Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sort and conquer

In the 21st century, to the mandatory elements of the post-industrial world, such as the developed sphere of services and the primacy of knowledge over capital, one more was added: wastelessness, more precisely, the desire for it

Sort and conquer

A society that leaves no trace in nature is the new ideal of our time. The APR countries are actively striving to comply with it, one by one introducing the concept of a circular economy.

Niels Bohr, one of the founders of modern physics, once said: "Humanity will not die in an atomic nightmare, it will drown in its own waste." A little less than a century passed, and his prophecy began to come true. Unfortunately, it will not be an exaggeration to say that today all countries of the world "rely" on mountains of waste. According to experts from the University of Okayama (Japan), in 2000 the total volume of waste in the world amounted to 12,7 billion tons - about 1,95 tons per person (This is the latest information at the moment. In this decade, no such global studies have been conducted - editor's note). According to forecasts, by 2025 the volume of global waste will reach 19 billion tons, by 2050 - 27 billion tons.

Before all, the main threat was felt by the developed countries - the developing countries.

New national idea

The cheapest, easiest and easiest way for many countries to dispose of waste was and remains dumping: from simple open-air landfills to “ecological” disposal centers, where the latest technological innovations are used to extract biogases and generate useful energy. The next in terms of level and cost are raw materials utilization with energy generation during combustion and composting. The most responsible approach to waste disposal today is recycling, or reuse. Proper combination of all these methods underlies the so-called circular economy, based on the concept of continuous transformation, renewal and reuse of resources. A similar program is being implemented in the 15 countries of the APR.

The undisputed leaders of the waste market in the Asia-Pacific region today are the USA, China, Australia, Japan. They are followed by New Zealand, South Korea, Singapore, Taiwan. In all these countries, the waste recycling and processing industry has its own characteristics, determined by a variety of factors: from geographical to socio-demographic. So, because of the large area and low population density, the United States and Russia historically preferred the removal of waste to landfills. In Japan and China, on the contrary, in the priority - thermal recycling of garbage at incineration plants. Australia with its infertile soils actively uses composting.

However, the main role in the formation of the waste market is played by factors of economic growth. Until the middle of the last century, the problem of waste in almost all countries was in the exclusive competence of urban and rural authorities. But the jump in prices of resources (oil and metals), the difficulties in the development of agriculture and the rapid economic growth of the countries of the Asian region contributed to the fact that this issue was decided at the state level. The US Congress in 1965 appropriated the issue of garbage status as a national one, and through 10 years a law was adopted that regulates waste management. In Japan, a similar document was released in 1970 year. In these countries, the attitude of society towards waste for the last 50 years has undergone such changes that the profession of a scavenger has become one of the most respected, and the desire of citizens for a non-waste existence can justify a new national idea.

USA: cult of recycling

Americans were the first to do the sorting and recycling at the industrial level. The pilot center was opened in New York back in 1897 year. Americans invented the machines, pressing garbage, and one of the first to start a massive collection of scrap metal and waste paper, first for military purposes, then for peaceful purposes. But all these initiatives were carried out exclusively at the government level, not finding any hot support among the population. To the ideas of recycling ordinary Americans for a very long time remained indifferent. Even 50 years ago, no one in the US believed that Americans would sort their garbage and even pay for recycling. But today everything has changed: every American making purchases will prefer products from recycled materials. Because he knows that the production of paper from wood is spent more money than from recycled waste, which means it will cost more. Economical citizens of the United States do not want to overpay. They want to be responsible: to care about the environment and, as a result, to pay less.

Today, state regulation in this area is built in such a way that waste disposal in American cities is the cheapest way to deal with them. The fact is that the organization of new open landfills is banned in the USA, and burial and incineration of waste taking into account compliance with all environmental standards is three times more expensive than their processing into secondary raw materials. In many states, laws have been passed, according to which each district is obliged by a certain date to introduce recycling of some of the waste on its territory. In the US, even there is a requirement for state administrations - to buy products of recycling.

Municipal departments of sanitary environmental protection control the process of waste collection and disposal. Recycling is carried out in factories guarded by the police, located outside the cities, far from residential areas. At the plants, the collected waste is once again sorted into two categories. The first includes rotting food residues and waste that is dangerous to human health and the environment. The second is glass, paper, metal, plastic and fabrics. Organic and hazardous wastes are buried as nuclear: in abandoned but carefully guarded areas.

The second category goes to the production of new products.

According to the US Environmental Protection Agency, in the US, at least 280 million tons of household waste are collected annually (about 1,9 kg per inhabitant every day). Of these, 25% is recycled.

Japan: victorious trash

The population of Japan is about 130 million people - a little less than the Russian. But the territory of the state is different from ours at times. High population density, limited territorial resources in the context of intensive economic development and, as a result, waste generation, led Japan to serious environmental problems in the second half of the 20th century. To solve them, the so-called “zero waste concept” was developed - Zero Waste. She proposed new values ​​and became a new element of the post-industrial world. The word "garbage" in Japan almost ceased to exist. According to the concept, any waste is a product: “biological nutrients” that are composted and returned to the soil, and “technical nutrients” that are recycled. People agree to spend time and energy on sorting the trash can and prefer things from recycled materials. Managers, on the other hand, create conditions under which “unfit products” - those that cannot be processed harmlessly - are simply not produced.

For a year in Japan, it is recruited up to 50,5 million tons of household waste only (according to 1,1 kg daily for each resident). Of these, up to 75% is burned, and about 12% is sent for recycling. Landfills in this country will soon cease to exist as a class. Already, they account for less than 30% of all waste (for comparison: in the CIS - 90%, in the US - 73%). The impact of virtually all enterprises of the country on the environment is reduced to 1-2%.

The essence of the Japanese model is quite simple: all consumers themselves collect and sort waste, and the state assumes the functions of a controller, responsible for transportation to processing plants. The law defines that municipal waste should be dealt with by local authorities, and industrial waste by enterprises where they arise. The system of separation of garbage is actively used even at the government level: the Ministry of Construction and the Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries, etc., manage construction materials.

In developing a model for waste management, the Japanese government took advantage of the experience of Germany, one of the first to create so-called ecological zones. We are talking about eco-towns, where waste is processed. Industrial growth forced the Japanese government to accelerate their creation, and today there are already more than 20 of such ecological zones in the country.

The very first eco-house was built in the south of Japan - in the suburbs of Kitakyushu. Another 30 years ago, this industrial metropolis looked like Russian Chelyabinsk, which is included in the list of the most environmentally unfriendly cities in the world. Today Kitakyushu is a garden city, considered one of the cleanest in Japan. Up to 5% of the local budget is invested in the processing of waste. In the ecological zone outside the city, about 25 mini-factories process the materials of the basic industries: plastic bottles, office equipment, cars and electrical equipment. The Incinerator in Kitakyushu supplies electricity to a fifth of the metropolis. Here, at the research center, new technologies for recycling raw materials are being developed.

Japan has very big plans with a "new product". Now scientists of the country are exploring the possibility of using systems for processing waste in space. In addition, the Japanese look with interest to Russian landfills and landfills, believing that it will be much more effective to dispose of these mountains of debris. However, Russian cities are beginning to adopt the Japanese experience in handling waste and are not in a hurry to give their landfills to foreigners.

USSR: all for collection of waste paper!

It should be noted that many instruments of state regulation in the field of waste recycling, used today in the US, Japan and other countries of the world, were borrowed from the experience of the USSR, where great attention was paid to this issue. For milk, beer and soft drinks, the same bottles were developed that did not need to be sorted. Almost on every street there was a glass container reception point. Waste paper and scrap metal collected the whole country. And the foremost in this difficult business, as a rule, were the pioneers, inspired by the slogans "Hand over the waste paper - save the tree." The most purposeful collectors relied on a small encouragement: for kilograms of paper junk you could get new books. Many of them managed to even build a home library in this way.

Reuse of solid waste in the Soviet Union was a significant element in a number of production cycles. Secondary raw materials were harvested in four main chapters: Glavvtorsyrye (Ministry of Light Industry) collected waste for recycling in cities and industrial communities; Tsentrosoyuz - in the countryside; Glavvtorchermet and Glavvtortsvetmet were responsible for industrial enterprises, state farms and MTS. They were led by the Gosplan and Gossnab divisions at the All-Union level. They sent the first persons of the state detailed and strictly formalized statistical reporting - both general and for different categories of waste.

The whole scientific research institute was responsible for the technological part of the process - the All-Union Scientific-Research Design and Technological Institute of Secondary Resources (VIVR) of the USSR State Logistics Committee. By 1990, its employees created and introduced many technological lines for collecting and recycling waste paper, textile, polymeric and wood waste, used tires, broken glass, waste oil, mercury-containing lamps, galvanic elements, etc.

Of course, not all wastes could be “put into action” again, thus paying for their processing. But the cost of recycling "unprofitable" waste was originally included in the cost of production. And since 1986, a general provision was introduced, according to which an organization developing new types of materials or finished products simultaneously had to create a technology for their reuse or recycling after the end of its service life.

Since 1991 year in the process of economic reform, all the state policy instruments for managing secondary material resources created in 70-80 have been gradually abolished.

Russia: abandoned wastes

It took quite a bit of time for the inhabitants of sovereign Russia to forget both the important role of recyclables and the lessons of frugality. In the middle of the 1990-ies, the Russians were horrified to learn that the popular Lego designers are made from garbage. The fact of using recyclable materials in production then helped the company to raise sales in the West, but in Russia everything turned out exactly the opposite. Today the situation is drastically changing: a new attitude to waste is beginning to form in the country, and similar marketing moves are beginning to act on our consumers.

But the waste economy as a whole remains ineffective: no federal agency is responsible for this problem. Until now, a single integrated waste management model has not been developed. However, in many regions of the country: from the Yamalo-Nenets Autonomous District to Primorsky Krai, the authorities have already come to an understanding of the severity of the issue and actively interact on this issue with the leaders of the waste market.

Somewhere there is a growing number of landfills (the total area has already passed for 1 million hectares, which is comparable to the territory of Jamaica), somewhere incinerators are being built. Chelyabinsk is trying to learn from the experience of Kitakyushu, Irkutsk - another Japanese metropolis of Kanazawa. Moscow paid attention to the methods of Australia. However, it is very difficult to transfer foreign experience to Russian soil: the differences in tariffs are too large. Sorting and recycling is not supported by the population of our country. Like the Americans 50 years ago, the Russians are not yet ready to sort the garbage and pay three times more for its processing. Especially against the background of constantly growing utility tariffs.

As a result, Russian waste is sorted not before, but after collection. This leads to high humidity of waste and low energy content of raw materials for waste processing plants. In Russia there are only 7 of such factories and uncountable number of landfills (only authorized about 12 thousand). At the same time, according to Rospotrebnadzor, 4,5 billion tons of various wastes every year in the country, of which 56 million tons are household (0,4 tons per inhabitant). About 26% of all wastes are recycled and no more than 3-4% - solid waste (solid household waste).

However, despite the fact that the recyclable market in Russia began to develop relatively recently, and this is not due to increased consciousness, but rather to a negative environmental situation, Russia is not inferior to its neighbors in some sectors of waste utilization. For example, at the rate of recycling cardboard, wrapping paper, aluminum packaging (cans, foil, etc.), we even overtake them. For a number of developing countries, Russia is an example. Mongolia is actively adopting the experience of managing biological and medical waste on the basis of a unique complex for their destruction in Vladivostok. The complex was launched two years ago and successfully solves the problem of destroying such hazardous wastes as syringes, needles, overdue drugs, meat and fish products, corpses of domestic and stray animals, etc., which were previously exported to an open landfill a few kilometers from cities.

The Discarded World

Even the most advanced countries in the fight against rubbish are still very far from ideal. And while the vast majority of the planet's inhabitants continue to throw away thoughtlessly, the world will look exactly like the Kingdom of Cambodia in miniature. There, the issue of household waste from time immemorial was solved in a very simple way: in each family, garbage was simply dropped through a hole in the floor of the house. Soils in this country are mostly marshy, and all the buildings usually stand on piles. Prior to acquainting themselves with the benefits of Western civilization, Cambodians dealt mainly with organic waste, which in the tropical climate very quickly decayed, becoming part of nature. With the advent of plastic packaging, metal containers and other elements of the consumer society, they did not have time to restructure their waste management system under new conditions and continued to throw garbage into the same hole in the floor. Naturally, the new waste of their life activity did not rot, and as a result today almost every house in Cambodia actually stands on the mountain of its own garbage.

June 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сортируй и властвуй

В XXI веке к обязательным элементам постиндустриального мира, вроде развитой сферы услуг и главенства знания над капиталом, добавился еще один – безотходность, точнее стремление к ней

Сортируй и властвуй

Общество, не оставляющее следа в природе, – новый идеал современности. Страны АТР активно стремятся соответствовать ему, одна за другой внедряя концепцию циркулярной экономики.

Нильс Бор, один из создателей современной физики, однажды сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах». Прошло чуть меньше века, и его пророчество начало сбываться. К сожалению, не будет преувеличением сказать, что сегодня все страны мира «опираются» на горы отходов. По оценке экспертов из Университета Окаяма (Япония), в 2000 году общий объем отходов в мире составил 12,7 млрд тонн – около 1,95 тонн на человека (Это самая последняя на текущий момент информация. В этом десятилетии подобных глобальных исследований не проводилось – прим. ред.). По прогнозам, к 2025 году объем мировых отходов достигнет уровня в 19 млрд тонн, к 2050 году – 27 млрд тонн.

Раньше всех надвигающуюся угрозу почувствовали главные производители отходов – развитые страны.

Новая национальная идея

Самым дешевым, простым и доступным для многих стран способом утилизации отходов был и остается вывоз на свалки: от простых полигонов под открытым небом до центров «экологического» захоронения, где используются последние технологические новшества, позволяющие извлекать биогазы и получать полезную энергию. Следующие по уровню и стоимости – сырьевая утилизация с выработкой энергии при сжигании и компостирование. Самым же ответственным на сегодняшний день подходом к уничтожению мусора является рециклинг, или повторное использование. Грамотное комбинирование всех перечисленных способов лежит в основе так называемой циркулярной экономики, основанной на концепции постоянного преобразования, обновления и повторного использования ресурсов. Подобная программа реализуется уже в 15 странах АТР.

Бесспорными лидерами рынка отходов в Азиатско-Тихоокеанском регионе сегодня считаются США, Китай, Австралия, Япония. За ними идут Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. Во всех этих странах отрасль утилизации и переработки отходов имеет свои особенности, определяемые самыми разными факторами: от географических до социально-демографических. Так, из-за большой площади и невысокой плотности населения Соединенные Штаты и Россия исторически отдавали предпочтение вывозу отходов на свалки. В Японии и Китае, напротив, в приоритете – термическая переработка мусора на мусоро­сжигательных заводах. Австралия с ее неплодородными почвами активно использует компостирование.

Однако главную роль в формировании рынка отходов играют все же факторы экономического роста. До середины прошлого века проблема отходов практически во всех странах находилась в компетенции исключительно городских и сельских властей. Но скачок цен на ресурсы (нефть и металлы), трудности в развитии сельского хозяйства и быстрый экономический рост стран Азиатского региона способствовали тому, что этот вопрос стал решаться на государственном уровне. Конгресс США в 1965 году присвоил проблеме мусора статус национальной, и через 10 лет был принят закон, регулирующий обращение с отходами. В Японии аналогичный документ увидел свет в 1970 году. В этих странах отношение общества к отходам за последние 50 лет претерпело такие изменения, что профессия мусорщика стала одной из самых уважаемых, а стремление граждан к безотходному существованию впору назвать новой национальной идеей.

США: культ рециклинга

Американцы были первыми, кто занялся сортировкой и переработкой мусора на промышленном уровне. Пилотный центр был открыт в Нью-Йорке еще в 1897 году. Американцы же изобрели машины, прессующие мусор, и одними из первых начали массовый сбор металлолома и макулатуры, сначала в военных целях, затем в мирных. Но все эти инициативы проводились исключительно на правительственном уровне, не находя горячей поддержки у населения. К идеям рециклинга рядовые американцы очень долгое время оставались равнодушными. Еще 50 лет назад никто в США не верил, что американцы будут сортировать свой мусор и даже платить за то, чтобы его переработали. Но сегодня все изменилось: любой американец, совершая покупки, предпочтет продукцию из вторсырья. Потому что знает, что на производство бумаги из дерева тратится больше денег, чем из переработанных отходов, а значит, она будет стоить дороже. Экономные граждане США не желают переплачивать. Они хотят быть ответственными: заботиться об окружающей среде и, как следствие, меньше платить.

Сегодня государственное регулирование в этой сфере построено таким образом, что утилизация отходов в американских городах является самым дешевым способом борьбы с ними. Дело в том, что в США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем их переработка во вторичное сырье. Во многих штатах приняты законы, согласно которым каждый округ обязан к определенному сроку ввести рециклизацию части отходов на своей территории. В США даже существует требование для администраций штатов – покупать продукцию вторичной переработки.

Контролируют процесс сбора и вывоза отходов муниципальные департаменты санитарной охраны окружающей среды. Переработка ведется на охраняемых полицией заводах, расположенных за пределами городов, вдали от жилых районов. На заводах собранные отходы еще раз сортируются по двум категориям. В первую входят гниющие остатки продуктов питания и отходы, опасные для здоровья людей и окружающей среды. Во вторую – стекло, бумага, металл, пластмасса и ткани. Органичес­кие и опасные отходы хоронят как ядерные: на заброшенных, но тщательно охраняемых полицией территориях.

Вторая категория идет на производство новой продукции.

По сведениям Федеральной службы охраны окружающей среды (U.S. Environment Protection Agency), в США ежегодно собирается не менее 280 млн тонн бытовых отходов (около 1,9 кг на каждого жителя ежедневно). Из них подвергается рециклингу больше 25%.

Япония: победившие мусор

Население Японии составляет около 130 млн человек – чуть меньше российского. А вот территория государства отличается от нашего в разы. Высокая плотность населения, ограниченность территориальных ресурсов в условиях интенсивного экономического развития и, как следствие, генерирование отходов, привело Японию к серьезным экологическим проблемам во второй половине XX века. Для их решения была разработана так называемая «концепция нулевых отходов» – Zero Waste. Она предложила новые ценности и стала новым элементом постиндустриального мира. Слово «мусор» в Японии практически перестало существовать. Согласно концепции, любые отходы – это продукт: «биологические питательные вещества», которые компостируют и возвращают в почву, и «технические питательные вещества», которые повторно перерабатывают. Люди согласны тратить время и силы на сортировку мусорного ведра и предпочитают вещи из вторсырья. Управленцы же создают условия, в рамках которых «непригодные продукты» – те, что нельзя безвредно переработать, – просто не производятся.

За год в Японии набирается до 50,5 млн тонн только бытовых отходов (по 1,1 кг ежедневно на каждого жителя). Из них до 75% сжигается, а порядка 12% отправляется на вторичную переработку. Свалки в этой стране скоро перестанут существовать как класс. Уже сейчас на них свозится меньше 30% всех отходов (для сравнения: в СНГ – 90%, в США – 73%). Влияние практически всех предприятий страны на окружающую среду сведено до 1–2%.

Суть японской модели весьма проста: все потребители сами собирают и сортируют отходы, а государство берет на себя функции контролера, отвечая за транспортировку на перерабатывающие заводы. Закон определяет, что бытовыми отходами должны заниматься органы местного самоуправления, а промышленными – предприятия, на которых они возникают. Система разделения мусора здесь активно используется даже на правительственном уровне: переработкой строительных материалов ведает Министерство строительства, пищевых – Министерство сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства и т.д.

Разрабатывая модель по утилизации отходов, японское правительство воспользовалось опытом Германии, одной из первых создавшей так называемые экологические зоны. Речь идет об экотаунах, в которых ведется переработка отходов. Промышленный рост заставил японское правительство ускорить их создание, и сегодня на территории страны насчитывается уже более 20 таких экологических зон.

Самый первый экотаун был построен на юге Японии – в пригороде Китакюсю. Еще 30 лет назад этот промышленный мегаполис выглядел как российский Челябинск, входящий в список наиболее экологически неблагополучных городов мира. Сегодня Китакюсю – это город-сад, считающийся одним из самых чистых в Японии. До 5% местного бюджета вкладывается в переработку отходов. В экологической зоне за чертой города около 25 мини-заводов перерабатывают материалы базовых отраслей промышленности: пластмассовые бутылки, офисную технику, автомобили и электрооборудование. Мусоросжигательный завод в Китакюсю снабжает электроэнергией пятую часть мегаполиса. Здесь же, в научно-исследова­тельском центре, разрабатываются новые технологии по вторичной переработке сырья.

У Японии с «новым продуктом» связаны очень большие планы. Сейчас ученые страны исследуют возможность использования систем по переработке отходов в космосе. Кроме того, японцы с интересом посматривают на российские свалки и полигоны, считая, что гораздо эффективнее смогут распорядиться этими горами мусора. Однако российские города начинают активно перенимать японский опыт по обращению с отходами и не спешат отдавать свои полигоны иностранцам.

СССР: все на сбор макулатуры!

Стоит отметить, что многие инструменты государственного регулирования в области переработки отходов, используемые сегодня и в США, и в Японии, и в других странах мира, были позаимствованы из опыта СССР, где этому вопросу уделялось огромное внимание. Для молока, пива и прохладительных напитков были разработаны одинаковые бутылки, которые не нужно было сортировать. Почти на каждой улице стоял пункт приема стеклотары. Макулатуру и металлолом собирала вся страна. А передовиками в этом нелегком деле, как правило, были пионеры, вдохновленные лозунгами «Сдай макулатуру – спаси дерево». Самым целеустремленным сборщикам полагалось небольшое поощрение: за килограммы бумажного хлама можно было получить новые книги. Многим удалось таким образом даже собрать домашнюю библиотечку.

Повторное использование твердых отходов в Советском Союзе было существенным звеном в ряде производственных циклов. Вторичное сырье заготавливали четыре главка: Глав­вторсырье (Министерство легкой промышленности) собирало отходы для переработки в городах и рабочих поселках; Центросоюз – в сельской местности; Главвторчермет и Глав­вторцветмет отвечали за промышленные предприятия, совхозы и МТС. Руководили ими на общесоюзном уровне подразделения Госплана и Госснаба. Они и отправляли первым лицам государства подробную и строго формализованную статистическую отчетность – как общую, так и по различным категориям отходов.

За технологическую часть процесса отвечал целый НИИ – Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 году его сотрудники создали и внедрили множество технологических линий для сбора и переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, битого стекла, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп, гальванических элементов и др.

Конечно, не все отходы можно было снова «пустить в дело», таким образом окупив их переработку. Но затраты на утилизацию «нерентабельных» отходов изначально были включены в себестоимость продукции. А с 1986 года было введено общее положение, по которому организация, разрабатывавшая новые виды материалов или готовых продуктов, одновременно должна была создать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы.

С 1991 года в процессе реформирования экономики все созданные в 70–80-х годах инструменты госполитики по управлению вторичными материальными ресурсами были постепенно упразднены.

Россия: бесхозные отходы

Понадобилось совсем немного времени, чтобы жители суверенной России забыли и о важной роли вторсырья, и об уроках бережливости. В середине 1990-х годов россияне с ужасом узнали, что популярные конструкторы «Лего» изготавливаются «из мусора». Факт использования вторсырья в производстве тогда помог компании поднять продажи на Западе, но в России все оказалось ровно наоборот. Сегодня ситуация кардинально меняется: в стране начинает формироваться новое отношение к отходам, и подобные маркетинговые ходы начинают действовать и на наших потребителей.

Но экономика отходов в целом пока остается бесхозной: ни одно федеральное ведомство не отвечает за эту проблему. До сих пор не разработана единая комплексная модель управления отходами. Однако во многих регионах страны: от Ямало-Ненецкого автономного округа до Приморского края – власти уже пришли к пониманию остроты вопроса и активно взаимодействуют по этому вопросу с лидерами рынка отходов.

Где-то растет число полигонов для захоронения (общая площадь уже перевалила за 1 млн гектар, что сравнимо с территорией Ямайки), где-то строят мусоросжигательные заводы. Челябинск старается перенимать опыт Китакюсю, Иркутск – другого японского мегаполиса Канадзавы. Москва же обратила внимание на методы Австралии. Однако переносить заграничный опыт на российскую почву весьма сложно: слишком велики различия в тарифах. Сортировка и вторичная переработка не находит у населения нашей страны поддержки. Как и американцы 50 лет назад, россияне пока не готовы сортировать мусор и платить в три раза больше за его переработку. Особенно на фоне постоянно растущих тарифов ЖКХ.

В результате российские отходы сортируются не до, а после сбора. Это приводит к высокой влажности отходов и низкому энергосодержанию сырья для мусороперерабатывающих заводов. В России действует всего 7 таких заводов и несчетное количество свалок (только санкционированных около 12 тыс.). При этом, по данным Роспотребнадзора, каждый год в стране появляется 4,5 млрд тонн различных отходов, из них 56 млн тонн – бытовые (0,4 тонны на каждого жителя). Рециклингу подвергается около 26% всех отходов и не более 3–4% – ТБО (твердых бытовых отходов).

Впрочем, несмотря на то, что рынок вторсырья в России начал развиваться относительно недавно и связано это не с повышением сознательности, а скорее с негативной экологической ситуацией, в некоторых секторах утилизации отходов Россия не уступает своим соседям. Например, по норме рециклинга картона, оберточной бумаги, алюминиевой упаковки (банок, фольги и др.) мы их даже обгоняем. Для ряда развивающихся стран Россия служит примером. Монголия активно перенимает опыт управления биологическими и медицинскими отходами на основе уникального комплекса по их уничтожению во Владивостоке. Комплекс был запущен два года назад и успешно решает проблему уничтожения таких опасных отходов, как шприцы, иглы, просроченные лекарства, мясная и рыбная продукция, трупы домашних и бродячих животных и т.п., которые до этого вывозились на открытую свалку в нескольких километрах от города.

Выброшенный мир

Даже самым продвинутым в борьбе с мусором странам еще очень далеко до идеала. И пока подавляющее большинство жителей планеты будет продолжать бездумно выбрасывать, мир будет выглядеть точь-в-точь как Королевство Камбоджа в миниатюре. Там вопрос бытовых отходов испокон веков решался весьма простым способом: в каждой семье мусор просто скидывали через дыру в полу дома. Почвы в этой стране преимущественно болотистые, и все постройки обычно стоят на сваях. До знакомства с благами западной цивилизации камбоджийцы имели дело преимущественно с органическими отходами, которые в условиях тропического климата очень быстро перегнивали, становясь частью природы. С появлением пластиковой упаковки, металлической тары и прочих элементов общества потребления они не успели перестроить свою систему утилизации отходов под новые условия и продолжали выбрасывать мусор в то же отверстие в полу. Естественно, новые отходы их жизнедеятельности не перегнивали, и в результате сегодня почти каждый дом Камбоджи фактически стоит на горе собственного мусора.