Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Стоп-Эльга

Проект «Мечела» по разработке Эльгинского угольного месторождения оказался под угрозой консервации

К настоящему времени Внешэкономбанк (ВЭБ) так и не продолжил финансирование Эльгинского угольного месторождения. И «Мечел» уже не исключает того, что банк может и вовсе перестать финансировать данный проект. В то время как дальнейшее развитие данного месторождения одному «Мечелу» – не по силам.

Стоп-Эльга

Напомним, что в марте 2014 года ВЭБ одобрил «Мечелу» 2,5 млрд долларов проектного финансирования (91,2 млрд рублей по курсу на март 2014 года) развития Эльги. Часть этой суммы - около 150 млн долларов (5,5 млрд руб.) – банк выделил «Мечелу» сразу, а остальные деньги компания должна была получить сразу после передачи на баланс «Эльгауглю» железной дороги Эльга-Улаг. Передать эту дорогу «Эльгауглю» компании удалось не в 2014 году, как планировалось, а со значительной задержкой – в начале 2016 года. В то же период у «Мечела» начались серьёзные трудности с исполнением кредитных обязательств, вследствие чего ими были начаты переговоры с РЖД о возможной продаже дороги за 70 млрд рублей. Но успехом они не увенчались.

О том, что проект стопорится, свидетельствует и отсутствие новостей о предоставлении Мечелу государственной инфраструктурной поддержки по линии Минвостокразвития. Эльгинское месторождение подавалось на соответствующую субсидию, было рассмотрено в декабре 2015 года на правительственной подкомиссии под председательством вице-премьера Юрия Трутнева и было утверждено с отлагательным условием – инвестор должен был разобраться с кредиторами. К настоящему времени Минвостокразвития уже собрало заявки на очередной тур отбора проектов для господдержки, однако Эльга так и остается в «подвисшем» состоянии.

Вместе с этим, уже много лет во всем мире Эльгинский угольный бассейн считается практически неисчерпаемым источником энергоносителей для черной металлургии. Причем и спрос на него как в России, так и за рубежом, достаточно большой. Такого же мнения придерживается и сама компания-разработчик месторождения:

«Благодаря своей геологической структуре, позволяющей вести добычу угля открытым способом, и удобному географическому положению, в частности – короткому транспортному плечу до Японии, Китая и Кореи, Эльгинское месторождение – одно из самых эффективных в мире с точки зрения себестоимости добычи. При этом продукция месторождения имеет реальные перспективы экспорта – в Японию, Республику Корею, Вьетнам, КНР. Кроме того, на фоне снижения стоимости фрахта судов, у компании сейчас появляются возможности поставлять эльгинский уголь на рынки Азии, в частности возможен его экспорт даже в такие расположенные на значительном удалении от дальневосточных портов страны, как Индия, Малайзия, Таиланд и другие страны данного региона», – отметила официальный представитель ПАО «Мечел» Екатерина Видеман.

Но, по мнению вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича, Эльгинское месторождение является «сложнейшим проектом, затратным, прежде всего из-за наличия протяжённой железнодорожной инфраструктуры, на которую была инвестирована большая сумма денег».

Действительно, «Мечел» уже инвестировал около 2,4 млрд долларов собственных средств, большая часть которых (свыше 2 млрд долларов) была направлена на строительство железной дороги. При этом дальнейшее развитие Эльги также требует значительных инвестиций, а текущих возможностей компании хватит лишь на то, чтобы потратить в ближайшие три года на Эльгу лишь 6,3 млрд руб.

Следует отметить, что ещё в начале 2013 года на совещании в Минвостокразвития в своем выступлении старший вице-президент «Мечел» Виктор Тригубко заявлял, что если государство оперативно не поможет компании, то на каком-то этапе реализации проекта компания просто задохнется.

Учитывая сложившуюся ситуацию, вполне вероятно, что добыча угля на Эльгинском угольном месторождении будет приостановлена на неопределённый срок. Такое сообщение – от источника в ОАО «Якутуголь», знакомого с ситуацией вокруг месторождения – уже получило распространение в прессе в прошлом году. В сообщении также уточнялось, что речь идет о приостановке добычи на несколько месяцев или даже о консервации месторождения. Непосредственно в компании эту информацию корреспонденту EastRussia не подтвердили, заверив, что «Мечел» намерен планомерно осваивать Эльгинское месторождение.

«После завершения реструктуризации нашего кредитного портфеля «Мечел» вернется к обсуждению продолжения финансирования Эльгинского проекта с ВЭБом с учетом изменения юридической структуры проекта и наличия нового инвестора», –  заявили в «Мечеле».

Вместе с этим, многие эксперты сегодня уверены, что ВЭБ вполне справедливо не возобновляет сейчас финансирование Эльгинского месторождения.  Таким образом, таящий в себе столько возможностей проект развития Эльгинского месторождения может застопориться по одной только простой причине, что изначально его  логистика не была хорошо продумана.

«Позиция ВЭБа вполне понятна. Отказывая продолжать финансирование месторождения, он вполне разумно не хочет терять деньги. Так как те объёмы угля, которые сегодня вывозятся с месторождения – это не те масштабы поставок, ради которых изначально задумывалась Эльга и которые вызывали интерес ВЭБа. При этом в том состоянии, в котором сегодня находится восточный участок БАМа, он попросту не сможет в полном объёме принимать те максимальные объёмы угля Эльгинского месторождения, на которые в ближайшие годы его запланировано вывести. И значительное улучшение состояния данного участка в ближайшей перспективе представляется маловероятным, так как его модернизация проводится далеко не так быстро, как должна в соответствии с распоряжением Правительства, и в настоящее время уже имел место инцидент, когда деньги на её проведение выделялись с запозданием. И единственное, как можно помочь сегодня Эльге с БАМом, – это вмешаться политической воле в распределение между всеми грузоотправителями провозной способности участка Тында-Ванино данной железнодорожной магистрали», – прокомментировал генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов» Игорь Меламед.

Но, в то же время, некоторые эксперты уверены, что «Мечел» для проекта просто выбрал не тот источник финансирования.

«Не вызывает сомнения тот факт, что Эльгинское месторождение перспективно. И существующая ситуация с ним представляется ни чем иным, как результатом политической борьбы, целью которой является замещение собственника месторождения. Так как сами по себе средства для развития месторождения сегодня в России есть, отсутствует политическая воля в предоставлении их проекту. Поэтому вопрос возобновления финансирования месторождения – это, соответственно, вопрос политической воли. Иными словами, дальнейшее развитие этого месторождения в большей степени зависит не от усилий «Мечела», а от того, насколько государство будет его поддерживать. Ведь ВЭБ – структура государственная», – заметил доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов.

Согласно его мнению, проблемой проекта развития Эльгинского месторождения также является то, что, в свое время, его технико-экономическое обоснование было плохо подготовлено. А еще – неправильный выбор источника финансирования. Правильным было бы с самого начала вести переговоры с крупным импортером о софинансировании им данного проекта, а затем создавать с ним совместное предприятие. Например, такого импортера можно было бы найти в Японии, так как сегодня именно эта страна – практически единственный стабильный покупатель дальневосточного коксующегося угля. Если бы в начале о финансировании проекта «Мечелу» удалось договориться с Японией, то сейчас никаких проблем с вложениями в его реализацию не было бы.

Но, как говорится, в прошлое уже не вернешься, и сейчас, в отсутствие финансирования Эльгинского месторождения со стороны ВЭБа, потери несет не только «Мечел», но также и бюджеты Якутии и её муниципалитета, недополучающие налоги. А руководство республики, совсем не радо возможности приостановления компанией работы на Эльгинском месторождении. Так как его развитие – это один из важных элементов стратегического проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», на который, в свою очередь, завязаны другие мегапроекты республики.

 

Справка ER

Эльгинское угольное месторождение – одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля дефицитных марок. Его запасы составляют 2,2 млрд тонн в соответствии со стандартами JORC. Лицензия на разработку северо-западного участка Эльгинского месторождения принадлежит ПАО «Мечел». Добыча угля на месторождении началась в августе 2011 года, а сезонная обогатительная фабрика мощностью до 3 млн тонн была на нем запущена в 2012 году. В сентябре 2013 года на ряде станций Дальневосточной генерирующей компании прошли успешные пробные сжигания углей с Эльгинского месторождения. Возможность транспортировки добываемого на месторождении угля появилась в 2012 году, когда открылось сквозное движение по построенной «Мечелом» 321-километровой железнодорожной ветке Улак-Эльга, соединившей месторождение с Байкало-Амурской магистралью. По условиям лицензии окончание строительства первой очереди обогатительного комплекса мощностью не менее 9 млн тонн угля в год должно быть завершено не позднее 1 августа 2017 года. Выход на проектную мощность – 30 млн тонн угля в год – первой очереди горнодобывающего предприятия должен состояться не позднее 1 августа 2018 года.

Согласно информации «Мечела», его объем добычи на месторождении составил в 2015 году порядка 4 млн тонн угля, и в текущем году этот показатель будет увеличен. Уголь, добываемый на месторождении, поставляется в настоящее время как на российские, так и на зарубежные предприятия.