Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sovetskaya Gavan: waiting for ships

The once well-known outpost of the country in the Tatar Strait, the end point of the BAM, the center of ship repair and fishing, the city of Sovetskaya Gavan in the Khabarovsk Territory is going through hard times.

Mayor of the city Pavel Borovsky told EastRussia about the glorious past of Sovetskaya Gavan, about hopes and plans for the future

Sovetskaya Gavan: waiting for ships
Photo: press center of the administration of the city of Sovetskaya Gavan

- What would you tell about Sovetskaya Gavan to a person who has never been here?

- Sovetskaya Gavan is the most convenient natural harbor in the world. Here ends - and begins for us - the Baikal-Amur Mainline. Here the frigate "Pallada", which reached the Far East with a diplomatic mission, to Japan from Kronstadt in 1856, was flooded here - so that the enemy would not get it during the Crimean War - in 1853, the writer Ivan Goncharov, the author of "Oblomova "And the book of essays" Frigate "Pallas". Earlier, Sovetskaya Gavan was a city of ship repairers, shipbuilders, military of all branches of the military. There was a base for ocean fishing, which in the best times employed about three thousand people. Now all this is gone, the military is practically gone, the factories have been standing for a long time, but the main holidays in the city are still the Day of the Navy and the Day of the Fisherman. A little more than 22 thousand people live here, people work mainly in the social sphere, in the municipal service, there is little employment in construction - recently they have built a CHP, a little in the forest industry, in the fish industry ... There are no large industries, the largest team is about 300 a person is just at the new CHP. We are waiting for large investors, maybe even the state will come in and begin to revive the former glory of our city.

- And how many people were in the best years in Sovetskaya Gavan, when everything worked?

- In total, at the best times, there were up to 65 thousand people in the region, now ... up to 40 is good if there are about 38 thousand people, this is if the entire region, all settlements are counted.


Port of Sovetskaya Gavan
Photo: Press Service of the Government of Khabarovsk Territory

- And what is the main problem of Sovetskaya Gavan? Or is she not alone? How do you solve it during those 12 years that you have been the head of the city?

- Of course, there is more than one problem, and they are all interconnected. The fleet - both civilian and military - disappeared - shipyards were closed, there were no town-forming enterprises left, the city lost its economy. And since then we have all been trying to work as "attracted", trying to attract investors to our territory. This is partly possible, we create comfortable conditions for them, to accompany them, we work with the Ministry for the Development of the Russian Far East, we pin great hopes on the preferences that have spread to us thanks to the Free Port of Vladivostok regime. But many investors are stopped by the weak transport infrastructure - we have only one track of the railway laid to us. And now, when instructions were given for BAM-2, we somehow dropped out of all plans. The modernization of the railway, the expansion of the carrying capacity is planned only to Vanino, although the BAM actually, I remind you, begins and ends here. And we would very much like the modernization plans to be supplemented, because one more branch of the railway is vitally important for us.

- You say you work as "attracted", create comfortable conditions?

 - Sure. But so far the initiative comes from the investors themselves. For "incoming" investors who themselves decide to implement some kind of investment project here, we, for our part, create the most favorable conditions - we shorten the terms for issuing all kinds of permits as much as possible, help to collect technical conditions, all other documents-permits required business to start working, connecting to engineering and utility structures. We understand that our city or region may not be familiar to investors. Of course, we try to do everything possible from the point of view of hospitality to make the investor comfortable. The main thing for us is mutually beneficial, transparent and fruitful cooperation.

- Can you give examples of such cooperation, name organizations, enterprises?

- For example, timber processing investors came to us, we helped them in the preparation of documents, in conjunction with the development institutions of the Far East. Also, we have successfully worked to support the largest investment project of RusHydro for us in recent years - the construction of a thermal power plant, the construction of a house for its employees. They themselves say that such a speed of passage of documents, approvals, and a focus on a positive result can hardly be found anywhere else. This feedback speaks to our quality work in creating an enabling environment.


Electrical the capacity of the Sovetskaya Gavan CHPP is 126 MW, heat - 200 Gcal / h
Photo: PJSC "RusHydro"

But, of course, that's not all. I am currently working on attracting potential investors in other industries. Due to the expensive logistics and delivery of building materials here, there is a need to interest investors in the production of building materials from the so-called "fly ash". This is the white dust that collects on the electromagnetic catchers in the pipe. It can be used to produce bricks, blocks, building mixtures. This technology has already been applied in Europe, in Germany in particular. China made the People's Brick program on the processing of this material. We have one such plant in Russia - in Omsk, and I would like to see a similar one. This will immediately become a driver for development here, for construction - thanks to cheap building materials, and it is good for the environment - that this dust is utilized and becomes a building material. And with this idea I am now trying to reach all levels, but so far no one is showing interest.

- In economic news we often hear “Vanino-Sovetsko-Gavanskiy knot”, but at the same time there is a feeling that all port facilities and infrastructure are located in Vanino. Is this so and why is Vanino more on the hearing?

- Vanino initially developed as a port, everything was optimized for port activities, there is a railway junction, and, I repeat, a single-track road leads to us and in Sovetskaya Gavan the emphasis was placed on the industrial direction - ship repair, shipbuilding - civil and military. And yes - this railway “thread” is in no way enough for the development of port activities. And not only the road itself is needed - access roads, mooring walls are needed here. And therefore, as I already said, when the conversation began about the expansion of BAM, about the Eastern landfill, all large coal companies, stevedoring companies - everything is limited only to Vanino, there is all this infrastructure, they are ready to increase transshipment, the main thing for them is to carry more. We also have port activities, but they are small, although they are intensifying. 


The volume of cargo turnover of the seaport Sovetskaya Gavan in January-December 2020 for the first time in the history of the port exceeded 1 million tons, which is almost 83% higher than the final indicator of 2019. So there is movement, but if there was a full-fledged railroad, then oil companies could show interest in our capabilities, then gas processing, liquefaction, and hydrogen production could be established here. That is, all modern trends could be embodied here.

Another problem of ours, which we still cannot cope with, is the large number of lands and water areas that are under the jurisdiction of the Ministry of Defense. Because of this, we have very little development of mariculture, although all the conditions, it would seem, for this direction are there. We have an entrepreneur who breeds scallops and sea cucumbers, but this is literally a single story. We have repeatedly addressed both directly to the Ministry of Defense and through the regional authorities - and this is not only a problem of Sovetskaya Gavan, not only of the Khabarovsk Territory, but also of Primorye and Kamchatka - and we received a refusal, they say, no, we will not transfer anything. But even if they themselves used it - even if they returned the military fleet here to us, as it was before - this would also give civilians jobs and taxes ...

- That is, the lack of transport infrastructure and land of the Ministry of Defense are the main constraining factors for the development of Sovetskaya Gavan. Is there no problem with the power industry with the commissioning of a new CHPP? Its capacity is probably enough to meet the current needs of the city itself, and there is also a reserve?

- In fact, not everything is so simple. There is a reserve, but it has already been reserved for Russian Railways, for BAM. Although we are talking about the reserve of the first stage of the CHPP. We now hope that RusHydro will consider the possibility of building the second stage of the CHPP so that those investors who are already planning to be present here - such as the Pacific Hydrometallurgical Plant, this is a Polymetal division - so that they can realize their investment backlog here. So that the energy is sufficient here, so that there are no problems with its availability.

- It is clear, that is, the issue with the energy sector can still be quickly resolved, the expansion of the railway is hanging in the air, but what about the road?

- There is a road - Lidoga - Vanino. Its edge was built, but it is of poor quality. In 2018, it was transferred to federal ownership and since then they have been trying to bring it into a normative state, although in general it is passing through. But the road Sovetskaya Gavan - Vanino - Mongokhto is already local, it urgently needs repair. But, be that as it may, the highway will not be able to become an alternative to railway communication, although travel along it is quite fast. You can get from Sovetskaya Gavan to Khabarovsk in six hours, and it will take a day by train! But if we take the possibilities of cargo turnover, then the road will not compete with the railroad. Yes, for small businesses, for individual entrepreneurs, for the transportation of even containers, some piece things, the road is more interesting, but as for bulk cargo and the like, only the railway makes sense. And its limited bandwidth is a limiting factor. The exit of the Sovetsko-Gavansky region to the BAM is carried out by a single-track railway, the length of which within the boundaries of the region is 25 km. There is a railway station in the city - Sovgavan-gorod. The station now handles 1-1,2 million tons of cargo annually. But the problem is still in the absence of railway approaches to the berths of the port of Sovetskaya Gavan and in the dependence of the passage of cargo flows from the cargo carriers of the Vaninsky region. The construction of a new bypass section of the railway will solve many of the problems of cargo transportation. Optimization of the route will increase the throughput to 25 million tons per year, with the electrification of the railway track, this figure will increase to 50 million tons! This is almost 25 and 50 times an increase in comparison with what we have today. I believe that this is a sufficient argument in favor of the construction of a bypass railway track. And I am moving in this direction.


It is proposed to build a bypass railway not by a “second” route parallel to the existing one, but bypassing Vanino and the entrances to the already built transshipment terminals.

- In the development project of Sovetskaya Gavan, which became your thesis on the course MPA (English Master of Public Administration - management training program) of the Far Eastern Federal University, as one of the risks you indicate the "high environmental activity" of the population. And I cannot but ask if this activity has become the reason why A-Property has curtailed the project for the construction of a coal terminal on the territory of the district? Or what was it like there?

- It's too early to say that the project has been closed completely, there is no feedback yet, but yes - they wanted to make A-Property in the village of Zavety Ilyich a modern coal transshipment terminal in order to export coal from the Elga deposit through it. But they suspended their project due to the capacity of the railway - this moment is now just the risk of the investor, which did not allow the project to be realized. But even at the preliminary stage, A-Property seriously helped the budget of the local municipality, proved to be respectable partners.

- But there was a story with discontent of local residents, who were afraid of dusting that occurs during the transshipment of a corner, as it was often reported from neighboring Vanino?

- There were some, but there were those who were in favor, who wanted the terminal to appear. And let's not forget that dusting in Vanino occurred only where the port facilities that were not adapted for handling coal were used, and not originally built in compliance with all environmental requirements. But Vanino also has a terminal that operates in compliance with all these requirements, and A-Property, realizing all this responsibility, they planned to build just such a modern terminal. But yes - public hearings were held in the district, there were many “against” votes, but there were many “for”. And I would say that those who were “for” were no less, and maybe more. At the same time, A-Property promised to take into account all the wishes, but nevertheless the main risk for them was the quality of the railway, its throughput.

- By the way, recently, at a meeting with the President of the country, information was heard that Russian Railways, at the suggestion of Elgaugol, is considering the possibility of building a railway line to export coal from Yakutia, parallel to the BAM and Transsib - with access to the village of Chumikan and the Udskaya Bay. Does this mean that the Elga is completely lost for Sovetskaya Gavan?

- Although I understand that it would be good for the development of a large economy, I, of course, feel very sorry if such a project leaves us. But on the other hand, this is only a proposal so far, and there it is necessary to build a railway from the field from scratch, but here the distance is shorter, and here, moreover, it would be possible to deploy a good repair base for wagons, everything is there for this. And while there is specific information that A-Property is leaving us, I want to believe that their coal transshipment project will be implemented in our country.

- How realistic is the revival of ship repair production in Sovetskaya Gavan? Can it be interesting to anyone at all?

- I think we need to talk not only about ship repair, but also about shipbuilding. After all, look - both the old Soviet fleet and the ships bought wherever possible recently - sometimes they cannot reach Vladivostok for repairs, and here it would be in demand, but it is necessary to build. I would like to be heard at the United Shipbuilding Company, so that those good ideas that were in Soviet times, so that they are implemented, so that our coast becomes a center for shipbuilding and ship repair. And at the same time, so that the port and port activities become a new pivot for the development of Sovetskaya Gavan. All other industries, I think, will catch up on their own when there is an active life in the port. I would like people who make decisions to come to us - let it be two, three people, so that they can see the potential of this place. So that the words of the Warrior Andreevich Rimsky-Korsakov, who came here on the frigate Pallada, come true: “It is difficult to find such a Harbor in the whole world. All the fleets of the world can easily fit here in perfect tranquility from all winds and bad weather. We can now, having in our hands such a harbor, the mouth of the Amur and Sakhalin, to own all the trade of the North Pacific Ocean. " 

 

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Советская Гавань: в ожидании кораблей

Некогда известный на весь Советский Союз форпост страны в Татарском проливе, конечная точка БАМа, центр судоремонта и рыбной ловли город Советская Гавань в Хабаровском крае переживает нелучшие времена.

Мэр города Павел Боровский рассказал EastRussia о славном прошлом Советской Гавани, о надеждах и планах на будущее

Советская Гавань: в ожидании кораблей
Фото: пресс-центра администрации г. Советская Гавань

- Что бы вы рассказали о Советской Гавани человеку, который никогда здесь не был?

- Советская Гавань – это самая удобная естественная в мире гавань. Здесь заканчивается – а для нас начинается – Байкало-Амурская магистраль. Здесь затоплен – чтобы не достался врагу во времена Крымской войны - в 1856-м году фрегат «Паллада», который с дипломатической миссией дошел до Дальнего Востока, до Японии из Кронштадта в 1853 году, на его борту был писатель Иван Гончаров, автор «Обломова» и книги очерков «Фрегат «Паллада». Раньше Советская Гавань была городом судоремонтников, судостроителей, военных всех родов войск. Здесь находилась база океанического рыболовства, на которой в лучшие времена трудилось около трех тысяч человек. Сейчас этого всего уже нет, военных практически нет, заводы давно стоят, но в городе по-прежнему главные праздники – это День военно-морского флота и День рыбака. Живут здесь чуть больше 22 тыс. человек, люди работают в основном в социальной сфере, на муниципальной службе, есть занятость небольшая в строительстве – недавно вот построили ТЭЦ, немного в лесной отрасли, в рыбной… Больших производств нет, самый большой коллектив – около 300 человек – это вот как раз на новой ТЭЦ. Ждем пока крупные инвесторы, может даже и государство зайдут и начнут возрождать былую славу нашего города.

- А сколько людей было в лучшие годы в Советской Гавани, когда все работало?

- Всего в районе в лучшие времена до 65 тысяч населения было, сейчас… до 40 хорошо если наберется – где-то 38 тысяч человек, это если весь район, все населенные пункты считать.


Порт Советской Гавани
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

- И какая же главная проблема Советской Гавани? Или она не одна? Как вы ее решаете те 12 лет, что являетесь главой города?

- Проблема, конечно, не одна, и все они взаимосвязаны. Исчез флот – и гражданский, и военный – закрылись судоремонтные заводы, не осталось градообразующих предприятий, у города не стало экономики. И вот с тех пор мы все пытаемся работать как «привлеченцы», пытаемся привлекать к нам на территорию инвесторов. Отчасти это получается, создаем комфортные условия для них, по их сопровождению, работаем с Минвостокразвития, большие надежды возлагаем на преференции, которые на нас распространились благодаря режиму «Свободный порт Владивосток». Но вот многих инвесторов останавливает слабая транспортная инфраструктура – у нас тут всего одна колея железной дороги к нам проложена. И сейчас вот когда давались поручения по БАМу-2, мы как-то выпали из всех планов. Модернизация железной дороги, расширение пропускной способности планируется только до Ванино, хотя БАМ вообще-то, напомню, начинается и заканчивается у нас. И нам бы очень хотелось, чтобы планы модернизации были дополнены, потому что еще одна ветка железной дороги для нас жизненно важна.

- Вот вы говорите, работаете как «привлеченцы», создаете комфортные условия?

 - Конечно. Но пока инициатива приходит от самих инвесторов. Для «входящих» инвесторов, которые сами принимают решение о том, чтобы здесь какой-то инвестпроект реализовать, мы со своей стороны создаем самые благоприятные условия – максимально сокращаем сроки по выдаче всевозможных разрешений, помогаем собрать технические условия, все прочие документы-разрешения, необходимые бизнесу, чтобы начать работать, подключения к инженерно-коммунальным структурам. Мы понимаем, что для инвесторов наш город, район может быть не знаком. Конечно, мы стараемся и с точки зрения гостеприимства сделать все возможное, чтобы инвестору было комфортно. Для нас главное это взаимовыгодное, прозрачное и плодотворное сотрудничество.

- Можете привести примеры такого сотрудничества, назвать организации, предприятия?

- К примеру, к нам зашли инвесторы по лесопереработке, мы помогали им в подготовке документов, в связке с институтами развития Дальнего Востока. Также, успешно сработали мы и по сопровождению самого крупного для нас за последнее время инвестпроекта компании РусГидро – строительства ТЭЦ, строительства дома для ее сотрудников. Они сами говорят, что такой скорости прохождения документов, согласований, нацеленности на положительный результат, вряд ли где-то еще можно найти. Такая обратная связь говорит о нашей качественной работе по созданию благоприятных условий.


Электрическая мощность ТЭЦ Советской Гавани 126 МВт, тепловая - 200 Гкал/ч
Фото: ПАО «РусГидро»

Но, конечно, это не все. Сейчас я работаю над привлечением потенциальных инвесторов в других отраслях. Из-за дорогой логистики и доставки сюда стройматериалов существует необходимость заинтересовать инвесторов производством стройматериалов из так называемой «золы уноса». Это та белая пыль, которая собирается на электромагнитных улавливателях в трубе. Из нее можно производить кирпич, блоки, строительные смеси. Эта технология была уже применена в Европе, в Германии в частности. Китай на переработке этого материала сделал программу «Народный кирпич». У нас в России есть один такой завод – в Омске, и вот хотелось бы, чтобы и у нас появился аналогичный. Это сразу станет драйвером и для развития здесь, для строительства – благодаря дешевым стройматериалам, и для экологии хорошо – что эта пыль утилизируется, становится строительным материалом. И вот с этой идеей я сейчас пытаюсь достучаться до всех уровней, но пока интереса никто не проявляет.

- В экономических новостях часто приходится слышать «Ванинско-Советско-Гаванский узел», но вместе с тем есть такое ощущение, что все портовые мощности, инфраструктура находятся в Ванино. Так ли это и почему Ванино больше на слуху?

-  Ванино изначально развивалось как порт, там все оптимизировалось для портовой деятельности, там железнодорожный узел, а к нам, повторюсь, ведет однопутная дорога и в Советской Гавани упор делался на промышленном направлении – судоремонте, судостроении – гражданском  и военном. И да – этой «ниточки» железнодорожной никак не хватает для развития портовой деятельности. И не только ведь сама дорога нужна – нужны здесь подъездные пути, причальные стенки. И поэтому, как я уже и говорил, когда пошел разговор про расширение БАМа, про Восточный полигон все крупные угольные компании, стивидорные компании – у них все ограничивается только Ванино, там вся эта инфраструктура есть, они готовы наращивать перевалку, им главное, чтобы везли побольше. У нас портовая деятельность тоже есть, но небольшая, хотя она и активизируется. 


Объем грузооборота морпорта Советская Гавань  за январь-декабрь 2020 года впервые в истории порта превысил 1 млн тонн - это почти на 83% превышает итоговый показатель 2019 года. Так что движение есть, но если бы была полноценная железная дорога, то и нефтяные компании могли бы проявить интерес к нашим возможностям, здесь можно наладить тогда и переработку, и сжижение газа, производство водорода. То есть здесь могли бы воплощаться все современные тренды.

Еще одна наша проблема, с которой пока не получается справиться – это большое количество земель и акватории, которые находятся в ведении Министерства обороны. Из-за этого у нас очень слабо развивается марикультура, хотя все условия, казалось бы, для этого направления есть. У нас работает предприниматель, который разводит гребешка и трепанга, но это буквально единичная история. Мы неоднократно обращались и непосредственно в Министерство обороны, и через краевые власти – и это ведь проблема не только Советской Гавани, не только Хабаровского края, но и Приморья, и Камчатки – и мы получали отказ, мол, нет, передавать мы ничего не будем. Но пусть бы хоть сами использовали – пусть бы вернули сюда к нам военный флот, как это было раньше – это тоже дало бы и гражданским рабочие места, и налоги…

- То есть дефицит транспортной инфраструктуры и земли Минобороны – это основные сдерживающие факторы для развития Советской Гавани. С энергетикой с вводом новой ТЭЦ, получается, проблем нет? Ее мощностей наверняка ведь хватает на удовлетворение текущих потребностей самого города и еще и резерв есть?

- На самом деле не все так просто. Резерв есть, но он уже зарезервирован за РЖД, под БАМ. Хотя это мы говорим про резерв первой очереди ТЭЦ. Мы сейчас надеемся, что РусГидро рассмотрит возможность строительства второй очереди ТЭЦ, чтобы те инвесторы, которые уже планируют может быть свое присутствие здесь – как например Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат, это подразделение Полиметалла – чтобы они свой инвестиционный задел могли реализовать здесь. Чтобы энергетика здесь была достаточной, чтобы проблем с ее доступностью не было.

- Понятно, то есть с энергетикой вопрос еще может оперативно решиться, расширение железной дороги – повисло в воздухе, а что с автодорогой?

-  Автодорога есть – Лидога – Ванино. Ее край построил, но она неважного качества. В 2018 году ее передали в федеральную собственность и с тех пор ее пытаются привести в нормативное состояние, хотя в целом она проезжая. А вот дорога Советская Гавань – Ванино – Монгохто – это местная уже, она срочнейше требует ремонта. Но, как бы то ни было, альтернативой железнодорожному сообщению автодорога стать не сможет, хотя проезд по ней достаточно быстрый. Из Советской Гавани до Хабаровска можно добраться за шесть часов, а на поезде понадобятся сутки! Но если брать возможности грузооборота, то автомобильная дорога железной конкуренцию не составит. Да, для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, для перевозки даже контейнеров, каких-то штучных вещей автодорога интереснее, но что касается насыпных грузов и тому подобного – только железная дорога имеет смысл. И ее ограниченные пропускные способности являются сдерживающим фактором. Выход Советско-Гаванского района на БАМ осуществляется по однопутной железной дороге, протяженность которой в границах района составляет 25 км. В городе действует железнодорожная станция – Совгавань-город. Станция сейчас обеспечивает ежегодно переработку 1-1,2 млн тонн грузов. Но проблема состоит еще в отсутствие железнодорожных подходов к причалам порта Советская Гавань и в зависимости прохождения грузопотоков от грузоперевозчиков Ванинского района. Строительство нового обводного участка железной дороги решит многие проблемы грузоперевозок. Оптимизация маршрута позволит увеличить пропускную способность до 25 млн тонн в год, при электрификации железнодорожного пути данная цифра возрастет до 50 млн тонн! Это практически в 25 и в 50 раз увеличение по сравнению с тем, что есть сегодня. Считаю, что это является достаточным аргументом в пользу строительства обводного ж/д пути. И я двигаюсь в этом направлении.


Строить обводную железную дорогу предлагается не «вторым» путем параллельно существующему, а минуя Ванино и подъезды к уже построенным перевалочным терминалам.

- В проекте развития Советской Гавани, который стал вашей дипломной работой на курсе MPA (англ. Master of Public Administration  - программа подготовки управленческих кадров) Дальневосточного федерального университета, в качестве одного из рисков вы указываете «высокую экологическую активность» населения. И я не могу не спросить, не стала ли эта активность причиной, по которой А-Проперти свернуло проект строительства угольного терминала на территории района? Или как там дело было?

- Пока рано говорить, что проект свернут окончательно, обратной связи пока нет, но да – А-Проперти хотели делать в поселке Заветы Ильича современный перевалочный угольный терминал, чтобы через него вывозить уголь с Эльгинского месторождения. Но приостановили они свой проект из-за пропускной способности железной дороги – этот момент сейчас как раз тот риск инвестора, который не позволил реализовать проект. Но даже на предварительном этапе А-Проперти серьезно помогли бюджету местного муниципального образования, проявили себя как добропорядочные партнеры.

- Но ведь была история с недовольством местных жителей, которые опасались пыления, возникающего при перевалке угла, как об этом часто сообщали из соседнего Ванино?

-  Были и такие, но были те, кто выступал «за», кто хотел, чтобы терминал появился. И давайте не забывать, что пыления в Ванино происходили только там, где использовались неприспособленные под перевалку угля портовые мощности, а не изначально построенные с соблюдением всех экологических требований. Но и в Ванино сейчас есть терминал, который работает с соблюдением всех этих требований, и А-Проперти, понимая всю эту ответственность, они планировали построить именно такой современный терминал. Но да – в районе проходили общественные слушания, было много голосов «против», но было много и «за». И я бы сказал, что тех, кто «за» было ничуть не меньше, а может и больше. При этом А-Проперти обещали учесть все пожелания, но все-таки главным риском для них стало качество железной дороги, ее пропускная способность.

- Кстати недавно совсем на совещании у Президента страны, прозвучала информация, что ОАО РЖД по предложению «Эльгаугля» рассматривает возможность строительства для вывоза угля из Якутии железнодорожной линии, параллельной БАМу и Транссибу – с выходом в поселок Чумикан и Удскую губу. Значит ли это, что «Эльга» для Советской Гавани полностью потеряна?

- Я хоть и понимаю, что для развития большой экономики это было бы хорошо, но мне, конечно, очень жалко, если такой проект от нас уйдет. Но с другой стороны это пока только предложение, и там с нуля надо строить железную дорогу от месторождения, а здесь и расстояние меньше, и здесь к тому же можно было бы развернуть хорошую ремонтную базу для вагонов, здесь для этого все есть. И пока конкретной информации о том, что А-Проперти от нас уходит, я хочу верить, что их проект по перевалке угля будет реализован у нас.

- А насколько реально возрождение судоремонтного производства в Советской Гавани? Оно кому-нибудь вообще может быть интересным?

- Мне кажется надо говорить не только про судоремонт, но и про судостроение. Ведь посмотрите – и старый советский флот, и купленные где только можно суда в последнее время – они иногда не могут дойти до Владивостока на ремонт, и здесь бы это было бы все востребовано, но надо и строить. Я бы хотел, чтобы нас услышали в Объединенной судостроительной компании, чтобы те хорошие задумки, которые были в советские времена, чтобы они были реализованы, чтобы наше побережье стало центром судостроения и судоремонта. И при этом, чтобы новым стержнем развития Советской Гавани стал порт и портовая деятельность. Все остальные отрасли, как мне думается, подтянутся сами, когда здесь будет активная жизнь в порту. Мне хочется, чтобы к нам приехали люди, принимающие решения – пусть это будут два, три человека, чтобы они увидели, потенциал этого места. Чтобы воплотились слова Воина Андреевича Римского-Корсакова, который пришел сюда на фрегате «Паллада»: «Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана». 

 

7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика