Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Создаст или уничтожит Россия Евразийскую зону?

Цель, которая была озвучена при создании Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), является достаточно амбициозной – дать возможность отстающим странам Центральной Азии активно взаимодействовать с богатыми экономиками Европы и Восточной Азии

Предполагаемая зона покрытия составляет 35% земной поверхности, а на ее территории проживает 65% мирового населения; здесь находятся Россия и набирающие силу державы 21-го века - Индия и Китай.

Создаст или уничтожит Россия Евразийскую зону?

Идея ЕАЭС витала в воздухе около двадцати лет, но для воплощения проекта на практике было выбрано не лучшее время – не в последнюю очередь потому, что очень небольшое количество стран в данный момент хочет присоединиться к союзу. Сейчас в него входят пять участников – Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, и присоединившийся в мае Киргизстан.

Частично смоделированный по образцу Европейского Союза, ЕАЭС планирует создать международный суд со штаб-квартирой в Белоруссии и органами финансового регулирования в Казахстане. Исполнительные и политические органы, Евразийская Экономическая Комиссия и Верховный Евразийский Экономический совет базируются в Москве. Там же находится и камень преткновения.

Многие страны Запада рассматривают ЕАЭС как неуклюжую попытку воссоздать советскую империю. «Россия считает создание союза не только открывающим возможности для экономического развития, но и как путь расширения своего влияния в регионе», - отмечает Стивен Пифер, бывший посол США на Украине, сейчас работающий в Обществе Брукингса, аналитическом центре в Вашингтоне.

С ним соглашается Лилия Шевцова, автор книги «Россия Путина»: «Евразийский проект – мираж своеобразного постсоветского архипелага, где авторитарные лидеры используют соседей для поддержания своей власти».

Препятствия на пути к успеху

Конечно, сейчас еще рано оценивать успех создания организации в долгосрочной перспективе. Бывает, что глобальные организации укореняются десятилетиями, а их сила происходит от преодоления препятствий на пути к успешному функционированию. Например, Европейский Союз родился как попытка предотвратить новое столкновение двух мощнейших сил континентальной Западной Европы – Франции и Германии.

Фундамент организации был заложен в 1951 году при создании Европейского объединения угля и стали, состоявшего из шести членов, в первой декларации которого было сказано, что война должна стать «не только немыслимой, но материально невозможной». Мало кто предполагал, что объединение вырастет в Европейски Союз, состоящий из 28 стран-участниц, 19 из которых имеют одинаковую валюту. Многие члены организации являются бывшими противниками Запада в Холодной войне, так как входили в Организацию Варшавского Договора или в СССР.

В 1967 году Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами и Таиландом была создана Ассоциация государства Юго-Восточной Азии как прозападный блок Холодной войны и экономическое объединение. Несмотря на разобщенность в начале своего существования, АСЕАН затем поглотила своих коммунистических соседей и бывших врагов – Лаос и Вьетнам, а также Бруней, Камбоджу и Мьянму, где организация поспособствовала смене милитаристского режима.

Эти две организации вместе с другими привели в смущение скептиков и критиков, заявлявших о неэффективности международных объединений. Однако до сих пор непонятно, сумеет ли ЕАЭС последовать успешному примеру.

Организация была задумана в 1994 году президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым как экономический проект. На тот момент советские республики становились независимыми, а действия России на фоне поражения в Холодной войне были нерешительными и неэффективными. «Стабильность и процветание во всей Центральной Азии в интересах нашей страны и международного сообщества, - говорит президент Назарбаев. - Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи – вот главный двигатель интеграции».

Как и у ЕС, у ЕАЭС было несколько воплощений. В 2000 году было создано Евразийское Экономическое Сообщество, включившее в качестве членов Казахстан, Россию, Киргизстан и Таджикистан. Узбекистан присоединился к организации в 2006 году. Таможенный союз между Белоруссией, Казахстаном и Украиной ведет отсчет своей истории с 2010 года.

ЕАЭС получил дополнительную поддержку от Армении, однако к нему не присоединились ни Таджикистан, ни Узбекистан. Хуже того, Украина была крупной экономикой, которую Россия действительно желала видеть среди членов организации. Этого не случится, не в последнюю очередь потому, что Россия не остается в стороне от конфликта на украинском востоке.

Авантюры Москвы также побудили Казахстан и Белоруссию предупредить президента России Владимира Путина о том, что вмешательство в их внутренние дела недопустимо. Если Казахстан выйдет из ЕАЭС, то проекту придет конец, поэтому организация может оказаться полезной для сдерживания топорной российской дипломатии. Даже если союз продолжить существовать, концепция России как лидера провалилась, но только лишь в том случае, если ей не удастся привлечь в него новых членов.

ЕАЭС представляет вызов нового типа для демократических государств Запада: эта организация находится в начальном этапе своего развития, и при правильном управлении может быть сформирована в их интересах. Евразийский Союз построен по образу ЕС, и Россия сделала официальный запрос о максимально быстром начале контактов между этими организациями.

«Здравый смысл подсказывает нам воспользоваться возможностью создания единого экономического пространства в Евразийском регионе», - подчеркивает Владимир Чижов, представитель России в ЕС. Это не произойдет моментально, однако по прошествии нескольких лет польза от тесного партнерства с процветающим ЕАЭС может стать для Европейского союза огромной.

Замороженные конфликты

Во-первых, бывшие советские республики, такие как Украина, Молдавия и Грузия, потеряли часть своих территорий в пользу России в ходе так называемых «замороженных конфликтов». Отношения между странами являются неприятельскими, однако диалог между ЕС и ЕАЭС может ослабить это противостояние.

Во-вторых, Китаю необходим более широкий организационный плацдарм для его экономической экспансии на Запад. Китайский проект «нового Шелкового пути» включает газопроводы, дороги и другую инфраструктуру, протянувшуюся от Пекина до Греции, где китайская компания арендовала половину афинского порта Пирей. Китаю необходимо показать, что он не преследует исключительно политическую выгоду. ЕАЭС может дать Пекину такую возможность.

В-третьих, в планы Пекина по поводу рывка на Запад вплетается проблема сепаратизма в западной провинции Синьцзян, которую необходимо решать. Успешное функционирование ЕАЭС может помочь Китаю успокоить провинцию с помощью распределения ресурсов и ощущения жителями чувства справедливости. Альтернативный вариант развития событий заключается в том, что Синьцзян последует кровавому примеру соседних Пакистана и Афганистана.

В-четвертых, Индия, терзаемая исламскими и другими восстаниями, чья экономика не выглядит мощной на фоне Китая, все больше склоняется к Западу, однако все еще сильно желает укрепить свои отношения с Россией. ЕАЭС также может помочь влить новую жизнь в Ассоциацию Регионального Сотрудничества Южной Азии, региональное объединение из восьми государств, которое было практически парализовано из-за огромного размера Индии и ее напряженных отношений с Пакистаном.
Впрочем, чтобы достичь чего-то из этого, России необходимо:

- избавиться от эффекта обвалившихся цен на нефть и другие товары экспорта на свою экономику;

- отказаться от традиционной политики, в которую входят угрозы, покровительство отдельным странам и дешевые поставки энергоносителей;

- разработать новые пути взаимодействия с соседними странами.

Пример крошечной Молдавии, бывшей советской республики, зажатой между Украиной и Румынией, показывает, как сложно это будет. В 2006 году Москва установила торговое эмбарго с тем, чтобы сдержать проевропейские настроения в Молдавии. Однако ее бывший сателлит прост сменил основное направление экспорта. Сейчас Молдавия больше товаров экспортирует в Австралию, чем в Россию.

В ноябре прошлого года парламентские выборы не выявили победителя: сторонники интеграции с Россией, как и сторонники присоединения к ЕС, набирающие силу, получили примерно по 50% голосов. Новое правительство страны считает, что с течением времени все больше людей будет придерживаться ориентации на Европу.

Несмотря на то, что Молдавия является беднейшей страной Европы, средние зарплаты в ней выше, чем средние зарплаты в России. «Для нас ЕАЭС бесполезен, - говорит Лилиана Виту, спикер парламента. - Мы приняли решение. Мы присоединимся к Евросоюзу. Мы всего лишь хотим, чтобы Россия оставила нас в покое».

ЕАЭС появился на пике собственного разрушения и для выживания ему понадобится очень грамотное управление. У создателей организации смелые мечты, и она может стать настоящим домом для небольших стран, которые устали от выбора сторон в соперничестве глобальных геополитических сил.

Однако это произойдет только в том случае, если ЕАЭС будет управляться в соответствии с изначальной концепцией, как мост между Востоком и Западом, развивающий страны Центральной Азии, и если союз будет сотрудничать с ЕС, пользуясь его опытом и советами. Он не сможет функционировать, основываясь на традиционных российских методах принуждения. Эти дни прошли. Если Москва будет использовать ЕАЭС как антизападный, антидемократический блок, он просто развалится.