Комплексное развитие Южной Якутии в новых экономических условиях
– Михаил Львович, на какой стадии сегодня находится Проект?
– Начну с того, что уже сделано инвесторами, ответственными исполнителями, республикой и Корпорацией развития Южной Якутии. За 2009–2013 годы подготовлена проектная документация по объектам транспортной инфраструктуры, Инаглинского угольного комплекса и Канкунской ГЭС, а также по части электросетевой инфраструктуры. В конце 2011 года угледобывающая компания «Колмар» приступила к строительству Инаглинского угольного комплекса. На завершающей стадии – проектирование электросетевой инфраструктуры. Инвесторы продолжают проектирование части промышленных объектов.
За период с 2007 по 2013 годы на этапе предпроектных работ и во время проектирования объектов инфраструктуры и промышленности крупные компании и государство совместно инвестировали более 24,4 млрд рублей. Государственные расходы (средства Инвестфонда РФ) в этой сумме составляют более 7,3 млрд рублей.
– Во сколько оценивается на текущий момент стоимость Проекта?
– События последних лет показали, что продвижение проектов такого масштаба и такой сложности, как «Комплексное развитие Южной Якутии», зависит от ситуации на мировых рынках. Как это отразилось на вашем Проекте?
– Да, новые экономические реалии заставили внести коррективы в сроки проектирования и строительства отдельных предприятий, дорог, ЛЭП. Например, из-за падения цен на уран после фокусимской катастрофы и вызванной ею необходимостью сократить расходы на строительство предприятия по добыче и обогащению урана, проект Эльконского ГМК решено оптимизировать.
Кроме того, в последние годы на международных рынках продолжается ценовое пике в отношении железной руды. Из-за изменения лицензионных условий на право пользования недрами компания «Тимир» перенесла сроки окончания проектирования Тарыннахского ГОКа на более поздние. До сих пор не решен вопрос с определением недропользователя Селигдарского месторождения апатитов.
– Если Проект видоизменился, то по каким параметрам?
– В 2013 году мы провели актуализацию комплексного проекта – разделили его на первую и вторую очереди. Другими словами, исходя из сложившейся ситуации и намерений инвесторов, мы выделили ядро в качестве объектов первой очереди. Речь идет о строительстве Инаглинского угольного комплекса в период с 2011 по 2016 годы и Таежного железорудного ГОКа в период с 2017 по 2019 годы. Вдобавок будет создаваться необходимая для этих предприятий инфраструктура. Стоимость строительства объектов первой очереди составит чуть менее 100 млрд руб., в том числе необходимый объем господдержки на инфраструктуру около 14 млрд руб. Получается, что на один рубль государственных инвестиций предполагается привлекать более 6 рублей частных. По нашим расчетам без государственной поддержки строительства инфраструктуры все промышленные проекты являются нерентабельными, то есть производство будет иметь отрицательный чистый дисконтированный доход – NPV.
– Что ждет другие проекты в составе общего комплексного проекта?
– Планы по остальным проектам остаются в силе и будут реализованы по мере улучшения ситуации на мировых рынках.
– Что касается первой очереди Проекта, какой объем работы предстоит выполнить в 2014 году?
– Михаил Львович, когда говорят о моделях развития Дальнего Востока, то чаще всего речь идет о территориях опережающего развития (ТОР), об индустриальных парках (ИП). С какой моделью, на Ваш взгляд, связано будущее такого перспективного региона как Южная Якутия?
– Одно другого не исключает. Пока модели развития Дальнего Востока находятся в стадии доработки. Идейным каркасом нашего проекта является формирование в Южной Якутии территории опережающего развития на основе реиндустриализации. При этом в регионе могут создаваться зоны локализации – индустриальные парки различной направленности.
В какой степени Южно-Якутский проект будет соответствовать формальным требованиям к ТОРам – посмотрим, посчитаем. Главное – не название, а достижение конечной цели.
Текст: Игорь Попов