Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Will the SPS be the fate of a resident?

The free port of Vladivostok has started de jure, de facto - questions remain ...

Despite the fact that the first resident of the Free Port of Vladivostok (FPV) has already been registered (as BP has already reported, it became the Pacific Investment Company (founders: Transit-DV Group of Companies and Chinese investment company Zhong Gong Xin)) questions to the Federal Law on FPV remain. Chief among them: "How soon will it work?" Considering that for the functioning of the FPV it is necessary that the amendments made to 24 already existing legislative acts work, as well as at least a dozen additional by-laws were adopted (Criteria for granting status to residents, types of activities, orders of the FCS, etc.).

Will the SPS be the fate of a resident?
The Primorye logistics experts shared with BP their views on the effectiveness of the Law that came into force and is largely unique for modern Russia.

Yuri Rybalkin, General Director, Marine Engineering Company CJSC: “The fact is that the Federal Law on FPV is a framework law. It contains links to more than a dozen already existing legislative acts. Additionally, it is necessary to adopt a number of government decrees and departmental by-laws so that the entire mechanism for registering residents of the free port can be launched.

And all these circumstances for me personally (and not only for me) are alarming: when the law is a framework and makes references to various other standards, it is fraught with its subjective interpretation by officials of various ranks. There is a danger that at the level of clerks, the very procedure for obtaining resident status and granting benefits will simply be obscured. And the bureaucratic process itself will once again scare away potential investors from China, South Korea and Japan, as has happened more than once in the recent history of Primorye.

The law must be direct action. It should not contain a double or triple interpretation of concepts and procedures. The Law on FPV does not meet this requirement. Take the key term "free port" itself. Many people already now identify it with "free port". But the regime prescribed in the Law on FPV is not the “free port” regime that operated in Vladivostok, for example, in tsarist times. That regime extended to an extremely limited area (one port) and meant duty-free delivery of goods both abroad and from abroad.

The current FPV includes a gigantic territory consisting of fifteen cities and districts of Primorsky Krai, many of which do not even have an outlet to the sea. FPV assumes the industrial activity of a number of resident enterprises in these areas. Yes - there are special tax preferences for residents (unprecedented for Russia, but by no means unique for other countries of the Asia-Pacific region). But as for customs preferences, they are indicated in the law, but not specifically spelled out. Moreover, they will begin to act not earlier than in a year and will hardly allow a complete zeroing of duties, as was the case with the old "free port".

It would be reasonable, in my opinion, to start testing the FPV regime at one logistic unit - for example, at the Vladivostok fishing port ... And only then, taking into account the accumulated experience, to extend this practice to a wider territory. "

Mikhail Robkanov, Managing Partner of Inkom DV, Vice President of the Association of Sea Trade Ports of Russia, Honored Transport Worker of the Russian Federation: “I have not yet had time to grasp all the nuances of the referential provisions of the newly adopted law on FPV (the task is very difficult, I will tell you). And the main question still remains open for me: who has the most probable chances of becoming residents of the free port - from the already operating seaside enterprises, or from “newcomers” - who came from abroad or from other regions of Russia?

Georgy Martynov, President of the Association of Primorye Fishery Enterprises: “I don’t know yet which of the fishing enterprises in Primorye will become the first resident of the FPV in the industry. Such decisions are made at the management level of individual companies. But I and many of my associates in the Association are perplexed by the fact that the zone of action of the FPV (which includes several land municipalities at once) does not include the Lazovsky district of Primorye bordering the sea, where a powerful city-forming region has been operating for several decades. enterprise of the region - Preobrazhenskaya base of trawl and refrigerated fleet. This is archi-illogical and archi-unfair!

And although the Law on FPV has already been adopted and entered into force, our Association, through an appeal to the regional authorities (whose representative branch has the right to legislative initiative) will seek to eliminate this glaring shortcoming.

Another alarming moment is that the Federal Law “On Ports”, adopted long before FPV, provides for a solution, but does not in any way solve the problem of the full use of hydraulic structures (berths) by most fishing ports and fish processing terminals. A year ago, the President of Russia instructed the Government to develop, in accordance with the Law “On Ports”, a procedure for transferring these structures on a long-term lease from FSUE “Natsrybresursy” to fish transhipment companies. But things are still there. Where is the guarantee that against such a background - when the existing laws and regulations do not work - the new Law on FPV will function normally ”.

Denis Sarana, member of the board of directors of Vladivostok Sea Fishing Port OJSC: “Of course, the benefits in FPV are good. But only for residents. And you still have to get there. Customs control for FPV is provided around the clock. Duty-free and tax-free import of components and equipment is offered for FPV residents, but only for the purpose of production and technical re-equipment. In the SVP regime, its residents will be able to transport foreign labor without restriction. Does this call into question the employment of the local population? I don't think so, but we'll see. Where it is more profitable to use foreign labor, they are already doing it, in fact. In my opinion, small businesses that currently exist in Primorye will not be easy to become residents of FPV. It will be easier for this purpose to create a new enterprise. But formally, the minimum threshold for joining the 'residents' club' is quite affordable - an investment of 5 million rubles. "

Information:

Federal Law No. 212-FZ "On the Free Port of Vladivostok" (FPV) was signed by the President of the Russian Federation on July 13, 2015, and entered into force on October 12, 2015. The law provides for the introduction of a special economic zone regime in 15 municipalities of the Primorsky Territory. Enterprises that have received the status of FPV residents (the procedure is prescribed in the Law) acquire a number of preferences, including: corporate income tax holidays (the rate during the first 5 years does not exceed 5%); five-year vacation for corporate property tax and land tax; preferential rate of insurance premiums for investment projects during the first 10 years in the amount of 7,6%, etc. A facilitated visa regime is introduced throughout the FPV (obtaining 8-day entry visas directly at the border), as well as a free customs zone where you can store luxury goods, works of art, antiques and carry out their sales preparation, including the demonstration of goods to potential buyers.
February 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Станет ли СПВ судьбой резидента?

Свободный порт Владивосток де юре стартовал, де факто — остаются вопросы...

Несмотря на то, что первый резидент Свободного порта Владивосток (СПВ) уже зарегистрирован (им стала, как уже сообщал «ВР», Тихоокеанская инвестиционная компания (учредители: Группа компаний «Транзит-ДВ» и китайская инвестиционная компания «Чжун Гун Синь») ) вопросы к самому ФЗ о СПВ остаются. Главный из них: «Как скоро он заработает?». Учитывая, что для функционирования СПВ необходимо, чтобы заработали поправки, внесенные в 24 уже действующие законодательных акта, а также дополнительно были приняты не менее десятка подзаконных актов (Критерии предоставления статуса резидентам, виды деятельности, приказы ФТС и т.д.).

Станет ли СПВ судьбой резидента?
Приморские эксперты от логистики поделились с «ВР» своими соображениями по поводу эффективности вступившего в силу и во многом уникального для современной России Закона.

Юрий Рыбалкин, генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания»: «Дело в том, что Федеральный Закон о СПВ — рамочный. В нем содержатся ссылки на более чем десяток уже действующих законодательных актов. Дополнительно необходимо принять ряд постановлений правительства и ведомственных подзаконных актов, чтобы можно было запустить весь механизм оформления резидентов свободного порта.

И все эти обстоятельства лично у меня (и не только у меня) вызывают тревогу: когда закон рамочный и делает отсылки к разным прочим другим нормативам — это чревато субъективным его толкованием чиновниками различного ранга. Есть опасность, что на уровне клерков саму процедуру оформления статуса резидента и предоставления льгот просто напросто заволокитят. И сам бюрократический процесс в очередной раз отпугнет потенциальных инвесторов из Китая, Южной Кореи и Японии, как это уже не раз бывало в новейшей истории Приморья.

Закон должен быть прямого действия. В нем не должно содержаться двойного-тройного толкования понятий и процедур. Закон о СПВ этому требованию не отвечает. Взять хотя бы сам ключевой термин «свободный порт». Многие уже сейчас отождествляют его с «порто-франко». Но режим, прописанный в Законе о СПВ — не режим «порто-франко», действовавший во Владивостоке, к примеру, в царские времена. Тот режим распространялся на крайне ограниченную территорию (один порт) и означал беспошлинную доставку грузов как за границу, так и из-за границы.

Нынешний же СПВ включает в себя гигантскую территорию, состоящую из пятнадцати городов и районов Приморского края, многие из которых даже не имеют выхода к морю. СПВ предполагает промышленную деятельность ряда предприятий-резидентов на этих площадях. Да — для резидентов предусмотрены особые налоговые преференции (беспрецедентные для России, но отнюдь не уникальные для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Но что касается таможенных преференций — они в законе обозначены, но конкретно не прописаны. Причем они начнут действовать не раньше чем через год и едва ли допустят полное обнуление пошлин, как то было при старом «порто-франко».

Разумно было бы, на мой взгляд, для начала обкатать режим СПВ на одной логистической единице — например на Владивостокском рыбном порте... И уже затем, с учетом накопленного опыта, распространять данную практику на более обширную территорию«.

Михаил Робканов, управляющий партнер компании «Инком ДВ», вице-президент Ассоциации морских торговых портов России, заслуженный работник транспорта РФ: «Я не успел еще вникнуть во все нюансы отсылочных положений вновь принятого закона о СПВ (задача весьма нелегкая, я вам скажу). И для меня открытым пока остается главный вопрос: у кого же наиболее вероятные шансы стать резидентами свободного порта — у уже действующих приморских предприятий, или у „новичков“ — пришедших из-за границы или из других регионов России?».

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Я пока не знаю, какое из рыбопромышленных предприятий Приморье станет первым от отрасли резидентом СПВ. Такие решения принимаются на уровне руководства отдельных компаний. Но у меня, и у многих моих соратников по Ассоциации вызывает недоумение тот факт, что в зону действия СПВ (в которую включены сразу несколько сухопутных муниципальных образований) не включен граничащий с морем Лазовский район Приморья, где на протяжении не одного десятка лет действует мощное градообразующее предприятие края — Преображенская база тралового и рефрижераторного флота. Это — архи-нелогично и архи-несправедливо!

И хотя Закон о СПВ уже принят и вступил в силу, наша Ассоциация, через обращение к краевым властям (представительная ветвь которых имеет право законодательной инициативы) будет добиваться устранения этого вопиющего недостатка.

Другой настораживающий момент — принятый задолго до СПВ Федеральный Закон „О портах“ предусматривает решение, но никак не решает проблему полноценного использования большинством рыбных портов и рыбоперерабатывающих терминалов гидротехнических сооружений (причалов). Президент России еще год назад дал поручение Правительству разработать в соответствии с Законом „О портах“ порядок передачи данных сооружений в долгосрочную аренду от ФГУП „Нацрыбресурсы“ рыбоперевалочным стивидорным компаниям. Но воз и ныне там. Где гарантия, что на таком фоне — когда не работают уже действующие законы и подзаконные акты — будет нормально функционировать новый Закон о СПВ».

Денис Сарана, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»: «Безусловно, льготы в СПВ хорошие. Но только для резидентов. А туда ещё надо попасть. Таможенный контроль для СПВ предусмотрен в круглосуточном режиме. Предлагается беспошлинный и безналоговый ввоз комплектующих и оборудования — для резидентов СПВ, но только с целью производства и технического перевооружения. В режиме СВП его резиденты смогут без ограничения возить иностранную рабочую силу. Ставит ли это под сомнение трудоустройство местного населения? Не думаю, но посмотрим. Там где выгоднее использовать иностранную рабочую силу, там уже это делают, по факту. Ныне существующим в Приморье субъекты малого предпринимательства, на мой взгляд, стать резидентами СПВ будет не просто. Легче будет с этой целью создать новое предприятие. Но формально минимальный порог для вступления в „клуб резидентов“ вполне доступный — инвестиции в 5 млн. рублей».

Справка:

Федеральный закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (СПВ) подписан Президентом РФ 13 июля 2015 года, вступил в законную силу 12 октября 2015 года. Закон предполагает введение режима особой экономической зоны в 15 муниципальных образованиях Приморского края. Предприятия, получившие статус резидентов СПВ (процедура прописана в Законе) приобретают ряд преференций, включая: каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%); пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу; льготную ставку страховых взносов для инвестиционных проектов, в течение первых 10 лет в размере 7,6% и др. На всей территории СПВ вводится облегченный визовый режим (получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе), а также свободная таможенная зона, где можно хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям.