Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Contested territory

Alexander Panov: Under the current policy of Tokyo, the Kuril issue will never be solved

Vladimir Putin was ready to consider the possibility of a compromise, but the Japanese side began to issue ultimatums.

Contested territory

70 years ago, the USSR, faithful to its obligations, given at the Yalta and Potsdam conferences, joined with militaristic Japan in the war. It lasted only a little over two weeks, but left unresolved issues. One of them is the Kuril issue. Japan demands to give her the 4 islands of the South Kurile ridge: Iturup, Kunashir, Shikotan and Habomai. Russia rejects this demand.

The other day it was announced that Russian Prime Minister Dmitry Medvedev is going to visit the Kurils in the near future. In Tokyo, reacted sharply, calling such a trip "unacceptable." However, the Russian Foreign Ministry said that Moscow is not going to take into account Japan's position in forming the working schedule of members of the government.

On whether it is possible to solve the "Kuril problem", said Professor of Moscow State Institute of International Relations, former ambassador extraordinary and plenipotentiary of the Russian Federation in Japan Alexander PANOV.

- In February 1945 at the Crimean Conference, Stalin, Roosevelt and Churchill agreed that after the defeat of Japan, the USSR will withdraw the southern part of the island of Sakhalin, which our country lost during the Russian-Japanese war in 1905, and all the Kuril Islands. And in 1952, Japan, which signed the San Francisco Treaty, seems to have accepted this. So what's the problem?

- Probably, we need to go back deeper into history and understand why Japan insists on the transfer of the four islands. Back in 1855, when the first treaty between our countries was signed, at the direction of the tsar, the Russian negotiator, Admiral Putiatin, proposed to draw the border so that these four islands for which Japan now claims - Habomai, Shikotan, Kunashir and Iturup - remained with Japan, and all the other Kuriles - for Russia. Sakhalin was not divided, because they simply did not know how. In 1875, Russia offered Japan to take all the Kuril Islands, and instead recognize that Sakhalin is Russian. So agreed. But then the war broke out 1904-05, Japan received as a winner the southern part of Sakhalin Island. And this situation persisted until the 1945 year.

One of the conditions for the entry of the USSR into the war with Japan was to receive all the Kuril Islands and South Sakhalin. Our troops took control of these territories. But while a peace treaty was being prepared with Japan, relations between the Soviet Union and the United States worsened, and as a result, the Americans withdrew from the text of the treaty a passage that these territories come under the jurisdiction of the Soviet Union. There, such a trick was made - it is said that the territories are taken from Japan, but it is not clear to whom they are being transferred.

Moreover, at the San Francisco Conference, the Japanese said that they were abandoning the Kuril Islands, but, allegedly, the islands of Iturup, Kunashir, Shikotan and Habomai are not Kuril - this is, so to speak, a separate territory that should belong to them. This reservation was not legally binding. But Japan and I did not sign a peace treaty and did not have official relations up to the 1956 year.

- Just in October 1956 Nikita Khrushchev signed with Tokyo a joint declaration, according to which the USSR pledged to transfer to her the islands of Habomai and Shikotan after the conclusion of a peace treaty with Japan - such a concession. But this did not happen. Why?

- At the talks, the Japanese suddenly started demanding that they return to South Sakhalin and all the Kuriles, and then - softened and asked to return the four islands. The Soviet side, trying to find some compromise, offered Japan to take two islands - Habomai and Shikotan, but only after the conclusion of the peace treaty. The Japanese continued to insist on all four islands, so the peace treaty was not concluded, but the Declaration was signed, which formally bears the character of a peace treaty. And this agreement was ratified by the parliaments of both countries and is still the basic document for the development of bilateral relations.

- Alexander Nikolayevich, years later you participated in the negotiations of the USSR President Mikhail Gorbachev with the Japanese during his official visit to Tokyo in 1991. What happened there then, why did not Gorbachev recognize the declaration of 1956, because you advised him the opposite?

- The fact is that in 1960, Japan signed the Treaty on Cooperation and Security with the United States. The Soviet Union said that under the conditions when Japan is signing an agreement on which US troops are located near the territory of the USSR, there can be no talk of the transfer of islands, even the two mentioned in the declaration of 1956. Since then, the Soviet Union has not recognized the 9 territorial article of the Declaration.

In addition, Gorbachev's positions were greatly weakened at that time, he was afraid that if he went to such a concession, he would give two islands to Japan, then this could be costly to him politically.

- As far as I know, you advised not only Gorbachev, but also Vladimir Putin on the Kuril issue. How did the president treat your advice and what is his position on whether to transfer the islands of Japan?

- Vladimir Putin is the only head of our country who personally got acquainted with the sources of documents of our relations with Japan, including the Declaration of 1956. He, as a lawyer, having read the Declaration and received the relevant comments, came to the conclusion that in accordance with the ninth article (and there it refers to the transfer of the two islands after the conclusion of the peace treaty), our country is ready to follow its obligations. But first you need to negotiate - under what conditions, when and in what form can the transfer of islands be carried out. This was a great compromise step on the part of Russia. But Japan again said that no, we are supposed to be ready to negotiate only if we are talking about the four islands. This is in fact an ultimatum, but on such a basis it is impossible to agree.

- Do you think that relations between Russia and Japan resemble, figuratively speaking, the swing - either warming or cooling again. And, sort of like, we try to come to some kind of compromise, but Japan still goes against it. Perhaps, simply Tokyo, such a position is advantageous, so that, if anything, to “cling” to this territorial question, what do you think?

- You are absolutely right. After many years of negotiations with the Japanese on this issue, my deep conviction is that the majority of the country's political elite are not interested in resolving this issue, because it serves as a regulator of relations. When the Japanese need to exert some kind of pressure on Russia, they remember the territorial issue, and when they have a certain interest in developing some kind of relationship, especially economic, they forget about it. Even at a time when the Soviet Union did not recognize the existence of a territorial problem at all, in 70 they went to the large-scale development of economic projects in Siberia and the Far East.

We must understand: Japan is very dependent on the United States, and the United States is not interested in having this problem solved. It has happened more than once that the US intervened in our negotiations on the territorial issue. Even now, an interesting situation: Japan wants Vladimir Putin to come to the end of the year with a visit, but before negotiating on this matter, Prime Minister Shinzo Abe should get the consent of the "Seven." Americans, it seems, did not even give such consent, but he received such approval from Merkel and Olland. It is clear that Japan itself does not make decisions.

"Let's say we give Habomai and Shikotan." You know, they write a lot about the fact that there are large deposits of radium, tritium, besides, it is a very rich fish region. So, what do we lose if we give these territories?

- Habomai - it's eight small islands, rocks, no one lives there, there's nothing there. Shikotan is an island larger, but there are also no resources there. Minerals are on Iturup, Kunashir.

Yes, the region is very rich in fish. Here, if hypothetically the transfer of the islands of Japan occurs, the question arises of how to regulate fishery issues. The fact is that now our poachers are actively operating there. They catch fish, crabs, sea urchins bring products to Japan, hand over and immediately receive money - annually about 1,5-2 billion dollars. It turns out that we, owning these territories, do not get anything from them, fish and sea delicacies do not reach Russian stalls.

- I understand that nobody likes to make predictions, but still, how, in your opinion, and when can a territorial dispute with Japan be resolved?

- This question has been asked for more than 60 years, it seems, have tried all possible solutions, but, in my opinion, there are no prospects. This question can be solved only by political means. But for that there should be a completely different atmosphere of bilateral relations, and not the same as now, when Japan followed the United States adopted sanctions against Russia? In the near future, the decision will not be exact.

May 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Спорная территория

Александр Панов: При нынешней политике Токио курильский вопрос не решится никогда

Владимир Путин был готов рассмотреть возможность компромисса, но японская сторона принялась ставить ультиматумы.

Спорная территория

70 лет назад СССР, верный своим обязательствам, данным на Ялтинской и Потсдамской конференциях, вступил с милитаристской Японией в войну. Она длилась всего-то немногим более двух недель, но оставила нерешенные вопросы. Один из них– курильский вопрос. Япония требует отдать ей 4 острова Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Россия это требование отвергает.

На днях было объявлено, что премьер-министр России Дмитрий Медведев собирается в ближайшее время посетить Курилы. В Токио отреагировали резко, назвав такую поездку «неприемлемой». Однако российский МИД заявил, что Москва не собирается учитывать позицию Японии при формировании рабочего графика членов правительства.

О том, можно ли решить «курильскую проблему», рассказал, профессор МГИМО, бывший чрезвычайный и полномочный посол РФ в Японии Александр ПАНОВ.

– В феврале 1945-го на Крымской конференции Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились, что после разгрома Японии СССР отойдет южная часть острова Сахалин, которую наша страна потеряла во время русско-японской войны в 1905 году, и все Курильские острова. И в 1952-м Япония, подписавшая Сан-Францисский договор, вроде бы, смирились с этим. Так в чем же проблема?

– Наверное, надо вернуться поглубже в историю и понять, почему Япония настаивает на передаче четырех островов. Еще в 1855 году, когда подписывался первый договор между нашими странами, по указанию царя российский переговорщик, адмирал Путятин, предложил провести границу так, что эти четыре острова, на которые сейчас претендует Япония – Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп – оставались за Японией, а все остальные Курилы – за Россией. Сахалин не делили, потому что просто не знали, как. В 1875-м году Россия предложила Японии взять все Курильские острова, а взамен признать, что Сахалин – российский. Так и договорились. Но потом грянула война 1904-05 годов, Япония получила как победитель южную часть острова Сахалин. И такая ситуация сохранялась до 1945 года.

Одним из условий вступления СССР в войну с Японией было получение всех Курильских островов и Южного Сахалина. Наши войска взяли эти территории под свой контроль. Но пока готовился мирный договор с Японией, обострялись отношения между Советским Союзом и США, и в результате американцы изъяли из текста договора пассаж о том, что эти территории переходят под юрисдикцию Советского Союза. Там такая уловка была сделана – сказано, что территории отбираются у Японии, но кому передаются, непонятно.

Причем, на Сан-Францисской конференции японцы сказали, что отказываются от Курильских островов, но, якобы, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не являются Курильскими – это, так сказать, отдельная территория, которая должна принадлежать им. Эта оговорка не имела юридической силы. Но мы с Японией не подписали мирный договор и не имели официальных отношений вплоть до 1956 года.

– Как раз в октябре 1956-го Никита Хрущев подписал с Токио Совместную декларацию, согласно которой СССР обязался после заключения мирного договора с Японией передать ей острова Хабомаи и Шикотан – такая уступка. Но этого так и не произошло. Почему?

– На переговорах японцы вдруг сначала начали требовать возврата им Южного Сахалина и всех Курил, а потом – смягчились и попросили вернуть четыре острова. Советская сторона, пытаясь найти какой-то компромисс, предложила Японии забрать два острова – Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Японцы продолжали настаивать на всех четырех островах, поэтому мирный договор заключен не был, а была подписана Декларация, которая формально носит характер мирного договора. И это соглашение было ратифицировано парламентами обеих стран и до сих пор является основополагающим документом развития двусторонних отношений.

– Александр Николаевич, спустя годы вы участвовали в переговорах президента СССР Михаила Горбачева с японцами во время его официального визита в Токио в 1991 году. Что там произошло тогда, почему Горбачев не признал декларацию 1956 года, ведь вы советовали ему обратное?

– Дело в том, что в 1960-м году Япония подписала Договор о взаимодействии и безопасности с США. Советский Союз заявил, что в условиях, когда Япония подписывает соглашение, по которому американские войска находятся вблизи территории СССР, о передаче островов, даже тех двух, которые упомянуты в декларации 1956 года, речи быть не может. С тех пор Советский Союз не признавал 9-ю территориальную статью Декларации.

К тому же, позиции Горбачева в то время сильно ослабли, он боялся, что, если пойдет еще на такую уступку – отдаст Японии два острова, – то это может ему дорого обойтись в политическом плане.

– Насколько мне известно, вы консультировали не только Горбачева, но и Владимира Путина по курильскому вопросу. Как отнесся президент к вашим советам и какова его позиция относительно того, передавать ли острова Японии?

– Владимир Путин - единственный руководитель нашей страны, который лично ознакомился с источниками документов наших отношений с Японией, в том числе, с Декларацией 1956 года. Он как юрист, прочитав Декларацию и получив соответствующие комментарии, пришел к выводу, что в соответствии с девятой статьей (а там говорится о передаче двух островов после заключения мирного договора) наша страна готова следовать своим обязательствам. Но сначала нужно провести переговоры - на каких условиях, когда и в какой форме может быть осуществлена передача островов. Это был большой компромиссный шаг со стороны России. Но Япония опять сказала, что нет, мы, мол, готовы вести переговоры, только если речь будет идти о четырех островах. Это фактически ультиматум, а на такой основе договориться невозможно.

– Не кажется ли вам, что отношения между Россией и Японией напоминают, образно выражаясь, качели – то потепление, то опять охлаждение. И, вроде как, мы стараемся подойти к какому-то компромиссу, а Япония все равно идет против. Может быть, просто Токио выгодна такая позиция, чтобы всегда, если что, «зацепиться» вот за этот территориальный вопрос, как считаете?

– Вы совершенно правы. Мое глубокое убеждение после многих лет переговоров с японцами по этой проблеме, что большинство политической элиты страны не заинтересовано решать этот вопрос, потому что он служит как бы регулятором отношений. Когда нужно японцам оказать какое-то давление на Россию, то они вспоминают о территориальном вопросе, когда же у них есть определенная заинтересованность в развитии каких-то отношений, особенно экономических, они об этом забывают. Даже в период, когда Советский Союз вообще не признавал наличие территориальной проблемы, они в 70-е пошли на масштабное развитие экономических проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.

Нужно понимать: Япония очень зависит от США, а Соединенные Штаты не заинтересованы в том, чтобы у нас была решена эта проблема. Не раз бывало, что США вмешивались в наши переговоры по территориальному вопросу. Даже вот сейчас интересная ситуация: Япония хочет, чтобы Владимир Путин приехал до конца года с визитом, но прежде чем вести на этот счет переговоры, премьер-министр Синдзо Абэ должен получить согласие «семерки». Американцы, вроде бы, даже и не дали такое согласие, но он получил такое одобрение от Меркель и Олланда. Понятно, что Япония не принимает решения сама.

– Допустим, отдадим мы Хабомаи и Шикотан. Знаете, много пишут о том, что там большие залежи радия, трития, к тому же, это очень богатый рыбой регион. Так вот, что мы теряем, если отдадим эти территории?

– Хабомаи – это восемь небольших островов, скал, там никто не живет, там ничего нет. Шикотан – остров побольше, но там тоже особо никаких ресурсов нет. Полезные ископаемые есть на Итурупе, Кунашире.

Да, регион очень богат рыбой. Здесь, если гипотетически произойдет передача островов Японии, встает вопрос о том, как регулировать вопросы рыболовства. Дело в том, что сейчас там активнейшим образом орудуют наши браконьеры. Они вылавливают рыбу, крабов, морских ежей привозят продукцию в Японию, сдают и сразу же получают деньги – ежегодно около 1,5-2 миллиардов долларов. Получается, что мы, владея этими территориями, ничего с них не получаем, до российских прилавков рыба и морские деликатесы не доходят.

– Понимаю, что никто не любит делать прогнозы, но все-таки как, на ваш взгляд, и когда может разрешиться территориальный спор с Японией?

– Вопрос этот задается уже более 60 лет, кажется, перепробовали все варианты решения, но никаких перспектив, на мой взгляд, нет. Этот вопрос можно решить только политическим путем. Но для того должна быть совершенно иная атмосфера двусторонних отношений, а не такая, как сейчас, когда Япония вслед за США приняла санкции в отношении России? В ближайшем времени решения точно не будет.