EastRussia рассказывает об инвеспроектах на Дальнем Востоке, которые получат господдержку
-
Ударили по рукам
Этот перечень инвестиционных проектов сформирован по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля. Напомним, тогда были утверждены шесть позиций: строительство ГОК «Инаглинский» (Якутия), строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в Ванино (Хабаровский край), развитие угледобычи на Уральском месторождении (Хабаровский край), развитие золотодобычи в Селемджинском районе (Амурская область), строительство ГМК на Озерновской золотокудром месторождении (Камчатский край), первая очередь Таежного ГОКа.
Вице-премьер правительства России, полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поблагодарил главу правительства за поддержку предложений подкомиссии. «Будет реализовано шесть инвестпроектов с общим объемом частных инвестиций 127 млрд рублей. При этом надо сказать, что 52 млрд (40%) уже вложено инвесторами. Объем планируемых государственных средств – 16,8 млрд. В результате реализации будет получено до 2025 года 89,5 млрд рублей налоговых сборов, то есть бюджетные инвестиции за этот период окупятся пятикратно», – подчеркнул Трутнев.
«Надеюсь, что эти новые предприятия будут созданы по-настоящему, появятся новые рабочие места и, соответственно, возрастет доходная база всего Дальнего Востока», – подытожил Медведев.
Приоритетные проекты
Проект №1
Строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке морского порта Ванино в Хабаровском крае. Инвестор — ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» («Сахатранс», структура Volga Group).
Сроки строительства: 2015-2020 годы
Объем частных вложений: 19 млрд рублей, из них уже затрачено 2,49 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 3,28 млрд рублей.
· Железнодорожные пути общего и необщего пользования — 2,5 млрд рублей.
· Внешние сети электроснабжения 110 кВ (ТП и ЛЭП) — 745 млн рублей.
· Водопровод ТПК Сахатранс —26 млн рублей.
Терминал будет являться звеном в логистической цепи транспортировки угля с месторождений Якутии (Денисовского, Чульмаканского, Локучакитского и других месторождений) через порт Ванино в страны АТР. Правительство Хабаровского края одобрило инициативу ООО «Сахатранс» о включении терминала в границы портовой особой экономической зоны.
В феврале заместитель генерального директора по логистике Volga Group Александр Почтарь выступил с заявлением, в котором сообщил о трудностях с реализацией инвестпроекта. Причиной тому послужили введенные против владельца компании, Геннадия Тимченко, санкции, а также падение курса рубля. Так, из-за девальвации пришлось отказаться от поставки дорогостоящего германского оборудования и рассмотреть вариант с более бюджетным китайским. Кроме того, западные финансовые институты Deutsche Bank и страховая компания Hermes из-за санкций не могут участвовать в проекте. Российские кредиты стали крайне дорогими из-за стабилизационных мер Центробанка, а для работы с китайскими банками и страховщиками необходимы гарантии правительства РФ, которые должны быть даны российским банкам, сотрудничающим с китайскими.
Механизм же поддержки инвестпроектов пока не апробирован. «Кроме того, на этот механизм предусмотрены не очень большие суммы. В этом году — не больше 50 млрд рублей. А один только наш проект стоит 100 млрд рублей. Также в постановлении прописаны гарантии правительства, которые составляют 25%. В связи с падением рубля этого также недостаточно. Требуется увеличение таких гарантий до 50%», - отметил Александр Почтарь.
Проект №2
Комплексный проект развития угледобычи и углеобогащения в Хабаровском крае. Инвестор — ОАО «Ургалуголь» (структура ОАО «СУЭК»).
Сроки строительства: 2011-2016 годы.
Объем частных вложений: 23,7 млрд рублей, из них 15,9 млрд рублей уже инвестированы.
Необходимые бюджетные инвестиции: 2,37 млрд рублей.
· Мост через реку Чегдомын — 22 млн рублей.
· Строительство железнодорожных путей для обогатительной фабрики «Чегдомын» — 26 млн рублей.
· Реконструкция железнодорожных путей станции «Чегдомын» — 83 млн рублей.
· ЛЭП и подстанция — 78 млн рублей.
· Мост через реку Ургал — 28 млн рублей.
Проект предполагает развитие разреза «Правобережный» и строительство обогатительной фабрики на 9,1 млн т угля в год на Ургальском каменноугольном месторождении. Как заявлял ранее губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, «Ургалуголь» является поставщиком порядка 2 млн т угля для пяти уже действующих дальневосточных ТЭЦ и проектируемой ТЭЦ в Совгавани. Кроме того, поселок Чегдомын, где расположена штаб-квартира предприятия, внесен в список моногородов, которые претендуют на господдержку.
«Местный бизнес очень активно включился в проект, они готовы выходить на площадку индустриального парка. Им необходимо доработать свои бизнес-планы, после этого у нас появится понимание, какими собственными средствами обладает тот или иной инвестор, в какой инженерной инфраструктуре будут нуждаться новые предприятия. Исходя из этого и будет поэтапно выделяться финансирование», — отметила Макиева.
Проект №3
Горно-обогатительный комбинат «Инаглинский» (ГОК «Инаглинский») в Южной Якутии. Инвестор — ООО «УК «Колмар» (совместный актив LoneState Assets Ltd, Gunvor, Volga Group).
Сроки строительства: 2011-2017 годы.
Объем частных вложений: 22,87 млрд рублей, из которых вложено 2,65 млн рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 560 млн рублей на строительство подстанции 110 кВ ГОК «Инаглинский» с заходами ВЛ 110 кВ.
Проект включает шахту «Инаглинская» и горно-обогатительную фабрику «Инаглинская» с объемом добычи и переработки угля 3 млн т в год; производство коксового концентрата - до 2,5 млн т в год и начнется в 2016 году. В ноябре прошлого года стартовало строительство железнодорожного пути от станции «Чульбасс» до станции «Погрузочная» Инаглинского ГОК, а также высоковольтной линии 110 кв с подстанцией «Инаглинская». Генеральный директор ООО «УК «Колмар»» Сергей Цивилев заявил, стройки будут завершены уже в 2015 году.
Строительство железной дороги, по словам главы района, будет осуществляться силами республиканского предприятия «Железные дороги Якутии». Строительство ЛЭП — силами предприятия «Нерюнгриэнергоремонт». «Транспортная схема очень удобная и наличие портов, ближайших к Нерюнгринскому району и железнодорожные переезды способствуют тому, чтобы район развивался и ориентировался на экономику Юго-Восточной Азии», — считает глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов.
Проект №4
Первая очередь горно-обогатительного комбината «Таежный» (ГОК «Таежный») в Южной Якутии. Инвестор — ЗАО «ГМК Тимир» (совместное предприятие EVRAZ Group и АК «АЛРОСА»).
Сроки строительства: 2015-2017 годы.
Объем частных вложений: 12,2 млрд рублей, вложено 4,8 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 1,62 млрд рублей АЛРОСА
· Дополнительное развитие железнодорожной станции «Таежная» — 997 млн рублей.
· Одноцепная линия электропередач протяженностью 7 км и понижающая подстанция ПП-110/10 кВ — 623 млн рублей.
На первом этапе проекта предполагается добыча 3 млн т руды в год, на втором — 6 млн т в год. «В 2015 году мы должны закончить разработку проектной документации по освоению первой очереди месторождения «Таежное» с производственной мощностью 3 млн т руды и приступить к строительству. А в 2017 году ввести объект в эксплуатацию», — докладывал на совещании в правительстве Якутии технический директор компании Игорь Коротаев.
Проект №5
Развитие золотодобычи в Селемджинском районе Амурской области. Инвестор — ГК «Петропавловск» (Petropavlovsk plc).
Сроки строительства: 2010-2019 годы.
Объем частных вложений: 36,5 млрд рублей, из которых вложено 23,7 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 5,6 млрд рублей на ВЛ 220 кВ «Февральская—Рудная» с подстанцией 220 кВ «Рудная».
Реализацию стартовавшего четыре года назад проекта тормозит дефицит электроэнергии. «В Селемджинском районе мы уже построили заводы, производим примерно 8 т золота, но дальнейшее развитие, наращивание продукции невозможно без энергоснабжения», — отмечал генеральный директор группы компаний «Петропавловск» Павел Масловский. Сегодня Селемджинский район запитан по высоковольтной линии электропередачи «Февральск—Коболдо», чья загрузка составляет 100%. Потребности новых промышленных объектов превышают возможности этой линии на треть.
Добавим и еще один важный момент — сама компания «Петропавловск» находится в сложном финансовом положении и только на прошлой неделе получила согласие большинства акционеров на реструктуризацию облигационного долга на $310 млн.
Проект №6
Строительство горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения в Камчатском крае. Инвестор — ОАО «Сибирский горно-металлургический альянс» (ОАО «СиГМА»).
Сроки строительства: 2009-2017 годы.
Объем частных вложений: 12,2 млрд рублей, затрачено 2,48 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 1,26 млрд рублей на строительство 64 км подъездной автодороги категории III-в к Озерновскому месторождению.
Планы по освоению месторождения предполагают добычу и переработку 250 тыс. т руды в год в рамках первой очереди комбината (старт намечен на 2016 год), до 2,6 млн т в рамках второй очереди. В марте прошлого года власти Камчатского края присвоили проекту статус особо значимого для региона. «Сбербанк» готов профинансировать строительство первой очереди объекта в объеме $140 млн. Соответствующий меморандум был подписан летом председателем Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России» Евгением Титовым и заместителем генерального директора ОАО «СиГМА» Дмитрием Пржибельским. «У проекта большие перспективы, причем они многократно увеличиваются при решении вопросов в сфере энергетики и логистики», — считает господин Пржибельский.
Проект №7
Территории опережающего развития:
ТОР «Хабаровск», Хабаровский край, город Хабаровск
Количество резидентов: 8
Объем частных инвестиций: 28,52 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 1,8 млрд рублей.
В первоначальном варианте предполагалось создать ТОР «Ракитное» вблизи одноименного поселения под Хабаровском. Однако в таком случае становилось бы невозможным участие в проекте наиболее заинтересованных инвесторов, чьи активы располагаются на территории городского округа. Это, в частности, Корпорация «ТехноНИКОЛЬ», которая строит новые мощности по производству теплоизоляции. В 2015 году на принадлежащем компании заводе «Базалит-ДВ» в Хабаровске будет запущена вторая линия по производству каменной ваты мощностью 45 тыс. т в год. 20% новых объемов будет продаваться в Китай. В расширение производства вложено 1,47 млрд рублей.
Стать резидентом ТОР может и ОАО «Хабаровский Аэропорт», который ищет соинвестора для развития коммерческой зоны авиаузла (проект Air City). Здесь предполагается создание гостиничного комплекса, выставочного центра, а также логистических мощностей. Кроме того, в партнерстве с японской Sojitz Corp предполагается модернизация пассажирского терминала.
О готовности создать производственные мощности в границах ТОР заявила сингапурская Baoli Bitumina Singapore. Соответствующий меморандум был подписан представителями компании и Минвостокразвития в ходе Красноярского экономического форума. Предполагается построить завод по производству продукции на основе битума, в том числе для дорожного и железнодорожного строительства, гидроизоляции мостов и сооружений. Также завод может производить влагоизоляционные и кровельные материалы.
Сумма инвестиций оценивается в $50 млн.
Логистический центр в ТОР «Хабаровск» либо «Комсомольск» готова создать China South City, с представителями которой делегация из Хабаровского края встречалась в феврале.
Проект №8
ТОР «Комсомольск», Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре
Количество резидентов: 5
Объем частных инвестиций: 15,23 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 1,2 млрд рублей.
Как утверждает генеральный директор ОАО «Комсомольский-на-Амуре авиазавод» (ОАО КнААЗ в составе корпорации «Сухой) Александр Пекарш, у завода есть договоренности с двумя потенциальными резидентами ТОР. Это ГК «Энергия» (энергетическое машиностроение) и станкостроительной компанией МТЕ КОВОСВИТ МАС (входит в российскую Группу МТЕ). Рассматривается возможность производства композитных материалов и сплавов, в будущем — инструментов и станков.
Вице-президент фонда «Сколково» по развитию деятельности на Дальнем Востоке Сергей Жуков, посетивший недавно Хабаровск, не исключил возможности производства в Комсомольске-на-Амуре комплектующих для космической отрасли. Такую возможность он связал с вводом в эксплуатацию космодрома Восточный в этом году.
Проект №8
ТОР «Надеждинское», Приморский край, город Артем
Количество резидентов: 3
Объем частных инвестиций: 6,73 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 3,2 млрд рублей.
Ядром территории опережающего развития является Надеждинский промышленный парк, в рамках которого группа компаний «Акваресурсы» (через дочернюю компанию «Инком-ДВ») реализует проект транспортно-логистического комплекса («сухого порта») на 27 млн тонн грузов в год. Сухой порт сможет обрабатывать вагоны и автотранспорт для их сортировки, хранения с последующим формированием судовых партий к отправке из портов Приморья.
Вокруг логистического центра центра на площадке ТОРа планируется разместить более 200 промышленных предприятий. Грузы для них также будут проходить через сухой порт.
Текст: Вадим Пасмурцев