Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сложноспасительный спутник

Как на Дальнем Востоке заработала система оповещения экстренных служб

На Дальнем Востоке сохраняется дефицит систем вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», которые обязательны к установке на ввозимых в Россию подержанных автомобилях. В более выгодном положении оказались отечественные производители, осуществляющие выпуск машин зарубежных брендов. EastRussia разбиралось, как разумные требования государства о повышении безопасности натолкнулись на неразумное поведение участников рынка.

Сложноспасительный спутник
Фото: shutterstock.com
Как рассказал гендиректор ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (совместное предприятие японской Mazda Motor Corp. и ПАО «Соллерс») Дмитрий Кудинов, в июне завод во Владивостоке приступил к сборке обновленного кроссовера Mazda СХ-5. «Мы запустили в производство новую версию этого автомобиля. Надеюсь, эта машина позволит нам увеличить объемы на российском рынке, который в течение двух лет стагнировал и только сейчас показывает положительную динамику», - сказал менеджер.

В настоящее время мощности завода позволяют выпускать до 70 тыс. автомобилей ежегодно (помимо Mazda СХ-5, предприятие производит еще одну модель японского бренда - Mazda 6). При этом все выпускаемые иномарки нового поколения оснащены тревожным устройством. «Для нас не было новостью, что с 1 января все автомобили должны оснащаться системой экстренного вызова помощи «ЭРА-ГЛОНАСС». Это техрегламент, который был принят еще несколько лет назад», - отметил Дмитрий Кудинов.

«Как таковой кнопки в наших автомобилях не существует, - уточнил он. – Это система, которая позволяет в случае срабатывания определенного набора датчиков связываться с экстренными службами. Она производится в Японии и уже приходит к нам».

Справка EastRussiaС 1 января 2017 года вступили в силу требования об обязательном оснащении всех пассажирских и грузовых транспортных средств, впервые выпускаемых в обращение на территории Евразийского экономического союза, устройствами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». К числу компонентов оборудования этой системы относятся навигационный модуль, коммуникационный модуль, модем, внутренняя энергонезависимая и оперативная память, резервный источник питания, датчик автоматической идентификации ДТП, индивидуальная sim-карта, антенна, микрофон, динамик и т.д. Прибор оснащен средствами криптографической защиты информации. К настоящему времени общее количество вызовов, принятых и обработанных системой «ЭРА-ГЛОНАСС» по всей территории РФ с начала ее функционирования, приблизилось к 260 тыс. Из них более 1,7 тыс. потребовали реагирования экстренных оперативных служб, пострадавшим была оказана помощь.

В отличие от автопрома рынок поддержанных иномарок оказался не готов к нововведению. В первые месяцы 2017 года на складах временного хранения в портах Владивостока скопились сотни ввезенных поддержанных автомобилей, поскольку по закону устанавливать модули «ЭРА-ГЛОНАСС» могли только на заводе-изготовителе транспортного средства. Бизнес, занимающийся перегоном и продажей машин из Японии, нес убытки из-за хранения иномарок на парковке таможни. «Приморье – самый автомобилизированный регион России, мы первыми попали под удар», - констатировал руководитель компании «Таможенной брокер» Роман Султанов.

Только в апреле заработал временный порядок оборудования машин тревожной кнопкой. АО «ГЛОНАСС» заключило соглашение с приморскими компаниями, которые стали уполномоченными представителями общероссийского оператора информационной системы и смогли приступить к продаже терминалов для последующей их установки на иномарки. «Сначала мы заключаем договор, обязывающий покупателя установить устройство на автомобиль. Далее данные машины, номер кузова или вин-номер машины вносятся в id абонентского терминала, затем регистрируем его в информационной системе “ГЛОНАСС”. Это позволит оператору в случае активации тревожной кнопки определить местонахождение машины», - пояснил руководитель компании «Сумотори-Авто» Сергей Веркеенко.

Однако ситуация остается острой из-за дефицита систем «ЭРА-ГЛОНАСС». Поставщики оборудования (это ЗАО «Сантэл-Навигация», НПП «ИТЭЛМА», ООО «Форт-Телеком») сразу не смогли наладить поставки необходимого количества терминалов, ссылаясь на то, что спрос на вторичном рынке пока превышает предложение, а ведь еще необходимо поставлять продукцию на конвейеры автопроизводителей. К примеру, кнопкой экстренного вызова от «Форт-Телеком» (Пермь) оснащаются грузовики Hyundai, выпускаемые на заводе «Автотор» в Калининградской области.

Отсюда сохраняется большая очередь на установку терминалов для поддержанных машин. Но если для приморцев проблема постепенно решается, то больше трудностей у жителей отдаленных регионов, заказавших иномарку в Приморье. «Мне до Владивостока накладно ездить, выяснять, когда же я увижу уже проплаченный автомобиль. На телефонные переговоры уже столько денег затратил, а машину так и не могу с мая получить», - возмущается автолюбитель из Сибири Юрий.

Дефицит вызвал спекуляцию устройств. Цена доходит до 70-80 тыс. руб. за комплект при официальной в районе 27 тыс. Также установлены факты перепродажи внутренних паролей, некачественной установки аппаратуры, некорректного ввода данных о транспортном средстве в ГАИС. «Используются разные спекулятивные схемы, кнопки работают отвратительно. Сейчас создана монополия, всего две компании во Владивостоке могут продавать устройство ЭРА-ГЛОНАСС», - заявил депутат Госдумы от Приморья Андрей Андрейченко.

В итоге в АО «ГЛОНАСС» приняли решение расторгнуть с 1 июля договорные отношения с установочными мастерскими в Приморье. Вносить информацию в информационную спутниковую систему могут пока только официальные агенты оператора. Впрочем, в «ГЛОНАСС» обещают в ближайшее время организовать на своем портале сервис для проверки оборудования, что поможет исключить некорректную работу аппаратуры, и договоры с мастерскими будут перезаключены.

По мнению члена совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Дениса Сараны, избежать многих проблем позволила бы местная локализация производства модулей «ЭРА-ГЛОНАСС», а именно на мощностях завода «Дальприбор». Причем приморское предприятие, как известно, ориентированное на выпуск гидроакустического оборудования для ВМФ, авиационных средств поиска, могло бы работать на потребности не только дилеров б/у иномарок, но и отечественного автопрома.

В свою очередь АО «ГЛОНАСС» обещает закрыть вопрос с дефицитом систем в августе. Оператор скорректировал график отправок устройств на Дальний Восток. В соответствии с ним около 20 тыс. комплектов оборудования регион получит в июле и августе.
Еще один актуальный момент: насколько слажены будут на практике действия операторов автоматизированной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и причастных служб при получении экстренного вызова. «Реагирование в таких случаях требует четко скоординированных действий, так как пострадавшие могут находиться без сознания, и каждая минута промедления может стоить им жизни», - подчеркнул руководитель контакт-центра ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» Роман Рулев.

Так, в Московской области (по количеству автомобилей, оснащенных тревожной кнопкой, это один из самых активных российских регионов) за прошлый год и первое полугодие этого порядка 250 экстренных вызовов, полученных в результате ДТП, переведены в систему-112. Из них почти треть вызовов были инициированы в автоматическом режиме, то есть при серьезных авариях.