Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Passion on "Amurmedy"

How the FAS decision on the Chinese investor will affect the attractiveness of the Far East

Passion for
Photo: RIA Novosti
The Sixth Arbitration Appeal Court satisfied the requirements of the Federal Antimonopoly Service of Russia and invalidated the transaction for the purchase of 100% in Amurmed LLC by a Chinese investor.

The story began in the summer of 2018, when the FAS Russia appealed to the Arbitration Court of the Amur Region with the requirement to invalidate the acquisition of the Heihe Trade and Economic Limited Liability Company Jinhin 100% in Amurmed. The transaction itself took place on 30 in March of 2017, when the general director of Amurmedi, Yevgeny Panomarenko, sold the Chinese company shares in the authorized capital for 3 million rubles.

LLC Amurmed was established as a subsidiary of the management company Intergeo, which was part of Mikhail Prokhorov’s ONEXIM Group. In 2012-2013, Amurmed dealt with the assessment of the reserves of the Ikansk copper-porphyry deposit in the Zeisk district of the Amur region. In 2015, the reserves of this deposit of federal significance in the amount of 710 thousand tons of copper were confirmed at the State Commission on Mineral Reserves. In “Intergeo” they planned to carry out additional exploration of the deposit and, by the beginning of the 20-s, to enter the design and construction of the mining and processing plant. However, in February 2017 of the year, Intergeo sold Amurmed to Yevgeny Ponamarenko, who, in turn, resold the Chinese company, Jingyin.

In the opinion of the FAS Russia, the deal resulted in violation of federal law No. 57 “On the procedure for making foreign investments in business entities of strategic importance for ensuring the defense of the country and the security of the state.” According to this law, Amurmed falls under the definition of an economic society that is of strategic importance for ensuring the country's defense and state security, as it has a license for exploration, geophysical and geochemical studies of the subsoil and was engaged in the exploration and evaluation of a subsoil plot of federal importance. Acquisition of more than 25% in such companies requires coordination with the Government Commission for the Control of Foreign Investment in the Russian Federation.

“Before concluding a deal, the parties were obliged to file a petition and a package of documents with the antimonopoly service,” explains the lawyer Sergey Krivosheev. - The service together with the Ministry of Defense and the Federal Security Service is obliged to check the company for compliance with a number of signs - here both the availability of appropriate licenses and work related to access to state secrets, participation in the defense order, and much more. Then the FAS accumulates all the information received and sends it to the government commission along with a proposal for a decision on the transaction. The Commission, in turn, evaluates all the data received and makes a decision either on the approval of the transaction or on the refusal. In the case of a positive decision, the commission imposes certain obligations on the company, which are related to ensuring the security of the state, says Krivosheev.
The Amur arbitration court found a violation of the law, but did not recognize the transaction as invalid. Among the arguments cited, the court noted that Panomarenko and Jinin’s owner Zhang Baohua voluntarily terminated the 28 contract of April 2018 of the year, which means that the fulfillment of the FAS requirements would not change the current legal situation. In addition, the court noted that the antimonopoly service did not provide evidence that the conclusion of the contract had any negative consequences.

FAS was not satisfied with this decision, and she appealed to the Sixth Arbitration Appeal Court. According to lawyers of the antimonopoly service, being under the illegal control of the Chinese, Amurmed performed legally significant actions that could harm the defense of the country and the security of the state. In addition, in the appeal statement, the FAS expressed concern that the recognition of the position of the court of first instance would lead to the creation of a precedent in which transactions violating federal law would be made, and when the FAS responded, it was terminated without any consequences. The Sixth Arbitration Appeal Court upheld the demands of the anti-monopoly service and declared the acquisition of Jinying 100% Amurmedi invalid, and the decision of the court of first instance invalid.

“Judicial practice on transactions falling under the action of 57 federal law is not very big, but it is there,” says lawyer Sergey Krivosheev. - For example, in 2011, the Supreme Arbitration Court considered a case in which foreign companies tried to create an organization and contribute to its share capital shares of MegaFon, which is a strategic business entity. Then the court found that such a transaction could lead to the establishment of foreign control over the new company and, therefore, over MegaFon, since the new company will be transferred to a controlling stake in MegaFon. In the case of Amurmedyu, in my opinion, there is a serious legal flaw, - notes Krivosheev.



Indeed, at the time of the sale of Intergeo to Amurmedi, it was obvious that the deal with Ponamarenko was a formality. Last in an interview with Kommersant expressly statedthat the “Peking state company” should become the “final owner of Amurmedy”.

“Considering the growth rate of the Chinese economy and the enormous resource requirements, Chinese capital is actively invested in projects related to the extraction and processing of mineral resources,” says Nikolai Lipatin, Candidate of Economic Sciences. - The Ministry of Commerce of China and the Chinese Foreign Ministry for Russia have established a list of priority sectors for Chinese investors. In this document, the extraction of coal, iron ore, copper ore and other minerals is in the first place. Therefore, Chinese companies are actively working in this direction.

Thus, Nikolai Lipatin continues, Chinese investors participated in the implementation by Norilsk Nickel of a project to launch Bystrinsky GOK in the Trans-Baikal Territory.

“They will also extract copper there,” the expert says, “but the domestic business is still leading. (The Chinese own 13,33% share in the project - EastRussia.) Although now there is talk of increasing the share of Chinese capital in the Bystrinsky project, it is unlikely to exceed 25 percent. In the case of Amurmedyu, the Chinese clearly overestimated their strength and were poorly prepared for the implementation of this project. To enter the field at the federal level without relying on a large Russian company is a very risky step. I do not think that this situation will have a significant impact on the overall investment climate in the Far Eastern region. Obviously, in the case of Amurmedyu there is a weak study of the issue, concludes Lipatin.

This opinion is also shared by the Ministry for the Development of the Far East. They note that such situations do not affect the overall positive dynamics of Russian-Chinese cooperation.
- The People’s Republic of China is Russia's main partner in the Far East. The volume of investment from China is about seven percent of the total investment, mutually beneficial cooperation is developing in areas such as transport, infrastructure, agriculture, and the processing of natural resources. In the Far East, Chinese companies are implementing more than 40 projects, the department’s press service noted.

How the situation will develop with Amurmedyu in the future is not yet clear. In 2019, the company has a license for geological exploration. Despite the actions of the FAS and the decision of the Arbitration Court, at the moment Amurmed remains a company under the control of Chinese capital. According to open source dataJingin owns 25 percent of shares in Amurmedi’s share capital. 75 percent shares or 1 520 250 rubles are the property of LLC Magot. In turn, the co-founders of "Magot" are the owner of the "Jinin" Zhang Baohua and Xing Chanan.

Lawyer Sergei Krivosheev believes that the FAS can once again go to court.

“Even if we do not take into account the fact that Magot LLC, which owns 75 percent of Amurmedi’s shares, is in fact a Chinese company, then Jinin’s own 25’s percent of Amurmedi’s share capital is already a violation of the law,” says Sergey Krivosheev . - According to 57-FZ, a business strategic company is considered to be under the control of a foreign investor if it owns 25 percent of the shares of such a company. Therefore, the FAS has every reason to re-enter the court and recognize the transaction on the entry of the Chinese company into the authorized capital of Amurmedi invalid, - the expert explains.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Страсти по "Амурмеди"

Как решение ФАС по китайскому инвестору отразится на привлекательности Дальнего Востока

Страсти по
Фото: РИА Новости
Шестой Арбитражный апелляционный суд удовлетворил требования Федеральной антимонопольной службы России и признал недействительной сделку по покупке 100% в ООО «Амурмедь» китайским инвестором. 

История началась летом 2018 года, когда ФАС России обратилась в арбитражный суд Амурской области с требованием признать недействительной сделку по приобретению Хэйхской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью «Цзиньинь» 100% в ООО «Амурмедь». Сама сделка состоялась 30 марта 2017 года, когда гендиректор «Амурмеди» Евгений Паномаренко продал китайской компании доли в уставном капитале за 3 млн рублей.

ООО «Амурмедь» была создана как дочернее общество управляющей компании «Интергео», которая входила в «Группу ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова. В 2012-2013 годах «Амурмедь» занималось оценкой запасов Иканского медно‐порфирового месторождения в Зейском районе Амурской области. В 2015 году запасы этого месторождения федерального значения в размере 710 тысяч тонн меди были подтверждены в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. В «Интергео» планировали провести доразведку месторождения и к началу 20-х годов выйти на проектировку и строительство горно-обогатительного комбината. Однако в феврале 2017 года «Интергео» продала «Амурмедь» Евгению Понамаренко, а тот в свою очередь, перепродал компанию китайской «Цзиньинь».

По мнению ФАС России, сделка повлекла нарушение федерального закона № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Согласно этому закону, «Амурмедь» попадает под определение хозяйственного общества, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, так как имеет лицензию на геологоразведочные, геофизические и геохимические работы по изучению недр и занималось разведкой и оценкой участка недр федерального значения. Приобретение более 25% в таких обществах требует согласования с Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. 

- Перед заключением сделки, стороны обязаны были подать ходатайство и пакет документов в антимонопольную службу, - объясняет юрист Сергей Кривошеев. - Служба совместно с Минобороны и ФСБ обязана проверить компанию на соответствие ряду признаков – тут и наличие соответствующих лицензий, и работы, связанные с доступом к государственной тайне, и участие в оборонном заказе, и многое другое. Затем ФАС аккумулирует всю полученную информацию и направляет ее в правительственную комиссию вместе с предложением относительно решения по сделке. Комиссия, в свою очередь, оценивает все полученные данные и выносит решение либо о согласовании сделки, либо об отказе. В случае положительного решения, комиссия возлагает на компанию определенные обязательства, которые связаны с обеспечением безопасности государства, - говорит Кривошеев. 
Амурский арбитражный суд нарушение закона установил, однако признавать сделку недействительной не стал. Среди приведенных аргументов суд отметил, что Паномаренко и владелец «Цзиньинь» Чжан Баохуа добровольно расторгли договор 28 апреля 2018 года, а значит, выполнение требований ФАС не изменит сложившуюся правовую ситуацию. Кроме того, суд отметил, что антимонопольная служба не представила доказательств того, что заключение договора повлекло какие либо негативные последствия. 

ФАС такое решение не устроило, и она обратилась в Шестой апелляционный арбитражный суд. По мнению юристов антимонопольной службы, находясь под незаконным контролем китайцев, «Амурмедь» совершало юридически значимые действия, которые могли нанести вред обороне страны и безопасности государства. Кроме того, в апелляционном заявлении ФАС выражала опасение, что признание позиции суда первой инстанции приведет к созданию прецедента, при котором будут совершаться сделки, нарушающие федеральный закон, а при реагировании ФАС расторгаться без каких-либо последствий. Шестой апелляционный арбитражный суд поддержал требования антимонопольной службы и признал сделку по приобретению компанией «Цзиньин» 100% «Амурмеди» недействительной, а решение суда первой инстанции неверным. 

- Судебная практика по сделкам, попадающим под действия 57-го федерального закона, не очень большая, но она есть, - рассказывает юрист Сергей Кривошеев. - Например, в 2011 году Высший арбитражный суд рассматривал дело, в котором иностранные компании пытались создать организацию и внести в ее уставной капитал акции «Мегафона», который является стратегическим хозяйствующим обществом. Тогда суд установил, что такая сделка может привести к установлению контроля со стороны иностранцев над новой компанией и, следовательно, над «Мегафоном», поскольку новой компании будет передан контрольный пакет акций «Мегафона». В случае же с «Амурмедью», на мой взгляд, есть серьезная юридическая недоработка, - отмечает Кривошеев. 

Действительно, уже в момент продажи «Интергео» «Амурмеди» было очевидно, что сделка с Понамаренко является формальностью. Последний в интервью «Коммерсанту» прямо заявлял, что «финальным собственником «Амурмеди» должна стать «пекинская госкомпания».  

- Учитывая темпы роста китайской экономики и колоссальные потребности в ресурсах, китайский капитал активно вкладывается в проекты, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, - говорит кандидат экономических наук Николай Липатин. - Министерством коммерции КНР и китайским МИДом для России установлен перечень приоритетных отраслей для китайских инвесторов. В этом документе добыча угля, железной руды, медной руды и других полезных ископаемых стоит на первых местах. Поэтому китайские компании активно работают в этом направлении. 

Так, продолжает Николай Липатин, китайские инвесторы участвовали в реализации «Норникелем» проекта по запуску Быстринского ГОКа в Забайкальском крае. 

- Там тоже будут добывать медь, - говорит эксперт, - но ведущим все же является отечественный бизнес. (Китайцы владеют 13,33% доли в проекте – EastRussia.) Хотя сейчас и идут разговоры об увеличении доли китайского капитала в Быстринском проекте, вряд ли она превысит 25 процентов. В случае же с «Амурмедью» китайцы явно переоценили свои силы и слабо подготовились к реализации этого проекта. Зайти на месторождение федерального уровня без опоры на крупную российскую компанию - шаг весьма рискованный. Я не думаю, что эта ситуация окажет существенное влияние на общий инвестиционный климат в дальневосточном регионе. Очевидно, что в случае с «Амурмедью» имеет место слабая проработка вопроса, - заключает Липатин.

Это мнение разделяют и в Министерстве по развитию Дальнего Востока. Там отмечают, что такие ситуации не влияют на общую положительную динамику российско-китайского сотрудничества.
- Китайская Народная Республика является основным партнером России на Дальнем Востоке. Объем инвестиций из Китая составляет около семи процентов от общего объема инвестиций, развивается взаимовыгодное сотрудничество по таким направлениям как транспорт, инфраструктура, сельское хозяйство, переработка природных ресурсов. На Дальнем Востоке китайские компании реализуют более 40 проектов, - отметили в пресс-службе ведомства.

Как будет развиваться ситуация с «Амурмедью» в дальнейшем, пока не ясно. В 2019 году у компании заканчивается лицензия на поисковые геологические работы. Несмотря на действия ФАС и решение Арбитражного суда, в настоящий момент «Амурмедь» остается компанией, находящейся под контролем китайского капитала. Согласно данным из открытых источников, «Цзиньинь» принадлежит 25 процентов долей в уставном капитале «Амурмеди». 75 процентов долей или 1 520 250 рублей являются собственностью ООО «Магот». В свою очередь, соучредителями «Магота» являются владелец «Цзиньинь» Чжан Баохуа и Син Чанань. 

Юрист Сергей Кривошеев считает, что ФАС может еще раз обратится в суд.

- Если даже не учитывать факт того, что ООО «Магот», которому принадлежит 75 процентов долей «Амурмеди», по факту является китайской компанией, то владение «Цзиньинь» 25 процентами уставного капитала «Амурмеди» уже является нарушением закона, - говорит Сергей Кривошеев. - Согласно 57-ФЗ хозяйственное стратегическое общество считается находящимся под контролем иностранного инвестора, если тот владеет 25 процентами долей такого общества. Поэтому у ФАС есть все основания снова выйти в суд и признать сделку о вхождении китайской компании в уставный капитал «Амурмеди» недействительной, - объясняет эксперт. 
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике