Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The rate did not play: preferential mortgage raised housing prices in the Far Eastern Federal District

Price per sq. meter in several regions of the Far East exceeded 100 thousand rubles

“Far Eastern mortgage” was introduced to enable residents of the Far Eastern Federal District to buy housing at an affordable price and to keep the population in the macroregion, but with the start of the program, a paradoxical situation arose - sq. meters began to rise in price. Following the new buildings that are participating in the program of preferential lending, the "secondary" has tightened. Why the “square” is becoming more expensive and whether prices will continue to rise further, EastRussia found out.

The rate did not play: preferential mortgage raised housing prices in the Far Eastern Federal District
Photo: pixabay.com

GHOSTIC BENEFIT

In three to four months, housing prices in the Far East may jump due to the “Far Eastern mortgage”. This was announced in the federal Ministry of Construction. However, the price tag has already led to an increase in property prices in the Far Eastern Federal District by 10-15%. The real price increase after issuing a mortgage at 2% was confirmed by Deputy Prime Minister and Presidential Envoy to the Far Eastern Federal District Yuri Trutnev during a visit to Vladivostok.

Real estate prices in the primary market literally in a month and a half (the time when the program really started working) jumped in all Far Eastern regions. So, in Transbaikalia back in December 2019, apt. a meter in a new building cost 62-64 thousand rubles, now it is up to 70 thousand. In Primorye, where the price of a “square” in the primary market was already one of the highest in the country, now it goes over 100 thousand. Now the apartment is “at the stage pit ”costs the same as before - when putting the house into operation. More than 100 thousand per "meter" will have to be paid in the Amur Region and in the Khabarovsk Territory.

There is a situation where a mortgage at 2% may become less profitable than previously taken, but at a higher percentage. At the same time, the “secondary housing” is pulling up for new buildings - the market dictates its own rules. According to Maxim Omelyanchuk, director of development of the Krom real estate agency, such trends could be foreseen.

“The goal of state programs like the“ Far Eastern mortgage ”or maternal capital, which can also be used to join the mortgage, is obvious: to stimulate the construction industry, the real estate market and keep people in a certain region. After all, it is clear that at the current income level for many people this is the only chance to buy at least some kind of housing, ”says Maxim Omelyanchuk. - But in fact, with a sharp decrease in interest rates, prices per square meter. meter always begin to grow, this is a pattern. From year to year we observe the same story: rates have fallen slightly - albeit by 1% - and people ran to banks for a mortgage. But housing prices at the same time increased so that all the benefits were "eaten up". It would be more profitable for the borrower to take a mortgage at higher interest rates, and then refinance the loan.

But, as Maxim Omelyanchuk notes, a sharp decrease in mortgage rates leads to a significant increase in prices not in all regions. Where there is a lot of housing being built, supply and demand are balanced, but in territories where there are few efficient developers, it is worth waiting for the “square” price to rise.

“In general, I don’t really understand how in such a situation it will be possible to keep people in the Far East. Since prices for the secondary have grown due to changes in the primary market, it is more profitable for the Far East, who already have apartments, to sell them quickly and leave, for example, to St. Petersburg - there, housing prices are comparable. On the whole, lowering mortgage rates instead of developing infrastructure in the region and striving to make people enjoy living there is a one-sided approach to solving the problem, ”adds Omelyanchuk.


INTEREST NOT GUILTY?

According to the doctor of economic sciences, professor of NEFU Tuyara Gavrilieva, the current rise in property prices is due not only to a sharp decrease in the mortgage rate. In this case, several factors played a role.

“Firstly, this is the so-called deferred demand. People knew that the program of preferential mortgages would start in a few months (Vladimir Putin made a corresponding statement in early September. - Ed.), So somewhere developers intentionally kept sales, and somewhere investors-resellers who took apartments in new buildings at a low price and now selling them is much more expensive. But, in addition, the introduction of escrow accounts in recent months also affected: experts warned in advance that this could increase the cost of the “square” by 10-12%. The increased demand for preferential mortgages, of course, also did its job, but I think that within about half a year the market will level out, ”Tuyara Gavrilyeva explained.



Whatever the rise in prices was caused, it is not easier for borrowers. Especially considering who the program is for: young families. However, it is precisely the restrictions in the provision of preferential mortgages, according to the Director General of CreditGrad company Svetlana Kazarinova, that will not allow housing prices to grow indefinitely.

“It’s too early to draw panic conclusions. Of course, when the average mortgage rate in the country is 9-10%, and then 2%, this stimulates demand from borrowers and provokes builders to increase prices. But the growth in value will not be infinite, since the circle of people who can use this program is extremely limited. Restrictions are provided by the age limit and the inability to enter the program if a person has already used other state housing benefits, it is not so easy to apply in this case the capital to enter the mortgage (based on the requirements for the down payment and the total amount of the loan). In addition, this program can be used only once in a lifetime and only for purchase in the primary market - it does not apply to the secondary. And the part of the population to which the program is addressed is hardly able to create a rush of demand. Therefore, speculators will not be able to profit from this story indefinitely, ”says Svetlana Kazarinova.

She explains that real estate prices are rising for various reasons: changes in the Central Bank's key rate, rising tariffs, the difficulty of attracting credit for developers, etc. That is, in this case, there is not one, but several market mechanisms.


ATTRACT OR HOLD?

Can a preferential mortgage keep people in the Far East? According to Svetlana Kazarinova, she can, but only those who took her and only for a while.

“But in general, those who are“ placed ”in the indicated conditions of the preferential program should use it and take a mortgage until they give it,” says Svetlana Kazarinova. “In addition, price increases will inevitably slow in a few months.”

But to attract people to the Far East due to preferential mortgages is unlikely to succeed - the rate does not attract residents of other regions, but the prices per square meter. meters scare away.

“I don’t know who will be able to lure to the Far East in this situation. What are 100-110 thousand per meter ?! In our millionth city, the price per square in houses under construction is half that. At the same time, everything is fine both with work and with salaries, and, in general, in the city we have everything to get an education and relax. Is there a reason to go somewhere and pay for an apartment there at an exorbitant price? ”, Resident of Krasnoyarsk Nikolai Novopashin is indignant.

According to the deputy head of the Ministry of Construction of Russia Nikita Stasishin, because of the issuance of a mortgage at 2% in the Far Eastern Federal District, the proposal does not keep pace with demand. To solve the problem, he proposes to multiply the supply of housing and remove barriers to obtaining building permits. Already, developers are declaring that they lack plots that will be attractive to future buyers. And where there is land, construction companies are in short supply. In the Magadan region, in Kamchatka and Chukotka, there is no one to build preferential housing, it is necessary to create conditions for them and provide assistance.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ставка не сыграла: льготная ипотека подняла цены на жилье в ДФО

Цена на кв. метр в нескольких регионах Дальнего Востока перевалила за 100 тыс. рублей

«Дальневосточную ипотеку» вводили, чтобы дать возможность жителям ДФО купить жилье по доступной цене и удержать население в макрорегионе, однако с началом работы программы сложилась парадоксальная ситуация — кв. метры стали дорожать. Вслед за новостройками, которые участвуют в программе льготного кредитования, подтянулась «вторичка». Почему «квадрат» становится дороже и продолжится ли рост цен дальше, выясняло EastRussia.

Ставка не сыграла: льготная ипотека подняла цены на жилье в ДФО
Фото: pixabay.com

ПРИЗРАЧНАЯ ВЫГОДА

Через три-четыре месяца цены на жилье на Дальнем Востоке могут подскочить из-за «дальневосточной ипотеки». Об этом заявили в федеральном Минстрое. Однако ценник уже привел к росту цен на недвижимость в ДФО на 10-15%. Реальный рост цен после выдачи ипотеки под 2% подтвердил и вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев во время визита во Владивосток.

Цены на недвижимость на первичном рынке буквально за месяц-полтора (тот срок, когда и начала реально работать программа) подскочили во всех дальневосточных регионах. Так, в Забайкалье еще в декабре 2019 года кв. метр в новостройке стоил 62-64 тыс. рублей, сейчас доходит до 70 тыс. В Приморье, где цена «квадрата» на первичном рынке и без того была одной из самых высоких в стране, теперь зашкалила за 100 тыс. Сейчас квартира «на стадии котлована» стоит столько же, сколько прежде – при сдаче дома в эксплуатацию. Больше 100 тыс. за «метр» придется отдать в Амурской области и в Хабаровском крае.

Складывается ситуация, когда ипотека под 2% может стать менее выгодной, чем взятая раньше, но под больший процент. При этом за новостройками подтягивается и «вторичка» — рынок диктует свои правила. По мнению директора по развитию агентства недвижимости «Кром» Максима Омельянчука, такие тенденции вполне можно было предвидеть.

«Цель госпрограмм вроде "дальневосточной ипотеки" или материнского капитала, который также можно направить на вступление в ипотеку, очевидна: стимулировать строительную отрасль, рынок недвижимости и удержать людей в определенном регионе. Ведь понятно, что при нынешнем уровне доходов для многих людей это единственный шанс купить хоть какое-то жилье, — считает Максим Омельянчук. — Но по факту при резком снижении процентных ставок цены на кв. метр всегда начинают расти, это закономерность. Из года в год мы наблюдаем одну и ту же историю: ставки чуть снизились — пусть и на 1% — и люди побежали в банки за ипотекой. Но цены на жилье при этом повысились настолько, что вся выгода оказалась "съедена". Для заемщика было бы выгоднее взять ипотеку под более высокие проценты, а потом рефинансировать кредит.

Но, как отмечает Максим Омельянчук, резкое снижение ставки по ипотеке приводит к существенному росту цен не во всех регионах. Там, где строится много жилья, предложение и спрос сбалансированы, а вот в территориях, где эффективно работающих застройщиков немного, как раз и стоит ждать подорожания «квадрата».

«Вообще не очень понимаю, как в подобной ситуации удастся удержать людей на Дальнем Востоке. Поскольку из-за изменений на первичном рынке подросли и цены на "вторичку", дальневосточникам, у которых уже есть квартиры, выгоднее побыстрее их на этой волне продать и уехать, например, в Питер — там цены на жилье сопоставимые. В целом же снижать ставки на ипотеку вместо того, чтобы развивать инфраструктуру в регионе и стремиться к тому, чтобы людям нравилось там жить — однобокий подход к решению проблемы», – добавляет Омельянчук.


ПРОЦЕНТЫ НЕ ВИНОВАТЫ?

По мнению доктора экономических наук, профессора СВФУ Туяры Гаврильевой, нынешний рост цен на недвижимость обусловлен не только резким снижением ипотечной ставки. В данном случае роль сыграли несколько факторов.

«Во-первых, это так называемый отложенный спрос. О том, что стартует программа льготной ипотеки, люди знали за несколько месяцев (соответствующее заявление Владимир Путин сделал в начале сентября. – прим. ред.), поэтому где-то застройщики намеренно придерживали продажи, а где-то активизировались инвесторы-перекупщики, взявшие квартиры в новостройках по низкой цене и сейчас продающие их существенно дороже. Но, кроме того, сказалось и введение в последние месяцы эскроу-счетов: эксперты заранее предупреждали, что это может увеличить стоимость "квадрата" на 10-12%. Повышенный спрос на льготные ипотечные кредиты, конечно, тоже сделал свое дело, но, думаю, в течение примерно полугода рынок выровняется», — объяснила Туяра Гаврильева.

Чем бы ни было вызвано повышение цен, заемщикам от этого не легче. Особенно с учетом того, кому адресована программа: молодым семьям. Однако именно ограничения в предоставлении льготной ипотеки, по мнению гендиректора компании «КредитГрад» Светланы Казариновой, не позволят ценам на жилье расти до бесконечности.

«Панические выводы делать рано. Конечно, когда средняя ипотечная ставка по стране 9-10%, а тут 2%, это стимулирует спрос со стороны заемщиков и провоцирует строителей к повышению цен. Но рост стоимости не будет бесконечным, поскольку крайне ограничен круг людей, которые могут этой программой воспользоваться. Ограничения дает и возрастной ценз, и невозможность вступить в программу, если человек уже использовал другие государственные жилищные льготы, не так-то просто применить в данном случае маткапитал для вступления в ипотеку (исходя из требований к первоначальному взносу и общего размера кредита). Кроме того, этой программой можно воспользоваться лишь раз в жизни и лишь для покупки на первичном рынке — на "вторичку" она не распространяется. Да и та часть населения, которой программа адресована, вряд ли в состоянии создать ажиотажный спрос. Поэтому же и спекулянты не смогут бесконечно долго наживаться на этой истории», — отмечает Светлана Казаринова.

Она объясняет, что цены на недвижимость поднимаются по разным причинам: сказываются изменения ключевой ставки Центробанка, рост тарифов, сложность привлечения кредитного ресурса для застройщиков и т.д. То есть в данном случае действует не один, а несколько рыночных механизмов.


ПРИВЛЕЧЬ ИЛИ УДЕРЖАТЬ?

Сможет ли льготная ипотека удержать людей на Дальнем Востоке? По мнению Светланы Казариновой, сможет, но только тех, кто ее взял и только на какое-то время.

«Но вообще тем, кто "помещается" в обозначенные условия льготной программы, надо ею пользоваться и брать ипотеку, пока дают, – считает Светлана Казаринова. – К тому же рост цен через несколько месяцев неизбежно замедлится».

А вот привлечь людей на Дальний Восток за счет льготной ипотеки вряд ли удастся — жителей других регионов ставка не манит, а вот цены на кв. метра отпугивают.

«Не знаю, кого удастся при таком раскладе заманить на Дальний Восток. Какие 100-110 тыс. за метр?! У нас в миллионном городе цена на квадрат в строящихся домах вдвое ниже. При этом все нормально и с работой, и с зарплатами неплохо, и, в общем, в городе у нас есть все, чтобы и образование получить, и отдохнуть. Смысл куда-то ехать и платить там за квартиру втридорога?», — негодует житель Красноярска Николай Новопашин.

По словам замглавы Минстроя России Никиты Стасишина, из-за выдачи ипотеки под 2% в ДФО предложение не успевает за спросом. Для решения проблемы, он предлагает кратно увеличить предложение жилья и снять барьеры для получения разрешений на строительство. Уже сейчас застройщики заявляют, что им не хватает участков, которые будут привлекательны для будущих покупателей. А там где земли есть, в дефиците — строительные компании. В Магаданской области, на Камчатке и на Чукотке, возводить льготное жилье некому, придется создавать для них условия и оказывать помощь.

23 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика