Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Станет ли СПВ судьбой резидента?

Свободный порт Владивосток де юре стартовал, де факто — остаются вопросы...

Несмотря на то, что первый резидент Свободного порта Владивосток (СПВ) уже зарегистрирован (им стала, как уже сообщал «ВР», Тихоокеанская инвестиционная компания (учредители: Группа компаний «Транзит-ДВ» и китайская инвестиционная компания «Чжун Гун Синь») ) вопросы к самому ФЗ о СПВ остаются. Главный из них: «Как скоро он заработает?». Учитывая, что для функционирования СПВ необходимо, чтобы заработали поправки, внесенные в 24 уже действующие законодательных акта, а также дополнительно были приняты не менее десятка подзаконных актов (Критерии предоставления статуса резидентам, виды деятельности, приказы ФТС и т.д.).

Станет ли СПВ судьбой резидента?
Приморские эксперты от логистики поделились с «ВР» своими соображениями по поводу эффективности вступившего в силу и во многом уникального для современной России Закона.

Юрий Рыбалкин, генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания»: «Дело в том, что Федеральный Закон о СПВ — рамочный. В нем содержатся ссылки на более чем десяток уже действующих законодательных актов. Дополнительно необходимо принять ряд постановлений правительства и ведомственных подзаконных актов, чтобы можно было запустить весь механизм оформления резидентов свободного порта.

И все эти обстоятельства лично у меня (и не только у меня) вызывают тревогу: когда закон рамочный и делает отсылки к разным прочим другим нормативам — это чревато субъективным его толкованием чиновниками различного ранга. Есть опасность, что на уровне клерков саму процедуру оформления статуса резидента и предоставления льгот просто напросто заволокитят. И сам бюрократический процесс в очередной раз отпугнет потенциальных инвесторов из Китая, Южной Кореи и Японии, как это уже не раз бывало в новейшей истории Приморья.

Закон должен быть прямого действия. В нем не должно содержаться двойного-тройного толкования понятий и процедур. Закон о СПВ этому требованию не отвечает. Взять хотя бы сам ключевой термин «свободный порт». Многие уже сейчас отождествляют его с «порто-франко». Но режим, прописанный в Законе о СПВ — не режим «порто-франко», действовавший во Владивостоке, к примеру, в царские времена. Тот режим распространялся на крайне ограниченную территорию (один порт) и означал беспошлинную доставку грузов как за границу, так и из-за границы.

Нынешний же СПВ включает в себя гигантскую территорию, состоящую из пятнадцати городов и районов Приморского края, многие из которых даже не имеют выхода к морю. СПВ предполагает промышленную деятельность ряда предприятий-резидентов на этих площадях. Да — для резидентов предусмотрены особые налоговые преференции (беспрецедентные для России, но отнюдь не уникальные для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Но что касается таможенных преференций — они в законе обозначены, но конкретно не прописаны. Причем они начнут действовать не раньше чем через год и едва ли допустят полное обнуление пошлин, как то было при старом «порто-франко».

Разумно было бы, на мой взгляд, для начала обкатать режим СПВ на одной логистической единице — например на Владивостокском рыбном порте... И уже затем, с учетом накопленного опыта, распространять данную практику на более обширную территорию«.

Михаил Робканов, управляющий партнер компании «Инком ДВ», вице-президент Ассоциации морских торговых портов России, заслуженный работник транспорта РФ: «Я не успел еще вникнуть во все нюансы отсылочных положений вновь принятого закона о СПВ (задача весьма нелегкая, я вам скажу). И для меня открытым пока остается главный вопрос: у кого же наиболее вероятные шансы стать резидентами свободного порта — у уже действующих приморских предприятий, или у „новичков“ — пришедших из-за границы или из других регионов России?».

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Я пока не знаю, какое из рыбопромышленных предприятий Приморье станет первым от отрасли резидентом СПВ. Такие решения принимаются на уровне руководства отдельных компаний. Но у меня, и у многих моих соратников по Ассоциации вызывает недоумение тот факт, что в зону действия СПВ (в которую включены сразу несколько сухопутных муниципальных образований) не включен граничащий с морем Лазовский район Приморья, где на протяжении не одного десятка лет действует мощное градообразующее предприятие края — Преображенская база тралового и рефрижераторного флота. Это — архи-нелогично и архи-несправедливо!

И хотя Закон о СПВ уже принят и вступил в силу, наша Ассоциация, через обращение к краевым властям (представительная ветвь которых имеет право законодательной инициативы) будет добиваться устранения этого вопиющего недостатка.

Другой настораживающий момент — принятый задолго до СПВ Федеральный Закон „О портах“ предусматривает решение, но никак не решает проблему полноценного использования большинством рыбных портов и рыбоперерабатывающих терминалов гидротехнических сооружений (причалов). Президент России еще год назад дал поручение Правительству разработать в соответствии с Законом „О портах“ порядок передачи данных сооружений в долгосрочную аренду от ФГУП „Нацрыбресурсы“ рыбоперевалочным стивидорным компаниям. Но воз и ныне там. Где гарантия, что на таком фоне — когда не работают уже действующие законы и подзаконные акты — будет нормально функционировать новый Закон о СПВ».

Денис Сарана, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»: «Безусловно, льготы в СПВ хорошие. Но только для резидентов. А туда ещё надо попасть. Таможенный контроль для СПВ предусмотрен в круглосуточном режиме. Предлагается беспошлинный и безналоговый ввоз комплектующих и оборудования — для резидентов СПВ, но только с целью производства и технического перевооружения. В режиме СВП его резиденты смогут без ограничения возить иностранную рабочую силу. Ставит ли это под сомнение трудоустройство местного населения? Не думаю, но посмотрим. Там где выгоднее использовать иностранную рабочую силу, там уже это делают, по факту. Ныне существующим в Приморье субъекты малого предпринимательства, на мой взгляд, стать резидентами СПВ будет не просто. Легче будет с этой целью создать новое предприятие. Но формально минимальный порог для вступления в „клуб резидентов“ вполне доступный — инвестиции в 5 млн. рублей».

Справка:

Федеральный закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (СПВ) подписан Президентом РФ 13 июля 2015 года, вступил в законную силу 12 октября 2015 года. Закон предполагает введение режима особой экономической зоны в 15 муниципальных образованиях Приморского края. Предприятия, получившие статус резидентов СПВ (процедура прописана в Законе) приобретают ряд преференций, включая: каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%); пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу; льготную ставку страховых взносов для инвестиционных проектов, в течение первых 10 лет в размере 7,6% и др. На всей территории СПВ вводится облегченный визовый режим (получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе), а также свободная таможенная зона, где можно хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям.