Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Saving comics

The phenomenon of the Japanese mass cult is on guard of public order

Saving comics

Not many people know that every fourth copy of book and magazine products in Japan is manga (comics). The first Japanese humorous drawings with signatures are dated 11 century. This tradition permeates history so deeply that when in the 10th century the Americans brought to Japan the technology of the modern comics, it got on a strong cultural platform. The Japanese "imported" the external form of the American product - colorful frames with "clouds" for speech, and, filling it with their content, launched an industry, the scale of which at that time Americans did not dream.

Today dozens of publishing houses produce about 1,6 billion copies of comics per year with a population of 120 million people. There are comics for boys, girls, boys, girls, adult men and women. There are dozens of specialized magazines devoted to science fiction, ufology, demonology, pornography, sports, gambling, romantic relationships. With millions of copies, Japanese comics have a huge impact on the reader. Researchers say that in modern Japan, comic books are one of the most effective tools for reaching a mass audience and influencing public opinion, as they are able to transmit information much more effectively than "bare" text, writing down information "on the subcortex".

National characteristics

To understand the essence of the "manga", we must first understand the Japanese national character, which is still a mystery to any uninitiated Western man. Japan until the middle of the 12th century actually "cooked in its own juice," and being closed to the outside world, it gave birth to a completely unique type of mentality, completely incomprehensible to people "from the big earth". The country is inhabited by a very closed people, living on a collective principle and holy following the centuries-old traditions. Everyone here sacrifices his own interests in the interests of the group. The greatest merit is to have an unblemished reputation, the biggest shame is to be expelled from the collective. Japanese society mercilessly squeezes the "quality", giving in return a sense of comfort, stability, security and equality in the group. But if this is so, where does the "I" go?

By tradition, the Japanese are allowed to be themselves before school. Japanese children are not measured by any social rulers, they can do whatever they want. Residents of the country fall into the social “treatment” with the first school classes, and the further they develop within the framework of the Japanese model, the stronger the feeling of nostalgia for a carefree childhood. And, being already an adult and serious employee, the Japanese have a craving for boundless fantasy, the vast world of which is offered to him by all sorts of comic books.

Putting yourself on a manga means discovering a whole world of fantastic individual experiences. The “I” of the Japanese gets the opportunity to live and develop among the drawn pictures, because these pictures are primarily aimed at emotional perception. The absence of any restrictions, the triumph of the hero's personality over the enemy and his superior strength and effect, acts on the Japanese as a sedative before going to bed. When an employee comes home from work in the evening, he buys his favorite comic book at the metro station. During the long journey home, he immerses himself in a world where he can laugh at his fears, seduce beautiful women and shoot his enemies with a machine gun. Thus, comics offer the reader a constant "departure" from reality into the fantasy world. The eyes are less tired of comics than of “serious” books, and 10 is much easier to read comics for a minute than to devote to watching dramas on TV. Thanks to manga, in just one second, a young man can be “teleported” to the world of sports and adventures, which he cannot enjoy in reality, and a girl can experience romantic relationships that she does not have.

Painted "vent"

The whole life of the Japanese is clamped in the clutches of conventions, traditions, education ... Suppression of a person as a person, in fact, can not but lead to aggression. From this point of view, the manga is an effective "outlet", which allows you to "lower steam" without threat to society. Comics - this is turned upside down the Japanese reality. On the pages of the magazine the hero can yell at the authorities, violate the laws, traditions ... He can do everything that is unattainable for the Japanese. If in life, as we have already noted, the Japanese put the interests of the group above personal interests, in comics it's the other way around. We see single heroes who act solely in their own way. If it is not customary for a Japanese to express his feelings openly, then every emotion is brought to its apogee. Laughter, cackle, tears of the river, fear of trembling in the knees or universal longing. You can transgress the law, indulge in debauchery, deceive, escape responsibility, love (after all, Japan is an extremely unsettled country "on a personal level").

For the Japanese mentality, such a world is a world of utopia, utterly unrealistic hopes. The world of manga is a fairy tale. All the characters are either absolutely correct or absolutely negative. And the mood swings of the heroes almost do not know the transitional forms.

However, despite the fact that "the forbidden fruit is always sweeter," no Japanese will ever allow himself to transfer manga principles to real life. And this is the main paradox and the main difference between the culture of the Land of the Rising Sun from Western states.

Where does violence come from?

In the United States, under pressure from the authorities, religious organizations, and educational organizations, since the 50s, very strict regulation of comic book content has been introduced. Assessing this type of printed materials on the system of "ratings", publishers very quickly "dealt" with violence and cruelty. Representatives of the state (sheriffs, policemen, judges) must be presented in a good light, good must win, family values ​​can not be questioned. Violence, obscene language and any hints of sexual relations - under the strictest prohibition. The consequence of such self-restraints was a sharp drop in circulation (from a billion in 1954 a year to 138 millions in 1994).

In Japan, manga is not censored: sex and violence bloom on the pages of comic books. From the published report on the results of the study of television programs for 1979, it follows that Japanese television shows on average one day 90 murder scenes (among them committed with particular cruelty), 35,7 rape scenes, 46,1 - violence, 25,9 - vandalism, 2 - theft. However, the “crime rate” in the USA is higher than in Japan for murders - 5,6 times, robbery attacks - 112,5 times, rapes - 12,3 times, causing grievous bodily harm - 10 times. In addition, in the United States, an increase in the number of serious crimes is ahead of the growth rate of minor crimes. Japanese comics do not "warm up" the appetite for further physical knowledge of the world (to commit acts like a hero). On the contrary, they quench this appetite, because they allow the hero to fully experience this act from all sides and in such detail that the need for a further own experiment simply disappears. Akira Fukushima, a Japanese psychiatrist and writer, writes: “There is no evidence of a link between sexual information and sexual offenses. Moreover, the number of sex crimes is inversely proportional to the amount of sexual information, because information of a sexual nature can replace real sexual development. ”

Psychology of perception

The average Japanese spends about 20 minutes to read the 320-page issue of the manga magazine. After subtracting pages filled with ads, we get that to read one page of the manga the Japanese allocates an average of 3,75 - 4 seconds. That is, once in 8 seconds it turns the page.

Just note that if you flip pages "in the right way" often, that is, with your right-hand fingers grab the corner of one page, physical fatigue quickly accumulates. Therefore, often Japanese read comics, holding the magazine simultaneously in two hands and "squashing" the thumb of the left hand on one page every 8 seconds.

Slowly read comics, as the Japanese admit, just uninteresting - the dynamic effect disappears. Magazines are designed for instant and complex perception "in general", and this is their main advantage.

Based on medical terms, the Japanese psychoneurologist researcher proves that the "quick reading" of comics does not "strain" the front lobes of the brain, which can later be expressed in some "lack" of discipline. But on the other hand, for the reason that comics combine text and pictures, when reading "work", both right and left hemispheres, which aggravates and "trains" human feelings.

A little text, many pictures - this is the Japanese comic book. He grasps at the level of the subconscious, and there is no point in getting into the text, because he does not define the plot and the concept of the comics. The text is the channel and various "bows" - jokes, sayings. All the most important for the reader - emotions, experiences of heroes - the artist passes by graphic methods, symbols, sometimes - "exclusive", sometimes - "stamps".

Golden Mass Cult

Japanese popular culture covers almost all spheres of Japanese life. Here and mass consumption of goods, designed for a wide audience, and the sudden activation of the entire Japanese society in connection with various national events - both sports and political. This is exactly the way the famous “Japanese miracle” works - according to this signal, the entire Japanese society is set in motion and starts implementing a national action plan within the framework of the prescribed instructions. Moreover, it looks like a free choice of free people, who, by virtue of their social structure, just follow the current social attitudes and needs.

Manga in the general range of Japanese popular culture occupies a solid niche of entertainment culture. One of the main effects of manga on society is the formation of archetypes, when images, heroes, manga narratives become a part of the collective unconscious. From here - direct access to the consumer complex.

There is the concept of manga-cycle, as an indirect description of the economic scale of the phenomenon. At the heart of it is a serial story published in magazines with different frequency (weekly, publications, published once a week in 2, monthly, etc.). Success in the first stage provokes all subsequent ones. This is the publication of comic books in separate editions, first in collections, then in “complete collections,” up to solid hardcover editions. This is followed by anime - the film adaptation of a successful manga, rental in movies and on television. The next stage is a theatrical performance based on manga. The cycle may be repeated several times. And then it is - food for the largest industry. Here and music "under the manga", and toys, and computer games, and even full-fledged books, written on the manga subjects. The most popular characters are registered as trademarks, ensuring further uninterrupted work on the owner.

Sales manga "second cycle" ("collected works") - a super-income article. Manga "Doraemon" about the bizarre robot cat, issued by a separate edition on good paper in 33 volumes (!) Was swept away from the counters cleaned. At the cost of one "bundle" more than 100 dollars, in total after multiple reissues 55 millions "sets" were sold - for the sum of more than 5 billion dollars!

And then a small Japanese “property” begins to work: personal opinion and the act of the Japanese are divided by the category of consciousness. Consciousness of their place and the rules of behavior in this place. Creating archetypes, telling incredible stories about intergalactic battles and valiant samurai, manga artists work directly with the public consciousness, in many respects "draw" and his.

The proof is one. If we abstract for a moment from the understanding of "public opinion" in the political sense, we will see an interesting picture. Comics and their motifs permeated the whole Japanese life. You can hardly buy goods for home: a piece of soap, for example, or a pencil, or a trash can, or a fan, or a music center - and not find on the package a face from comics with big eyes. If this is so, then this is the demand of the market, so these are the needs of the buyer, such is his view of the world around him.

In fact, with the development of the economy, the Japanese have come to differentiated approach to influencing public opinion. Politics was given to serious newspapers and seriousness-seeking journals. The economy in many ways went to the manga.

"Act", which is committed by a Japanese under the pressure of manga images - is the purchase of a product. This is not "frontal advertising," which also often uses comics. This is a large-scale and long-term stimulation of consumption, expressed in a desire to "match" the national "style" of big eyes and cute little animals. This means, indirectly, this is the platform for further economic development of the country.

But it would be wrong to narrow the influence of the manga on the public to the ordinary economic "tool". Yes, the country's economy in many ways turned out to be "on the needle" of the manga, when comic characters appear in the most unexpected places, for everything where comics are available is sold. But in the impact of manga, people can find much deeper, and far from unambiguous layers.

American researcher Alex Kerr writes: “The population of Japan turns into children ... There is a“ freezing ”of the emotional development of children at a level when they do not yet have to take on“ adult ”responsibility for their lives ... As a result, total nostalgia for childhood . And not for “wild” and free childhood, but for mom, home and care. ”

"Playing toys" permeated the entire modern life of the Japanese. Under the influence of manga gets design and architecture, the sphere of human relations. It is possible to treat this infantilism in two ways. On the one hand, this is a large-scale potential threat, because people will not be able to do anything if some extraordinary situation happens, if the “game” goes beyond the rules. There is no practical sense from the surrounding toys, the “frozen consciousness” is not capable of making a decision on its own. But on the other hand, the Japanese system is built like this: it seeks to calculate any such situations, and can offer every citizen social guarantees in exchange for trust and loyalty.

October 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Спасительные комиксы

Феномен японского масс-культа – на страже общественного порядка

Спасительные комиксы

Не многие знают, что каждый четвертый экземпляр книжно-журнальной продукции в Японии – это манга (комиксы). Первые японские юмористические рисунки с подписями датируются 11 веком. Эта традиция настолько крепко пронизывает историю, что, когда в 19 веке американцами в Японию была завезена технология современного комикса, она попала на крепкую культурную платформу. Японцы «импортировали» внешнюю форму американского продукта – красочные рамочки с «облачками» для речи, и, наполнив ее своим содержанием, запустили индустрию, масштабы которой на тот момент американцам и не снились.

Сегодня десятки издательств выпускают около 1,6 миллиардов экземпляров комиксов в год при населении страны в 120 миллионов человек. Есть комиксы для мальчиков, девочек, юношей, девушек, взрослых мужчин и женщин. Существуют десятки специализированных журналов, посвященных научной фантастике, уфологии, демонологии, порнографии, спорту, азартным играм, романтическим отношениям. Имея миллионные тиражи, японские комиксы обладают колоссальным воздействием на читателя. Исследователи утверждают: в современной Японии журналы комиксов – один из наиболее эффективных инструментов достичь массовой аудитории и влиять на общественное мнение, так как они способны передавать информацию гораздо более эффективно, чем «голый» текст, записывая информацию «на подкорку».

Национальные особенности

Чтобы понять суть «манга», надо сначала разобраться в японском национальном характере, который до сих пор остается загадкой для любого непосвященного западного человека. Япония вплоть до середины 19 века фактически «варилась в собственном соку», и будучи закрытой для всего внешнего мира она породила совершенно уникальный тип менталитета, совершенно непостижимый для людей «с большой земли». Страну населяет очень замкнутый народ, живущий по коллективному принципу и свято следующий многовековым традициям. Каждый здесь жертвует своими собственными интересами в интересах группы. Самая большая заслуга – иметь незапятнанную репутацию, самый большой позор – быть изгнанным из коллектива. Японское общество безжалостно давит «ячество», давая взамен ощущение комфорта, стабильности, безопасности и равенства в группе. Но если это все так, куда же девается собственное «я»?

По традиции, японцу дозволено «быть собой» до школы. Японские дети не меряются никакими социальными линейками, они могут делать все, что им заблагорассудится. В социальную «обработку» жители страны попадают с первыми школьными классами, и чем дальше они развиваются в рамках японской модели, тем сильнее чувство ностальгии по беззаботному детству. И, будучи уже взрослым и серьезным служащим, японец испытывает тягу к безграничной фантазии, огромный мир которой ему и предлагают всевозможные журналы комиксов.

«Подсадить» себя на манга значит открыть для себя целый мир фантастических индивидуальных переживаний. «Я» японца получает возможность жить и развиваться среди рисованных картинок, потому что картинки эти направлены в первую очередь на эмоциональное восприятие. Отсутствие всяких ограничений, торжество личности героя над превосходящим его силой и количеством врагом, действует на японца как успокоительное перед сном. Когда служащий вечером едет с работы, он покупает на станции метро свой любимый журнал комиксов. Во время долгого пути домой он погружает себя в мир, где он может смеяться над своими страхами, соблазнять красивых женщин и расстреливать из пулемета своих врагов. Таким образом, комиксы предлагают читателю постоянный «уход» от реальности в фантазийный мир. От комиксов меньше устают глаза, чем от «серьезных» книг, и гораздо проще 10 минут читать комикс, чем это же время посвятить просмотру драмы по телевизору. Благодаря манга всего за одну секунду молодой человек может быть «телепортирован» в мир спорта и приключений, которыми он не может наслаждаться в реальности, а девушка может прочувствовать романтические отношения, которых у нее нет.

Нарисованная «отдушина»

Вся жизнь японца зажата в тиски условностей, традиций, воспитания... Подавление человека как личности, на самом деле, не может не привести к агрессии. С этой точки зрения манга - эффективная «отдушина», которая позволяет «спустить пар» без угрозы для общества. Комикс - это перевернутая с ног на голову японская реальность. На страницах журнала герой может накричать на начальство, нарушить законы, традиции... Он может делать все то, что недостижимо для японцев. Если в жизни, как мы уже отмечали, японцы ставят интересы группы выше личных интересов, в комиксах – все наоборот. Мы видим героев-одиночек, поступающих исключительно по своему разумению. Если для японца не принято открыто выражать свои чувства, то здесь каждая эмоция доведена до своего апогея. Хохот, гогот, слезы рекой, страх до дрожи в коленках или вселенская тоска. Можно преступать закон, предаваться разврату, обманывать, уходить от ответственности, любить (ведь Япония – крайне неустроенная страна «в личном плане»).

Для японского менталитета такой мир – это мир утопии, совершенно несбыточных надежд. Мир манга – это сказка. Все герои – либо абсолютно правильные, либо абсолютно отрицательные. А перепады настроений героев практически не знают переходных форм.

Однако несмотря на то что «запретный плод всегда слаще», ни один японец никогда не позволит себе перенести принципы манга в реальную жизнь. И в этом главный парадокс и главное отличие культуры Страны Восходящего Солнца от западных государств.

Откуда берется насилие?

В США под давлением властей, религиозных организаций и учебных организаций начиная с 50-х годов было введено очень строгое регулирование контента комиксов. Оценивая этот вид печатной продукции по системе «рейтингов», издатели очень быстро «расправились» с насилием и жестокостью. Представители государства (шерифы, полицейские, судьи) должны быть обязательно представлены в хорошем свете, добро должно побеждать, семейные ценности не могут подвергаться сомнению. Насилие, нецензурный язык и любые намеки на сексуальные отношения – под строжайшим запретом. Следствием таких самоограничений стало резкое падение тиражей (с миллиарда в 1954 году до 138 миллионов в 1994).

В Японии манга не цензурируется: на страницах журналов комиксов цветет секс и насилие. Из опубликованного доклада о результатах изучения телевизионных программ за 1979 год следует, что японское телевидение в среднем за один день показывает 90 сцен убийств (среди них и совершенные с особой жестокостью), 35,7 сцен изнасилования, 46,1 – акта насилия, 25,9 – вандализма, 2 – кражи. Однако при этом «коэффициент преступности» в США выше, чем в Японии по убийствам – в 5,6 раза, по разбойным нападениям – в 112,5 раза, по изнасилованиям – в 12,3 раза, по причинению тяжких телесных повреждений – в 10 раз. Кроме того, в США увеличение количества тяжких преступлений опережает по темпам рост малозначительных преступлений. Японские комиксы вовсе не «разогревают» аппетит к дальнейшему физическому познанию мира (совершить поступки как герой). Напротив, они гасят этот аппетит, потому что позволяют герою полностью прочувствовать этот поступок со всех сторон и в таких деталях, что потребность в дальнейшем собственном эксперименте попросту отпадает. Акира Фукусима, японский психиатр и писатель, пишет: «Нет никаких доказательств связи между сексуальной информацией и сексуальными преступлениями. Более того, количество сексуальных преступлений находится в обратной пропорции количеству сексуальной информации, потому как информация сексуального характера может подменять собой реальное сексуальное развитие».

Психология восприятия

Среднестатистический японец тратит около 20 минут на прочтение 320-страничного выпуска журнала манга. За вычетом страниц, заполненных рекламой, мы получаем, что на прочтение одной страницы манга японец отводит в среднем 3,75 – 4 секунды. То есть один раз в 8 секунд он переворачивает страницу.

Сразу заметим, что, если так часто листать страницы «по-правильному», то есть пальцами правой руки захватывать уголок одной страницы, быстро накапливается физическая усталость. Поэтому зачастую японцы читают комиксы, зажав журнал одновременно в двух руках и «стравливая» большим пальцем левой руки по одной страничке каждые 8 секунд.

Медленнее читать комиксы, как признаются японцы, просто неинтересно – пропадает динамический эффект. Журналы рассчитаны на мгновенное и комплексное восприятие «в целом», и в этом их главное преимущество.

Опираясь на медицинские термины, японский исследователь-психоневролог доказывает, что «быстрочтение» комиксов не слишком «напрягает» передние доли мозга, что может позже выразиться в некотором «недостатке» дисциплины. Но с другой стороны, по той причине, что комиксы сочетают в себе текст и картинки, при чтении «работают» одновременно и правое, и левое полушария, что обостряет и «тренирует» человеческие чувства.

Мало текста, много картинок – таков японский комикс. Он схватывается на уровне подсознания, и нет смысла вчитываться в текст, потому что не он определяет сюжет и концепцию комикса. Текст – это русло и различные «бантики» - шутки, поговорки. Все наиболее важное для читателя – эмоции, переживания героев – художник передает графическими методами, символами, иногда – «эксклюзивными», иногда – «штампами».

Золотой масс-культ

Японская массовая культура охватывает практически все сферы японской жизни. Здесь и массовое потребление товаров, рассчитанных на широкую аудиторию, и внезапные активизации всего японского общества в связи с различными национальными событиями - и спортивными, и политическими. Именно так и действует знаменитое «японское чудо» - по данному сигналу все японское общество приходит в движение и начинает в рамках предписанных инструкций реализовывать некий общенациональный план мероприятий. Причем это выглядит внешне как свободный выбор свободных людей, которые в силу социального устройства всего лишь следуют бытующим на настоящий момент общественным настроениям и потребностям.

Манга в общем ряду японской массовой культуры занимает прочную нишу культуры развлечений. Одно из главных воздействий манги на общество – это формирование архетипов, когда образы, герои, сюжетные развязки манги становятся частичкой коллективного бессознательного. Отсюда – прямой выход и на потребительский комплекс.

Существует понятие манга-цикла, как косвенного описания экономического масштаба феномена. В основе - серийная история, выходящая в журналах с разной периодичностью (еженедельники, издания, выходящие раз в 2 недели, ежемесячники и т.д.). Успех на первом этапе провоцирует все последующие. Это – публикация комиксов в отдельных изданиях, сначала – в сборниках, затем – в «полных собраниях», вплоть до солидных изданий в твердой обложке. Далее следует аниме – экранизация успешной манги, прокат в кино и по телевидению. Следующая ступень - театрализованные представление по мотивам манги. Цикл может повториться несколько раз. А дальше это – пища для крупнейшей индустрии. Здесь и музыка «под манга», и игрушки, и компьютерные игры, и даже полноценные книги, написанные по сюжетам манга. Наиболее популярные герои регистрируются как товарные знаки, обеспечивая дальнейшую непрерывную работу на владельца.

Продажи манга «второго цикла» («собраний сочинений») – супердоходная статья. Манга «Дораэмон» о причудливом коте-роботе, выпущенная отдельным изданием на хорошей бумаге в 33 томах (!) была сметена с прилавков подчистую. При стоимости одного «комплекта» более 100 долларов, в общей сложности после множественных переизданий было продано 55 миллионов «комплектов» - на сумму более 5 миллиардов долларов!

А дальше начинает работать маленькое японское «свойство»: личное мнение и поступок японца разделены категорией сознания. Сознания своего места и правил поведения на этом месте. Создавая архетипы, рассказывая невероятные истории про межгалактические сражения и доблестных самураев, художники манга работают напрямую с общественным сознанием, во многом «рисуют» и его.

Доказательство здесь одно. Если на минуту абстрагироваться от понимания «общественного мнения» в политическом смысле, мы увидим занимательную картину. Комиксами и их мотивами пронизан весь японский быт. Вы с трудом сможете купить товары для дома: кусок мыла, например, или карандаш, или мусорную корзинку, или вентилятор, или музыкальный центр - и не обнаружить на упаковке личико из комиксов с большими глазами. Если это так, значит, таково требование рынка, значит, таковы потребности покупателя, таков его взгляд на окружающий мир.

По сути, с развитием экономики японцы стали дифференцированно подходить к влиянию на общественное мнение. Политика была отдана на откуп серьезным газетам и претендующим на серьезность журналам. Экономика во многом досталась манге.

«Поступок», который совершает японец под давлением образов манга – это покупка того или иного товара. Это не «лобовая реклама», которая тоже зачастую использует комиксы. Это масштабное и долгосрочное стимулирование потребления, выраженная в стремлении «соответствовать» национальному «стилю» больших глаз и милых зверюшек. Значит, косвенно, это является платформой для дальнейшего экономического развития страны.

Но было бы неправильно сужать влияние манги на общественность до обыденного экономического «инструмента». Да, экономика страны во многом оказалась «на игле» манга, когда персонажи комиксов появляются в самых неожиданных местах, ибо все, где есть комиксы - продается. Но в воздействии манги на людей можно обнаружить гораздо более глубокие, и далеко не однозначные пласты.

Американский исследователь Алекс Керр пишет: «Население Японии превращается в детей... Происходит «заморозка» эмоционального развития детей на уровне, когда им еще не приходится брать на себя «взрослую» ответственность за свою жизнь... В результате – тотальная ностальгия по детству. Причем не по «дикому» и свободному детству, а по маме, дому и заботе».

«Игрой в игрушки» пронизана вся современная жизнь японца. Под влияние манги попадает дизайн и архитектура, сфера человеческих отношений. Можно двояко относиться к этой инфантильности. С одной стороны, это масштабная потенциальная угроза, потому что люди не смогут ничего предпринять, если случится некая экстраординарная ситуация, если «игра» выйдет за рамки правил. От окружающих игрушек нет никакого практического толка, «замороженное сознание» не способно самостоятельно принимать решение. Но с другой стороны, японская система именно так и построена: она стремится просчитывать любые такие ситуации, и может предложить каждому гражданину социальные гарантии в обмен на доверие и лояльность.