Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

US and weapons: Obama changes the rules of the game

"Discount 15% for any pizza for those who bring a gun or show a license to carry weapons"

US and weapons: Obama changes the rules of the game

This unexpected announcement appeared recently on the doors of a snack bar in the resort town of Virginia Beach on the Atlantic coast. The owner of the institution, Jay Laiz, unrolling the dough for another cake, admits with a smile that things have gone better since then. Advertising has worked, visitors have become more. Four out of every five now come armed, and one appeared even with a Kalashnikov rifle.

Lays himself also has a pump-action shotgun at hand - just in case, you never know what might happen. According to him, he was once attacked, and he still regrets that he did not have a pistol with him. In this regard, the owner of the Virginia pizzeria with all his might supports the second amendment to the US Constitution, which gives the right to own small arms. But advertising for a discount, he says, can become permanent.

Laze is one of 65 million Americans (more than 20% of the population of the country) who have a gun, revolver, rifle, gun or even machine gun. Many of them are convinced that this can protect themselves and their private property from criminals. Others do not mind shooting at their ranch or in a dash: they grew up next to the weapons that they always had in their house, and do not want to part with their favorite toys. Still others are inveterate hunters who go to a large beast, not with a shotgun, but with a self-loading carbine. And someone reminds that weapons are part of American history and, if you like, a culture that played an important role in gaining state independence, conquering the Wild West and romanticized in countless Hollywood westerns and police fighters.

However, even among the owners of weapons, there is now a growing understanding that too easy - almost free - access to them leads to cruel and senseless tragedies, which should not exist at the beginning of the XNUMXst century in a generally prosperous and prosperous country. From a self-defense tool, a weapon turns into an instrument of self-destruction, it no longer protects, but destroys people. Josh Sugarmann, founder of the Center for Anti-Violence Politics and author of Every Gun Aims at You, believes that "America has a unique situation: one product for consumers took an entire nation hostage."

Literally on the same day, when Laze was putting up a tempting announcement in his restaurant, a demonstration took place in Washington, where the participants demanded to tighten control over the firearms turnover. Thousands of people marched from the White House to Congress, holding in their hands posters with the names of those who died as a result of shooting in the streets of American cities. In recent weeks, the same actions were organized in Boston, Chicago, Denver, Minneapolis, and New York witnessed a march along the famous Brooklyn Bridge.

All these events were initiated by the movement "A Million Mothers for Tightening Weapons Control", created the day after the massacre in Newtown, Connecticut. Mentally unbalanced 20-year-old Adam Lanza 14 December last year, shot there in elementary school twenty children and six adults. Now the organization has tens of thousands of members and has branches in hundreds of cities across the country.

After newtown

In recent years, mass killings of people have occurred in the United States with frightening regularity. In 1999, shooting took place at a secondary school in Columbine (Colorado), at 2007 at Virginia Tech University, at 2011, at a voters' meeting with Rep. Gabrielle Giffords, at 2012, six months before the events in Newtown, - in the movie theater town Aurora (Colorado). The number of deaths - 13, 32, 6 and 12 people, respectively. A total of more than 120 injured. And this is not counting other, not so numerous murders that occur almost daily. In general, according to official government data, more than 10 thousand Americans die each year from firearms.

Whenever a tragedy like Newtown happened, one could hear that it “shocked the whole country”. However, no - or almost no - action was taken by the authorities. The criminals were tried, the victims mourned, and everything returned to normal. After the events in Connecticut, they also began to say that they "shook the whole nation." From TV screens and newspaper pages, painfully familiar and rather insulting statements were made by politicians, public figures, and even the most ordinary Americans. This time, the situation was somewhat different - in Newtown, very young children were killed, at the age of six or seven years old, and what happened there, quite simply, didn’t fit into my head at all.

Television showed portraits of the dead kids, told about the teacher, who tried to shield them from the bullets of the criminal, broadcast a funeral in Newtown. The country was declared a national mourning. America - at least a large part of its population - shuddered with horror, and the pendulum of public opinion swung noticeably in the direction of tightening control over the sale and possession of firearms. According to recent sociological surveys, such measures are now supported by almost 60% of Americans. A year ago they were only 45%.

The reaction of the authorities to the tragedy in Newtown was as fast as it was emotional. Barack Obama said that in the near future in the United States will be a major reform in the sale and possession of firearms. "We must reduce the epidemic of armed violence that is ruining our country," he said, speaking in the White House.

Developed within the next month, "comprehensive measures" to tighten arms control were entrusted to Vice President Joseph Biden. "I will promote these proposals without any delays," Obama assured.

He confirmed that he respects historical traditions and, together with the majority of Americans, supports the second amendment to the US Constitution. However, he said, it is necessary to abandon old stereotypes, including in the field of culture, which "praise weapons and violence".

The right to purchase and carry weapons is guaranteed to US citizens in the second amendment to the Constitution adopted in 1791, which reads: "Since a well-organized militia is necessary to ensure the security of a free state, the people's right to store and bear arms must not be violated."

In 2008, the US Supreme Court upheld this right, explaining that it extends not only to "militias" who in olden days formed the basis of the armed forces, but also to all Americans who want to have weapons for self-defense or hunting.

First steps

Neither Obama, who recently confessed that he likes to shoot at a squad in a country residence at Camp David, nor Biden, who has two own pistols at home, does not intend to attempt the second amendment. Speaking at the congress with the message “On the state of the country,” the president said about the control of arms that “other times have come” and it’s time, they say, to change the rules of the game.

He intends to change them with the help of a whole set of measures, which the group, under the leadership of Biden, developed, as promised, by mid-January. Announcing these steps, Obama warned that to completely prevent all potential tragedies, of course, will not work. “But if we can save at least one life, then our duty is to try to do it,” the head of the administration added.

He said that he signed executive decrees that would help the police fight crime, improve safety in schools and expand programs to help mentally unbalanced people. In particular, schools will now be able to strengthen protection in their territories, and federal agencies will expand the exchange of information on potentially dangerous persons seeking to acquire firearms.

At the same time, Obama called on Congress to approve a number of bills that will also help tighten control over the arms trade in the country. He suggested that lawmakers introduce a ban on the sale of military-type multiply-charged automatic rifles and oblige arms dealers to carefully check the data on all buyers in order to prevent the acquisition of rifles and pistols by those who were previously at odds with the law. In addition, the president proposed to allocate funds for research on the harmful effects on the human psyche of video games using scenes of murder and violence.

Representatives of the Democratic Party in Congress decided not to postpone the matter indefinitely, and a week later the senator from the state of California Dianne

Feinstein introduced a bill banning the sale of so-called assault rifles and semi-automatic weapons with clips with a capacity of more than 10 cartridges. The document will get 158 models of small arms, including the Bushmaster rifle, which was armed with Lanza. Previously sold similar models will remain with their owners, but will be recorded in a special database. Sports and hunting rifles are not prohibited.

In the time of President Bill Clinton, the US has already passed a law prohibiting the sale and possession of such weapons. Developed it, by the way, Joseph Biden, who worked then in the Senate. The document was designed for 10 years, and its validity expired in 2004. As stated by Fainstein, since "more than 350 people were killed with assault rifles, and more 450 were injured." "We are outraged at how easily those who commit these horrible crimes get access to powerful military weapons," the senator said.

Fearing bans, many Americans rushed to buy semi-automatic rifles and carbines, and the largest in the country, the trading network of department stores "Wall-Mart" has already reported that the shelves in its weapons departments are significantly emptied. Meanwhile, the Feinstein bill was criticized by both opponents and supporters of tighter arms control. The first stated that they were speaking at all against any restrictions, the latter called the proposals of Feinstein half-measures.

Indeed, some models of semi-automatic rifles that have the same characteristics as those that fall under the ban will still be allowed for sale. For example, a self-loading carbine "Ruger Mini 14" with a folding butt will disappear from the sale, however other options will remain on the market.

“This makes no sense,” said FBI official Edmund Mireles, who was badly injured in a shootout with criminals in Miami. “Both models are equally dangerous.”

With his opinion, the leading specialist of the forensic laboratory of the University of Chicago Mark Jones agrees. According to him, "the two models differ only externally," but have the same power, and both can be used with an 30-charging magazine.

Another bill that is being prepared by the chairman of the Senate’s Legal Committee, Patrick Leahy, should tighten the checks on those who intend to acquire small arms. By law, it is forbidden to own them to people with criminal backgrounds, drug addicts and people with mental disorders. Sellers are obliged to check documents and questionnaires filled out by buyers, but often this procedure is formal. Yes, and the necessary information in the databases is sometimes simply impossible to find.

Leah wants to oblige medical institutions to provide authorities with information about patients with mental illness, recalling that almost all the massacres in recent years have been committed by just such people. However, many lawyers believe that here he is stepping on thin ice, because he encroaches on medical secrecy. Yes, and Adam Lanza, they remind, he did not buy a rifle and pistols, but pulled them out of the safe of his own mother, who also died from his hands.

Thus, the problem of arms control has to be considered not only from the point of view of combating crime and ensuring public security, but also from the legal, cultural and moral-ethical points of view. Discussions on this topic are not only on TV screens and newspaper pages, but also in the classrooms of American universities and the walls of the congress.

In early February, a hearing began in the Senate Judiciary Committee, which was immediately called historic in the United States. Along with the authorities, the most ordinary Americans, including those who suffered from armed attacks, spoke at them. However, there was no unity of opinion as to who was to blame and what to do.

One of the speakers, Suzanna Grache Happ, told how in 1991 her parents, along with two dozen visitors to a cafe in the city of Killeen, Texas, were shot by a murderer who had rushed in. Happ, who was also there, but miraculously survived, regrets that she had to leave her gun in the car, because state laws do not allow weapons to be brought to restaurants. "I do not consider myself a victim of armed violence," said a woman who now works in the power structures of Texas. "I see myself as a victim of a maniac who used a gun as a tool to attack." And I consider myself a victim of the legislators that we had at that time and left me defenseless. "

Sandra Wortham, working in the Chicago police, looks at this problem in a completely different way. Her brother, also a policeman, was killed in 2010, when, together with his father, he shot at the robbers in the courtyard of his parents' house. “They were both armed, but that did not prevent the death of Thomas,” she said.

The main sensation was the appearance at the hearing of Gabrielle Giffords, who has not yet recovered from the most serious wounds and has to learn how to walk and talk anew. After the tragedy in Newtown, she, together with her husband, NASA's former astronaut, Mark Kelly, created an organization that proclaimed its goal to combat armed violence. The meaning of her appeal to the legislators was one word: "Enough!"

This call has already been heard by many politicians, and not only at the federal, but also at the local level. In February, Governor of New York Andrew Cuomo signed the most stringent "anti-gun" law in the country, which tightens the ban on "assault" weapons on its territory, limits the number of cartridges in the cage and provides for more thorough verification of information about buyers. Similar documents are being developed now in several states.

NSA strikes back

However, the powerful "arms lobby" is not going to surrender without a fight. The National Shooting Association (NSA) of the United States, defending the interests of producers and arms dealers, remained silent for a week after the events in Connecticut, and then launched a counteroffensive. For the information attack deployed on all fronts - on television, in newspapers, at congressional hearings and meetings with voters, great powers were gathered: the executive director of the NSA, Wayne Lapierre, the president of the organization David Keen and the member of its leadership, the former Republican Congressman Asa Hutchinson .

The price of the issue is hundreds of billions of dollars. Americans are the most armed nation in the world. According to various estimates, in the hands of the inhabitants of the country are about 280 million units of firearms, that is, almost one for each, including infants and decrepit old women. This, of course, is only about legally acquired and registered pistols, rifles and machine guns. Together with the illegal weapons number will be even greater. Naturally, it is not the US forces that are meant, but ordinary citizens using the second amendment to the Constitution.

It is this amendment that the NSA is trying to cover now. The old arguments are also in play: they are shooting, they say, not pistols, but people. It is necessary to fight not with weapons, but with crime. "A gun is an instrument. The problem is in the criminal, "said Wayne Lapierre in an interview with the NBC television company. And his only recommendation on how to stop armed violence was to ... increase the number of the same weapons. In his first press conference after the Connecticut massacre, he proposed the introduction of armed guards in all American schools, adding that "the best remedy against a bad guy with a gun is a good guy with a gun."

Press conference Lapier, held in the chic capital of the hotel "Willard", twice interrupted by noisy protests penetrated into the hall activists of public organizations. And the words about "guys with guns" outraged many politicians, sparked sharp criticism in respectable print media and malicious responses in the "yellow" press. The New York Daily News newspaper called the head of the NSA "the most insane person on Earth".

However, a little later - on sound reflection - many agreed with Lapierre, remembering that the country already had a program to provide schools with armed guards. According to the Ministry of Education, it now covers 28% of secondary schools. They want to expand the program, and a bill is being drafted in the House of Representatives to allocate additional funds for this purpose.

Apparently, many US lawmakers in recent months have really changed their attitude to the problem of arms control. Including even those who received financial assistance from the NSA. "Armory Lobby" sponsors about half of senators and congressmen, the overwhelming majority of whom are Republicans. Now they recognize that it is urgent to take some measures.

Tightening control over firearms in order to prevent tragedies such as the one that occurred in Newtown could become one of the main domestic political tasks during the second term of Barack Obama’s rule. However, it will not be easy to do. The NSA is not only not going to give up, but can still count on the support of its long-standing and influential supporters. One of them - Republican Senator Lindsey Graham - bluntly stated that he did not support the bill banning "assault" weapons. According to him, "such a ban did not work in the past and will not work now." Former Senator Joseph Lieberman predicts that a battle will break out on these issues in US Congress. Feinstein is aware of this. However, she adds, "this battle is worth it."

Information:

The largest mass killings in the US in the last 15 years

April 1999 years. Two teenagers staged a massacre in high school in Columbine (Colorado): a teacher and 12 students were killed, another 20 was wounded, and they themselves were shot.

April 2007 years. A student at the Virginia Technological University in Blacksberg, a native of South Korea, Cho Xen-hee killed a man in the campus 32, nearly as many wounded, he himself shot himself.

January 2011 years. 22-year-old Jared Lochner fired indiscriminately during a meeting between US Rep. Gabriel Giffords and voters in Tucson, Ariz., Killing six people and injuring 13 people.

July 2012 years. 25-year-old James Holmes shot at the premiere of a film about Batman in the cinema of the city of Aurora (Colorado) 12 man injured 58.

December 2012 years. 20-year-old Adam Lanza shot 20 children aged six to seven years and six adults in the Newtown (Connecticut) elementary school, himself shot himself.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

США и оружие: Обама меняет правила игры

«Скидка 15% на любую пиццу для тех, кто принесет пистолет или покажет лицензию на ношение оружия»

США и оружие: Обама меняет правила игры

Такое неожиданное объявление появилось недавно на дверях забегаловки в курортном городке Вирджиния-Бич на побережье Атлантики. Хозяин заведения Джей Лэйз, раскатывая тесто для очередной лепешки, с улыбкой признается, что с тех пор дела пошли лучше. Реклама сработала, посетителей стало больше. Четверо из каждых пяти приходят теперь вооруженными, а один заявился даже с автоматом Калашникова.

У самого Лэйза тоже всегда под рукой помповое ружье – так, на всякий случай, мало ли что может случиться. По его словам, однажды на него было совершено нападение, и он до сих пор жалеет, что при нем не было пистолета. В связи с этим владелец вирджинской пиццерии всеми силами поддерживает вторую поправку к Конституции США, которая дает право на владение стрелковым оружием. Ну а реклама на скидку, говорит он, может стать вообще постоянной.

Лэйз – один из 65 млн американцев (более 20% населения страны), у которых есть пистолет, револьвер, винтовка, ружье или даже автомат. Многие из них убеждены, что это может защитить их самих и их частную собственность от преступников. Другие не прочь пострелять на своем ранчо или в тире: они выросли рядом с оружием, которое всегда было у них в доме, и не хотят расставаться с любимыми игрушками. Третьи – заядлые охотники, которые ходят на крупного зверя не с дробовиком, а с самозарядным карабином. А кто-то напоминает, что оружие – это часть американской истории и, если хотите, культуры, сыгравшая важную роль в обретении государственной независимости, покорении Дикого Запада и романтизированная в бесчисленных голливудских вестернах и полицейских боевиках.

Однако даже среди владельцев оружия сейчас растет понимание, что слишком легкий – почти свободный – доступ к нему ведет к жестоким и бессмысленным трагедиям, которых не должно быть в начале ХХI века в, в общем-то, благополучной и процветающей стране. Из инструмента самообороны оружие превращается в инструмент саморазрушения, оно уже не защищает, а уничтожает людей. Основатель Центра политики против насилия и автор книги «Каждый пистолет нацелен на тебя» Джош Шугарманн считает, что «в Америке сложилась уникальная ситуация: один продукт, предназначенный для потребителей, взял в заложники целую нацию».

Буквально в тот же день, когда Лэйз расклеивал в своем ресторанчике заманчивое объявление, в Вашингтоне состоялась демонстрация, участники которой требовали ужесточить контроль над оборотом огнестрельного оружия. Тысячи людей прошли от Белого дома до конгресса, держа в руках плакаты с именами тех, кто погиб в результате стрельбы на улицах американских городов. В последние недели такие же акции были организованы в Бостоне, Чикаго, Денвере, Миннеаполисе, а Нью-Йорк стал свидетелем марша по знаменитому Бруклинскому мосту.

Инициатором всех этих мероприятий выступило движение «Миллион матерей за ужесточение контроля над оружием», созданное на следующий день после кровавой бойни в городке Ньютаун в штате Коннектикут. Психически неуравновешенный 20-летний Адам Лэнза 14 декабря прошлого года расстрелял там в начальной школе двадцать детей и шестерых взрослых. Сейчас организация насчитывает уже десятки тысяч членов и имеет филиалы в сотне городов по всей стране.

После Ньютауна

В последние годы массовые убийства людей происходят в Соединенных Штатах с пугающей регулярностью. В 1999 году произошла стрельба в средней школе в Колумбайне (штат Колорадо), в 2007-м – в Вирджинском технологическом университете, в 2011-м – на встрече избирателей с членом палаты представителей Габриэль Гиффордс, в 2012-м, за полгода до событий в Ньютауне, – в кинотеатре городка Аврора (штат Колорадо). Количество погибших – 13, 32, 6 и 12 человек соответственно. Ранены в общей сложности более 120. И это не считая других, не столь многочисленных убийств, которые происходят практически ежедневно. В целом же, по официальным правительственным данным, от огнестрельного оружия каждый год погибают более 10 тыс. американцев.

Всякий раз, когда случалась трагедия, подобная ньютаунской, можно было услышать, что она «повергла в шок всю страну». Однако никаких – или почти никаких – действий власти не предпринимали. Преступников судили, жертв оплакивали, и все возвращалось на круги своя. После событий в штате Коннектикут тоже начали говорить, что они «всколыхнули всю нацию». С экранов ТВ и газетных страниц посыпались до боли знакомые и порядком набившие оскомину заявления политиков, общественных деятелей, да и самых простых американцев. На этот раз дело обстояло несколько иначе – в Ньютауне погибли совсем маленькие дети, в возрасте шести-семи лет, и происшедшее там, попросту говоря, вообще никак не укладывалось в голове.

Телевидение показывало портреты погибших малышей, рассказывало об учительнице, пытавшейся заслонить их собой от пуль преступника, транслировало похороны в Ньютауне. В стране был объявлен национальный траур. Америка – по крайней мере большая часть ее населения – содрогнулась от ужаса, и маятник общественного мнения заметно качнулся в сторону ужесточения контроля над продажей и владением огнестрельным оружием. Согласно последним социологическим опросам, такие меры поддерживают теперь почти 60% американцев. Еще год назад их было лишь 45%.

Реакция властей на трагедию в Ньютауне была столь же быстрой, сколь и эмоциональной. Барак Обама заявил, что в ближайшее время в США будет проведена серьезная реформа в области продажи и владения огнестрельным оружием. «Мы должны сократить эпидемию вооруженного насилия, которое губит нашу страну», – сказал он, выступая в Белом доме.

Разработать в течение ближайшего месяца «комплексные меры» по ужесточению контроля над оружием было поручено вице-президенту Джозефу Байдену. «Я буду продвигать эти предложения без каких-либо задержек», – заверил Обама.

Он подтвердил, что уважает исторические традиции и вместе с большинством американцев поддерживает вторую поправку к Конституции США. Однако, сказал он, необходимо отказываться от застарелых стереотипов, в том числе в области культуры, которые «восхваляют оружие и насилие».

Право на приобретение и ношение оружия гарантировано гражданам США принятой в 1791 году второй поправкой к Конституции, гласящей: «Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для обеспечения безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».

В 2008 году Верховный суд США подтвердил это право, разъяснив, что оно распространяется не только на «ополченцев», которые в давние времена составляли основу вооруженных сил, но и на всех американцев, желающих иметь оружие для самообороны или охоты.

Первые шаги

Покушаться на вторую поправку не собираются ни Обама, признавшийся недавно, что любит пострелять из охотничьего ружья по тарелочкам в своей загородной резиденции Кэмп-Дэвид, ни Байден, у которого дома есть два собственных пистолета. Выступая в конгрессе с посланием «О положении страны», президент заявил по поводу контроля над оружием, что «сейчас настали другие времена» и пора, мол, менять правила игры.

Менять их он собирается с помощью целого комплекса мер, которые группа под руководством Байдена разработала, как и было обещано, к середине января. Объявляя об этих шагах, Обама предупредил, что полностью предотвратить все потенциальные трагедии, конечно же, не получится. «Но если удастся спасти хотя бы одну жизнь, то наша обязанность – попытаться это сделать», – добавил глава администрации.

Он сообщил, что подписывает исполнительные указы, которые помогут полиции бороться с преступностью, повысят безопасность в школах и расширят программы оказания помощи психически неуравновешенным людям. В частности, школы смогут теперь усилить охрану на своих территориях, а федеральные ведомства расширят обмен информацией о потенциально опасных лицах, стремящихся приобрести огнестрельное оружие.

Одновременно Обама призвал конгресс одобрить ряд законопроектов, которые также помогут ужесточить контроль над оборотом оружия в стране. Он предложил законодателям ввести запрет на продажу многозарядных автоматических винтовок военного образца и обязать торговцев оружием тщательно проверять данные обо всех покупателях, чтобы не допустить приобретения ружей и пистолетов теми лицами, которые ранее были не в ладах с законом. Кроме того, президент предложил выделить средства на исследования о вредном влиянии на человеческую психику видеоигр, использующих сцены убийств и насилия.

Представители Демократической партии в конгрессе решили не откладывать дело в долгий ящик, и спустя неделю сенатор от штата Калифорния Дайэнн

Файнстайн внесла законопроект, запрещающий продажу так называемых штурмовых винтовок и полуавтоматического оружия с обоймами вместительностью более 10 патронов. Под действие документа попадут 158 моделей стрелкового оружия, в том числе винтовка «Бушмастер», которой был вооружен Лэнза. Ранее проданные аналогичные модели останутся у их владельцев, но будут занесены в специальную базу данных. На спортивные и охотничьи ружья запрет не распространяется.

Во времена президента Билла Клинтона в США уже принимали закон, запрещавший продажу и хранение такого оружия. Разрабатывал его, кстати, Джозеф Байден, работавший тогда в сенате. Документ был рассчитан на 10 лет, и срок его действия истек в 2004 году. Как заявила Файнстайн, с тех пор «более 350 человек были убиты с помощью штурмовых винтовок, а более 450 получили ранения». «Мы возмущены тем, как легко те, кто совершает эти ужасные преступления, получают доступ к мощному оружию военного образца», – сказала сенатор.

Опасаясь запретов, многие американцы бросились скупать полуавтоматические винтовки и карабины, и крупнейшая в стране торговая сеть универмагов «Уолл-Март» уже отрапортовала, что полки в ее оружейных отделах заметно опустели. Тем временем законопроект Файнстайн был подвергнут критике как противниками, так и сторонниками более жесткого контроля над оружием. Первые заявили, что выступают вообще против любых ограничений, вторые назвали предложения Файнстайн полумерами.

Действительно, некоторые модели полуавтоматических винтовок, имеющие те же характеристики, что и подпадающие под запрет, все равно будут разрешены к продаже. Например, из продажи исчезнет самозарядный карабин «Ругер Мини-14» со складным прикладом, однако другие его варианты останутся на рынке.

«Это лишено всякого смысла, – считает сотрудник ФБР Эдмунд Мирелес, получивший в свое время тяжелые ранения в перестрелке с преступниками в Майами. – Обе модели одинаково опасны».

С его мнением согласен ведущий специалист криминалистической лаборатории Чикагского университета Марк Джоунс. По его словам, «две модели различаются лишь внешне», но обладают одинаковой мощью, и обе могут использоваться с 30-зарядным магазином.

Еще один законопроект, который готовит председатель юридического комитета сената Патрик Лихи, должен ужесточить проверки тех, кто намерен приобрести стрелковое оружие. По закону владеть им запрещено лицам с криминальным прошлым, наркоманам и людям с нарушениями психики. Продавцы обязаны проверять документы и анкеты, заполненные покупателями, однако зачастую эта процедура носит формальный характер. Да и нужную информацию в базах данных иногда найти просто невозможно.

Лихи хочет обязать медицинские учреждения предоставлять властям сведения о пациентах с психическими заболеваниями, напоминая, что почти все массовые убийства в последние годы были совершены именно такими людьми. Однако многие юристы считают, что здесь он ступает на тонкий лед, поскольку покушается на врачебную тайну. Да и Адам Лэнза, напоминают они, не сам покупал винтовку и пистолеты, а достал их из сейфа родной матери, которая также погибла от его рук.

Таким образом, проблему контроля над оружием приходится рассматривать не только с точки зрения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности, но и с правовой, культурной и морально-этической точек зрения. Дискуссии на эту тему идут не только на экранах ТВ и страницах газет, но и в аудиториях американских университетов и стенах конгресса.

В начале февраля в юридическом комитете сената начались слушания, которые в США сразу же назвали историческими. Наряду с представителями властей на них выступили самые простые американцы, в том числе пострадавшие от вооруженных нападений. Однако единства мнений по поводу того, кто виноват и что делать, между ними не было.

Одна из выступавших, Сюзанна Грэйша Хапп, рассказала, как в 1991 году ее родителей вместе с двумя десятками посетителей кафе в техасском городе Киллин расстрелял ворвавшийся туда убийца. Хапп, которая тоже была там, но чудом выжила, жалеет, что ей пришлось оставить свой пистолет в машине, поскольку законы штата не разрешают приносить оружие в рестораны. «Я не считаю себя жертвой вооруженного насилия, – заявила женщина, работающая сейчас во властных структурах Техаса. – Я рассматриваю себя как жертву маньяка, который использовал пистолет в качестве инструмента для нападения. И я считаю себя жертвой законодателей, которые были у нас в то время и оставили меня беззащитной».

Абсолютно иначе смотрит на эту проблему Сандра Уортэм, работающая в полиции Чикаго. Ее брат, также полицейский, был убит в 2010 году, когда вместе с отцом отстреливался во дворе родительского дома от грабителей. «Они оба были вооружены, но это не предотвратило гибель Томаса», – сказала она.

Главной сенсацией стало появление на слушаниях Габриэль Гиффордс, которая до сих пор не оправилась после тяжелейших ранений и вынуждена заново учиться ходить и говорить. После трагедии в Ньютауне она вместе с мужем – бывшим астронавтом НАСА Марком Келли – создала организацию, провозгласившую своей целью борьбу с вооруженным насилием. Смысл ее призыва к законодателям уложился в одно слово: «Хватит!»

Этот призыв уже услышан многими политиками, и не только на федеральном, но и на местном уровне. В феврале губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подписал самый строгий в стране «антиоружейный» закон, который ужесточает действующий на его территории запрет на «штурмовое» оружие, ограничивает количество патронов в обойме и предусматривает более тщательную проверку информации о покупателях. Аналогичные документы разрабатываются сейчас еще в нескольких штатах.

НСА наносит ответный удар

Однако могущественное «оружейное лобби» не собирается без боя сдавать свои позиции. Национальная стрелковая ассоциация (НСА) США, отстаивающая интересы производителей и торговцев оружием, после событий в Коннектикуте неделю хранила молчание, а затем перешла в контрнаступление. Для информационной атаки, развернутой по всем фронтам – на телевидении, в газетах, на слушаниях в конгрессе и встречах с избирателями, были собраны большие силы: исполнительный директор НСА Уэйн Лапьер, президент организации Дэвид Кин и член ее руководства, бывший конгрессмен-республиканец Аса Хатчинсон.

Цена вопроса – сотни миллиардов долларов. Американцы – самая вооруженная нация в мире. По разным оценкам, на руках у жителей страны находится около 280 млн единиц огнестрельного оружия, то есть почти по одному на каждого, включая младенцев и дряхлых старушек. Речь, конечно, идет лишь о законно приобретенных и зарегистрированных пистолетах, винтовках и автоматах. Вместе с нелегальным оружием число будет еще большим. Естественно, имеются в виду не вооруженные силы США, а простые граждане, пользующиеся второй поправкой к Конституции.

Именно этой поправкой и пытается сейчас прикрыться НСА. Идут в ход и старые аргументы: стреляют, мол, не пистолеты, а люди. Бороться надо не с оружием, а с преступностью. «Пистолет – это инструмент. Проблема – в преступнике», – заявил в интервью телекомпании Эн-би-си Уэйн Лапьер. А его единственная рекомендация по поводу того, как прекратить вооруженное насилие, предусматривала... увеличение количества того же оружия. На своей первой после бойни в Коннектикуте пресс-конференции он предложил ввести во всех американских школах вооруженную охрану, добавив при этом, что «лучшее средство против плохого парня с пистолетом – это хороший парень с пистолетом».

Пресс-конференцию Лапьера, проходившую в шикарном столичном отеле «Уиллард», дважды прерывали шумными протестами проникшие в зал активисты общественных организаций. А слова про «парней с пистолетами» возмутили многих политиков, вызвали острую критику в солидных печатных изданиях и злобные отклики в «желтой» прессе. Нью-йоркская газета «Дейли ньюс» назвала главу НСА «самым безумным человеком на Земле».

Впрочем, чуть позже – по здравом размышлении – многие согласились с Лапьером, вспомнив, что в стране уже есть программа обеспечения школ вооруженной охраной. По данным министерства образования, сейчас ею охвачено 28% средних учебных заведений. Программу хотят расширить, и в палате представителей разрабатывается законопроект о выделении на эти цели дополнительных средств.

Судя по всему, многие американские законодатели в последние месяцы действительно изменили свое отношение к проблеме контроля над оружием. В том числе даже те, кто получал финансовую помощь от НСА. «Оружейное лобби» спонсирует около половины сенаторов и конгрессменов, подавляющее большинство которых республиканцы. Теперь они признают, что надо срочно принимать какие-то меры.

Ужесточение контроля над огнестрельным оружием в целях предотвращения трагедий, подобных той, которая произошла в Ньютауне, может стать одной из главных внутриполитических задач во второй срок правления Барака Обамы. Однако выполнить ее будет нелегко. НСА не только не собирается сдаваться, но и по-прежнему может рассчитывать на поддержку своих давних и влиятельных сторонников. Один из них – сенатор-республиканец Линдси Грэм – прямо заявил, что не поддерживает законопроект о запрете на «штурмовое» оружие. По его мнению, «такой запрет не работал в прошлом и не будет работать сейчас». Бывший сенатор Джозеф Либерман предсказывает, что по этим вопросам в конгрессе США «разгорится битва». Сознает это и Файнстайн. Однако, добавляет она, «эта битва стоит того».

Справка:

Самые крупные массовые убийства в США за последние 15 лет

Апрель 1999 года. Два подростка устроили бойню в средней школе в Колумбайне (штат Колорадо): убили учителя и 12 учащихся, ранили еще 20 человек, сами застрелились.

Апрель 2007 года. Студент Вирджинского технологического университета в Блэксберге, выходец из Южной Кореи Чо Сен Хи убил в студенческом городке 32 человека, почти столько же ранил, сам застрелился.

Январь 2011 года. 22-летний Джаред Локнер открыл беспорядочную стрельбу во время встречи члена палаты представителей конгресса США Габриэль Гиффордс с избирателями в Тусоне (штат Аризона), убив шестерых и ранив 13 человек.

Июль 2012 года. 25-летний Джеймс Холмс расстрелял на премьере фильма о Бэтмене в кинотеатре города Авроры (штат Колорадо) 12 человек, ранил 58.

Декабрь 2012 года. 20-летний Адам Лэнза расстрелял в начальной школе Ньютауна (штат Коннектикут) 20 детей в возрасте шести-семи лет и шестерых взрослых, сам застрелился.