Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Специализация терминала повышает качество стивидорных услуг

Анатолий Лазарев о развитии стивидорного бизнеса Дальнего Востока

На сессии Восточного экономического форума, посвященной развитию портовой отрасли РФ Анатолий Лазарев, управляющий директор АО «Восточный Порт», презентовал инвестиционный проект строительства Третьей очереди — нового специализированного Угольного терминала в порту Восточном в бухте Врангеля (Находкинский городской округ, Приморский край) бизнес-сообществу России и стран АТР.
О работе одного из крупнейших стивидоров России — компании, АО «Восточный портПорт», которая задает темп развития всех портов Дальнего Востока и о ходе строительства Третьей очереди — нового специализированного Угольного терминала в порту Восточном он рассказал в интервью информационно-аналитическому агентству East Russia

Специализация терминала повышает качество стивидорных услуг
— Анатолий Анатольевич, вы сейчас продолжаете строить новый терминал. А ведь это один из немногих проектов по увеличению портовых мощностей Дальнего Востока, который находится в активной стадии реализации. На каком этапе строительство?

— Начало строительству будущей третьей очереди специализированного угольного комплекса было положено в ноябре 2012 года. Проект предполагает создание четырех складов общей вместимостью до 800 тыс. тонн груза, системы конвейерного оборудования со станцией разгрузки вагонов, а также комплекса оборудования для обработки угольной продукции в зимний период, не имеющего аналогов в России. Ввести в эксплуатацию пусковой комплекс, рассчитанный на проектную мощность до 10 млн тонн угля в год, планируется в 2017 году. Впоследствии новый терминал превзойдет по производительности действующий угольный комплекс нашей компании. По предварительной оценке, после завершения полномасштабного варианта строительства Третьей очереди общая пропускная способность акционерного общества «Восточный Порт» с в 2019 года году возрастет до 39 млн. тонн угля в год.

Общая стоимость реализуемого проекта — около 20 млрд рублей, это собственные средства компании. в настоящее время инвестиционный проект реализован более чем на 50%, разработаны проектные документы, получены все необходимые разрешения, включая экологическую и Главгосэкспертизу.

— Насколько интересно вашей компании участие государства в реализации проекта? Вы рассматриваете возможность сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства?

— Участие государства нам интересно в создании внешнего железнодорожного парка. Существует федеральный проект «Развитие транспортного узла «Восточный — Находка».

Мы вынесли предложение госорганам поучаствовать в реализации проекта третьей очереди. Строительство и реконструкция железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств станет подспорьем не только для «Восточного порта», но и для других местных стивидорных компаний. Кроме того, третья очередь специализированного угольного комплекса, это не только инвестиционно, но и социально значимый проект для всего региона: он создает новые рабочие места, увеличивает налоговые отчисления в казну государства.

Реализация нашего инвестиционного проекта позволит создать в Приморье до четырехсот пятидесяти новых рабочих мест и повысить объём налоговых отчислений в бюджет Российской Федерации до 2 млрд. руб. в год,
После завершения полномасштабного варианта строительства пропускная способность АО «Восточный Порт» уже к 2020 году возрастет до 39 млн. тонн угля в год.

— Что ждет рынок стивидорных услуг в ближайшем будущем?

— Прошли те времена, когда на слегка оборудованном причале достаточно было поставить кран — и можно назвать себя стивидором. Теперь выгрузить уголь из вагона и загрузить его на судно уже недостаточно. Конкурентоспособный стивидор сегодня тот, который предлагает дополнительные услуги по хранению, очистке груза, доведению угля до контрактной фракции и при необходимости приведению его в сыпучее состояние (это касается смерзшегося груза в зимний период). Сегодня все направлено на специализацию. Во-первых, стоимость работ на специализированных терминалах, созданных для работы с определенным видом груза, ниже, чем на универсальных комплексах. Во-вторых, специализация — это возможность предоставлять дополнительные услуги и повысить качество груза. Предприятия, соответствующие этим требованиям, будут в ближайшее время расти. Например, «Восточный портПорт» сейчас обновляет свой портовый флот: мы купили новые буксиры, которые могут работать в сложных погодных условиях. Таким образом, судовладелец при усиленных ветровых нагрузках не теряет время при простое на рейде. Параллельно идет создание собственной лоцманской службы, что также позволит нам ускорить работу с флотом.

Я не сомневаюсь в востребованности реализации, нашего инвестпроекта, представленного на форуме. Запуск Третьей очереди станет значительным вкладом в увеличение товарооборота со странами АТР.

—Каковы итоги Восточного экономического форума для «Восточного Порта»?

— Презентуя на форуме проект строительства третьей очереди углепогрузочного комплекса, мы, безусловно, заинтересованы в развитии транспортного узла «Восточный — Находка» и будем рады, если найдутся желающие инвестировать в проекты нашего главного партнера — ОАО «РЖД». Сам форум — это своеобразный показатель направленности власти на то, чтобы дать инвесторам любого масштаба возможность заходить на территорию и работать с тем ресурсом, который есть, использовать его на 100 %.
Кроме того, на ВЭФ подписаны соглашения с ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», входящее в УГМК и с АО «СУЭК» о взаимодействии и сотрудничестве в области организации перевалки и железнодорожных перевозок угля, совершенствования технологии обработки грузов, перевозок и информационного обмена . В 2016 году «Кузбассразрезуголь» планирует перевезти через Восточный порт 12 млн тонн каменного угля, а к 2020 году увеличит этот объем до 15 млн тонн.

Что  еще важно, в рамках ВЭФ мы подписали меморандум с Marubeni Corporation (Япония) о поставке двух судопогрузочных машин, как раз для третьей очереди строящегося угольного комплекса.

Такие площадки, как ВЭФ дают предпринимателям возможность донести до общественности свои бизнес-проекты. Жители Приморья знают особенности края, знают его специфику, умеют пользоваться местными ресурсами. Что ждет Приморье после ВЭФ, зависит от того, сможем ли мы, приморцы, свои идеи правильно преподнести.

СПРАВКА

АО «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ» — КРУПНЕЙШАЯ СТИВИДОРНАЯ КОМПАНИЯ РОССИИ, КОТОРАЯ СПЕЦИАЛИЗИРУЕТСЯ НА ПЕРЕВАЛКЕ КАМЕННОГО УГЛЯ. В СТРУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЯ ВХОДЯТ ДВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСА. ПЕРВЫЙ — ЕДИНСТВЕННЫЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УГОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С СИСТЕМОЙ КОНВЕЙЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СТАНЦИЕЙ РАЗГРУЗКИ ВАГОНОВ. УРОВЕНЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ДОСТИГАЕТ 98,9 %. МОЩНОСТЬ ПЕРЕВАЛКИ — 14,2 МЛН ТОНН В ГОД. ВТОРОЙ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ НА ГРЕЙФЕРНОЙ ПЕРЕВАЛКЕ УГЛЯ. ЕГО МОЩНОСТЬ СОСТАВЛЯЕТ 3 МЛН ТОНН В ГОД. ОСНОВНОЙ ГРУЗ — КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ДОБЫВАЕМЫЙ В КУЗБАССЕ. В 2014 ГОДУ ЭКСПОРТНЫЙ УГОЛЬ СОСТАВИЛ 98 % ОТ ВСЕГО ГРУЗООБОРОТА СТИВИДОРНОЙ КОМПАНИИ, МЕНЕЕ 2 % ПРИШЛОСЬ НА КАБОТАЖНЫЙ УГОЛЬ.

По итогам работы в 2014 году компания «Восточный Порт» с годовым оборотом 21,84 млн. тонн (это порядка 19 % грузооборота всех угольных портов России) снова стала крупнейшим угольным терминалом России по перевалке угольной продукции
Третья очередь Угольного комплекса АО «Восточный Порт» представляет собой зеркальное отражение действующего специализированного производственно-перегрузочного комплекса Угольный.

На участке площадью почти 54 гектара с учётом искусственного земельного участка будет с нуля создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура. Здесь же разместятся четыре склада, оборудованных двумя стакерами и четырьмя реклаймерами. Общая площадь единовременного хранения — около 800 тысяч тонн грузов. Так же как на действующем комплексе, здесь предусмотрены вагоноразмораживающие устройства для единовременного разогрева 80 полувагонов, система конвейерного оборудования и два тандемных вагоноопрокидывателя роторного типа. На глубоководном причале, рассчитанном на приёмку судов дедвейтом 180 тысяч тонн, будут установлены две мощные судопогрузочные машины.

По итогам 2014 года АО «Восточный Порт» признано «Лучшей стивидорной компанией России» и «Компанией года» в Приморье. Предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в регионе и входит в реестр социально-ответственных компаний Приморского края. Численность работников составляет 1700 человек, с введением в работу Третьей очереди Угольного комплекса общая численность персонала превысит 2000 человек.

Единоличным исполнительным органом АО «Восточный Порт» является ООО «Управляющая портовая компания».