EastRussia рассказывает об инвеспроектах на Дальнем Востоке, которые получат господдержку
Ударили по рукам
Этот перечень инвестиционных проектов сформирован по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля. Напомним, тогда были утверждены шесть позиций: строительство ГОК «Инаглинский» (Якутия), строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в Ванино (Хабаровский край), развитие угледобычи на Уральском месторождении (Хабаровский край), развитие золотодобычи в Селемджинском районе (Амурская область), строительство ГМК на Озерновской золотокудром месторождении (Камчатский край), первая очередь Таежного ГОКа.
Вице-премьер правительства России, полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поблагодарил главу правительства за поддержку предложений подкомиссии. «Будет реализовано шесть инвестпроектов с общим объемом частных инвестиций 127 млрд рублей. При этом надо сказать, что 52 млрд (40%) уже вложено инвесторами. Объем планируемых государственных средств – 16,8 млрд. В результате реализации будет получено до 2025 года 89,5 млрд рублей налоговых сборов, то есть бюджетные инвестиции за этот период окупятся пятикратно», – подчеркнул Трутнев.
«Надеюсь, что эти новые предприятия будут созданы по-настоящему, появятся новые рабочие места и, соответственно, возрастет доходная база всего Дальнего Востока», – подытожил Медведев.
Приоритетные проекты
Проект №1
Строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке морского порта Ванино в Хабаровском крае. Инвестор — ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» («Сахатранс», структура Volga Group).
Сроки строительства: 2015-2020 годы
Объем частных вложений: 19 млрд рублей, из них уже затрачено 2,49 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 3,28 млрд рублей.
· Железнодорожные пути общего и необщего пользования — 2,5 млрд рублей.
· Внешние сети электроснабжения 110 кВ (ТП и ЛЭП) — 745 млн рублей.
· Водопровод ТПК Сахатранс —26 млн рублей.
Терминал будет являться звеном в логистической цепи транспортировки угля с месторождений Якутии (Денисовского, Чульмаканского, Локучакитского и других месторождений) через порт Ванино в страны АТР. Правительство Хабаровского края одобрило инициативу ООО «Сахатранс» о включении терминала в границы портовой особой экономической зоны.
В феврале заместитель генерального директора по логистике Volga Group Александр Почтарь выступил с заявлением, в котором сообщил о трудностях с реализацией инвестпроекта. Причиной тому послужили введенные против владельца компании, Геннадия Тимченко, санкции, а также падение курса рубля. Так, из-за девальвации пришлось отказаться от поставки дорогостоящего германского оборудования и рассмотреть вариант с более бюджетным китайским. Кроме того, западные финансовые институты Deutsche Bank и страховая компания Hermes из-за санкций не могут участвовать в проекте. Российские кредиты стали крайне дорогими из-за стабилизационных мер Центробанка, а для работы с китайскими банками и страховщиками необходимы гарантии правительства РФ, которые должны быть даны российским банкам, сотрудничающим с китайскими.
Механизм же поддержки инвестпроектов пока не апробирован. «Кроме того, на этот механизм предусмотрены не очень большие суммы. В этом году — не больше 50 млрд рублей. А один только наш проект стоит 100 млрд рублей. Также в постановлении прописаны гарантии правительства, которые составляют 25%. В связи с падением рубля этого также недостаточно. Требуется увеличение таких гарантий до 50%», - отметил Александр Почтарь.
Проект №2
Комплексный проект развития угледобычи и углеобогащения в Хабаровском крае. Инвестор — ОАО «Ургалуголь» (структура ОАО «СУЭК»).
Сроки строительства: 2011-2016 годы.
Объем частных вложений: 23,7 млрд рублей, из них 15,9 млрд рублей уже инвестированы.
Необходимые бюджетные инвестиции: 2,37 млрд рублей.
· Мост через реку Чегдомын — 22 млн рублей.
· Строительство железнодорожных путей для обогатительной фабрики «Чегдомын» — 26 млн рублей.
· Реконструкция железнодорожных путей станции «Чегдомын» — 83 млн рублей.
· ЛЭП и подстанция — 78 млн рублей.
· Мост через реку Ургал — 28 млн рублей.
Проект предполагает развитие разреза «Правобережный» и строительство обогатительной фабрики на 9,1 млн т угля в год на Ургальском каменноугольном месторождении. Как заявлял ранее губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, «Ургалуголь» является поставщиком порядка 2 млн т угля для пяти уже действующих дальневосточных ТЭЦ и проектируемой ТЭЦ в Совгавани. Кроме того, поселок Чегдомын, где расположена штаб-квартира предприятия, внесен в список моногородов, которые претендуют на господдержку.
«Местный бизнес очень активно включился в проект, они готовы выходить на площадку индустриального парка. Им необходимо доработать свои бизнес-планы, после этого у нас появится понимание, какими собственными средствами обладает тот или иной инвестор, в какой инженерной инфраструктуре будут нуждаться новые предприятия. Исходя из этого и будет поэтапно выделяться финансирование», — отметила Макиева.
Проект №3
Горно-обогатительный комбинат «Инаглинский» (ГОК «Инаглинский») в Южной Якутии. Инвестор — ООО «УК «Колмар» (совместный актив LoneState Assets Ltd, Gunvor, Volga Group).
Сроки строительства: 2011-2017 годы.
Объем частных вложений: 22,87 млрд рублей, из которых вложено 2,65 млн рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 560 млн рублей на строительство подстанции 110 кВ ГОК «Инаглинский» с заходами ВЛ 110 кВ.
Проект включает шахту «Инаглинская» и горно-обогатительную фабрику «Инаглинская» с объемом добычи и переработки угля 3 млн т в год; производство коксового концентрата - до 2,5 млн т в год и начнется в 2016 году. В ноябре прошлого года стартовало строительство железнодорожного пути от станции «Чульбасс» до станции «Погрузочная» Инаглинского ГОК, а также высоковольтной линии 110 кв с подстанцией «Инаглинская». Генеральный директор ООО «УК «Колмар»» Сергей Цивилев заявил, стройки будут завершены уже в 2015 году.
Строительство железной дороги, по словам главы района, будет осуществляться силами республиканского предприятия «Железные дороги Якутии». Строительство ЛЭП — силами предприятия «Нерюнгриэнергоремонт». «Транспортная схема очень удобная и наличие портов, ближайших к Нерюнгринскому району и железнодорожные переезды способствуют тому, чтобы район развивался и ориентировался на экономику Юго-Восточной Азии», — считает глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов.
Проект №4
Первая очередь горно-обогатительного комбината «Таежный» (ГОК «Таежный») в Южной Якутии. Инвестор — ЗАО «ГМК Тимир» (совместное предприятие EVRAZ Group и АК «АЛРОСА»).
Сроки строительства: 2015-2017 годы.
Объем частных вложений: 12,2 млрд рублей, вложено 4,8 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 1,62 млрд рублей АЛРОСА
· Дополнительное развитие железнодорожной станции «Таежная» — 997 млн рублей.
· Одноцепная линия электропередач протяженностью 7 км и понижающая подстанция ПП-110/10 кВ — 623 млн рублей.
На первом этапе проекта предполагается добыча 3 млн т руды в год, на втором — 6 млн т в год. «В 2015 году мы должны закончить разработку проектной документации по освоению первой очереди месторождения «Таежное» с производственной мощностью 3 млн т руды и приступить к строительству. А в 2017 году ввести объект в эксплуатацию», — докладывал на совещании в правительстве Якутии технический директор компании Игорь Коротаев.
Проект №5
Развитие золотодобычи в Селемджинском районе Амурской области. Инвестор — ГК «Петропавловск» (Petropavlovsk plc).
Сроки строительства: 2010-2019 годы.
Объем частных вложений: 36,5 млрд рублей, из которых вложено 23,7 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 5,6 млрд рублей на ВЛ 220 кВ «Февральская—Рудная» с подстанцией 220 кВ «Рудная».
Реализацию стартовавшего четыре года назад проекта тормозит дефицит электроэнергии. «В Селемджинском районе мы уже построили заводы, производим примерно 8 т золота, но дальнейшее развитие, наращивание продукции невозможно без энергоснабжения», — отмечал генеральный директор группы компаний «Петропавловск» Павел Масловский. Сегодня Селемджинский район запитан по высоковольтной линии электропередачи «Февральск—Коболдо», чья загрузка составляет 100%. Потребности новых промышленных объектов превышают возможности этой линии на треть.
Добавим и еще один важный момент — сама компания «Петропавловск» находится в сложном финансовом положении и только на прошлой неделе получила согласие большинства акционеров на реструктуризацию облигационного долга на $310 млн.
Проект №6
Строительство горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения в Камчатском крае. Инвестор — ОАО «Сибирский горно-металлургический альянс» (ОАО «СиГМА»).
Сроки строительства: 2009-2017 годы.
Объем частных вложений: 12,2 млрд рублей, затрачено 2,48 млрд рублей.
Необходимые бюджетные инвестиции: 1,26 млрд рублей на строительство 64 км подъездной автодороги категории III-в к Озерновскому месторождению.
Планы по освоению месторождения предполагают добычу и переработку 250 тыс. т руды в год в рамках первой очереди комбината (старт намечен на 2016 год), до 2,6 млн т в рамках второй очереди. В марте прошлого года власти Камчатского края присвоили проекту статус особо значимого для региона. «Сбербанк» готов профинансировать строительство первой очереди объекта в объеме $140 млн. Соответствующий меморандум был подписан летом председателем Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России» Евгением Титовым и заместителем генерального директора ОАО «СиГМА» Дмитрием Пржибельским. «У проекта большие перспективы, причем они многократно увеличиваются при решении вопросов в сфере энергетики и логистики», — считает господин Пржибельский.
Проект №7
Территории опережающего развития:
ТОР «Хабаровск», Хабаровский край, город Хабаровск
Количество резидентов: 8
Объем частных инвестиций: 28,52 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 1,8 млрд рублей.
В первоначальном варианте предполагалось создать ТОР «Ракитное» вблизи одноименного поселения под Хабаровском. Однако в таком случае становилось бы невозможным участие в проекте наиболее заинтересованных инвесторов, чьи активы располагаются на территории городского округа. Это, в частности, Корпорация «ТехноНИКОЛЬ», которая строит новые мощности по производству теплоизоляции. В 2015 году на принадлежащем компании заводе «Базалит-ДВ» в Хабаровске будет запущена вторая линия по производству каменной ваты мощностью 45 тыс. т в год. 20% новых объемов будет продаваться в Китай. В расширение производства вложено 1,47 млрд рублей.
Стать резидентом ТОР может и ОАО «Хабаровский Аэропорт», который ищет соинвестора для развития коммерческой зоны авиаузла (проект Air City). Здесь предполагается создание гостиничного комплекса, выставочного центра, а также логистических мощностей. Кроме того, в партнерстве с японской Sojitz Corp предполагается модернизация пассажирского терминала.
О готовности создать производственные мощности в границах ТОР заявила сингапурская Baoli Bitumina Singapore. Соответствующий меморандум был подписан представителями компании и Минвостокразвития в ходе Красноярского экономического форума. Предполагается построить завод по производству продукции на основе битума, в том числе для дорожного и железнодорожного строительства, гидроизоляции мостов и сооружений. Также завод может производить влагоизоляционные и кровельные материалы.
Сумма инвестиций оценивается в $50 млн.
Логистический центр в ТОР «Хабаровск» либо «Комсомольск» готова создать China South City, с представителями которой делегация из Хабаровского края встречалась в феврале.
Проект №8
ТОР «Комсомольск», Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре
Количество резидентов: 5
Объем частных инвестиций: 15,23 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 1,2 млрд рублей.
Как утверждает генеральный директор ОАО «Комсомольский-на-Амуре авиазавод» (ОАО КнААЗ в составе корпорации «Сухой) Александр Пекарш, у завода есть договоренности с двумя потенциальными резидентами ТОР. Это ГК «Энергия» (энергетическое машиностроение) и станкостроительной компанией МТЕ КОВОСВИТ МАС (входит в российскую Группу МТЕ). Рассматривается возможность производства композитных материалов и сплавов, в будущем — инструментов и станков.
Вице-президент фонда «Сколково» по развитию деятельности на Дальнем Востоке Сергей Жуков, посетивший недавно Хабаровск, не исключил возможности производства в Комсомольске-на-Амуре комплектующих для космической отрасли. Такую возможность он связал с вводом в эксплуатацию космодрома Восточный в этом году.
Проект №8
ТОР «Надеждинское», Приморский край, город Артем
Количество резидентов: 3
Объем частных инвестиций: 6,73 млрд рублей.
Объем бюджетных инвестиций на инфраструктуру: 3,2 млрд рублей.
Ядром территории опережающего развития является Надеждинский промышленный парк, в рамках которого группа компаний «Акваресурсы» (через дочернюю компанию «Инком-ДВ») реализует проект транспортно-логистического комплекса («сухого порта») на 27 млн тонн грузов в год. Сухой порт сможет обрабатывать вагоны и автотранспорт для их сортировки, хранения с последующим формированием судовых партий к отправке из портов Приморья.
Вокруг логистического центра центра на площадке ТОРа планируется разместить более 200 промышленных предприятий. Грузы для них также будут проходить через сухой порт.
Текст: Вадим Пасмурцев