Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Стерпится-слюбится

Иркутскому аэропорту найдут инвесторов

Правительство Иркутской области получило контроль над ОАО "Международный Аэропорт Иркутск" – объект был передан региону из федеральной собственности, но с условием, что для него будет найден стратегический инвестор, способный провести реконструкцию и, в частности, построить новый терминал. Эксперты рассказали спецкорру EastRussia, что в текущих кризисных условиях найти инвесторов будет непросто.

Стерпится-слюбится

Проекты вслед за ЧП  

Существующий иркутский аэропорт расположен в черте города. Уже более 30 лет в регионе обсуждается вопрос о его переносе за пределы Иркутска - считается, что таким образом можно повысить безопасность полетов. Тема переноса обычно актуализируется вслед за очередным ЧП в аэропорту. Так, к примеру, было после последней крупной авиакатастрофы в 2006 году: тогда Airbus авиакомпании "Сибирь" при приземлении съехал с полосы, пробил бетонное ограждение летного поля, врезался в гаражи и взорвался.

В 2008 году в качестве площадки для нового аэропорта власти предложили местность около деревни Поздняково, в 25 км от Иркутска. Предполагалось, что там будет взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 4,2 км, новый аэровокзал, рассчитанный на обслуживание до 1,8 тыс. пассажиров в час, 28 мест для стоянки воздушных суден. Предварительная стоимость проекта оценивалась в 37,7 млрд рублей, но с 2008 года воз, как говорится, и ныне там. Тогда же проектировщики в качестве альтернативы рассматривали реконструкцию существующего аэропорта – предполагалось построить новую ВПП, развернув ее на 30 градусов по отношению к имеющейся. Этот проект оценивался в 49,6 млрд рублей – дороже, чем в Поздняково, получилось из-за якобы большого количества земляных работ.

Тема нового аэропорта вновь стала обсуждаться в 2012 году, когда на должность губернатора Иркутской области был назначен Сергей Ерощенко. Тема транспорта ему, очевидно, близка - Ерощенко до губернаторства создал ГК "Истлэнд", в которую входит, в частности, авиакомпания "Ангара", базирующаяся в Иркутске. Губернатор тогда заявил, что будет добиваться передачи аэропорта из федеральной собственности в региональную и станет искать для него инвестора.

Разворот полосы

В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, в котором поручил правительству РФ обеспечить передачу 100% акций ОАО "Международный аэропорт Иркутск" в собственность Иркутской области. В начале апреля иркутский губернатор сообщил, что контроль над предприятием получен, новый совет директоров ОАО будет сформирован до июня.

В указе президента говорится, что акции и имущество аэропорта переданы для того, чтобы регион

привлек не менее 1,1 млрд рублей на его модернизацию и не менее 20 млрд рублей на строительство в Иркутске нового аэропортового комплекса. При этом федеральный бюджет планирует взять на себя строительство новой ВПП и системы организации воздушного движения. Сейчас вновь речь идет о том, чтобы новую полосу построить рядом с существующей, развернув первую ко второй на 30 градусов. Иркутский губернатор оценивает госзатраты на этот проект в сумму около 22 млрд рублей.

Властям региона помимо этого придется найти средства на завершение реконструкции существующей полосы (ее общая длина - 3565 метров). В 2011-2012 года аэропорт ремонтировал два участка ВПП по 900 метров каждый, осталось привести в порядок среднюю часть полосы, бюджет проекта – 250 млн рублей, говорят на предприятии. Этот проект будет выполнен в 2015 году, пообещал Ерощенко. В 2016 году необходимо также реконструировать рулежные дорожки и места стоянки лайнеров, стоимость – 800 млн рублей.

Пилот одной из российских авиакомпаний говорит, что аэропорт Иркутска один из самых сложных в России. "Полоса - самая плохая, какие я видел! Кроме того, она имеет уклон почти один градус – то есть перепад между торцами полосы составляет 30 метров. Разворот ВПП на 30 градусов позволит уменьшить угол наклона глиссады (плоскости снижения). Кроме этого, разворот избавит Иркутск от взлетающих на город лайнеров", - отмечает собеседник EastRussia.

Параметры нового пассажирского терминала, который предполагается построить в аэропорту за счет частного капитала, пока никто не подтвердил. Предварительно сообщалось, что может быть рассчитан на обслуживание 15 млн пассажиров в год (для сравнения: в 2014 году аэропорт обслужил 1,71 млн пассажиров – это на 9% больше, чем годом ранее).

Читайте также:Регионы«Инвестируйте в Дальний Восток!»

Отметим, что сейчас в иркутском аэропорту два терминала. Во внутреннем, площадью около 13 тыс. кв. м, в 2009 году завершена реконструкция. Международный терминал площадью 9,3 тыс. кв. м, запущенный в 1994 году, по признанию аэропорта, сильно устарел – ему довольно трудно справляться с пассажиропотоком, особенно во время отправки-приема двух лайнеров сразу. Еще до смены собственника менеджмент аэропорта рассматривал возможность строительства нового воздушного терминала площадью 12 тыс. кв. м и стоимость - 840 млн рублей.

Кто инвестор?

По словам Сергея Ерощенко, инвесторами аэропорта может быть как пул, так и один инвестор. В качестве потенциальных губернатор называл Incheon International Airport Corp., управляющую компанию аэропорта "Инчхон" (Сеул), а также "Роснефть" и "Ростех". Второй принадлежит 50% акций ЗАО "Восточно-Сибирская топливная компания", заправляющей лайнеры в иркутском аэропорту. "Роснефть", как говорит губернатор, может построить в аэропорту топливный центр. "Ростех" может создать центр технического обслуживания лайнеров.

«Вряд ли к нам будут летать авиакомпании с новыми лайнерами, если мы не сможем их в Иркутске нормально обслуживать», - говорит губернатор.

При этом он уже заявил, что готов отдать контроль над аэропортом потенциальным инвесторам, если те гарантируют приемлемые сроки реконструкции. Откладывать переговоры с ними Ерощенко не намерен, несмотря проведение в регионе выборов в сентябре этого года (в мае он подал в отставку и сразу же был назначен президентом врио главы региона).

В планах правительства региона также определить рыночную стоимость аэропорта. Представитель иркутского аэропорта пояснил EastRussiа, что такая оценка вообще не проводилась с момента преобразования аэропорта в 2011 году из ФГУПа в ОАО с уставным капиталом 1,339 млрд рублей.

Главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров пояснил EastRussia, что инвестор будет принимать решение об инвестировании в иркутский аэропорт, оценивая его перспективы с точки зрения пассажиропотока. "Но сегодня трудно показать рост пассажиропотока. Еще сложнее показать положительную динамику рентабельности", - отмечает эксперт. По его словам, инвестор, как правило, привлекает заемные средства, однако в нынешних экономических условиях организовать проектное финансирование непросто. "Полагаю, что потенциальным инвесторам надо входить в капитал аэропорта уже сегодня, а инвестировать завтра, когда стоимость кредитных ресурсов снизится", - отметил Роман Гусаров.

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт", говорит, что у инвесторов, несмотря на кризисные явления, есть интерес к развитию существующих крупных аэропортов. В 2014 году консорциум РФПИ, "Базэла" и сингапурской Changi решил приобрести пакеты акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и ЗАО "Терминал Владивосток", в ближайшее время состоится конкурс по выбору инвестора для аэропорта Красноярска.

"В Иркутске необходимо построить новый международный терминал и, возможно, на рубеже десятилетий расширить внутренний, но последний пока уверенно справляется с нагрузкой. Учитывая, что аэропорт уже имеет развитую инфраструктуру, маршрутную сеть, такой актив будет, безусловно, интересен инвесторам", - считает Олег Пантелеев.

Эксперты не берутся предполагать, что именно может стать инвестором аэропорта, кроме госкомпаний. Представитель последнего говорит, что, к примеру, в 2011-2012 годах аэропортом интересовалась "Базэл Аэро". Там EastRussia подтвердили, что интерес к аэропорту пока сохраняется.