Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Poor mediation - EastRussia | Analytics of the East of Russia

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Weak mediation

Fraud in the sphere of housing and communal services and the lack of a proper response from law enforcement agencies force the power engineers to talk about the need to charge the energy directly from the population, bypassing the Criminal Code

The economy of the Far East, like Russia as a whole, suffers from a growing debt shaft for electricity. The problem of multibillion-dollar non-payments has been particularly affected by the housing and utilities sector: management companies serving apartment buildings, in most cases, explain their debts to companies supplying heat and electricity with non-payment by negligent tenants. But energy is inclined to see the root of trouble, rather, in ineffective management and, moreover, the use of fraudulent schemes by the leaders themselves.

Weak mediation
Photo: omskmintrud.ru

According to the federal supplier of heat and electricity, PJSC RusHydro, the total amount of debt for these services from Far Eastern consumers has increased by 2017% since the beginning of 10 and amounted to 1 July 31,4 billion rubles (15,6 billion - by electric and 15,8 billion rubles - for heat). By the way, this is about 10% of the total Russian debt in the energy sector, although the entire population of the Far East is only 4% of the Russian Federation.

Among the main defaulters are members of the so-called “non-industrial consumers” category — the population and the housing and utilities enterprises that service it (UK). The latter owed for electricity nearly 5 billion rubles (29%) and 3,4 billion (22%) for heat. In the opinion of power engineers, it is legal entities, called upon to deliver energy resources to the population, and form, in many ways, a growing picture of non-payments in the sphere of energy and utilities. As in the scale of the whole of Russia, and the Far East.

- It is very common practice when management companies collect money from residents for electricity, but this money does not reach the guaranteeing supplier, or they reach, but not in full. Just unscrupulous CC and housing and communal services (often specially created for profit and operating for not more than a year, then go bankrupt and again enter the market of housing and communal services, but under other names) withdraw funds received from third parties, "complains the correspondent. Director of OP Energosbyt of PJSC Sakhalinenergo Igor Bondarev.

According to him, “it was under this scheme that the leaders and founders of Remstroyservice-1 operated in the Sakhalin city of Dolinsk. After its bankruptcy, they created the Sakhalin Utility Operational Company, and then SakhBytService-1. As a result of this, the energy companies, as Sakhalinenergo believes, have incurred losses worth more than 15 million rubles.

For more than three years, Sakhalinenergo has been trying to attract managers and founders of these companies (by the way, being the same persons) to criminal liability. However, local law enforcement agencies do not see the crime here, confining themselves to formal letters and disciplinary sanctions against their careless employees in the field.

"Statements by Sakhalinenergo in essence have not been considered, actual circumstances for spending money received from the population and from the budget have not been established," Igor Bondarev added.

Such impunity, according to the interlocutor, led to a repetition of a similar situation with the embezzlement of funds of the population in Dolinsk. The management company, Urban Management LLC, collected money from the population for electricity, but insisted with Sakhalinenergo at the power company, it paid only in part. Evidence of this, energy experts believe, is the fact that when Sakhalinenergo was involved in the sale, the level of collection of payments for electricity for this housing stock was almost 100%. However, at the Criminal Code for some reason, it was about 30%. To date, it is declared bankrupt. Debt - more than 17 million rubles - hung in the air. The power engineers have repeatedly asked the management of the Directorate of Internal Affairs to take personal control of the consideration by the regional police department of criminal complaints against former leaders and founders of the UGH of Dolinsk, but no progress has been made in resolving this issue.

With such phenomena for several years trying to fight at the federal level with the help of existing and new laws, but, not yet very successful. So, in November 2016 the Federal Law №348213-6 "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with Strengthening the Payment Discipline of Energy Consumers" came into force. The law provides for such measures as: an increase in default interest on late payments, an obligation has been introduced for candidates in the Criminal Code to provide security for the performance of their payment obligations in the form of an irrevocable bank guarantee.

Despite this, by the middle of this year, Alexander Panina, Chairman of the Supervisory Board of the industry association “Council of Energy Producers”, stated that the debt to generating companies nationwide exceeded 333,6 billion rubles, including for the supplied heat energy - 246,7 billion rubles and for electricity - to 87 billion rubles. The debts of housing organizations (CC, HOA, HBC) in the total volume of receivables for thermal energy amounted to 51,3% or 126,5 billion rubles.



According to Panina, it is possible to neutralize the harm from dishonest intermediaries between the population and resource providers, in particular, through the conclusion of direct contracts between resource providers and citizens (now this possibility is provided for in by-laws and FZ-176, but not accepted by courts and supervisory bodies); by limiting the issuance of CC, HOA, HBCs of the passport of readiness for the autumn-winter period in the presence of receivables.

In the Ministry of Energy to the question of corr. ER - what measures of compulsory collection of debts in relation to housing and communal services organizations, in particular in the Far East, answered that "joint orders of the Ministry of Energy of Russia and the Federal Bailiff Service (FSPP) in May of 2014 formed a working group on the enforcement of court decisions on recovery debt for consumed electric energy, in the framework of which the community discusses problem situations for debt collection. The results of the discussions are summarized and forwarded to the FSSP of Russia for further development and adoption of appropriate response measures. "

In the General Prosecutor's Office, the situation with energy payments in the Far East was also commented on with official language, but with specific examples and figures. So, in the main supervisory agency, the countries noticed that in 2016, in the Sakhalin Oblast, prosecutors' offices made 97 submissions, following the results who were brought to disciplinary responsibility 67 officials. One criminal case was brought against the bailiff, who was protecting the debtors. And in the Amur Region and Primorsky Krai, thanks to the measures of the prosecutor's reaction, it was possible to reduce debts to energy suppliers by 468 thousand and 200 thousand rubles, respectively.

The Ministry of Internal Affairs avoided direct answers to questions about the situation with the investigation of cases on Sakhalin with Dolina housing and communal services enterprises and the Criminal Code, possible difficulties in solving crimes related to fraud. However, it was reported that a significant blow to the problem of energy debts was inflicted on the scientific front: “The Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia is conducting a research and development work on the organization and tactics of the departments of economic security and combating corruption of internal affairs agencies in combating theft budget funds and funds of the population committed in the field of housing and communal services ".

Crimes in the field of housing and communal services are very difficult to investigate. Practice shows that they often occur when using an administrative resource or with the direct participation of government officials. For example, as it was in the case of the director of Vorkuta Thermal Networks (it became possible to initiate the case only after the top leadership had completely changed in the Komi Republic - Governor Vyacheslav Gayzer and another 18 regional officials were arrested).

Meanwhile, law enforcement agencies have real successes in the fight against economic crimes in the housing and public utilities sector in the Far East. A criminal case was opened against the director of two CCs of Petropavlovsk-Kamchatsky ("My Home" and "My Home - PC") Dmitry Poyupkin, accused of embezzling 46,5 million rubles. The debt of the companies he leads to PJSC "Kamchatskenergo" is estimated at 250 million rubles.

- An example in Kamchatka shows that it is realistic to fight such crimes, - sums up Igor Bondarev. Now, desperate to get the truth on the spot, we turned to the Prosecutor General's Office for help. We hope that the supreme supervisory authority will pay attention to the situation on Sakhalin and will help local colleagues.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Слабо наказуемое посредничество

Мошенничество в сфере ЖКХ и отсутствие должной реакции правоохранительных органов вынуждают энергетиков говорить о необходимости взимания платы за энергоресурсы напрямую с населения, минуя УК

Экономика Дальнего Востока, как и России в целом, страдает от растущего вала долгов за электроэнергию. Особенно сильно проблема многомиллиардных неплатежей затронула сферу ЖКХ: управляющие компании, обслуживающие многоквартирные дома, в большинстве случаев объясняют свои долги компаниям-поставщикам тепловой и электрической энергии неуплатами со стороны нерадивых жильцов. Но энергетики склонны видеть корень бед, скорее, в неэффективном управлении и, более того, применении мошеннических схем со стороны самих руководителей УК.

Слабо наказуемое посредничество
Фото: omskmintrud.ru

Согласно данным федерального поставщика тепловой и электрической энергии — ПАО «РусГидро» — общая сумма долгов за эти услуги со стороны дальневосточных потребителей выросла с начала 2017 года на 10% и составила на 1 июля года 31,4 млрд рублей (15,6 млрд — по электро- и 15,8 млрд рублей — по теплоэнергии). К слову, это примерно 10% от общероссийской задолженности по энергетике, хотя все население Дальнего Востока — лишь 4% от численности РФ.

Среди основных неплательщиков — входящие в так называемую категорию «непромышленные потребители» — население и обслуживающие его предприятия ЖКХ и управляющие компании (УК). Последние задолжали за электроэнергию без малого 5 млрд рублей (29%) и 3,4 млрд (22%) за тепло. По мнению энергетиков, именно юрлица, призванные доставлять энергоресурсы до населения, и формируют, во многом, усугубляющуюся картину неплатежей в сфере энергетики и ЖКХ. Как в масштабе всей России, так и Дальнего Востока.

— Весьма распространена практика, когда управляющие компании собирают с жильцов деньги за электроэнергию, но до гарантирующего поставщика эти деньги не доходят, или доходят, но не в полном объеме. Просто недобросовестные УК и ЖКХ (часто, специально созданные для наживы и действующие не дольше года, затем банкротятся и вновь выходят на рынок ЖКХ-услуг, но уже под другими названиями) выводят полученные средства на сторонние счета, — сетует в беседе с корр. директор ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» Игорь Бондарев.

По его словам, «именно по такой схеме действовали на территории сахалинского города Долинск руководители и учредители компании «Ремстройсервис-1». После ее банкротства они создали «Сахалинскую коммунальную эксплуатационную компанию», а затем  «СахБытСервис-1». В результате этого энергокомпании, как считают в «Сахалинэнерго», принесены убытки на сумму более 15 миллионов рублей. 

Уже более трех лет «Сахалинэнерго» пытается привлечь руководителей и учредителей данных компаний (к слову являющихся одними и теми же лицами) к уголовной ответственности. Однако местные правоохранительные органы не видят здесь состава преступления, ограничиваясь формальными отписками и дисциплинарными взысканиями в отношении своих нерадивых сотрудников на местах.

— Заявления «Сахалинэнерго» по существу остались так и не рассмотрены, фактические обстоятельства по расходованию поступавших от населения и из бюджета денежных средств не установлены, — добавил Игорь Бондарев.

Подобная безнаказанность, по словам собеседника, привела к повторению аналогичной ситуации с хищениями денежных средств населения в Долинске. Управляющая компания ООО «Управление городским хозяйством» собирало деньги с населения за электроэнергию, но с «Сахалинэнерго», настаивают в энергокомпании, расплачивалось лишь частично. Доказательством этого, считают энергетики, служит тот факт, что когда реализацией занималось «Сахалинэнерго», уровень собираемости платежей за электроэнергию по данному жилищному фонду был практически 100%. Однако у УК он почему-то составлял около 30%. На сегодняшний день она признано банкротом. Задолженность – более 17 млн. рублей – повисла в воздухе. Энергетики неоднократно просили руководство УВД взять на личный контроль ход рассмотрения районным отделом полиции заявлений о возбуждении уголовных дел в отношении бывших руководителей и учредителей УГХ г. Долинска, однако никаких подвижек в решении этого вопроса не произошло.

С подобными явлениями в течение уже нескольких лет пытаются бороться на федеральном уровне с помощью уже существующих и новых законов, но, пока не очень успешно. Так, в ноябре 2016 года вступил в силу ФЗ №348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Законом предусмотрены такие меры, как: увеличение пени за просрочку платежей, введена обязанность для кандидатов в УК предоставлять обеспечение исполнения своих обязательств по оплате в виде безотзывной банковской гарантии.

Несмотря на это, уже к середине этого года председатель Наблюдательного совета отраслевой Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина констатировала: задолженность перед генерирующими компаниями в масштабах страны превысила 333,6 млрд рублей, в том числе за поставленную тепловую энергию - 246,7 млрд рублей и за электроэнергию - до 87 млрд рублей. Долги жилищных организаций (УК, ТСЖ, ЖСК) в общем объеме дебиторской задолженности за тепловую энергию составили 51,3% или 126,5 млрд рублей.



По мнению Паниной, нейтрализовать вред от недобросовестных посредников между населением и ресурсоснабжающими можно, в частности, за счет заключения прямых договоров между поставщиками ресурсов и гражданами (сейчас такая возможность предусмотрена в подзаконных актах и ФЗ-176, но не принимается судами и надзорными органами), путем ограничения выдачи УК, ТСЖ, ЖСК паспорта готовности к осенне-зимнему периоду при наличии дебиторской задолженности.

В Минэнерго на вопрос корр. ER — какие меры принудительного взыскания долгов по отношению к организациям ЖКХ, в частности на Дальнем Востоке ответили, что «совместными приказами Минэнерго России и Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) еще в мае 2014 года была сформирована рабочая группа по вопросам исполнения судебных решений по взысканию задолженности за потребленную электрическую энергию, в рамках деятельности которой с сообществом обсуждаются проблемные ситуации по взысканию задолженности. Результаты обсуждений обобщаются, и направляются в дальнейшем в ФССП России для проработки и принятия соответствующих мер реагирования».

В Генеральной прокуратуре ситуацию с энергоплатежами на Дальнем Востоке прокомментировали также с помощью официальных формулировок, но с указанием на конкретные примеры и цифры, Так, в главном надзорном ведомстве страны заметили, что в 2016 году в Сахалинской области органами прокуратуры было внесено 97 представлений, по итогам которых к дисциплинарной ответственности было привлечено 67 должностных лиц. Одно уголовное дело было возбуждено в отношении судебного пристава, прикрывавшего должников. А в Амурской области и Приморском крае благодаря мерам прокурорского реагирования удалось сократить долги перед поставщиками энергоресурсов на 468 тысяч и 200 тысяч рублей, соответственно.

В МВД уклонились от прямых ответов на вопросы о ситуации с расследованием случаев на Сахалине с долинскими предприятиями ЖКХ и УК, возможных трудностях при раскрытии преступлений, связанных с мошенничеством. Однако сообщили, что весомый удар по проблеме энергозадолженностей нанесли на научном фронте: «В ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России» проводится научно- исследовательская работа на тему: «Организация и тактика деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств и средств населения, совершаемыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства». 

Преступления в сфере ЖКХ расследовать весьма непросто. Практика показывает, что зачастую они происходят при использовании административного ресурса или при прямом участии должностных лиц органов власти. Например, как это было в деле директора «Тепловых сетей Воркуты» (возбуждение дела стало возможно только после того, как в Республике Коми полностью поменялось высшее руководство — были арестованы губернатор Вячеслав Гайзер и еще 18 региональных чиновников).

Между тем у правоохранительных органов есть реальные успехи в борьбе с экономическими преступлениями в сфере ЖКХ на Дальнем Востоке. Возбуждено уголовное дело в отношении директора двух УК Петропавловска-Камчатского («Мой дом» и «Мой дом — ПК») Дмитрия Потюпкина, обвиняемого в растрате 46,5 миллионов рублей. Долг же возглавляемых им компаний перед ПАО «Камчатскэнерго» оценивается в 250 миллионов рублей. 

— Пример на Камчатке показывает, что бороться с такими преступлениями – это реально, – подводит итог Игорь Бондарев. Сейчас, отчаявшись добиться правды на месте, мы обратились за помощью в Генеральную прокуратуру РФ. Надеемся, что высший надзорный орган обратит внимание на ситуацию на Сахалине и окажет помощь местным коллегам.