Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Updated energy development scheme in the Far East - what appeared, what was lost - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The scheme loses stations

One HPP, new CHP plants in Artem and Khabarovsk, power lines for export to China from nonexistent generation facilities - such is the updated scheme of energy development in the Far East

At least two ambitious export projects - the Urgal and Olon-Shibirskaya TPPs - are not mentioned in the new government document.

The scheme loses stations
The Government of the Russian Federation has updated the scheme of territorial planning in the field of energy. The corresponding order No. 1634-r was signed by Prime Minister Dmitry Medvedev on 1 August, but on Online Russian Cabinet of Ministers hung it only this week. There is no big sensation in the document. The editors of Eastrussia will simply record its main points.

The updated scheme developed by the Ministry of Energy of the Russian Federation on the basis of data from market participants will replace the Territorial Planning Plan of the Russian Federation in the field of energy approved by the decree of the Government from 11 November 2013 No. 2084-p. The scheme is a key document of state planning in the energy sector, but the information about the objects included in it is not mandatory. Investors will be able to change the characteristics or completely refuse to implement projects. Nevertheless, the scheme gives some idea of ​​the possible future of the industry. So far, according to the document, up to 2030 year in Russia, the capacity of nuclear power plants is planned to increase by 12 GW, HPP - to 9 GW, and thermal generation - as much as 81 GW.


No atom and wind, but some water

The updated Scheme, like the previous document, does not contain nuclear energy projects related to the Far East. Yes, and in neighboring Siberia, it is still planned to build only one nuclear power plant - at the site of the Siberian Chemical Combine in the Closed City of Seversk. In the former Scheme, the construction of a station with a capacity of 2,4 GW was planned as part of two VVER-1200 units (to replace the capacity of the Siberian NPP completely stopped in the 2008 year) and to cover the deficit of the energy balance of Tomsk Region. The new edition of the document provides for the construction of only one reactor - BREST-300 before 2025, its installed capacity is just 300 MW.

In the Far East, there is still one nuclear power plant - Bilibino, which provides heat and electricity to the isolated Chaun-Bilibino node in Chukotka. Its power is only 48 MW, but it has not worked for a long time at full load. Earlier this year, the presidential envoy to the Far Eastern Federal District and Russian Deputy Prime Minister Yury Trutnev said that the station would be decommissioned in 2019. The first block will be finally stopped in December 2018 year, the remaining three blocks - in December 2021 year, reported in April, the station's public relations team with reference to the director of the NPP Constantine Kholopov. Until now, it was planned that the first floating nuclear power plant (NPPP) with the capacity of 70 MW will replace the station. It will be moored in Pevek and, as announced in the spring, will begin commissioning this year.

However, this object is not mentioned in the updated Scheme; on the other hand, construction of a “energy center” with a capacity of at least 20 MW on the basis of thermal generation is prescribed in Bilibino. Its main tasks are the replacement of the retiring capacities of the nuclear power plant, as well as “increasing the reliability of the power supply to the consumers of the Chaun-Bilibinsky energy center”. With such a development of events, it will be possible to decommission and outdated Chaunskaya CHP.

In general, in comparison with the scheme from 2013 year, the volumes of nuclear power plant in the country were halved. In addition, the new Scheme did not include any projects in the sphere of RES, which were planned for implementation in the Far East. The former document mentioned a wind farm near Cape Povorotny in Primorye; In the updated document of wind stations in the Far East is not mentioned at all. And in general, the forecast for wind generation inputs, in comparison with the 2013 Scheme of the year, across Russia is reduced by one and a half gigawatts - up to 4,5 GW.

The list of planned hydropower plants has also been updated. From it left already launched Boguchanskaya and Nizhne-Bureyskaya station (the introduction of the first hydraulic units on it is scheduled for the end of this year). But there were two stations of the Moksky hydroelectric complex in Buryatia, as well as the Nizhne-Zeyskaya hydroelectric power station in the Amur region, which could become a counter-regulator of the operating Zeya station. All these stations still exist only in theory. PJSC RusHydro does not comment on these projects. From the Yakut hydroelectric station in the scheme remained Svetlino station (90 MW), and added Kankunskaya (1 GW), needed to "eliminate potential power shortage in the South Yakut power district." Both objects are scheduled for commissioning as early as 2020.


Thermal generation

The longest list, of course, is thermal construction. Four objects that RusHydro implements jointly with RAO "Energy Systems of the East" in accordance with the Presidential Decree on the development of the energy of the Far Eastern Federal District and the target of 50 billion rubles from the state budget - of course, have not gone anywhere from the list. Excluding only the second phase of Blagoveshchensk CHP - it was launched in December 2015 year.

As part of this project, which cost 8,2 billion rubles, a fifth boiler was built at the station, and a fourth steam turbine with a generator was installed. December of last year 10 pulverized coal boiler successfully passed the first start on liquid fuel (fuel oil), and the boiler in the firing mode with the heat load set to 30% continuously worked for 45 hours. At the same time, a positive conclusion was received from Rostekhnadzor on the setting under voltage of the 110 kV open switchgear. And on December 25, the new power unit delivered the first current to the unified power grid, and the turbine generator was synchronized with the power grid. The second phase increased the installed electric capacity of the Blagoveshchensk TPP by 120 MW, and the heat capacity by 188 Gcal / h. The station received a reserve of power, and Blagoveshchensk - opportunities for development: 10 multi-apartment complexes at 14, thousands of apartments, kindergartens, greenhouses, workshops and shops, as well as new shopping centers, were waiting for their time.

Entering the 120 MW at the CHP plant in Sovetskaya Gavan (Khabarovsk Territory), which was planned for the 2014 year in the previous Scheme, is written in the new document for the current year. As you know, the new CHP is needed to supply consumers of the Sovgavansky district and infrastructure of seaports, as well as to replace the inefficient equipment of the Mayskaya TPP. Which is long and hopelessly outdated. The total estimated construction cost, according to Glavgosekpertiza, is 18,591 billion rubles. In July, the construction site was inspected by the governor of the Khabarovsk Territory Vyacheslav Shport. He was told that everything was going according to schedule: the installation of three boilers, the construction of the main building, the installation of foundations for two 63-megawatt turbines, the construction of a fuel supply complex, the laying of technological pipelines, etc., continue. The first stage of the electric power distribution scheme has also been completed, the second one has started.

Two other projects are also moving. Thus, the first phase of the Sakhalin GRES-2 in the Tomarinsky region of the peninsula is being built to replace the outgoing capacity of the existing station and to “ensure the regulatory power reserve”. It is noteworthy that although GRES-2 is being built on the banks of the Tatar Strait, its water intake will be underground - unlike the existing Sakhalin GRES, which uses sea water for cooling. According to RusHydro, an 150-meter chimney was erected at the construction site in July, designed to divert gases from two boilers (this height will reduce the environmental load). Construction must finish in 2017 year.

The fourth object is the first stage of the Yakutsk SDPP-2, which will replace the retiring capacities of the current state district power station and create an additional reserve in the central power unit of Yakutia. The commissioning of this complex facility, which will operate on local gas, is due this year. But at the end of July, RusHydro expressed concern about the dynamics of the work of the general contractor: the backlog from the construction schedule exceeds 4 months, which creates the risk of postponing the date of commissioning of the facility for the first half of the year 2017.



As for other thermal projects, their list has not changed much compared to Scheme-2013. The Tomarinsk thermal power plant (200 MW to 2020) and the power expansion project of the Nogliki TPP (from 48 to 121,6 MW to 2020) dropped out of the Sakhalin list. The updated Scheme did not have a place for the Urgal TPP in the Khabarovsk Territory, which, together with the Yerkovets station in the Amur region (it remained in the Scheme), Inter RAO was planning to build on exports to China. In general, the list of power buildings in the Khabarovsk Territory has been significantly reduced in general - and at the same time it found a place for the Khabarovsk CHPP-4 with a power of 370 MW, necessary to replace the outgoing CHPP-1 in the regional capital. As Anastasia Rubtsova, a representative of the public communications department of RAO ES of the East, told RIA Vostok-Media, “the design work on the new station began in 2015, the design is included in the company's investment program and is carried out at its own expense. Now the works are at the stage of choosing the main technical solutions. Pre-design work has passed a technological and price audit. ” According to Rubtsova, the design is carried out by the Moscow Institute Teploelektroproekt. On the official website of the government of the Khabarovsk Territory, it is stated that the commissioning of CHP-4 will allow "to transfer the Khabarovsk CHP-1 to the hot-water boiler mode". The entry period is up to 2019.

The new facility in Scheme was added to Primorye - Artemovskaya CHPP-2, which is needed to supply industrial and other consumers of Artem. It is planned to build it in three stages, the first - with the capacity of 670 MW - to be completed by 2022. As a whole, practically all the thermal facilities registered in the Scheme are aimed at solving local and long-standing problems of the Far Eastern energy sector - reserves, reliability, new capacities, etc.


Network construction

Plans for the construction or modernization of the energy infrastructure are somehow synchronized with projects in the field of generation. In Eastern Siberia and the Far East, these lists are dominated by substations and power lines necessary for supplying electricity to the ESPO pipeline system facilities and large projects (for example, the Tarynnakh Mining and Processing Plant, Integrated Development of South Yakutia) planned for the development of large deposits (Sukhoi Log "in the Irkutsk region) and the issuance of power from new hydro and thermal power plants. A few more lines and substations will be built in order to connect the East UES more closely with the UES of Siberia.

Some projects are designed to solve purely local problems. For example, two 220 / 110 kV autotransformers on the 500 kV Dalnevostochnaya SS in the Chernihiv district of the Primorsky Territory will help to remove the network restrictions in the regional power grid by the 2020 year. And the same substation in Bilibino in Chukotka, but with a voltage of 220 kV, by 2020 will ensure reliable power supply to the mining enterprises of Bilibinsky district.

Several large transmission lines are planned to be built in Primorye in the coming years - to improve the reliability of electricity supply to industrial and residential consumers. 415-kilometer transmission line 220 kV "Milkovo - Ust-Kamchatsk" from this year will have to meet the power needs of isolated energy nodes of Kamchatka. And 377 km of the Orotukan-Palatka-Central line will connect Magadan with the Yagodninsky Kolyma district, and ensure the delivery of the power of the Ust-Srednekanskaya HPP under construction to the southern part of the Magadan Region.

The 137 kilometer line of 220 kV Kekura-Peschanka in the same Bilibino district with the term of commissioning in 2019 year (required for connection to the centralized power supply of Baimsky GOK) was included in the list of new transmission lines. Two other lines were mentioned in the previous Scheme. This is the 110 kV transmission line "Anadyrskaya TPP - Ugolny Kopi - Kanchalan - Valunistoe" with the length of 230 km, which by 2020 year is to ensure the unification of the energy centers of the Chukotka Autonomous District into a unified energy system. And also 320-kilometer line 110 kV Anadyr-Beringovsky, also called for 2020 to connect the Anadyr and Bering districts of Chukotka, to provide power supply to the Upper Telekay deposit and the Bering coal basin.


Networking for export

The fate of a number of new transmission lines is obviously under big question - due to the fact that they will be needed only to issue the capacities of new generation facilities. For example, 100 km of the line for DC transmission from the Erkovetskaya TPP to the Shenyang frontier on the Chinese side will be needed only if the station itself is built. And its prospects, as well as the fate of similar projects (Urgalskaya TPP in the Khabarovsk Territory, Olon-Shibirskaya Station in Buryatia, as well as Kharanovskaya TPP-2 and Tataurovskaya TPP in Transbaikalia), entirely depend on whether the Russian holding Inter RAO agrees "At a price with China or not agree. The construction of all these stations, which were still included in the 2010-approved Generation Program for Electricity Facilities until 2030, was to begin in 2012. But since then it has been constantly postponed. In April this year, the head of Inter RAO, Boris Kovalchuk, told journalists that the company does not like the price at which China is ready to buy energy from the Yerkovtsi TPP. And the project itself was evaluated at the same time in 20 billion dollars.

Now exports to China come from the Far East. Its dynamics is not encouraging: in the first half of the year, the reduction was 17,7%, to 1,21 billion kW / h. The Eastern Energy Company (EEC, subsidiary Inter RAO) explained this by a general decrease in energy consumption in the PRC. At the same time, the price for Far Eastern energy, fixed in a long-term contract with 2009, is clearly supposed to suit the Chinese people (according to some sources, the cost of a kilowatt is only 1,5 rubles per kilowatt-hour). But coal generation will cost more than supplying surplus from the Zeya and Bureiskaya HPPs. All this predetermines the fate of thermal power station projects in the Transbaikalia and the Amur Region.

It is noteworthy that the updated scheme does not mention not only the Urgalskaya, but also the Olon-Shibirskaya TPP in Transbaikalia, while the power lines and substations necessary for the issuance of the power capacities of these stations to China have remained on the lists. In the Federal Grid Company, such inconsistencies in the lists were explained simply: getting an object into the Scheme allows the company to develop approvals for it. So, obviously, it was decided to leave more infrastructure for the network infrastructure than for generation.

Not surprisingly, a number of new lines are scheduled for export to China. Thus, 280 km of overhead lines 500 kV from the Bureyskaya HPP to the Amurskaya No.2 substation up to 2020 will have to increase the reliability of power output of the Bureyskaya HPP and “ensure the export of electricity to China”. It is worth making a reservation that this year the approval of the updated General Scheme for the placement of energy facilities is expected. And the objects registered in the updated Territorial Planning Scheme in the field of energy may not be included in it as a result.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Схема теряет станции

Одна ГЭС, новые ТЭЦ в Артеме и Хабаровске, ЛЭП для экспорта в Китай с несуществующих объектов генерации – такова обновленная схема развития энергетики на Дальнем Востоке

Как минимум два амбициозных экспортных проекта – Ургальская и Олонь-Шибирская ТЭС – не упомянуты в новом правительственном документе

Схема теряет станции
Правительство РФ обновило схему территориального планирования в области энергетики. Соответствующее распоряжение №1634-р еще 1 августа подписал премьер Дмитрий Медведев, но на сайте российского кабмина его вывесили лишь на этой неделе. Больших сенсаций в документе нет. Редакция Eastrussia просто зафиксирует его основные пункты.

Обновленная схема, разработанная Минэнерго РФ на основе данных от участников рынка, заменит Схему территориального планирования РФ в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства от 11 ноября 2013 года №2084-р. Схема – ключевой документ госпланирования в энергетике, однако включенные в нее сведения об объектах не являются обязательными. Инвесторы смогут менять характеристики или полностью отказываться от реализации проектов. Тем не менее, схема дает некое представление о возможном будущем отрасли. Пока что, в соответствии с документом, до 2030 года в России запланирован рост мощностей атомных станций на 12 ГВт, ГЭС – на 9 ГВт, а тепловой генерации – аж на 81 ГВт.


Без атома и ветра, но немного воды

Обновленная Схема, как и прежний документ, не содержит проектов в сфере ядерной энергетики, имеющих отношение к Дальнему Востоку. Да и в соседней Сибири по-прежнему планируется построить только одну АЭС – на площадке Сибирского химического комбината в ЗАТО Северск. В прежней Схеме было запланировано строительство станции мощностью 2,4 ГВт в составе двух блоков ВВЭР-1200 (для замены мощностей полностью остановленной в 2008 году Сибирской АЭС) и покрытия дефицита энергобаланса Томской области. Новая редакция документа предусматривает строительство только одного реактора – БРЕСТ-300 до 2025 года, его установленная мощность – всего 300 МВт.

На Дальнем Востоке до сих пор действует одна АЭС – Билибинская, обеспечивающая тепловой и электроэнергией изолированный Чаун-Билибинский узел на Чукотке. Ее мощность – всего 48 МВт, но она уже давно не работает при полной нагрузке. В начале этого года полпред президента в ДФО и вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил, что станция будет выведена из эксплуатации в 2019 году. Первый блок будет окончательно остановлен в декабре 2018 года, остальные три блока – в декабре 2021 года, сообщила в апреле группа по связям с общественностью станции со ссылкой на директора АЭС Константина Холопова. До сих пор планировалось, что на смену станции придет первая в мире плавучая АЭС (ПАТЭС) мощностью 70 МВт. Ее пришвартуют в Певеке и, как заявлялось весной, начнут вводить в строй уже в этом году.

Однако в обновленной Схеме этот объект не упоминается; зато прописано строительство в Билибино «энергетического центра» мощностью не менее 20 МВт на базе тепловой генерации. Его основные задачи – замещение выбывающих мощностей атомной станции, а также «повышение надежности энергоснабжения потребителей Чаун-Билибинского энергоузла». При таком развитии событий можно будет вывести из эксплуатации и устаревшую Чаунскую ТЭЦ.

В целом, по сравнению со схемой от 2013 года, объемы вводов АЭС по стране сократились вдвое. Кроме того, в новой Схеме не оказалось и проектов в сфере ВИЭ, запланированных к реализации на Дальнем Востоке. В прежнем документе упоминался ветропарк у мыса Поворотный в Приморье; в обновленном документе ветряных станций на Дальнем Востоке не упомянуто вообще. И в целом прогноз по вводам ветряной генерации, по сравнению со Схемой 2013 года, по всей России снижен на полтора гигаватта – до 4,5 ГВт.

Перечень запланированных к постройке ГЭС также обновился. Из него ушли уже запущенные Богучанская и Нижне-Бурейская станции (ввод первых гидроагрегатов на ней намечен на конец этого года). Но остались две станции Мокского гидроузла в Бурятии, а также Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая может стать контррегулятором действующей Зейской станции. Все эти станции пока существуют лишь в теории. ПАО «РусГидро» эти проекты не комментирует. Из Якутских ГЭС в Схеме осталась Светлинская станция (90 МВт), и добавилась Канкунская (1 ГВт), необходимая для «устранения потенциального дефицита электроэнергии в Южно-Якутском энергорайоне». Оба объекта запланированы к вводу уже в 2020 году.


Тепловая генерация

Наиболее длинный список, естественно, составляют тепловые стройки. Четыре объекта, которые реализует «РусГидро» года совместно с РАО «Энергетические системы Востока» в соответствии с Указом Президента РФ о развитии энергетики ДФО и на целевые 50 млрд рублей из госбюджета, – из перечня, естественно, никуда не делись. Исключая лишь вторую очередь Благовещенской ТЭЦ – она была запущена в декабре 2015 года.

В рамках этого проекта, стоившего 8,2 млрд рублей, на станции был построен пятый котел, и установлена четвертая паровая турбина с генератором. 10 декабря прошлого года пылеугольный котел успешно прошел первый пуск на жидком топливе (мазуте), а котлоагрегат в растопочном режиме с установленной 30% тепловой нагрузкой непрерывно отработал в течение 45 часов. Тогда же было получено положительное заключение от Ростехнадзора на постановку под напряжение ОРУ 110 кВ. И 25 декабря новый энергоблок выдал в единую электросеть первый ток, а турбогенератор был синхронизирован с энергосистемой. Вторая очередь увеличила установленную электрическую мощность Благовещенской ТЭЦ на 120 МВт, а тепловую – на 188 Гкал/ч. Станция получила резерв мощности, а Благовещенск – возможности для развития: своего часа дождались 10 многоквартирных комплексов на 14 тыс. квартир, детские сады, теплицы, мастерские и магазины, а также новые торговые центры.

Ввод 120 МВт на ТЭЦ в Советской Гавани (Хабаровский край), в прежней Схеме планировавшийся в 2014 году, в новом документе прописан на год текущий. Как известно, новая ТЭЦ необходима для снабжения потребителей Совгаванского района и объектов инфраструктуры морских портов, а также для замещения неэффективного оборудования Майской ГРЭС. Которая давно и безнадежно устарела. Общая сметная стоимость строительства, согласно заключению Главгосэкпертизы, составляет 18,591 млрд рублей. В июле стройку инспектировал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Ему доложили, что все идет по графику: продолжается монтаж трех котлов, возведение главного корпуса, устройство фундаментов под две 63-мегаваттные турбины, строительство комплекса топливоподачи, прокладка технологических трубопроводов и т.д. Первый этап схемы выдачи электрической мощности также уже завершен, второй - стартовал. 

Два других проекта также движутся. Так, первую очередь Сахалинской ГРЭС-2 в Томаринском районе полуострова строят для замещения выбывающих мощностей действующей станции и для «обеспечения нормативного резерва мощности». Примечательно, что хотя ГРЭС-2 строится на берегу Татарского пролива, водозабор у нее будет подземный – в отличие от действующей Сахалинской ГРЭС, которая использует для охлаждения морскую воду. По данным «РусГидро», на стройплощадке в июле возвели 150-метровую дымовую трубу, предназначенную для отвода газов от двух котлов (такая высота позволит снизить нагрузку на окружающую среду). Стройка должна финишировать в 2017 году.

Четвертый объект – первая очередь Якутской ГРЭС-2, которая заместит выбывающие мощности действующей ГРЭС и создаст дополнительный резерв в центральном энергоузле Якутии. Ввести в эксплуатацию этот сложный объект, который будет работать на местном газе, должны уже в этом году. Но в конце июля «РусГидро» выражало обеспокоенность динамикой работ генподрядчика: отставание от графика строительства превышает 4 месяца, что создает риск переноса срока ввода объекта на первое полугодие 2017 года.

Что касается других тепловых проектов, то их список не сильно изменился по сравнению со Схемой-2013. Из сахалинского списка «выпали» Томаринская ТЭС (200 МВт к 2020 году) и проект расширения мощности Ногликской ТЭС (с 48 до 121,6 МВт к 2020 году). В обновленной Схеме не нашлось место и для Ургальской ТЭС в Хабаровском крае, которую вместе с Ерковецкой станцией в Приамурье (она в Схеме осталась) «Интер РАО» рассчитывало возвести под экспорт в Китай. В целом же список энергостроек в Хабаровском крае вообще существенно сократился – и при этом в нем нашлось место для Хабаровской ТЭЦ-4 мощностью 370 МВт, необходимой для замещения выбывающей ТЭЦ-1 в краевой столице. Как сообщила корреспонденту РИА «Восток-Медиа» представитель департамента общественных коммуникаций «РАО ЭС Востока» Анастасия Рубцова, «работы по проектированию новой станции были начаты в 2015 году, проектирование включено в инвестиционную программу компании и ведется за счет ее собственных средств. Сейчас работы находятся на стадии выбора основных технических решений. Предпроектные работы прошли технологический и ценовой аудит». По словам Рубцовой, проектирование ведет московский институт «Теплоэлектропроект». На официальном сайте правительства Хабаровского края заявлено, что ввод ТЭЦ-4 позволит «перевести Хабаровскую ТЭЦ-1 в режим водогрейной котельной». Срок ввода — до 2019 года.

Новый объект в Схеме добавился и в Приморье – Артемовская ТЭЦ-2, необходимая для снабжения промышленных и прочих потребителей Артема. Ее планируется построить в три очереди, первую – мощностью 670 МВт – завершить к 2022 году. В целом же практически все тепловые стройки, прописанные в Схеме, направлены на решение локальных и давних проблем дальневосточной энергетики – резервы, надежность, новые мощности и т.п.


Сетевое строительство

Планы по строительству или модернизации энергетической инфраструктуры так или иначе синхронизированы с проектами в сфере генерации. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в этих перечнях преобладают подстанции и линии электропередач, необходимые для снабжения электроэнергией объектов трубопроводной системы ВСТО и крупных проектов (например, Тарыннахского горнообогатительного комбината, «Комплексного развития Южной Якутии»), запланированных к разработке крупных месторождений («Сухой Лог» в Иркутской области) и выдачи мощности с новых ГЭС и ТЭС. Еще несколько линий и подстанций будут построены для того, чтобы сильнее связать ОЭС Востока с ОЭС Сибири.

Некоторые проекты призваны решить сугубо локальные задачи. Например, два автотрансформатора 220/110 кВ на ПС 500 кВ «Дальневосточная» в Черниговском районе Приморского края к 2020 году помогут снять сетевые ограничения в краевой энергосистеме. А такая же подстанция в Билибино на Чукотке, но напряжением 220 кВ, к 2020 году обеспечит надежное электроснабжение горнодобывающих предприятий Билибинского района.

Несколько крупных ЛЭП запланировано проложить в ближайшие годы по Приморью – для повышения надежности электроснабжения промышленных и бытовых потребителей. 415-километровая ЛЭП 220 кВ «Мильково – Усть-Камчатск» с этого года должна будет обеспечивать потребности в электроэнергии изолированных энергоузлов Камчатки. А 377 км линии «Оротукан – Палатка – Центральная» соединят Магадан с Ягоднинским районом Колымы, и обеспечат выдачу мощности строящейся Усть-Среднеканской ГЭС в южную часть Магаданской области.

В перечень новых ЛЭП попали 137-километровая линия 220 кВ Кекура – Песчанка в том же Билибинской районе со сроком ввода в 2019 году (необходима для подключения к централизованному электроснабжению Баимского ГОКа). Две других линии упоминались еще в прежней Схеме. Это ЛЭП 110 кВ «Анадырская ТЭЦ – Угольные Копи – Канчалан – Валунистое» длиной 230 км, которая к 2020 году должна обеспечить объединение энергоузлов Чукотского автономного округа в единую энергосистему. А также 320-километровая линии 110 кВ Анадырь – Беринговский, призванная также к 2020 году соединить Анадырский и Беринговский районы Чукотки, обеспечить энергоснабжение Верхнее-Телекайского месторождения и Беринговского угольного бассейна.


Сетевой задел для экспорта

Судьба же ряда новых ЛЭП, очевидно, под большим вопросом – из-за того, что нужны они будут только для выдачи мощностей новых объектов генерации. Например, 100 км линии для передачи постоянного тока от Ерковецкой ТЭС до приграничного с китайской стороны Шеньяна будут нужны только в случае строительства самой станции. А ее перспективы, как и судьба аналогичных проектов (Ургальской ТЭС в Хабаровском крае, Олонь-Шибирской станции в Бурятии, а также Хараноской ТЭС-2 и Татауровской ТЭС в Забайкалье), целиком и полностью зависят от того, договорится ли российский холдинг «Интер РАО» по цене с Китаем или не договорится. Строительство всех этих станций, включенных еще в утвержденную в 2010 году Генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, должно было начаться в 2012 году. Но с тех пор постоянно откладывалось. В апреле текущего года глава «Интер РАО» Борис Ковальчук отвечал журналистам, что компанию не устраивает цена, по которой Китай готов покупать энергию с Ерковецкой ТЭС. А сам проект оценивался при этом в 20 млрд долларов.

Сейчас экспорт в Китай идет с Дальнего Востока. Его динамика не радует: в первом полугодии сокращение составило 17,7%, до 1,21 млрд кВт/часов. Восточная энергетическая компания (ВЭК, «дочка» «Интер РАО») объяснила это общим снижением потребления энергии в КНР. При этом цена на дальневосточную энергию, зафиксированная в долгосрочном контракте с 2009 года, китайцев явно должна устраивать (по некоторым данным, стоимость киловатта составляет всего 1,5 рубля за киловатт-час). Но угольная генерация будет стоить дороже, чем поставки излишков с Зейской и Бурейской ГЭС. Все это и предопределяет подвисшую судьбу проектов ТЭС в Забайкалье и Амурской области.

Примечательно, что в обновленной схеме не упоминается не только Ургальская, но и Олонь-Шибирская ТЭС в Забайкалье, в то время как необходимые для выдачи мощностей этих станций именно в Китай ЛЭП и подстанции в списках остались. В Федеральной сетевой компании такие несоответствия в списках объяснили просто: попадание объекта в Схему позволяет компании вести в отношении него разработку разрешительной документации. Так что, очевидно, под сетевую инфраструктуру решено оставить больший задел, чем под генерацию.

Неудивительно, что ряд новых линий запланирован для экспорта в Китай. Так, 280 км ВЛ 500 кВ от Бурейской ГЭС до подстанции «Амурская №2» до 2020 года должны будут повысить надежность выдачи мощности Бурейской ГЭС и «обеспечение экспорта электроэнергии в Китай». Стоит оговориться, что в текущем году ожидается утверждение обновленной Генеральной схемы размещения объектов энергетики. И прописанные в обновленной Схеме территориального планирования в области энергетики объекты могут в ней в итоге и не оказаться.