Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Scouts from the island Russian - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Scouts from the island of Russian

How the Americans cared about the children of revolutionary Petrograd

Scouts from the island of Russian

In 1918, Russia was hungry, and citizens who wanted to "feed" their children, could send them for the summer to the so-called "nutritional colony." It was worth a decent money for those times, 75-90 rubles. So in the colony were children from families who were considered "prosperous."

In total, according to various sources, from 700 to 800 children and about two hundred adults - educators, teachers, doctors, cooks ... From Petrograd they were sent to trains on the trains "internal provinces" not yet ruined by the revolution and flaring up civil war.

The journey began on 18 in May on 1918, when the first train, about 101 people, departed from the Finnish railway station Petrograd on the train No. XXUMX to the city of Miass in the Urals. The second echelon went 400 May to the city of Petropavlovsk in Kazakhstan.

And only when the first train arrived in Miass and the children were placed in the soldiers' barracks on the outskirts of the city, the educators were surprised to learn that they rented the barracks for them ... American Red Cross (ACC).

This organization appeared in Russia in August 1917 of the year, established contacts with the Kerensky government and first of all undertook the "rescue of the hungry".

At first, the life of the Petrograd colonists in the Urals and in the Kazakh steppes was satisfying and comfortable. Everyone was sure that by the autumn they would return home. But it turned out quite differently. The fronts of the Civil War cut off the path back. The American Red Cross managed to unite the children of both colonies and send them away from the front line, across Siberia to Vladivostok. There, the children spent almost a whole year as part of a single Petrograd colony under the tutelage of the Red Cross, which fully funded their maintenance, training and treatment.

Since November, Red Cross Major Riley Allen, a journalist from the Hawaiian Islands, has become the head of the ACC mission to save Petrograd children from November 1919.

One of the Americans then published a book in the USA called Wild Children of the Urals and Siberia. For marketing purposes, this name is justified. But in fact, it was about children from an educated and wealthy class who wore the names that were the pride of the country: the Lopukhins, the Orlovs, the Demidovs, the Khabarovs, the Makarevich ... Some of them later left their memories, which, in turn, other books were written.

Here are eyewitness accounts of this incredible odyssey: “The train stopped at the Second River station, in the suburbs of Vladivostok, on the shores of the Amur Bay. At first, they continued to live in wagons. Then the Americans took down nearby barracks. But there was not enough room for them all. After some time, it was cheaper to rent new premises on the Russian island. There and went most of the colonists. Six hundred fifty girls and twenty one boys. Of the smallest.

On the Russian island, the children were placed in powder warehouses near the Pospelovo marina. Around were the hills, ledges descending to the sea. The warehouses were dirty and cold single-story buildings, glass in many places were broken. The girls, led by Russian educators, began to master these buildings, launder kerosene and bring warehouses to barracks.

Order Americans have established hard. Introduced a system of self-service and duty ... Karl Ivanovich Kolles, who quickly mastered the Russian language, held a general meeting of children in the colony. He shamed everybody for his poor studies, for uncleaned rooms. And if before the meeting almost no one followed the cleanliness and order in the bedrooms, relying on nurses on the Russian habit, then in front of a stranger, an American, everyone was ashamed.

"How old is the nanny to clean your bed?" What a great shame! In America there is no nanny. I myself have my nurse! "- said Karl Ivanovich.
While it was warm, the children were catching crabs in the gulf. Whole buckets. They walked through shallow water in the warm water of the bay and looked out for crabs. And crabs looked out for them and sometimes they hurt painfully by the legs.

The school was located on the highest tier of the hill. Over the school and over the entire Russian island, the American flag roared. Here began to learn the younger colonists. Older girls, gymnasium students, had to go to classes in the city.

The dining room was located in a separate house downstairs, almost by the sea. In the dining room, in the evenings, as in a club, they arranged to show films and dances.

There was a hospital in the same house. Nurses, young American women, walked in starched caps and aprons. A set of their drugs very well characterizes the then American medicine: castorca, iodine and cough syrup, apparently, the root of Althea, the so-called “drops of the Danish king”. And that's all.

The staff of the colony on the Russian island now consisted entirely of former Austrian prisoners who had been hired by the Americans in Omsk. They helped in the kitchen, heated barracks in the winter, inserted glass. They were intelligent, educated people, officers. They guessed that through Vladivostok, with the help of Americans, they would get home, if not faster, then more reliably and comfortably. Here they were dressed and fed, and still paid a salary in yens.

Almost in all memoirs it is emphasized that the colonists were fed in an American way abundantly. Every day for dinner served stewed beans, red fish chum, pork stew. For breakfast, semolina porridge with apples, cocoa or coffee, cookies, canned pineapples and pears.



When the cold began, the Americans put the children in uniform: a plaid coat, and on their feet - black Japanese wadded quilted boots with a hard sole and yellow lining, the so-called "walk." On the head - wadded helmets. The girls went to homemade gray sweaters with a black bow on the chest and homemade blue skirts of the most incredible cut, who had enough imagination. All employees and volunteers of ACC were wearing khaki suits and caps.

The colony decided to create a scout squad. But the ideas of the movement did not satisfy everyone. Still, the colonists were the children of “red Petrograd”, and the brutal civil war unfolded before their eyes. The “Faithful Guys Group”, led by Valentina Caune 18 in May 1920, organized an uprising. Here is the appeal of the revolutionaries:

“Scouts! The old foundations of scouting are out. Scoutism in the colony threatens to disappear, pouring out in pursuit of signs of differences, stripes, etc. tinsel scouts monarchical and Kolchak system. Remembering that the true goal of scouting is to foster the independence of future citizens of free Russia, we, scouts of the Second River, raise the banner of new scouting, which is based on the first law: the scout obeys his conscience.

Long live the red scouts! Be ready!"

This episode surfaced when the USSR celebrated the 50 anniversary of the creation of the pioneer organization. But, since it turned out that the pioneers in Vladivostok appeared before the Komsomol members earlier than in Moscow, this episode was quickly forgotten.

Return
It cannot be said that the Soviet authorities knew nothing about the “Petrograd children” or forgot about them. The People's Commissar for Foreign Affairs Chicherin sent a telegram to the Soviet representative in Vladivostok Vilensky requesting allegedly mistreatment of the colonists, but Vilensky certified that the children were in good conditions.

In the Petrograd "Krasnaya Gazeta" from 27 March 1920, on the first page under the heading "The Return of St. Petersburg children" was printed:

“Comrade. The following telegram was received from Vladivostok from the Commissioner in the Far East by Zinoviev: “Yesterday the mission of the American Red Cross visited me, announcing its desire to hand over to the Soviet power the children of the Petrograd proletariat now on Russky Island. For the departure of children organized a special train of the Red Cross. Children send greetings. ”

The 3 April 1920 was published in the Izvestia newspaper, a formidable article by Commissar for Education Lunacharsky entitled “All is not well that ends well”: “At one time we reported an outrageous act committed by the American Red Cross against the many children of Petrograd. The Americans took all these children with them on an infinitely long Siberian journey, and we were fully informed of a number of facts testifying to the haste of this departure, bordering on cruelty towards children, and the painful woes that the kids had to go through. It was more outrageous than all that was the motivation of this cruel measure: it is impossible to leave children in the hands of the Bolsheviks, who will corrupt them.

After that, even more bad rumors, but more likely a figment of fantasy, began to spread. These rumors were agonizing for the parents of the children, and the whole “feat” of the American Red Cross in combination is a combination of inhuman torture of many hundreds of human beings. ... The Red Cross cannot atone for all the frivolity and all the heartlessness of the operation performed on the children's and parental hearts. ”

Memoirists with admiration note the exceptional education and innate intelligence of these children. Russian educators for all the time never had to resort to punishment. Despite the hunger and all the difficulties that they had to endure, none of them became a thief or a criminal.

Vladivostok authorities helped the colonies in any way they could. But at the start of 1920, the Japanese forces took control of the city. Attitudes toward the Americans and the American Red Cross were wary, if not hostile.

The whole colony: both Russian children and the remaining Americans were captured in Japanese. After much effort, Riley Allen managed to get permission from the Japanese to take out the children, but only by sea. A Japanese cargo ship was hired and re-equipped into a passenger vessel.

13 July 1920 sailed from Vladivostok, at 4 in the morning. On the ship there were children from 3 to 20 years - Russians, Ukrainians, Belarusians, Jews, Poles, Latvians, Estonians, two Frenchmen, an Englishman, a Swede, an Iranian and a Finn. The Americans themselves called the ship Noah's Ark.

The return trip was planned through San Francisco. Then, through the Panama Canal, the children came to New York and, finally, to Helsingfors. From there to the native Petrograd was within reach. In December 1920, the first group of children returned home. And the Soviet government appeared in Vladivostok in 1922 year.

This whole story for many years fell out of the attention of historians. The USSR and the USA were enemies, and until the “detente” in the 70s, they preferred not to recall examples of cooperation.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Скауты с острова Русский

Как американцы заботились о детях революционного Петрограда

Скауты с острова Русский

В 1918 году в России было голодно, и граждане, которые хотели «подкормить» своих детей, могли направить их на лето в так называемую «питательную колонию». Стоило это приличные по тем временам деньги, 75–90 рублей. Так что в колонии оказались дети из семей, которые считались «зажиточными».

Всего собралось, по разным источникам, от 700 до 800 детей и примерно двести взрослых – воспитателей, учителей, врачей, поваров… Из Петрограда на поездах их отправили в еще не разоренные революцией и разгорающейся гражданской войной «внутренние губернии».

Путешествие началось 18 мая 1918 года, когда с Финляндского вокзала Петрограда на санитарном поезде №101 в город Миасс на Урале отправилась первая группа, около 400 человек. Второй эшелон отправился 25 мая в город Петропавловск в Казахстане. 

И только когда первый поезд прибыл в Миасс и детей разместили в солдатских казармах на окраине города, воспитатели с удивлением узнали, что казармы эти арендовал для них... Американский Красный Крест (АКК). 

Эта организация появилась в России в августе 1917 года, установила контакты с правительством Керенского и первым делом взялась за «спасение голодающих». 

Сначала жизнь петроградских колонистов на Урале и в казахстанских степях была сытной и комфортной. Все были уверены, что к осени вернутся домой. Но вышло совсем иначе. Фронты Гражданской войны отрезали путь назад. Американский Красный Крест сумел объединить детей обеих колоний и отправить их подальше от линии фронта, через всю Сибирь во Владивосток. Там дети провели почти целый год в составе единой Петроградской колонии под опекой Красного Креста, который полностью финансировал их содержание, обучение и лечение. 

Руководителем миссии АКК по спасению петроградских детей с ноября 1919 года стал майор Красного Креста Райли Аллен, журналист с Гавайских островов. 

Один из американцев потом издал в США книгу под названием «Дикие дети Урала и Сибири». В маркетинговых целях такое название оправданно. Но на самом деле речь шла о детях из образованного и состоятельного класса, носивших такие фамилии, которые составляли гордость страны: Лопухины, Орловы, Демидовы, Хабаровы, Макаревичи... Некоторые из них потом оставили свои воспоминания, по которым, в свою очередь, были написаны другие книги. 

Вот свидетельства очевидцев этой невероятной одиссеи: «Поезд остановился на станции Вторая речка, в пригороде Владивостока, на берегу Амурского залива. Сначала продолжали жить в вагонах. Потом американцы сняли неподалеку казармы. Но мест в них всем не хватало. Через какое-то время удалось подешевле арендовать новые помещения на Русском острове. Туда и отправилась большая часть колонистов. Шестьсот пятьдесят девочек и двадцать один мальчик. Из самых маленьких». 

На Русском острове детей разместили в пороховых складах у пристани Поспелово. Вокруг были сопки, уступами спускавшиеся к морю. Склады представляли собой грязные и холодные одноэтажные здания, стекла во многих местах были выбиты. Девочки во главе с русскими воспитательницами начали осваивать эти здания, отмывать керосином и приводить склады к казарменному виду. 

Порядок американцы установили жесткий. Ввели систему самообслуживания и дежурств… Карл Иванович Коллес, быстро освоивший русский язык, провел в колонии общее собрание детей. Он пристыдил всех за плохую учебу, за неубранные помещения. И если до собрания почти никто не следил за чистотой и порядком в спальнях, полагаясь по русской привычке на нянечек, то перед посторонним человеком, американцем, всем стало стыдно. 

«До какой возраст няня убирать твой постел? Какой болшой стыд! В Америка нет няня. Я сам есть свой няня!» – говорил Карл Иванович.
Пока было тепло, дети ловили в заливе крабов. Целыми ведрами. Они ходили по мелководью в теплой воде залива и высматривали крабов. А крабы высматривали их и иногда больно хватали за ноги. 

Школу разместили на самом верхнем ярусе сопки. Над школой и над всем Русским островом реял американский флаг. Здесь стали учиться младшие колонисты. Девочки постарше, гимназистки, должны были ездить на занятия в город. 

Столовая находилась в отдельном доме внизу, почти у моря. В столовой по вечерам, как в клубе, устраивали показ кинофильмов и танцы. 

В том же доме находился и госпиталь. Медсестры, молодые американки, ходили в накрахмаленных чепцах и передниках. Набор их лекарств очень хорошо характеризует тогдашнюю американскую медицину: касторка, йод и микстура от кашля, видимо, корень алтея, так называемые «капли датского короля». И все. 

Обслуживающий персонал колонии на Русском острове состоял теперь полностью из бывших пленных австрийцев, которых американцы наняли еще в Омске. Они помогали на кухне, отапливали зимой казармы, вставляли стекла. Это были умные образованные люди, офицеры. Они догадывались, что через Владивосток с помощью американцев попадут домой если не быстрее, то надежнее и комфортнее. Здесь их одевали и кормили, и еще платили жалованье в йенах. 

Почти во всех воспоминаниях подчеркивается, что кормили колонистов по-американски обильно. Каждый день на обед подавались тушеная фасоль, красная рыба кета, свиная тушенка. На завтрак манная каша с яблоками, какао или кофе, печенье, консервированные ананасы и груши. 

Когда начались холода, американцы одели ребят в униформу: клетчатые пальто, на ноги – черные японские ватные стеганые сапоги на твердой подошве и с желтой подкладкой, так называемые «ходи». На голову – ватные шлемы. Девочки ходили в самодельных серых кофтах с черным бантом на груди и самодельных же синих юбках самого невероятного покроя, у кого насколько хватало фантазии. Все служащие и волонтеры АКК были одеты в костюмы цвета хаки и пилотки. 

В колонии решили создать скаутскую дружину. Но идеи движения удовлетворяли не всех. Все-таки колонисты были детьми «красного Петрограда», и жестокая Гражданская война разворачивалась на их глазах. «Группа верных ребят» под руководством Валентина Цауне 18 мая 1920 года организовала восстание. Вот воззвание революционеров: 

«Скауты! Старые основы скаутизма отжили. Скаутизм в колонии грозит исчезнуть, выливаясь в погоню за знаками отличий, нашивками и т.п. мишурой скаутов монархического и колчаковского строя. Помня, что истинная цель скаутизма заключается в воспитании самостоятельности будущих граждан свободной России, мы, скауты Второй речки, поднимаем знамя нового скаутизма, в основе которого лежит первый закон: скаут повинуется своей совести. 

Да здравствуют красные скауты! Будьте готовы!» 

Этот эпизод всплыл, когда в СССР отмечалось 50-летие создания пионерской организации. Но, так как получалось, что во Владивостоке пионеры появились раньше комсомольцев и раньше, чем в Москве, то этот эпизод был быстро забыт. 

Возвращение
Нельзя сказать, что советская власть ничего не знала о «петроградских детях» или забыла о них. Нарком иностранных дел Чичерин послал советскому представителю во Владивостоке Виленскому телеграмму, запрашивая о якобы плохом обращении с колонистами, но Виленский удостоверил, что дети находятся в хороших условиях. 

В петроградской «Красной газете» от 27 марта 1920 года на первой странице под заголовком «Возвращение питерских детей» было напечатано:

«Тов. Зиновьевым получена из Владивостока от уполномоченного на Дальнем Востоке следующая телеграмма: «Вчера меня посетила миссия американского Красного Креста, сообщившая о своем желании передать советской власти детей петроградского пролетариата, находящихся ныне на Русском острове. Для отправления детей организуется специальный поезд Красного Креста. Дети шлют привет». 

В газете «Известия» 3 апреля 1920 года была напечатана грозная статья наркома просвещения Луначарского под названием «Не все хорошо, что хорошо кончается»: «В свое время мы сообщали о возмутительном акте, совершенном американским Красным Крестом по отношению к многочисленным детям Петрограда. Всех этих детей американцы забрали с собою в бесконечно длинное сибирское путешествие, причем нам с полной точностью был сообщен ряд фактов, свидетельствующих о торопливости этого отъезда, граничащей с жестокостью по отношению к детям, и о мучительных передрягах, которые детишкам пришлось пережить. Возмутительнее же всего была самая мотивировка этой жестокой меры: нельзя-де оставлять детей в руках у большевиков, которые развратят их. 

После этого поползли еще более плохие слухи, но являющиеся скорее плодом фантазии. Слухи эти были мучительны для родителей детишек, и весь «подвиг» американского Красного Креста в совокупности представляет собою комбинацию бесчеловечных пыток многих сотен человеческих существ. …Красный Крест не может загладить всего легкомыслия и всей бессердечности проделанной им над детскими и родительскими сердцами операции». 

Мемуаристы с восхищением отмечают исключительную воспитанность и врожденную интеллигентность этих детей. Русским воспитателям за все время ни разу не приходилось прибегать к наказаниям. Несмотря на голод и все трудности, которые им пришлось пережить, никто из них не стал вором или преступником. 

Власти Владивостока помогали колонии, чем могли. Но в начале 1920 года город взяли под контроль японские войска. Отношение к американцам и Американскому Красному Кресту у них было настороженное, если не сказать, враждебное. 

Вся колония: и русские дети, и оставшиеся американцы оказались в японском плену. После долгих стараний Райли Аллену удалось добиться от японцев разрешения вывезти детей, но только морем. Был нанят японский сухогруз и переоборудован в пассажирское судно. 

Из Владивостока отплыли 13 июля 1920 года, в 4 часа утра. На корабле были дети от 3 до 20 лет – русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, латыши, эстонцы, два француза, англичанин, швед, иранец и финн. Сами американцы называли корабль Ноевым ковчегом. 

Обратный путь был спланирован через Сан-Франциско. Потом через Панамский канал дети попали в Нью-Йорк и, наконец, в Гельсингфорс. Оттуда до родного Петрограда было рукой подать. В декабре 1920 года первая группа детей вернулась домой. А советская власть появилась во Владивостоке в 1922 году. 

Вся эта история на долгие годы выпала из внимания историков. СССР и США были врагами, и вплоть до «разрядки» в 70-х годах предпочитали не вспоминать о примерах сотрудничества.