Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Strict rules for supporting small businesses in the Far East - EastRussia | Analytics of the East of Russia

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Strict rules for supporting small businesses

The state is not ready to pay for the risks of entrepreneurs - as a result, actively promoted preferential products for many remain inaccessible. How small companies live - in the EastRussia material

Strict rules for supporting small businesses
Photo: 279photo Studio / Shutterstock.com
About the Far-Eastern projects, designed for large companies, today, perhaps, the whole country knows. The areas of advanced development (TOR), the Free Port of Vladivostok (SPV) should give an impetus to the economic development not only of specific enterprises and industries, but also entire regions, the whole country.

But business is not only advanced production, billions of dollars and export growth. These are people whose work we can not do without in our ordinary, everyday life - owners of small shops, hairdressers, repair shops, car service centers, private gardens, small enterprises for the production of food. How do they live in the regions for the development of which various departments and the whole ministry are formed?

Special conditions created for large players will automatically improve the position of small business, says Nadezhda Petrova, head of the Interregional Association for Economic Cooperation "Far East and Transbaikalia".

“The Far Eastern regions have great advantages in comparison with other regions of Russia in terms of entrepreneurship development,” says Nadezhda Petrova. - For example, there are no other tax preferences that exist in the TOR of the Far East. The economies and businesses of our regions have always been interested in partners from the APEC countries, and the external progressive environment makes local authorities move. Of course, it takes time for all business development programs in the Far East to work in full force. But these programs already cover all components of business activity (production, infrastructure), our organizations work very effectively - the Far East Agency for Attracting Investments, the Far East Development Fund, the Human Capital Development Agency, the Russian Export Center. All this in the complex should give a good result.

As for small business, Petrova continues, all the above applies to him. True, indirectly, indirectly: “A conglomerate of small enterprises is necessarily formed near every major project, and therefore an environment that is favorable for the development of SMEs is automatically formed.”

“However, recently, in the Far Eastern regions, Opora Rossiya conducted a survey, and it turned out that excessive control of supervisory bodies and local authorities greatly hinders small businesses,” adds Nadezhda Sergeevna. - But the Ministry of Economic Development is currently working to reduce the administrative burden on small businesses in the DFO.


DO NOT CHANGE THE RULES
However, the "administrative barriers" are by no means the only and not the most serious problem of Far Eastern business. According to Elena Romashko, the head of the Office of the Ombudsman for Primorsky Territory, local businessmen called excessive control one of the main "brakes" for work in 2015 surveys - along with a decrease in consumer demand and inaccessibility of credit funds (everything is clear - the crisis here). These problems did not disappear, but others came first.

- Most often, entrepreneurs turn to the seaside business ombudsman for issues related to rental and land legal relations, construction permits. And the most recent survey showed that our entrepreneurs consider the increase in prices and tariffs for SMEs, various legislative innovations, and changes in the work of the Unified State Automated Information System, Elena Romashko to be the main problem hindering the work of the business.

The growth of tariffs for business, continues Elena Borisovna, automatically affects everything else: the cost of the final product, competitiveness; as a result, brakes the arrival of investors in the regions. And various kinds of legislative innovations are often unexpected for entrepreneurs.

- And as a result, it turns out that a businessman planned costs alone, but in reality they become higher at times. Yes, and you have to play by the new rules, says Romashko. - Potential residents of TOR, SPV have a choice - they can assess their strength in advance, decide whether to become their participants. Owners of operating small businesses have no choice. They must either comply, as they may, new laws, or closed. And taking into account the fact that in our region 60% of small enterprises work in the sphere of trade, the described situation affects everyone: the entrepreneurs themselves and their clients. You can not change the rules of the game when the game is already underway!

However, sudden legislative changes "hit" not only for small companies, but also for large enterprises, including for residents of the TOR. About this at the recently held Eastern Economic Forum said business ombudsman for the Primorsky Territory Marina Shemilina.

"Business conditions are constantly changing, to which entrepreneurs do not always have time to adapt. As a result, the file of arbitration courts often includes residents and territories of priority development, and the Free Port of Vladivostok, "Shemilina said. Instability of the legislation, the ombudsman noted, leads to criminal prosecution of entrepreneurs, and to the destruction of their businesses.

But if financial problems arose for large production companies, they are clearly more likely to receive support from the state or from the region than the owner of a small shop.

"We have all business support programs in the Primorsky Krai that co-finance the federal budget, including SME support programs," says Elena Romashko. - Entrepreneurs within their framework can receive financial assistance. True, not all. Production workers have chances, but there is nothing to count on for trading companies. But the regional guarantee fund works very effectively - it gives sureties when obtaining loans from companies of both large and small business, and from any sphere. That is, through him a loan in the bank can get almost all business entities. And we have more than 110 thousand in the region.



The federal, regional and business assistance programs designed specifically for the DFO really work. But entrepreneurs can only use them “on paper”.


BENEFITS FOR EVERYONE, BUT NOT FOR EVERYONE
The Far Eastern Development Fund offers small and medium-sized enterprises registered and working in the Far Eastern Federal District to receive an "Affordable Loan for SMEs". The company's field of activity is any, except oil and gas production, production of alcohol and tobacco and organization of gambling.

Partner banks provide loans to businesses for up to 10 years, and the Fund subsidizes the interest rate at its own expense, and for borrowers it is no higher than 10-12% per annum. Requirements for loan recipients - not to have debts on taxes and other obligatory payments, not to be in the stage of bankruptcy, to fall into the category of small and medium businesses. Everything seems to be accessible and understandable.

Under this program, it is planned to finance about 1000 projects in total for 10 billion rubles. However, the queue for banks for money from the participants of this program has not yet lined up.

- I collected the necessary package of documents, but in banks that cooperate with the fund for this program, I was literally tortured with checks that lasted almost a month, but in the end they refused everywhere, - says entrepreneur Irina Kogalenok (she has her own shopping pavilion). - I needed a relatively small amount, and it turned out that it was easier to get it in a bank under standard conditions than under a preferential program. What was the reason for the refusal - I was not explained. Like all the documents were in order. And I'm not the only one, I have many acquaintances among entrepreneurs who also wanted to "try their luck," but to no avail.

Oleg Gerasimov, Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Khabarovsk Territory, says: Indeed, with the start of this preferential program, there were many appeals from businessmen who wanted but could not receive a preferential loan. Some moments had to be explained to the entrepreneurs themselves, some - to find out in banks, in business support organizations, in credit committees. At the same time, Gerasimov admits that various types of funds and agencies designed to help small businesses often have stricter requirements for borrowers than banks.

- As for the financial support of business, the work of such funds and agencies is limited by the requirements of the Central Bank and the terms of contracts that they have with the government; it's naive to think that they act completely independently, - says Oleg Gerasimov. - Therefore, when they give loans under a reduced interest or non-repayable subsidies, they clearly follow all these points, and borrowers are subject to stricter requirements than commercial banks. After all, the bank, in the end, risks only its own funds. The funds are also state money, and the level of responsibility in this case is different. And our business knows how things stand: some of the income is not displayed, then the real estate that was planned to be transferred as a pledge is under-formalized, then some penny did not make payment on time. Hence the refusals. But only in that it is connected with money. Training and consultations of entrepreneurs in Khabarovsk are free of charge and are available to everyone.

As for the transparency and legality of the entrepreneurs themselves, Mikhail Piven, the head of the Mazanovsky district of the Amur region, said that he often faced the fact that for the sake of getting subsidies, the owners of enterprises are ready to go for violations of the law. Sometimes, forge documents for the purchase of equipment, which is really not there, make out a fictitious registration of the company in the "right" locality, and after receiving the money, move; "Evaporate" when it's time to give a loan. So, thorough checks on the receipt of public money, Mikhail Piven believes, are fully justified.

But this is still extreme cases, out of the ordinary. Will the situation ever change for entrepreneurs who work honestly, transparently? Will they finally get the support that still exists mainly on paper?

- There are a lot of small business support programs, and all of them, in general, work. The question is in the satisfaction of the business with these programs, - Oleg Gerasimov notes. - In all government funds supporting SMEs there are reports with figures - what amounts entrepreneurs used. But the main thing is different: is this enough? Here we say that 2 thousand enterprises received assistance in the Khabarovsk Territory. Excellent! But there are thousands of them in our region. Is it possible to embrace the financial support of all? Probably, it is impossible. And not the fact that there is a need. Perhaps, the questions of helping small businesses need to be approached somehow differently.

And one more figure was given by Oleg Vladimirovich. She also proves that everything is relative. And at the same time eloquently describes the conditions for business development, existing in the DFO.

- If we talk about the investment climate in the Khabarovsk Territory, in Russia it is on this indicator is on 40 place from 85. At the same time, in the Far East, in the same investing rating, our region is in the first place. Khabarovsk and Vladivostok, one might say, are competing in this respect with each other. But at the same time we must understand that the conditions for doing business are getting tougher, and not only for us - in the whole in the country. It is not easy for entrepreneurs to meet modern requirements. So the situation here is, of course, not easy.

In October, several events will be held at once in the DFO regions at which local entrepreneurship problems will be discussed. This conference in Primorsky Krai on the development of a favorable climate for business, and the Far Eastern Business Forum in Khabarovsk. Perhaps it will go into them not only about large business projects aimed at the distant future, but also about the everyday problems of small enterprises. And many current problems of entrepreneurs will be heard.
April 3: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Строгие правила поддержки малого бизнеса

Государство не готово платить за риски предпринимателей – в результате активно рекламируемые льготные продукты для многих остаются недоступными. Как живется небольшим компаниям – в материале EastRussia

Строгие правила поддержки малого бизнеса
Фото: 279photo Studio / Shutterstock.com
О дальневосточных проектах, рассчитанных на крупные компании, знает сегодня, пожалуй, вся страна. Территории опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ) должны дать стимул экономическому развитию не только конкретных предприятий и отраслей, но и целых регионов, всей страны.

Но бизнес – это не только передовые производства, миллиардные обороты и наращивание экспорта. Это люди, без работы которых нам не обойтись в нашей обычной, повседневной жизни, – владельцы маленьких магазинов, парикмахерских, ремонтных мастерских, автосервисов, частных садиков, небольших предприятий по производству продуктов. Как им живется в регионах, ради развития которых образованы разные ведомства и целое министерство?

Особые условия, созданные для крупных игроков, автоматически улучшат и положение малого бизнеса, считает Надежда Петрова, начальник управления Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».

– У дальневосточных регионов есть большие преимущества по сравнению с другими регионами России в плане развития предпринимательства, – говорит Надежда Петрова. – Например, тех налоговых преференций, которые есть в ТОР Дальнего Востока, больше нет нигде. Экономика и бизнес наших регионов всегда интересовали партнеров из стран АТЭС, а внешняя прогрессивная среда заставляет шевелиться и местные власти. Конечно, нужно время, чтобы все программы по развитию предпринимательства на Дальнем Востоке заработали в полную силу. Но эти программы уже сейчас охватывают все составляющие бизнес-деятельности (производство, инфраструктуру), очень эффективно работают наши организации – Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, Российский экспортный центр. Все это в комплексе должно дать хороший результат.

Что же касается малого бизнеса, продолжает Петрова, то все сказанное относится и к нему. Правда, косвенно, опосредованно: «Возле каждого крупного проекта обязательно образуется конгломерат малых предприятий, и потому как бы автоматически формируется среда, благоприятная и для развития МСБ».

– Правда, недавно в дальневосточных регионах «Опора России» провела опрос, и оказалось, что малому бизнесу сильно мешает излишний контроль надзорных органов и местных властей, – добавляет Надежда Сергеевна. – Но Минэкономразвития сейчас работает над тем, чтобы снизить административную нагрузку на малый бизнес в ДФО.


НЕ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА
Однако «административные барьеры» – далеко не единственная и не самая серьезная проблема дальневосточного бизнеса. Как рассказывает Елена Ромашко, руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей по Приморскому краю, местные бизнесмены называли чрезмерный контроль одним из главных «тормозов» для работы в опросах 2015 года – наряду со снижением покупательского спроса и недоступностью кредитных средств (здесь все понятно – кризис). Эти проблемы не исчезли, зато на первое место вышли другие.

– Чаще всего предприниматели обращаются к приморскому бизнес-омбудсмену по проблемам, связанным с арендными и земельными правоотношениями, разрешениями на строительство. А самый последний опрос показал, что главной проблемой, тормозящей работу бизнеса, наши предприниматели считают повышение цен и тарифов для субъектов МСБ, разного рода законодательные новшества, изменения в работе ЕГАИС, – рассказывает Елена Ромашко.

Рост тарифов для бизнеса, продолжает Елена Борисовна, автоматически влияет и на все остальное: стоимость конечной продукции, конкурентоспособность; в итоге затормаживает приход инвесторов в регионы. А разного рода законодательные нововведения часто оказываются неожиданными для предпринимателей.

– И в результате получается, что бизнесмен планировал одни затраты, а реально они становятся выше в разы. Да еще и играть приходится по новым правилам, – говорит Ромашко. – У потенциальных резидентов ТОРа, СПВ есть выбор – они могут заранее оценить свои силы, принять решение – становиться ли их участниками. У владельцев действующих малых предприятий выбора нет. Они должны или выполнять, как могут, новые законы, или закрываться. А с учетом того, что у нас в крае 60% малых предприятий работают в сфере торговли, описанная ситуация влияет на всех: и на самих предпринимателей, и на их клиентов. Нельзя менять правила игры, когда игра уже идет!

Впрочем, внезапные законодательные перемены «бьют» не только по малым компаниям, но и по крупным предприятиям, в том числе и по резидентам ТОР. Об этом на недавно состоявшемся Восточном экономическом форуме говорила бизнес-омбудсмен по Приморскому краю Марина Шемилина.

«Условия осуществления бизнеса постоянно претерпевают изменения, к которым предприниматели не всегда успевают адаптироваться. В результате в картотеке арбитражных судов нередко фигурируют резиденты и территорий опережающего развития, и Свободного порта Владивосток», – сказала Шемилина. Нестабильность законодательства, заметила омбудсмен, ведет и к уголовному преследованию предпринимателей, и к уничтожению их бизнесов.

Но если финансовые проблемы возникли у крупных производственных компаний у них явно больше шансов получить поддержку от государства или от региона, чем у хозяина маленького магазинчика.

– У нас в Приморском крае работают все программы поддержки бизнеса, которые софинансирует федеральный бюджет, в том числе и программы поддержки МСБ, – говорит Елена Ромашко. – Предприниматели в их рамках могут получить финансовую помощь. Правда, не все. У производственников есть шансы, а вот торговым предприятиям рассчитывать не на что. Зато очень эффективно работает региональный гарантийный фонд – он дает поручительства при получении кредитов компаниями как крупного, так и малого бизнеса, причем из любой сферы. То есть через него заем в банке могут получить практически все субъекты предпринимательской деятельности. А их у нас в регионе более 110 тысяч.

Федеральные, региональные и разработанные специально для ДФО программы помощи бизнесу действительно работают. Вот только воспользоваться ими предприниматели зачастую могут лишь «на бумаге».


ЛЬГОТЫ ДЛЯ КАЖДОГО, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Фонд развития Дальнего Востока предлагает малым и средним предприятиям, зарегистрированным и работающим в ДФО, получить «Доступный кредит для МСП». Сфера деятельности компании – любая, кроме нефтегазодобычи, производства алкоголя и табака и организации азартных игр.

Банки-партнеры предоставляют бизнесменам кредиты на срок до 10 лет, а Фонд за счет своих средств субсидирует процентную ставку, и для заемщиков она оказывается не выше 10-12% годовых. Требования к получателям кредитов – не иметь долгов по налогам и другим обязательным платежам, не находиться в стадии банкротства, относиться к категории малого и среднего бизнеса. Все, казалось бы, доступно и понятно.

По этой программе планируется профинансировать около 1000 проектов в общей сложности на 10 млрд рублей. Однако очередь в банки за деньгами из участников этой программы пока не выстроилась.

– Я собрала необходимый пакет документов, но в банках, которые сотрудничают с фондом по этой программе, меня буквально замучили проверками, которые длились почти месяц, а в итоге везде отказали, – рассказывает предпринимательница Ирина Когаленок (у нее свой торговый павильон). – Сумма мне была нужна сравнительно небольшая, и оказалось, что проще ее получить в банке по стандартным условиям, чем по льготной программе. В чем причина отказа – мне так и не объяснили. Вроде все документы были в порядке. И я не одна такая, у меня много знакомых среди предпринимателей, которые тоже хотели «попытать счастья», но без толку.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов рассказывает: действительно, с началом работы этой льготной программы было много обращений от бизнесменов, которые хотели, но не смогли получить льготный кредит. Какие-то моменты пришлось объяснять самим предпринимателям, какие-то – выяснять в банках, в организациях по поддержке бизнеса, в кредитных комитетах. Герасимов при этом признает: у разного рода фондов и агентств, призванных помогать малому бизнесу, требования к заемщикам часто существенно строже, чем у банков.

– Что касается финансовой поддержки бизнеса, работа таких фондов и агентств ограничена требованиями Центробанка и условиями договоров, которые у них заключены с правительством; наивно думать, что они действуют полностью самостоятельно, – говорит Олег Герасимов. – Поэтому, когда они дают кредиты под пониженный процент или невозвратные субсидии, четко следуют всем этим моментам, а к заемщикам предъявляют более жесткие требования, чем коммерческие банки. Ведь банк, в конечном счете, рискует только собственными средствами. Фонды – еще и государственными деньгами, и уровень ответственности в данном случае иной. А у нашего бизнеса известно как дела обстоят: то часть доходов не высвечивается, то недвижимость, которую планировалось передать в залог, недооформлена, то платеж какой-нибудь копеечный не сделал вовремя. Отсюда и отказы. Но только в том, что связано с деньгами. Обучение и консультации предпринимателей в Хабаровске проводятся бесплатно и доступны абсолютно всем.

Что касается прозрачности и законности работы самих предпринимателей, то, как рассказал Михаил Пивень, глава Мазановского района Амурской области, он не раз  сталкивался с тем, что ради получения субсидий владельцы предприятий готовы идти на нарушения закона. Бывает, подделывают документы на покупку оборудования, которого реально нет, оформляют фиктивную регистрацию фирмы в «нужном» населенном пункте, а получив деньги, переезжают; «испаряются», когда приходит время отдавать заем. Так что основательные проверки при получении государственных денег, считает Михаил Пивень, вполне оправданны.

Но это все-таки крайние случаи, из ряда вон выходящие. Изменится ли когда-нибудь ситуация для предпринимателей, работающих честно, прозрачно? Получат ли они наконец ту поддержку, которая пока существует в основном на бумаге?

– Программ поддержки малого бизнеса много, и все они, в общем, работают. Вопрос в удовлетворенности бизнеса этими программами, – замечает Олег Герасимов. – Во всех госфондах поддержки МСБ есть отчеты с цифрами – какими суммами воспользовались предприниматели. Но главное-то тут другое: а достаточно ли этого? Вот мы говорим, что 2 тысячи предприятий получили помощь в Хабаровском крае. Отлично! Но всего их в нашем регионе 53 тысячи. Можно ли охватить финансовой поддержкой всех? Наверное, нельзя. И не факт, что в этом есть необходимость. Возможно, к вопросам помощи малому бизнесу надо подходить как-то по-другому.

И еще одну цифру привел Олег Владимирович. Она тоже доказывает, что все относительно. И при этом красноречиво характеризует условия для развития бизнеса, существующие в ДФО.

– Если говорить об инвестиционном климате в Хабаровском крае, то в России он по этому показателю находится на 40-м месте из 85. При этом на Дальнем Востоке в таком же инвестрейтинге наш регион на первом месте. Хабаровск и Владивосток, можно сказать, конкурируют в этом плане друг с другом. Но надо в то же время понимать, что условия ведения бизнеса ужесточаются, и не только у нас – в целом в стране. И предпринимателям соответствовать современным требованиям нелегко. Так что ситуация у нас, конечно, непростая.

В октябре в регионах ДФО пройдет сразу несколько мероприятий, на которых будут обсуждаться проблемы местного предпринимательства. Это и конференция в Приморском крае по вопросам развития благоприятного климата для бизнеса, и Дальневосточный форум предпринимателей в Хабаровске. Возможно, речь на них зайдет не только о крупных бизнес-проектах, нацеленных на отдаленное будущее, но и о повседневных проблемах малых предприятий. И многие актуальные проблемы предпринимателей будут услышаны.