке Налычева на космоснимке, который приводила экологическая организация, виден из-за осадочных и прочих пород, которые несет с собой горная река, яда в ней нет. Дескать, такие шлейфы есть практически у каждой реки. Однако во вторник о странностях воды в реке заявили специалисты КамчатНИРО. Они обнаружили плотные отложения и изменения цвета воды.
Не сдается и сам Greenpeace. На сайте организации опубликовали уже несколько снимков побережья в районе Халактырского пляжа и соседних бухт, сделанных из космоса. Активисты уверяют, что 1-3 сентября территория выглядела обычно, а 8 сентября было видно, что возле места, где река Налычева впадает в бухту, образовались мутные разводы. Именно тогда у серферов появились первые признаки отравления. После этого разводы были еще более мутные.
Независимое расследование проводят местные серферы. Они собирали пробы воды и отправляли их на исследование, обследуют акваторию на вертолете.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Ситуация на Камчатке получила широкий резонанс. Общественность, эксперты обсуждают, как повлияет эта ситуация на разные сферы жизни региона. По словам руководителя краевого агентства по туризму и внешним связям Наталии Максименко, преждевременно делать какие-то выводы о том, насколько данная ситуация отразится на развитии туризма на Камчатке в целом, так как сначала необходимо разобраться в причинах произошедшего. Власти региона после случившегося предлагают усилить систему мониторинга, организовать ее на федеральном уровне.
«Ситуация свидетельствует о том, что на уровне Камчатского края, на уровне России нет отработанной системы мониторинга неблагоприятных экологических последствий. Я хочу поблагодарить всех неравнодушных, но при этом я буду обращаться в федеральные органы власти с предложением создать единую систему постоянного мониторинга возможных неблагоприятных явлениях в окружающей среде», — заявил Владимир Солодов.
Ученый Владимир Раков считает, что ввосстановление пострадавшей от загрязнения морской экосистемы займет годы.
«Экосистема будет восстанавливаться медленно. Различным морским организмам нужно разное время. Например, планктону нужно несколько дней — погибший унесет, а течением принесет новый. Морские ежи и звезды живут четыре-восемь лет, некоторые виды моллюсков — до 30 лет. По предварительной оценке, если нового загрязнения не будет, экосистема может восстановиться за десять лет», — объяснил ученый.
Говоря о возможном ущербе, нанесенном рыбным запасам, эксперт отметил, что, скорее всего, значительный урон им не причинен.
«Лососевые, навага, сардины, как правило, чувствуя загрязнение, могут уплыть, покинуть опасный район. Морские животные намного чувствительнее, чем наземные. Погибли, в основном те, кто не смог быстро уплыть — моллюски, ежи», — отметил Владимир Раков.
Очевидно, что последуют результаты проверок, инициированных надзорными и следственными органами. Их проводят прокуратура и следственное управление, результаты поставлены на контроль в центральных аппаратах. За ситуацией следят и в федеральных министерствах и ведомствах. Пока Северо-восточное территориальное управление Росрыболовства возбудило административное дело по статье «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта».
Столица Забайкальского края вторую неделю задыхается от густого дыма, который плотной угольной пеленой покрыл весь город. Власти разводят руками — Чита находится в котловане, зима безветренная, поэтому дым с частного сектора и оседает на дома. Сколько жители будут задыхаться от дыма и безысходности — неизвестно.
Фенол и пыль
По данным наблюдений Государственной службы мониторинга загрязнения атмосферы ФГБУ «Забайкальское УГМС, например, 15 января на территории региона случаев экстремально высокого и высокого загрязнения воздуха не зарегистрировано. Тем не менее, в Чите максимально превышена ПДК фенола в Центральном, Ингодинском, Черновском и Железнодорожном районах в среднем в 1,7 раз, в Ингодинском и Центральном районах — взвешенных веществ, пыли — в 1,5 раза. Город покрыт плотным смогом с минимальной видимостью, в воздухе стоит запах угля.
О том, что Чита ежегодно покрывается смогом, говорят многие, но зима 2019-2020 выдалась бесснежной и безветренной, поэтому все, что выдает местная ТЭЦ, печи частного сектора, котельные и автомобили оседает в городе. Самый солнечный город России превратился в опасный для проживания. Жителям советуют меньше находиться на открытом воздухе, проводить влажную уборку. Ранее такие советы давали летом, когда горели леса.
Не дышите полной грудью
Приоритетными загрязняющими веществами воздуха в Чите являются взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксиды и оксид азота, сероводород, фенол, формальдегид, сажа и бензапирен. В результате это приводит к повышению заболеваемости жителей. Ведущие позиции среди всех возрастных групп занимают болезни органов дыхания.
«Меня как специалиста по заболеваниям легких настораживает то, что в воздухе оказалось это именно большое количество взвешенных частиц. Это мелкие углеродсодержащие частицы, органическая пыль — примерно в 10-20 раз меньше диаметра человеческого волоса. Мы их не видим, выходим на улицу, чувствуем запах гари, видим туман, но самое опасное, что частицы попадают в маленькие участки дыхательных путей, и их размер не позволяет им выйти обратно», — объясняет главный внештатный пульмонолог министерства здравоохранения Забайкальского края Сергей Лукъянов.
Медики отмечают, что грязный воздух неблагоприятно скажется на здоровье любого человека. Особенно он опасен для людей, страдающих сердечно-сосудистыми болезнями, а также хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и другими легочными заболеваниями.
«Я работаю в основных больницах города Читы и в Центре медицины катастроф: консультирую, каждый день осматриваю больных и вижу сейчас почти в каждом городском реанимационном отделении пациентов с легочными инфекциями или обострением хронических респираторных заболеваний», — уточняет врач.
В группе риска пожилые люди, дети и беременные женщины. Даже если человек полностью здоров, длительное воздействие таких частиц вызывает воспаление в дыхательных путях.
Сейчас у медиков еще нет итогового отчета за прошлый год, однако показательная статистика заболеваемости в периоды сильного задымления воздуха прослеживается. Например, в прошлом году шкала заболеваемости подпрыгнула вверх в апреле и мае — когда эпидемий зарегистрировано не было. Врачи связывают такой скачок с лесными пожарами и дымом. В то время люди стали чаще вызывать скорую и сами обращаться в поликлиники. Сейчас медики прогнозируют новый всплеск обращений в больницы.
Для улучшения ситуации со смогом в Чите пока сделать ничего нельзя, пока идет отопительный сезон, Чита продолжит оставаться в десятке городов России с самым грязным воздухом.
«Дети в детском саду не гуляют из-за дыма. Я младшего ребенка стараюсь из сада сразу везти домой, как можно меньше бывать на воздухе. Старший сын привык с раннего детства гулять при любой погоде, раньше мы и на горки ходили, на санках катались. Квартиру проветрить невозможно — сразу резкий запах угля, на подоконниках оседает черная пыль. Если представить, что этим дышат дети — становится страшно. В летние месяцы, когда пожары, мы едем в деревню, там воздух чистый. Неужели придется совсем уехать из города? Из-за нехватки свежего воздуха и солнца дети белые и нервные», — рассказала жительница Читы Александра Леонтьева.
По ее словам, дома без перерыва работают увлажнитель и очиститель воздуха, но порой даже при таких условиях начинают слезиться глаза, появляется одышка.
Чистый воздух только в планах
Летом в Чите планируют закрыть две котельные по улицам Шилова и Верхоленской в рамках федеральной программы «Чистый воздух». По мнению властей, это должно улучшить состояние окружающей среды. Подключенные к ним дома переведут на централизованное теплоснабжение. В целом в Чите планируется закрыть восемь и модернизировать 16 котельных. Также в рамках программы уже готова проектно-сметная документация на строительство троллейбусной линии «Каштак». На реализацию масштабных планов до 2024 года предусмотрено больше семи млрд рублей.
Тем не менее, депутат Госдумы от Забайкальского края Юрий Волков заявил, что Чита в 2019 году не получила денег на реализацию проекта «Чистый воздух» в рамках нацпроекта «Экология», из-за чего в частности жители столкнулись с густым смогом к Новому году.
«Счетная палата России сообщила об исполнении национальных проектов. В целом все исполняется ни шатко, ни валко. Хуже всего — нацпроект «Экология». А хуже всего в этом нацпроекте дела обстоят с разделом «Чистый воздух»: финансовые лимиты в сумме 10,9 млрд (это 80%) были заблокированы из-за отсутствия необходимых нормативных документов. Насколько я знаю, в Читу вообще не поступило ни копейки», — написал в Instagram Юрий Волков.
Он подчеркнул, что краевые и федеральные власти уже с начала года должны пересмотреть подход к нацпроекту «Экология».
Дайте газу
Депутат Заксобрания Забайкалья Роман Берг подготовил обращение к президенту Владимиру Путину и федеральному правительству с просьбой провести центральное газоснабжение в Читу. По его мнению, это решит проблему смога в краевой столице.
«В настоящее время правительством России решается вопрос поставки газа в Китай через Монголию. Однако газопровод планируется провести, минуя Забайкальский край. Почему бы не пустить его через наш край, Иркутскую область и Республику Бурятия?» — отмечается в обращении депутата.
По мнению Берга, Забайкалье не сможет иначе исполнить план нацпроекта «Экология», по которому к концу 2021 года уровень загрязнения атмосферного воздуха должен быть снижен на 22%. При этом газ в Забайкалье обещал провести еще второй губернатор региона, однако все так и осталось на уровне разговоров. Сейчас вопрос с газификацией стоит очень остро, и даже Минприроды края заговорило о необходимости подключения к этому топливу частного сектора.
Снизить нагрузку на экологию смогли бы и более демократичные тарифы на электроэнергию. Жители частных домов не могут установить электрокотлы для отопления — слишком дорого обходится зима, которая в Забайкалье длится почти пять месяцев. Эксперты Общероссийского народного фронта считают, что Забайкалью нужны субсидии для стимулирования автомобилистов и домовладельцев по переводу на газ.
«Во-первых, необходимо провести мониторинг и расчеты структуры вредных выбросов. Выяснить, что же является их основным поставщиком. Так, в воздухе имеется выброс опасного вещества бензопирена, по мнению экспертов, есть основания полагать, что это отходы от отопления частного сектора, который производится низкосортным углем. Поэтому, во-вторых, необходимо рассматривать иные источники теплоснабжения, например, сжиженный газ. В третьих, нужно возродить и оснастить оборудованием стационарные посты контроля вредных выбросов автотранспорта на основных въездных автомагистралях. В-четвертых, краю нужны субсидии для стимулирования автовладельцев по переводу их транспорта на газ, а также домовладельцев, которые заинтересованы в таком отоплении», — отмечают представители ОНФ.
Еще в ноябре 2018 года на имя губернатора Забайкальского края было подготовлено и направлено обращение от активистов ОНФ с конкретными предложениями по реализации федерального проекта «Чистый воздух». Также запланировано проведение круглого стола с привлечением Минприроды, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, представителей региональных СМИ, участников инициативной группы по петиции «За чистый воздух» и других. Пока же читинцы создали петицию за спасение города от густого дыма, уже сейчас под ней подписались больше девяти тыс. человек.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.
Начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Юрий Ладыгин в своём приветственном слове поделился статистикой за 2022 год. Так, в 2022 году товарооборот ДФО с Китаем увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом. С Южной Кореей – почти на 14%. С Вьетнамом – в 1,6 раза. С Арабскими Эмиратами – в 3,7 раза. С Японией сократился в 1,8 раза.
В стоимости экспорта почти 48% занимают водно-биологические ресурсы, порядка 10% - древесина и изделия из неё, более 11% - соевые бобы. Доля драгоценных металлов составляет 7%, столько же приходится на нефтепродукты.
При этом экспорт водных биологических ресурсов в стоимостном эквиваленте увеличился на 19%.
Экспорт древесины и изделий из нее в физических объёмах сократился на 21%, а в денежном выражении вырос на 7%.
Поставки сои по физическому объёму выросли почти на 30 процентов и в 2,3 раза по стоимости.
За 9 месяцев 2022 года центрами электронного декларирования выпущено 372 тысячи деклараций. Из них 12% - это экспортные декларации.
Модератор пленарной сессии, президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий подчеркнул, что в условиях санкций важнейшие задачи – расширение географии экспорта и диверсификация номенклатуры грузов.
«Сегодня нам необходимо расширять экспортные рынки, увеличить число внешнеторговых партнеров в том числе за счёт стран, с которыми у нас выстроены конструктивные внешнеполитические отношения. Это страны АСЕАН, Монголия, Вьетнам, Индия, ЮАР и другие», - обозначил модератор пленарной сессии.
Он напомнил, что из стран АСЕАН Вьетнам сегодня является крупнейшим торговым партнёром России, в том числе по таким направлениям экспорта, как свинина, лесобумажная продукция, изделия из металла и детское питание. В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Сегодня она загружена на 100%.
Интенсивно развиваются отношения с Монголией, которая проявляет серьёзный интерес к созданию совместных производств на российской территории и рассматривает порты Приморского края для транзитного сообщения со странами Северо-Восточной Азии.
«В текущем году мы продолжаем сталкиваться с ковидными и, само собой, логистическими и финансовыми ограничениями. Федеральное и региональное правительства совершенствуют механизм поддержки экспортёров и разрабатывает меры по преодолению барьеров», - подчеркнул Ступницкий.
Одной из таких мер является модернизация сухопутных пунктов пропуска – см. материал EastRussia «Форточки в Азию» и трансформации морской логистики, о которых рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
«Мы на практике видим, как изменяется логистика, и вектор смещается с Запада на Восток, как реализуется взаимовыручка и взаимосотрудничество между государственными органами и экспортёрами», - отметила докладчица.
«ВМТП» - крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке, третий год подряд занимает первую позицию по контейнерообороту в стране. Обрабатывает все номенклатуры грузов и обеспечивает круглогодичную навигацию. В его активах - 14 причалов, почти три километра причальной стенки, 174 средств механизации и 45 единиц кранов. При этом продолжается модернизация морской гавани.
«В прошлом году наш грузооборот составил 750 тысяч TEU. В этом году идём на те же цифры, но важно отметить, что порт мог бы выйти на более 800 тысяч TEU, если бы не ситуация в феврале. Она отразилась на всех, поэтому в мае был определённый спад. Но уже начиная с июля импорт восстанавливается. Экспорт достиг объёмов по итогам прошлого года и даже превышает прошлогодние показатели», - сообщила представитель порта.
В целом за 9 месяцев текущего года рост экспорта по дальневосточным портам составил 21%.
На фоне провала грузооборота в Северо-Западном бассейне и снижения показателей в Азово-Черноморском бассейне Дальневосточный бассейн ощущает прирост как в генеральных грузах, так и в контейнерном обороте.
Фактически «ВМТП» отмечает спад только транзитных грузопотоков, которые следуют через сухопутные переходы. В распоряжении дальневосточных портов в основном остался транзит на Узбекистан и Казахстан.
«Мы принимаем много грузов, которые раньше шли через северо-запад, в том числе опасных. Поэтому очень зависим от железной дороги, от экспедитора и его расторопности по документообороту. Учитывая, что вектор смещается на Восток, дальневосточные порты испытывают повышенную нагрузку, и железная дорога – немного узкое звено. Но скажу, что мы взаимодействуем по этому вопросу со всеми ведомствами вплоть до министерства транспорта и начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило. Ищем способы «разгрузить» ситуацию», - рассказала Елена Казарина.
Несырьевой экспорт – Россию не исключить из глобальной торговли
Продолжила пленарную сессию руководитель представительства АО «РЭЦ» во Владивостоке Елена Демиденко с докладом о новой географии экспортных потоков.
Она напомнила, что объем несырьевого неэнергетического экспорта из РФ за январь-август 2022 года в денежном выражении вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $125 млрд. Такие данные премьер Михаил Мишустин озвучил на недавнем форуме «Сделано в России».
«Я соглашусь с премьером, что намерение исключить Россию из глобальной торговли выглядит абсурдным. Представить мировую промышленность без российских товаров и ресурсов невозможно», - заявила Елена Демиденко, отметив, что в этом году главный экспортный форум страны посетило 78 иностранных делегаций, что в 5 раз больше по отношению к прошлому году. Такая динамика, по её словам, свидетельствует о позитивном восприятии российских товаров на внешних рынках.
«Всеми любимые российские шоколад, спиртное, даже кровельные материалы самые лучшие – они узнаваемы по своим качественным характеристикам, поэтому бренд «Сделано в России» - своеобразный знак качества в мире», - сообщила руководитель представительства «РЭЦ».
Как следует из представленного доклада, структурная перестройка товарных потоков открывает новые возможности участникам внешнеэкономической деятельности. Снижается товарооборот с Японией, но растёт с Вьетнамом и Индонезией.
И если ещё 3-4 года назад несырьевым экспортом занимались в основном крупные компании, в эпоху постковида и особенно с введением санкций расстановка сил кардинально меняется. Появились новые ниши торговли, куда стали заходить малые и средние компании, более гибкие, чем крупные холдинги.
«Допустим, есть запрос из Индии на соевое масло. Крупные производители не готовы выходить на новые рынки, им хорошо с постоянными партнёрами из Китая. А вот средние компании и даже объединения КФХ могут обеспечить экспорт на условиях, которые необходимы иностранному покупателю. К примеру, прислать тестовую партию без предоплаты, но при этом застраховать 95% своей поставки и включить страховку в стоимость этих товаров. Цена масла будет конкурентоспособной», - привела пример Елена Демиденко.
«РЭЦ» советует экспортёрам обратить внимание на потенциальных перспективных партнёров. Это рынки бывшего СССР – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, где у российских товаров уже есть уверенные позиции.
Второе направление – крупные страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Иран и много других.
Заслуживают внимания также страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российские экспортеры пока представлены слабо, но присутствует значительный потенциал роста. Среди них Таиланд, Бразилия, Арабские Эмираты, Индонезия, Филиппины, ЮАР.
А перед любым стартом стоит изучить рынок, который кажется наиболее интересным. И для этого стоит воспользоваться консультационной поддержкой РЭЦ и региональных подразделений центра «Мой бизнес». В том числе можно через цифровую платформу «Мой экспорт» заказать бесплатную услугу анализа экспортного рынка по стандартным критериям.
Помогут в продвижении российской продукции дегустационно-выставочные павильоны, открытые в Китае, Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Египте. В этом году откроются ещё две таких площадки в Турции и Саудовской Аравии. РЭЦ и центр «Мой бизнес» готовы оказывать всестороннюю поддержку экспортёрам.
Полный консенсус с Китаем
С докладом на тему российско-китайских отношений выступил директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона департамента инвестиционной деятельности ПАО «Сбербанк» Сюй Тенфэн.
По его оценке, итоги XX Всекитайского правящей Коммунистической партии Китая были положительными для России.
«По предположениям многих аналитиков в Китае, есть полный консенсус о том, что Китай продолжит политику сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе в отношении открытия рынков для российских товаров», - сообщил Сюй Тенфэн.
«Сбербанк» помогает российским экспортёрам усиливать свои позиции и расширять бизнес на китайском рынке. А также готов предоставить финансирование в различных пропорциях компаниям при нехватке собственного капитала.
«Несмотря на санкции китайские банки и компании продолжают сотрудничество со «Сбербанком» в различных форматах, по мере возможностей не нарушая санкционные ограничения. Мы видим полную поддержку в том числе со стороны китайского регулятора, и нас активно приглашают на усиление российско-китайских финансовых расчётов», - подытожил Сюй Тенфэн.
Тема финансовых расчётов продолжилась на круглом столе, посвящённом финансовым рискам и валютным операциям при экспорте.
Сегодня российские банки активно работают с регионами Китая Хэйлунцзян, Цзилинь и Чжэцзян. Экспортёрам рекомендуют взаимодействовать прежде всего с региональными банками КНР, которые проявляют больше интереса к российскому бизнесу, чем крупные кредитные организации. Предприниматели активно перестраивают свои расчётные цепочки через Харбин и Шанхай – крупнейший финансовый центр Китая, где расположены многие региональные банки.
«Сбербанк» также налаживает активное сотрудничество с банками Вьетнама и Индонезии.
«Сейчас финансовая логистика перестраивается, и мы будем свидетелями многих новаций», - полагает Сюй Тенфэн.
Отметим, что в рамках форума участники обсудили большое количество вопросов экспорта, включая международное образование на Дальнем Востоке, потенциал российских диаспор для продвижения российских товаров и экспортные возможности модной индустрии. К 2024 году Приморью предстоит вдвое увеличить объем несырьевого экспорта – с 2 миллиардов до 3,9 миллиарда долларов США.
Приморье – популярное среди дальневосточников курортное направление. Влекомые морским бризом и свежими морепродуктами едут сюда и жители других регионов РФ. Почти все гостиницы, апартаменты и хостелы забронированы в Приморье до конца сентября. Прирост загрузки средств размещения уже в мае 2022 составил 80-90% к маю прошлого года. Модульные отели могут стать спасением для желающих посетить Владивосток и окрестности в высокий сезон.
Гостиницы модульного формата предполагают наличие комфортных утепленных комнат, полного комплекта коммуникаций: от водопровода до интернета, можно выбрать любую отделку и дизайн помещений. Скорость возведения такой гостиницы – один-два месяца. Конструкция разборная, и при желании ее можно легко переместить или изменить конфигурацию. Существуют отдельные готовые модули и модульные детали.
Весомым преимуществом при возведении таких строений является то, что собственнику не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (что занимает немало времени) – за все отвечает завод-изготовитель, равно как и за соответствие своей продукции СанПиНам и требованиям пожарной безопасности.
Как рассказал EastRussia глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, по соглашению с Ростуризмом до конца года в регионе должно появиться 14 модульных отелей – емкостью в общей сложности в 243 номера. Определят получателей поддержки посредством конкурса.
«Субсидирование смогут получить проекты, которые подразумевают одновременную установку не менее десяти жилых модулей. Финансовая поддержка в этом случае компенсирует 50% затрат на каждый модуль, но не более 1,5 млн рублей. По итогам конкурса предприниматели получат деньги в течение полутора месяцев. Реализовать свой проект они должны до конца текущего года. Прием заявок – до 15 июля. В Приморье пока модульных отелей нет, здесь больше популярны глэмпинги. Для всего Дальнего Востока модульные отели – редкость. Надеемся, что в следующем году новые отели примут отдыхающих в высокий сезон», – рассказал он.
Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края
фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Заявки на участие в конкурсе на получение субсидии для возведения модульных отелей могут подавать предприниматели, зарегистрированные в Приморье. Модульная гостиница – конструкция круглогодичная. Как правило, бизнес стремится разместить гостиницы в пляжных местах в Хасанском, Лазовском районе, Владивостоке, Ливадии, но есть и проекты в Михайловском и Шкотовском районах, где можно зимой заниматься лыжным спортом.
Поставщика модульных панелей предприниматель может выбрать сам, также, как и конкретное место для его размещения. Главное – иметь земельный участок и разрешение на установку капитальных нестационарных объектов, и соответственно, на работу предприятий, предоставляющих услуги размещения. Можно строить базу отдыха с нуля, а можно обновить номерной фонд на уже имеющейся базе.
«За счет того, что модули круглогодичные – бизнес может начать получать прибыль практически сразу. Но не стоит забывать, что нужна инфраструктура. Мы говорим о модульном отеле – а это услуги размещения, предполагающие наличие пункта общественного питания, административного корпуса с ресепшеном, парковки, детской и спортивной площадки, – это бизнес должен создавать за свой счет. Гостям должно быть комфортно: санузел, условия для душа, обязателен кондиционер и оборудованная кухонная зона, мебель. Уровень комфорта мы закладывали на три звезды», – уточняет Арсений Крепский.
Он добавил, что за повышение уровня комфорта агентство при определении получателей субсидий дает дополнительные баллы – победит та заявка, условия которой предполагают максимум удобств для потребителя. Будет проверяться и эффективность работы: построившие модульную гостиницу предприниматели должны будут предоставлять финансовую отчетность в определенный период.
Правила участия в конкурсе, порядок предоставления субсидии на создание модульных отелей, а также форма заявки и перечень необходимых документов размещены на сайте правительства Приморья. Предпринимателям-отельерам потребуются сопроводительное и гарантийное письмо, характеристика проекта, бизнес план со сметой. Стоит отметить, что требования смягчены – допускается наличие налоговой задолженности у предприятия.
Правительство России в апреле выделило из резервного фонда четыре млрд рублей на быстровозводимые отели в 19 российских регионах. Отдыхающие получат 2,5 тыс. номеров.
Больше всего средств направили в Краснодарский край — 500 млн рублей, 450 млн рублей — в Крым и Севастополь, 350 млн рублей – для Тверской области. Приморье и Бурятия получили по 300 млн рублей. Третий дальневосточный получатель – Камчатка – получила на эти цели 100 млн рублей. Деньги поступили также на Алтай, в Дагестан, Карелию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Удмуртию, Иркутскую, Мурманскую, Тульскую, Ярославскую и Кемеровскую области.
В Бурятии запланировано ввести в эксплуатацию не менее 15 модульных некапитальных отелей с номерным фондом около 200 мест. Большинство желающих возводить модульные гостиницы – на побережье Байкала.
На Камчатке в этом году появится модульная гостиница более чем на 60 номеров. Туроператор, который работает в сфере экстремального туризма, сможет нарастить свои номерные мощности.
Ростуризм должен заключить соглашения о предоставлении бюджетам регионов субсидий, а доклад об использовании этих средств представить в правительство до 15 февраля 2023 года.