Угольное месторождение «Фандюшкинское поле» на Чукотке еще не раскрыло всех своих секретов
Загадка
К концу XIX века русские моряки изучили северо-восточную окраину Евразийского континента досконально. Эпоха великих географических открытий закончилась, поэтому исследователи теперь вели разведку полезных ископаемых. Тогда-то в одном из заливчиков на юго-востоке Чукотки моряками были замечены выходящие на поверхность угольные «языки». Их нанесли на карту, назвали бухту Угольной и на сорок лет забыли.
В 30-х годах несколько партий геологов вновь обследовали эту местность. В районах рек Амаам и Алькатваам они встретили в обнажениях выходы маломощных угольных пластов. Этот район был ничем не примечателен – считалось, что угольных бассейнов на Чукотке нет и быть не может. Да – уголь изредка попадается, но он очень низкой степени углефикации и может быть использован исключительно в местных энергетических целях.
Это мнение держалось до 1975 года. Молодой геолог Геннадий Фандюшкин к этому времени уже имел опыт исследования юго-востока Чукотки. У него имелось свое видение особенностей возможного залегания угленосных пластов в этом негостеприимном холодном краю. Ученый настаивал на детальном изучении района бухты Угольной, и в 1979 году он получил добро на полноценную экспедицию.
- В 1980-1982 годах мы провели серию полевых и камеральных работ на этой территории. Результаты превзошли все прогнозы: я пришел к выводу, что мы имеем дело с угольным бассейном. В отчете я написал, что ресурсный потенциал залежей оценивается в 3 млрд тонн каменных углей. Причем, не менее половины из них – это наиболее ценные угли марки Ж, пригодные для коксования, - рассказывает Геннадий Фандюшкин.
Это было открытие всесоюзного значения. Новому каменноугольному бассейну присвоили имя «Беринговский». Он стал самым восточным в стране.
Фандюшкин с командой за несколько лет выделили здесь три наиболее крупных угленосных района: Бухта Угольная, Амаамский и Алькатваамский. Географически они не сильно большие, но предельно насыщенные. Длиной от 35 до 40 км, шириной 6-12 км. Три миллиарда тонн, спрогнозированные Фандюшкиным подтвердились. В перспективе разработка позволяла организовать на Чукотском полуострове полноценный экспортный угольный хаб.
Геннадий Фандюшкин
Фото из личного архива
Тогда же Фандюшкин столкнулся и с некоей природной тайной Беринговского бассейна. Дело в том, что в районах Тихоокеанского побережья Евразии распространены в основном бурые угли. Каменные марки Д (длиннопламенные) попадаются лишь изредка. На Чукотке каменных углей коксующихся марок в принципе не должно быть. В геологии существует веками устоявшаяся концепция распределения углей по всей планете в зависимости от возраста и марочного состава. Но вопреки всему Д-уголь здесь был. Геологическая аномалия! Сам Фандюшкин говорил, что «эту загадку геологам еще предстоит расшифровать».
Интересы
Вообще первая шахта на Беринговском угольном бассейне начала давать уголь еще в канун Великой отечественной войны. Использовалось топливо для местных нужд. Только после работ Фандюшкина началось промышленное освоение залежей. Району присвоили имя первооткрывателя – «Фандюшкинское поле». Фандюшкин защитил кандидатскую диссертацию и на основании полевых данных «сделал прогноз на три миллиарда тонн на три «района»: бухта Угольная, Амаам и Алькатваам». Вплоть до окончания советской эпохи освоение залежей велось интенсивно – возник поселок, порт, административный район с инфраструктурой, стало расти население.
В 1991 году шахта добыла около 1 млн тонн угля. После этого начался спад производства. Он совпал не только с политической турбулентностью в стране, но и с общемировой тенденцией к закрытию шахт и переходу на более экономически выгодный способ открытой добычи угла. В 2002 шахту признали банкротом; ее взяло на дотацию правительство Чукотки – исключительно из социальных соображений.
Что характерно – все это время – и по сей день – первооткрыватель уникального месторождения Геннадий Фандюшкин продолжал работу по изучению поля своего имени. Он стал ученым с мировым именем: доктором геолого-минералогических наук, член-корреспондентом Российской Академии естественных наук, профессором базовой кафедры геологии Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета. В С середины «нулевых» годов к Беринговскому угольному бассейну стали проявлять интерес крупные ресурсодобывающие компании. Опираясь на разработки Фандюшкина, с 2008 по 2015 годы на площадях Амаамского и Алькатваамского угленосных районов (то есть непосредственно на Фандюшкинском поле) предприятия «Северо-Тихоокеанская угольная компания» и «Берингпромуголь» открыли четыре новых месторождения коксующихся углей.
Алькатваамский уголь
Фото: Tigers realm coal
- Качество угля месторождения «Фандюшкинское поле» очень высокое. По марочному составу он относится к жирным, технологической группе 1Ж. Из четырех пачек угля интереснее всего - пачка с названием Верхняя-1. Она выдержана на всей площади месторождения по мощности и строению. Однако наиболее привлекательное ее качество - мизерная естественная зольность угля. В районе 6-8%. То есть, такой уголь практически не надо обогащать. Для коксохимической промышленности нужен концентрат с зольностью не более 10%, - комментировал тогда Геннадий Фандюшкин.
Компания «Берингпромуголь» входит в австралийский концерн «Tigers Realm Coal Limited». Иностранцы одни не потянул бы проект освоения Фандюшкинского поля. Очень финансово затратно. Зато предельно «вкусно» - миллиарды тонн высококачественного угля. И здесь случилось то, что в современной российской действительности встречаешь далеко не каждый день. Австралийцы, российские инвесторы и федеральная и региональная российские власти сумели договориться к вящей выгоде всех сторон. «Берингпромуголь» совместно с соинвесторами ведет добычу, Чукотское правительство вводит Фандюшкинское поле в ТОР с соответствующими льготами и привилегиями, все вместе занимаются отгрузкой и экспортом. Причем в первую очередь учитываются интересы Чукотского округа.
В 2016 году месторождение было подготовлено для промышленного использования. «Берингпромуголь» за последние пять месяцев 2016 года и 50 миллионов рублей построила 37 километров дорог от угольного месторождения Фандюшкинское поле до морпорта Беринговский. Трассу подготовили для использования зимой, так что она функционирует теперь круглогодично. К концу 2017 года компания «Берингпромуголь» добыла пилотную партию угля. Так стартовала начальная стадия разработки Фандюшкинского поля – выход на показатель добычи около двух миллионов тонн ежегодно. Тогда глава области Роман Копин, заявил, что как раз переход к добыче угля на территории Верхне-Алькатвамского месторождения считается одним из самых важных этапов развития экономического сектора Чукотки.
Изначально финансирование первого этапа развития месторождения «Фандюшкинское поле», кроме Tigers Realm Coal Limited, осуществлялось при поддержке крупных акционерных компаний, в частности, BV Mining Holding Limited, компанией Ханате Питиай Лимитед, которая контролируется Брюсом Греем и ООО «РФПИ Инвестмент Менеджмент». Резидентами ТОР также являлись четыре компании, реализующие проекты в сфере альтернативной энергетики, золотодобычи, утилизации твердых бытовых отходов и водоочистки.
Проект
Кризисы и международная ситуация внесли свои коррективы, но проект жив и развивается. В 2020 году в 24 км от поселка Беринговский, на месторождении Фандюшкинское ООО «Берингпромуголь» было начато строительство модульной обогатительной фабрики. Ее производительность - 150 тонн в час, или 900 тыс. тонн в год по рядовому углю.
К 2021 году правительство Чукотского округа и ООО «Берингугольинвест» в составе австралийской Tigers Realm Coa подписали соглашение о намерениях по реализации инвестпроекта на территории региона. Инвесторы модернизировали порт, а правительство Чукотского округа обеспечило реконструкцию двух участков автомобильной дороги общей длиной 10,5 км. Они соединили ближайший к месторождению поселок Беринговский с морским портом и аэропортом. Кроме того, за год непосредственно в населенном пункте отремонтировали линию электропередач ВЛ-6 кВ «Фидер-12 Аэропорт» длиной 11,7 км. А также построили ЛЭП на участках «ДЭС Беринговский», «Морпорт», «Аэропорт». Фактически создана единая энергосеть.
Порт Угольный
фото: пресс-служба аппарата губернатора и правительства ЧАО
К началу текущего года компания «Берингпромуголь» планировала выработать 800 тонн угля, но план перевыполнили- отгрузили около 950 тысяч тонн сырья. В 2022 решили перешагнуть показатель в миллион тонн. Основная часть добытого угля поставляется на экспорт. Порядка 20 тысяч тонн угля с месторождения поставляется в регион. В частности, уголь идет на нужды предприятий Чукоткоммунхоза поселка Беринговский, а также на Эгвекинотскую ГРЭС.
31 мая 2022 года компания Тайгерс Риалм Коул открыла навигацию в морском терминале Беринговский. Работники порта «Угольный» разгрузили теплоход «Танир» - он доставил товары для жителей региона, а также технику для работы предприятия. «Танир» планируется загрузить добытым на месторождении «Фандюшкинское поле» каменным углем, который будет доставлен на внутренний рынок для потребителей Чукотки. В ближайшее время в порт зайдет сухогруз с повышенным ледовым классом «Адмирал Шмидт», вместимостью свыше 100 тыс. тонн, для погрузки угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
11 июня балкеры «New Pioneer» и «Admiral Schmidt» встали на рейд порта Беринговский. После загрузки корабли отправятся в Китай – уголь предназначен для КНР.
Прогноз эксперта отрасли - исполнительного директора Современного аналитического агентства Николая Петрова опубликовал журнал «Уголь».
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПОРТА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Угольная энергетика остается крупнейшей отраслью мировой экономики. Приблизительно четверть вырабатываемой электроэнергии в мире производится на основе угля. Россия является одним из крупнейших поставщиков угля на мировом рынке, уступая по объемам лишь Индонезии и Австралии. С 2000 по 2020 г. российский экспорт угля увеличился в 5,7 раза – с 37 млн до 212 млн т. Из-за того, что объем мировой угольной торговли за тот же период времени вырос в 2,3 раза (с 0,6 млрд до 1,3 млрд т), доля российского угля на мировом рынке выросла с 6 до 16%.1 По причине того, что потребление угля на внутреннем российском рынке неуклонно сокращалось (уголь проигрывал межтопливную конкуренцию природному газу), значение экспорта для отечественной угольной отрасли постепенно возрастало. Если в 2000 г. на экспорт приходилось 15% поставок российского угля, то в 2020 г. – 59%. Финансовое благополучие и инвестиционные планы российских угольных компаний в настоящее время главным образом зависят от экспортных поставок. При этом на зарубежных рынках перед российскими поставщиками стоит ряд вызовов рыночного и инфраструктурного характера, от преодоления которых будет зависеть будущее отечественной угольной отрасли в долгосрочной перспективе.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Во многих странах мира и ряде межстрановых объединений приняты программы, направленные на переустройство экономик этих стран в пользу большего акцента на сохранении климата и сокращении загрязнения окружающей среды. Лидером в этой политике стали европейские страны, в которых уже давно действует рынок разрешений на выбросы СО2 и которые постепенно выходят из угольной энергетики, развивая возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Все чаще пересматривают планы развития энергетики страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Помимо энергетики ограничения на использование угля затрагивают также металлургию и прочие отрасли. Поскольку выбросы СО2 и уголь объявлены главными виновниками глобального потепления, объектом внимания теперь становится углеродный след.
Если в 2010-е гг. в ведущих западных странах широкое распространение получило развитие ВИЭ (что привело к частичному вытеснению угля из энергетики), то в 2020-е гг. ВИЭ получат распространение и в развивающихся странах (с соответствующими последствиями для угольной энергетики этих стран), а развитые страны, прежде всего в Европе, начнут уход от угля и в прочих отраслях (прежде всего в металлургии). Под давлением экологического сообщества банки уменьшают финансирование проектов, связанных с угольной отраслью (как с потреблением, так и с добычей). Институциональные инвесторы выводят свои средства из компаний, вовлеченных в добычу, потребление или торговлю углем.
Данная тенденция усложняет возможности финансирования компаний, связанных с угольным бизнесом.
Международные горнодобывающие компании сокращают вложения в угледобывающие активы. Крупные нефтегазовые компании и сырьевые трейдеры оказываются в ситуации, когда они вынуждены заниматься ВИЭ и прочими «зелеными» технологиями. Некоторые международные угольные трейдеры стали соответствующим образом строить свою маркетинговую политику, позиционируя себя как поставщики экологически чистого угля. Например, компания EcoCarbon предлагает на рынке так называемые экологичные (eco-friendly) или, сокращенно, эко-угли (eco-grades), характеризуемые пониженным содержанием вредных веществ (сера, зола и прочие). Использование таких марок угля снижает выбросы вредных веществ в атмосферу.
Определенные риски для угольного экспорта потенциально может нести и так называемое трансграничное углеродное регулирование (ТУР). ТУР, являясь частью политики ЕС по достижению углеродной нейтральности к 2050 г., предполагает введение пошлины или дополнительного сбора/налога на импортируемые в Европу товары, производство которых сопровождалось эмиссией CO2. Введение ТУР в ЕС ожидается в ближайшие годы, но текущая система платы за выбросы СО2 (EU ETS) пока не предполагает для поставщиков угля плату за выбросы СО2, образующиеся при его использовании.
ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ РОССИЙСКОГО УГЛЯ И РЕШЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ
В этих условиях российские угольные компании наращивают экспорт в наиболее перспективном для себя восточном направлении. На рынок АТР в настоящее время приходится три четверти мировой угольной торговли, а развивающиеся азиатские страны, экономики которых пока еще не связаны с сильными экологическими ограничениями, продолжают предъявлять высокий спрос на дешевые носители энергии.
За последние 20 лет доля российского угольного экспорта, направляемого через порты Дальнего Востока выросла с 26 до 50%, а физический объем угольного экспорта, отгружаемого из российских дальневосточных портов, увеличился более чем в 10 раз. В 2020 г. объем перевозки угля на экспорт в восточном направлении в адрес портов Дальнего Востока и погранпереходов с Китаем составил 101 млн т без учета отгрузок из портов Сахалина и Чукотки – так называемых изолированных угледобывающих регионов – перевозка угля в адрес портов этих регионов не оказывает влияния на нагрузку общей сети РЖД.
Согласно прогнозу САА, спрос на уголь на рынке АТР в 2024 г. вырастет на 90 млн т по сравнению с 2020 г. и лишь на 19 млн т по сравнению с 2019 г. (в 2020 г. из-за пандемии спрос на уголь на рынке АТР упал на 71 млн т; см. таблицу). Прогнозируется, что к 2024 г. объем перевозки российского угля на экспорт в восточном направлении вырастет до 146 млн т (+45 млн т к уровню 2020 г.) согласно консервативному сценарию и до 185 млн т (+84 млн т) согласно оптимистичному сценарию. Более реалистичным представляется консервативный сценарий, поскольку при оптимистичном сценарии должны выполниться сразу два условия:
1) все увеличение провозной способности Восточного полигона (Транссиб и БАМ) будет передано под вывоз
угля, несмотря на наличие прочей грузовой базы (нефтяные грузы, черные металлы, лесные грузы и прочие);
2) весь прогнозируемый рост спроса на уголь на рынке АТР будет удовлетворен за счет увеличения поставок угля из России (с учетом планов по росту экспорта угля из Сахалина), несмотря на сильные конкурентные позиции поставщиков из Индонезии и Австралии. Дополнительным препятствием на пути увеличения экспорта угля в страны АТР сверх 45 млн т является преобладание неспециализированных терминалов на Дальнем Востоке. Такие терминалы не оборудованы под перевалку угля, в них нет надлежащей инфраструктуры, отсутствуют современные технологии очистки угля, призванные обеспечить требуемое на международном рынке качество угля, что не сможет обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российского угля для увеличения доли на мировом рынке – увеличение экспорта угля в восточном направлении по консервативному сценарию (+45 млн т) приведет к росту доли российского угля на рынке АТР с 11,1% в 2020 г. до 14,2% в 2024 г. Большинство из таких экологически грязных предприятий расположены в непосредственной близости к городской застройке и не обладают планами развития, что также будет оказывать негативное влияние с учетом проводимой международной экологической политики проверки звеньев цепочки поставки угля на соответствие ужесточающимся международным экологическим стандартам (по аналогичной европейской системе Bettercoal). В регионе расположены лишь два специализированных угольных терминала, способных в настоящее время обеспечить увеличение объемов перевалки на экспорт, – АО «Восточный Порт» и АО «Дальтрансуголь».
КОНКУРЕНЦИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ
С точки зрения перспектив увеличения поставок российского угля на рынок АТР более прочными представляются позиции поставщиков энергетического угля. Запрет, действующий в Китае на импорт австралийского угля, подогревает спрос на уголь из других стран, в том числе на уголь из России. Стабильный спрос на уголь предъявляют и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Южная Корея и Япония хотя и планируют сократить импорт энергетического угля из-за экологических соображений, все же останутся в числе крупнейших покупателей этого вида сырья в течение ближайших 4-5 лет. Малайзия, Вьетнам, Филиппины и Таиланд планируют нарастить закупки импортного угля в течение этого периода. Наибольшее увеличение импорта энергетического угля в Азии прогнозируется со стороны Индии, но поставки энергетического угля на индийский рынок менее рентабельны (Индия потребляет более дешевый уголь), а основными поставщиками на этот рынок являются Индонезия и Австралия, обладающие по сравнению с Россией не только более низкими издержками на уровне FOB (в России выше издержки на ж/д транспортировку угля из регионов добычи до портов погрузки), но и преимуществом более дешевого фрахта.
Российские поставщики металлургического угля имеют возможности увеличить отгрузки на рынок АТР, но на этом пути им будет необходимо преодолеть ряд трудностей:
• высокие логистические ограничения для экспорта высококачественных марок коксующегося угля, которые
сконцентрированы в Кузбассе (ограниченная возможность вывоза угля из Кузбасса);
• ограниченные объемы высококачественных марок – лишь небольшая доля поставок российского угля приходится на hard coking coal – самый дорогой и наиболее востребованный вид металлургического угля на мировом рынке (основная масса российского металлургического угля относится к категориям semi-hard coking coal, semi-soft coking coal и PCI);
• высокая сегментация рынка и индивидуальный спрос, предъявляемый на металлургический уголь, предполагаемый к использованию в шихте: различные клиенты предъявляют разные требования к различным качественным характеристикам;
• тщательный отбор поставщиков металлургического угля: в отличие от рынка энергетического угля потребители, стремящиеся к точному соответствию покупаемых марок технологическим требованиям, более консервативны в вопросах закупки сырья и менее расположены к смене поставщиков (тестовые закупки, длительные процедуры отбора и т.д.);
• так же, как и в случае с энергетическим углем, основное увеличение спроса на металлургический уголь в азиатском регионе ожидается со стороны Индии, а основным поставщиком металлургического угля в этот регион является Австралия (справочно: в 2020 г. доля поставок российского угля – как энергетического, так и металлургического – в Индию составила 3,6% всего российского угольного экспорта; годом ранее – 3,4%). Кроме того, Индия стремится развивать внутреннюю угледобычу, что со временем может привести к корректировке роста спроса на импорт угля в сторону понижения. Таким образом, увеличение экспорта угля из России на рынок АТР в объеме 45-50 млн т в перспективе до 2024 г. является реализуемой целью, но достижение этой цели связано с решением инфраструктурных проблем (реализация заявленных ранее программ по увеличению провозной способности Восточного полигона) и успешной конкуренцией с поставщиками из других стран (прежде всего из Индонезии и Австралии).Прошлый год для угольщиков России сложился в целом неплохо. Доля российского угля на мировом рынке составила 16,3%, а непосредственно в странах АТР достигла 12%, что по сравнению с десятилетней давностью выше на 8 п.п. Между тем, было отмечено на 3-й международной конференции «Argus Уголь России 2022», состоявшейся 18 февраля в Москве, ситуация со сбытом угольной продукции сегодня становится менее предсказуемой. И если Китай будет сокращать импорт российского топлива, не так много стран готовы занять его место в структуре потребления.
Справка: В 2021 году добыча угля в России составила около 440 млн т. При этом за рубеж, по данным Минэнерго, отправлено 227 млн т, что на 7% больше, чем в 2020 году. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона импортировали из России 129 млн т угольной продукции. В том числе порядка 100 млн т вывезено через тихоокеанские порты и сухопутные погранпереходы в ДФО.
Китай подвели к удвоению
Как отметил коммерческий директор «Эльгаугля» Александр Стулишенко, скачок в потреблении сырья продемонстрировал Китай. В 2021 году в эту страну Россия поставила примерно 53 млн т твердого вида топлива - на 20 млн т больше, чем в 2020-м. Во многом это произошло из-за того, что КНР стала замещать российским углем продукцию из Австралии. Сейчас соседние страны разрабатывают межправсоглашение, согласно которому в ближайшие три-пять лет угольный экспорт из России в КНР может быть доведен до 100 млн т ежегодно. Сама «Эльгауголь» уже в следующем году предполагает увеличить поставки в Поднебесную с прошлогодних 8,5 млн до 16–17 млн т.
Однако другие участники отрасли и профильные эксперты не столь оптимистичны. Прошлогодний рост доли КНР в структуре российского экспорта, считает руководитель направления «Уголь» агентства Argus Сергей Соколов, повышает неопределенность в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
«Мы все больше опираемся на Китай, но этот рынок играет по своим правилам. Здесь власти соблюдают интересы своих энергетических и угледобывающих компаний и постоянно корректируют ситуацию путем административных решений, будь то ограничение внутренних цен, запреты на поставку угля из тех или иных регионов», – предупреждает Сергей Соколов.
Причем, несмотря на высокие котировки, на мировом рынке угольной продукции сохраняется волатильность. И Китай – не исключение. «Мы ожидаем там хороший ВВП. С другой стороны, видим очень слабые контракты по рынку недвижимости. Это для нас важный показатель того, насколько ситуация будет развиваться», – пояснил заместитель гендиректора по экспорту, коммерческий директор Восточной горнорудной компании (ВГРК) Степан Карапетян.
Он согласен с тем, что Китай будет поддерживать своих угледобытчиков. В стране вводятся новые шахты, и по итогам прошлого года там установлен рекорд по добыче угля: его произведено 4 млрд т, в предыдущем – 3,8 млрд т. Но закрыть все растущие потребности только своим сырьем у КНР вряд ли получится. Как уточнил представитель ВГРК, Китай не сможет бесконечно наращивать собственное производство, главным образом, из-за существующих инфраструктурных проблем. В частности, это связано с ограниченными пропускными способностями железнодорожной линии Дацинь, которая соединяет крупную угледобывающую провинцию Шаньси с ключевым портом по перевалке угля Циньхуандао. Объем перевозок на данном направлении в 2021 году составил 421 млн т.
Не стоит забывать, что у России в борьбе за китайский рынок есть серьезные конкуренты, прежде всего, в лице Австралии (прошлой осенью власти КНР частично разрешили ввоз австралийской продукции) и Индонезии. Кстати, австралийцы, производящие высококачественные марки угля, из-за запрета на экспорт в Китай стали активно работать с другими рынками, и, как следствие, потеснили позиции РФ в Южной Корее.
Индонезийские угольщики географически находятся в более выгодном положении, чем российские, из Кузбасса и Якутии. У последних с учетом железнодорожной перевозки больше логистические затраты. Но даже в сравнении с ВГРК, которая экспортирует уголь с Сахалина, морской фрахт продукции, адресованной южным провинциям Китая, у индонезийцев выходит дешевле.
«Индонезия может демпинговать, давать самую низкую цену по рынку, – говорит Степан Карапетян. – Хотя по калорийности ее уголь проигрывает мировым производителям, в том числе нашей компании».
Остров везения
Помимо КНР, в северо-восточной Азии для России находятся три премиальных рынка угольной продукции: Япония, Южная Корея и Тайвань. Из них первый является самым крупным. Японские компании в 2019 году импортировали 137 млн т угля, в 2020-м – 129 млн. Рынок Японии считается достаточно стабильным. Средняя цена энергетического угля составляет $163,9 за 1 т. Однако выход на данный рынок осложнен тем, что местные потребители достаточно долго тестируют сырье для своего производства.
Кроме того, Япония, как и Республика Корея, планирует активно размещать парогазовые установки и развивать возобновляемые источники энергии, снижая долю твердого топлива в энергобалансе. «Есть ожидания, что к 2030 году Корея сократит потребление угля на 40–50%. То же самое и с Японией. Понятно, что пока высокая цена на газ, а это основной субститут, они могут включать как угольную, так и газовую генерацию. При такой цене на газ стоимость электроэнергии на 30–40% выше, чем если производить ее на угле. Для промышленного потребления это важно», – рассуждает Степан Карапетян.
Тем не менее, когда цены будут сбалансированы, климатическая повестка в Японии и Корее обретет значимую роль. В этом отношении у Тайваня не просматривается таких перспектив. «Остров меньше Сахалина. Где там строить возобновляемую энергетику, она и так построена вдоль береговой линии, уже в принципе нет возможности ничего развивать», – считает коммерческий директор ВГРК.
При этом на Тайване фактически свернуты планы по атомной энергетике - строительство АЭС Лунгмень, как известно, остановлено. Что касается активного внедрения парогазовых установок, то в этой стране, уточняет менеджер, не столь высокая урбанизация, как в Японии и Республике Корея, где подобная генерация оправдывает себя.
«Тайвань остается интересным рынком с точки зрения угля для России. Это также большой рынок по основной генерации, и сокращения особого здесь не видим. При этом по объемам потребления Тайвань приближается к Корее, хотя население в два раза меньше», – заключил Степан Карапетян. К сведению, в последнее время островное государство импортирует 63–67 млн т угля в годовом выражении.
Углю пока не везет
Чтобы увеличить присутствие на азиатских рынках, России необходимо развивать магистральную инфраструктуру. «В ближайшие годы наши потребители должны получить столько угля, сколько им будет нужно», – заявил директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергей Мочальников, вместе с тем уточнив, что РЖД не способны удовлетворить все потребности угольных компаний.
«С 2012 года есть поручение по развитию Восточного полигона. К сожалению, I этап программы был сдвинут вправо три раза, II этап пока идет с небольшим отставанием», – сетует чиновник. При этом, добавил он, наличия портовых мощностей в стране для перевалки угля в отличие от мощностей РЖД достаточно для наращивания экспорта. Более того наблюдается их профицит. Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская сообщила, что находящееся под управлением холдинга АО «Порт Восточный» загружено наполовину из-за неразвитых подходов Дальневосточной магистрали к Находкинскому узлу.
«На период 2025–2030 годы мировой рынок угля останется достаточно стабильным. Более того прогнозируется рост, который позитивно отразится на российской угольной отрасли. В связи с этим важно, чтобы РЖД выполнили все запланированные программы по росту провозной способности как на Дальний Восток, так и на подходах к портам Северо-Запада», – подчеркнула Ирина Ольховская.
Султан Батов, исполнительный директор АО «Центр развития портовой инфраструктуры», которое занимается строительством порта в бухте Суходол, проинформировал о запуске терминала в 2022 году. По его словам, с РЖД имеется соглашение о перевозке для I очереди перегрузочного комплекса 12 млн т угля ежегодно. Но что касается дальнейшего этапа проекта (до 20 млн т), есть опасения, что порт будет не загружен.
Отсюда по-прежнему актуальны альтернативные каналы экспорта. В частности, «Эльгауголь» продолжает прорабатывать возможность строительства железной дороги Эльга – Чумикан (Удская Губа). Железнодорожную линию протяженностью более 500 км (вместе с ней предстоит возвести 10 крупных и средних мостов) предполагается построить за четыре года. Ее стоимость оценивается около 70 млрд руб. Еще почти 30 млрд руб. потребуется на приобретение подвижного состава. По словам Александра Стулишенко, госфинансирование не предусматривается.
Как следует из презентации компании, вложения в стройку окупятся за семь лет, что сравнительно немного для столь серьезного инфраструктурного проекта. Строительство железной дороги ежегодной провозной способностью 30 млн т позволит угледобытчику не только решить проблему экспорта угля в условиях инфраструктурных ограничений БАМа, но и сократить время доставки груза. Для сравнения, расстояние от Эльгинского разреза до порта Ванино составляет 2 тыс. км, до Находкинского узла – 2,5 тыс. км. При этом «Эльгауголь» со временем намерена полностью перейти на производство обогащенного коксующегося угля, что повысит доходность проекта.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.
Всего в России обитают три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская. Последняя – самая многочисленная. Звери преимущественно размножаются на территории самого северного заповедника России – «Остров Врангеля». 70% медведей рожают на островах Врангеля и Геральда, поэтому их называют родильными домами хозяев Арктики.
Особенности учёта
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году. Мишек считали двумя способами – мечением и повторным отловом (с 2008 до 2016 годы) и авиаучётом. Первый метод оценки численности умок проводился в американской части ареала с экстраполяцией на всю площадь популяции. В тоже время в 2016 году был проведён российско-американский авиаучёт мишек. Национальные команды биологов считали в своих территориальных водах не только медведей, но и тюленей, которые являются основой рациона хищников. Специалисты обследовали акваторию площадью почти полмиллиона квадратных километров.
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году
фото: Анатолий Кочнев
Поэтому сегодняшние оценки численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя сильно разнятся. По данным первого метода – это почти 3 тысячи особей, результаты же авиаучёта показали более высокую оценку численности хищников – в 4,4 тысячи.
«Нужны новые исследования, чтобы дать более точную оценку популяции. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы в ближайшие три года провести новый учёт. Возможно, это будет оценка уже новым методом. На конференции «Вселенная белого медведя» коллеги рассказывали о своём опыте работы с беспилотными летательными аппаратами на острове Врангеля. БПЛА даёт картинку более высокого качества, можно увеличить снимок и детально рассмотреть зверей. Но могу сказать, что белый медведь живёт сорок лет, поколение сменяется раз в двадцать лет и нет необходимости проводить авиаучёты чаще, чем раз в десять лет. На протяжении одного-двух поколений в популяции не происходит каких-то заметных изменений», – рассказывает Анатолий Кочнев.Жив, здоров и хорошо питается
Анатолий Кочнев наблюдает за белыми медведями в условиях дикой природы уже сорок лет и отмечает, что сегодня арктический хищник, обитающий на Чукотке и Аляске чувствует себя довольно неплохо. Учёный мониторит регулярные осенние скопления медведей в разных районах Чукотки. В последнее время биолог чаще всего работает в восточной части Чукотского автономного округа на мысе Шмидта рядом с национальным селом Рыркайпий и на острове Врангеля.
«В прошлом году я полтора месяца наблюдал за поведением хищников на острове в бухте Сомнительной. Все звери выглядели достаточно здоровыми, нормальной степени упитанности, истощённых особей среди них не встречалось. Значит условия для охоты у умок нормальные. Пока никаких критических и тревожных событий в жизни медведей не происходит. Особи, которых мы видим, а это значительная часть популяции – на нехватку пищи точно не жалуются», – отмечает Анатолий Кочнев.
Жить захочешь, не так приспособишься
По словам учёного, представители чукотско-аляскинской популяции в постоянно меняющихся климатических условиях проявили высокую степень адаптации в отличие от мишек, обитающих в районе Канады в Гудзоновом заливе и заливе Джеймса. На последних сокращение площади ледового покрова влияет крайне негативно. Сейчас эти медведи долго живут без льда и вынуждены чаще выходить на берег, который довольно беден в плане пропитания. В итоге мишки часто голодают, а у взрослых особей сократился средний вес и снизился уровень рождаемости. Канадские учёные дают неутешительные прогнозы по этой популяции.
фото: Анатолий Кочнев
Но белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья. В первую очередь в это связано с особенностью природных условий в месте обитания популяции. Район Берингова пролива и прилегающих к нему частей Арктики обладает высокой биологической продуктивностью. Здесь обитает самая многочисленная популяция моржей и находятся все крупные лежбища этих животных. Например, мыс Сердце-Камень, на побережье которого собирается порядка 80% мировой популяции саблезубых. И если изменение климата плохо влияет на моржей, вынужденных из-за сокращения ледового панциря выходить на берег раньше времени и чаще погибать в давке с сородичами, то для медведей такие места превращаются в столовую.
Всё дальше на северо-запад начали проходить киты, куда раньше их не пускали льды – в Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Животных нередко выбрасывает волнами на берег и теперь они также стали доступными для медведей. В период, когда на берегу нет моржей и из-за отсутствия льда нельзя добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц и даже ест красную рыбу. Так, несколько лет назад в реки острова Врангеля впервые зашла горбуша. И если белые медведи никогда не ловили рыбу, то столкнувшись с таким деликатесом, начали постепенно учиться рыбачить, как их бурые собратья на Камчатке. Всё это говорит о том, что пищевые привычки у умок начали серьёзно меняться и они перестают быть классическими хищниками.
Когда на берегу нет моржей и не получается добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц
фото: Анатолий Кочнев
«Наши медведи очень умные, они быстро начали приспосабливаться к новым условиям. И если нет льда, то животные идут искать трупы моржей и китов на берегу. Раньше падали было гораздо меньше, а возможностей добыть свежего тюленя на льдах – больше. Поэтому потребление падали наблюдалось реже, чем сегодня», - отмечает Анатолий Кочнев.
Однако учёный предупреждает, что ситуация с белыми медведями можно быстро измениться. Более-менее благоприятная ледовая обстановка всё ещё очень важна для полярных хищников. К примеру, два последних года в месте обитания мишек стояли довольно низкие температуры, что позволило умкам хорошо поохотиться и набрать достаточно жира. А когда несколько лет назад льды уходили от побережья на расстояние более, чем тысяча километров, на побережье встречалось много худых и голодных зверей. И если нормальной ледовой обстановки не будет несколько лет подряд, популяции грозят большие проблемы.
Тогда мы идём к вам
Основная задача биолога – изучение повадок зверей и составление рекомендаций по избеганию конфликтов с хозяином Арктики для жителей прибрежных посёлков. Количество населённых пунктов Чукотки, в которых летом и осенью появляются медведи, растёт. Хищники стали всё чаще появляться в Чукотском районе – Инчоуне, Энурмино, Нешкане. Если раньше медведь выходил к людям примерно раз в три-пять лет, то сейчас «навещает» их каждый год. При этом, многие из хищников наведываются в посёлки далеко не в первый раз.
«На мысе Шмидта я встречаю медведей, которые намеренно остаются здесь после распада льдов. В своё время они нашли тут пищу и теперь начали постоянно сюда приходить. Звери начали понимать, что на льду им будет даже сложнее кормиться, чем на суше. И часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу», - рассказывает Кочнев.
Часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу
фото: Анатолий Кочнев
В некоторых сёлах востока Чукотки работают «Медвежьи патрули», которые помогают местным жителям избежать конфликта с умками. Например, в Рыркайпии и Ванкареме патрульные за много лет уже выработали эффективную стратегию защиты жилого пространства. Активисты патруля ежедневно обходят пространство вокруг села и если находят свежие медвежьи следы, то начинают осматривать в бинокль окрестности. В Рыркайпии, где в отличие от Ванкарема есть мобильная связь, о незваных гостях активистам часто сообщают жители села. Патрульные выезжают на квадроциклах к медведю и отгоняют его за пределы населенного пункта помощью сигнальных патронов и транспорта. Если активисты нашли на побережье труп тюленя, моржа или кита, которого волнами может выбросить непосредственно около села, то люди тракторами оттаскивают туши на безопасное расстояние от домов.
«Конечно, жители очень волнуются, когда много медведей собираются вокруг посёлка и долго сидят. А когда хищники начинают с аппетитом грызть тушу моржа, то рёв стоит на всю округу. Разумеется, люди часто паникуют. Но с точки зрения биологии ситуация не такая страшная, как может показаться. Если у медведей есть морж, то им не надо бегать за собаками или людьми. Обилие медведей наоборот безопасно для человека. Гораздо опаснее, когда морж не выходит на берег и хищнику нечего есть. Медведи не собираются, а прячутся и становятся незаметными», - отмечает биолог.
Белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья
фото: Анатолий Кочнев
С помощью квадрокоптера Анатолий Кочнев в разные годы насчитывал за один полет на мысе Кожевникова от 20 до 30 умок. Звери искусно прятались от людей, из-за чего они расслаблялись и теряли бдительность – в селе в вечернее время ходили выпившие жители, а за детьми, гуляющими на берегу, никто не присматривал. И в любое время к людям мог выйти очень голодный и опасный зверь. Поэтому человек всегда должен учитывать факт соседства со зверем и сохранять бдительность, чтобы избежать потенциальных опасных ситуаций.
EastRussia рассказывает о том, какие сферы экономики находятся сегодня в центре внимания.
Золоторудная компания «Майское» ведет разработку на территории Чаунского района, где применяются открытый и подземный способы добычи руды с последующей переработкой на обогатительной фабрике: полученный концентрат в навигацию отправляется на Амурский ГМК для получения слитков доре методом автоклавного окисления и цианирования. В приоритетах компании – внедрение в производство «зеленых» технологий и снижение углеродного следа, а также производственная безопасность.
Золоторудная компания «Майское»
В феврале 2022 года начала работу цифровая система ежесменной оценки рисков (ЕОР) с использованием мобильных устройств. Также предприятие продолжает социальное сотрудничество с городским округом Певек. В рамках очередного соглашения о социально-экономическом партнерстве, подписанного с администрацией муниципального образования, в 2022 году на реализацию социальных проектов территории будет направлено 20 млн рублей. Помимо добычи руды на Чукотке активно реализуется проект по освоению месторождения меди «Песчанка», который предполагает комплексную разработку по освоению Баимской рудной зоны. Месторождение является одни из крупнейших в мире неосвоенных медных площадей с потенциалом создания крупномасштабного низкозатратного горно-обогатительного комплекса по производству меди на базе рудника открытого типа в Билибинском муниципальном районе. Общая мощность переработки руды – 70 млн тонн с получением 1,4 млн тонн концентратов металлов – медного, содержащего также золото и серебро, и молибденового. Инвестор – ООО «ГДК Баимская», получившее в апреле 2021 года статус резидента ТОР «Чукотка» (KAZ Minerals PLC, Казахстан), объем инвестиций – 620 млрд рублей.
Реализация новых проектов в сфере недропользования требует развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Так, в 2020 году была сдана в эксплуатацию первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». А до конца 2031 года на мысе Наглейнын морского порта Певек появятся несколько плавучих атомных энергоблоков мощностью более 400 мВт. Основные цели данного проекта –это обеспечение растущих энергетических потребностей региона, снижение промышленного загрязнения региона и сохранение запасов углеводородного сырья. В результате объемы ежегодно используемого угля уменьшились на 70 тыс. тонн, что позволило снизить выбросы вредных веществ до 3 тыс. тонн в год.
Сегодня чукотские судостроители выходят на новый уровень производства: предприятие ООО «Алеут» (Анадырь) реализует уникальный проект по изготовлению маломерных судов. За четыре года специалисты компании сделали более 150 алюминиевых лодок для населения, морских охотников и рыбаков Крайнего Севера. Специалисты предприятия в текущем году построят и передадут в территориально-соседскую общину «Лорино» Чукотского муниципального района 7,5-метровую аппарельную лодку. Она сможет брать на борт до полутора тонн груза и ходить вдоль всего побережья района. На ней морские охотники планируют доставлять материал для нового завода по переработке морского зверя в селе Лорино, то есть забирать шкуры и жир морзверя из сел на побережье, чтобы использовать на производстве, а затем доставлять готовую продукцию.
Вместе с тем традиционные формы хозяйствования коренных народов Чукотки в регионе представлены тремя отраслями – оленеводством, морзверобойным промыслом и рыболовством, позволяющими коренному населению поддерживать традиционный образ жизни, а также быть включенными в современные экономические процессы. Так, в селе Амгуэма (Эгвекинот) было создано производство по глубокой переработке шкур и камусов домашнего северного оленя с применением исключительно отечественных технологий. На базе завода установлен модуль для создания пошивочной мастерской. Приобретено дополнительное оборудование по мездрению шкур и камуса, расходные материалы, необходимые для заготовки и глубокой переработки шкур.
Крупнейший игрок на рынке добычи полезных ископаемых Чукотки – австралийская компания Tigers Realm Coal (TIG) уже более 10 лет реализует проект по освоению коксующегося угля на месторождении Беринговского каменноугольного бассейна. Его отличает непосредственная близость от судоходного Берингова моря, что является выигрышным по сравнению с многими угольными месторождениями Дальнего Востока.
Наряду с существенными запасами, для беринговского угля характерны низкая зольность, малое содержание серы, высокая калорийность, а также мощные пласты, залегающие на небольшой глубине. Уголь отвечает международным стандартам и конкурентоспособен на мировом рынке – значительная его часть пригодна для добычи открытым способом.
Российские дочерние общества TIG ООО «Берингпромуголь» и ООО «Порт Угольный» получили статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Чукотка» и непосредственно занимаются добычей, обогащением угля и отгрузкой его на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в терминале «Беринговский» морского порта «Анадырь».
«Сейчас ежегодный объем добычи составляет около 1 млн тонн. В этом году завершается строительство и ввод в эксплуатацию обогатительной установки, использование которой позволит получить на выходе угольный концентрат востребованного азиатскими потребителями уровня качества. Экспортная стоимость концентрата положительно меняет экономику проекта, что позволит компании привлекать инвестиции для дальнейшего роста», – отметил главный исполнительный директор TIG Дмитрий Гаврилин.
Совокупный объем частных инвестиций в развитие составил более 3 млрд рублей, также создано более 500 рабочих мест. В декабре 2021 года TIG стала лауреатом премии «Звезда Дальнего Востока» в номинации «Иностранный инвестор». Поскольку территория присутствия TIG относится к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Чукотки, в компании большое внимание уделяют вопросам социальной ответственности, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов. Кроме того, часть добытого угля поставляется на внутренний рынок потребителям Чукотки. Порт обрабатывает генгрузы для жителей и предприятий района. TIG в рамках соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки поддерживает социальные проекты в регионе, оказывает помощь школам, национальным ансамблям, участвует в «зеленых» инициативах.
Особое значение придается соблюдению экологических стандартов при осуществлении недропользования. На объектах компании на регулярной основе осуществляется производственно-экологический контроль, принимаются меры по пылеподавлению. В порту, на территории вахтового поселка и угольного разреза установлены и функционируют очистные сооружения.
«В среднесрочной перспективе мы планируем провести реконструкцию морского терминала «Беринговский», расширить наш парк горной техники и судов портового флота. А также заняться отработкой новых лицензионных участков, наращивать добычу и экспорт каменного угля в страны АТР до 2 млн тонн в год», – заключил Дмитрий Гаврилин.