Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Стройка – это динамичная жизнь

Иван Локтев, начальник СМУ-2 Амурского филиала

Стройка – это динамичная жизнь
Разделяют радость от успешного запуска ракеты-носителя не только строители объектов космической инфраструктуры Восточного –  стартового сооружения и технического комплекса, но и создатели главных жизненных артерий космодрома – транспортной инфраструктуры. Строители – дорожники проложили почти 115 километров железных дорог, капитально модернизировали одну железнодорожную станцию на Транссибирской магистрали и построили три станции на территории Восточного.

Разделяют радость от успешного запуска ракеты-носителя не только строители объектов космической инфраструктуры Восточного –  стартового сооружения и технического комплекса, но и создатели главных жизненных артерий космодрома – транспортной инфраструктуры. Строители – дорожники проложили почти 115 километров железных дорог, капитально модернизировали одну железнодорожную станцию на Транссибирской магистрали и построили три станции на территории Восточного.Железные дороги на космодроме прокладывало Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России. Непосредственно в поле работал Амурский филиал предприятия. Укладывали рельсы, шпалы, монтировали стрелочные переводы на железнодорожной насыпи работники СМУ-2 Амурского филиала.

Начальник СМУ-2 Иван Анатольевич Локтев житель местный, из ЗАТО Углегорск. До начала большой стройки на Амурской земле скромно работал на железной дороге, обслуживал инфраструктуру РЖД. Но как только на станции Ледяной началось строительство, так и пришел устраиваться.

– И я вам скажу, что строительство гораздо интереснее, чем текущее содержание железных дорог, потому что ремонт – это одна и та же ежедневная рутинная работа. А мне, молодому человеку, хотелось изменений, динамики. Я начинал в РЖД с монтера пути 2 разряда, добрался до мастера и ушел на стройку. И жизнь для меня резко изменилась. Скажем так – на работу я начал ходить с радостью, даже с откровенной радостью. (счастливо смеется)

Будем честны, с откровенной радостью на работу в Главное управление строительства дорог и аэродромов приняли и Ивана Локтева, хорошего специалиста и местного жителя. Потому что на начальном этапе большие силы строителей пришлось переводить на Дальний Восток из европейской части страны. За 4 года Иван Локтев принимал участие в реконструкции станции Ледяной на Транссибе, строил перегоны от Ледяной до технического и стартового комплексов космодрома. Вырос от мастера до начальника строительно-монтажного управления.

– Самый сложный объект у нас, конечно, реконструкция Ледяной. Во-первых, переделывать всегда сложнее, чем строить на новом месте. Во-вторых, движение по станции не закрывалось. Кто же Транссиб остановит? Смены приходилось постоянно согласовывать с РЖД и работать рывками, в «окнах». Это постоянное состояние стресса - боишься не успеть. Было морально тяжело. И физически, потому что непрерывную тяжелую работу делали в короткие сроки. Люди иногда оставались на вторую смену, на дополнительную вахту, чтобы уложиться в предоставленное «окно».

Про железнодорожных строителей сложился образ, навеянный кинохроникой: по рельсам подъезжает спецпоезд, спецкран выдвигает и кладет уже смонтированные рельсы/шпалы на землю, монтировщики скручивают болты и поезд движется дальше. Красивый образ, однако, искаженный.

– Скажем так, уложить рельсошпальную решетку – это 30% работы. Вначале надо выполнить большой объем земляных работ, чтобы соорудить основание пути. На космодроме на 87 км железных дорог мы смонтировали 142 стрелочных перевода. Ну и кроме того, уложенный путь еще необходимо поставить в проектное положение, то есть это большая работа по балластировке и выправки пути. На спецпути, и особенно том его отрезке, который пролегает на стартовом сооружении – 120 метров – работа велась с ювелирной точностью. Отклонение не должно было составить более 2 мм. А еще установить контактную сеть, смонтировать связь и т.д.

Помимо дорог общего назначения Иван Локтев принимал участие в строительстве спецпути – от «технички» до стартового сооружения, по которому ракета-носитель была доставлена к пуску.

– Особенность в том, что рельсошпальную решетку укладывали здесь не на щебень, а на асфальт – для меньшей усадки полотна. Ели же говорить о стартовом столе, то там путь укладывали уже в бетонном лотке, не на шпалах, и мы использовали абсолютно другое крепление. Кроме того, нам удалось поработать на путях для передвижения мобильной башни обслуживания, так что считаем, что и к ракете, и космосу тоже прикоснулись.

В октябре 2015 года состав с ракетой прибыл из Самары в технический комплекс космодрома Восточный – и в этом заслуга строителей-дорожников. На тот момент было ясно, что из всех объектов космодрома первый, который сдали заказчику, были именно железнодорожные дороги.

 – Мы чувствовали шордость и радость от того, что работа сделана. За два месяца до этого, 2 августа в День железнодорожника, мы забили, как у железнодорожников говорят, «золотой костыль», то есть закончили укладку рельсошпальной решетки на стартовом комплексе. Нашим рабочим в честь двойного праздника предложили взять выходной день, но мы отказались, так как работы было еще очень много, и мы понимали ответственность за то, что ракету должны вовремя доставить на космодром. Как в песне: «Мы этот день приближали, как могли».

В памяти свежи воспоминания, когда приходилось работать при очень низких температурах, при сильном ветре. Первый пуск ракеты-носителя успешно состоялся, но желания вернуться к более спокойной жизни, например, к обслуживанию железных дорог, у Ивана Локтева не вернулось. Можно смело сказать, что трудностями в работе Локтева не испугать.

– И -45 бывало на стройке. Монтеры пути работают при любой температуре, просто увеличивается время перерыва на обогрев. А вот технику останавливали из-за морозов, чтобы не сломать. Но вернуться к обслуживанию железной дороги не хочу. Стройка на космодроме не заканчивается, так что не вижу в этом смысла. Кроме того, работать в Спецстрое и престижно, и выгодно, потому что условия работы здесь сегодня гораздо лучше, чем на железной дороге. Три фактора: уважение, обеспечение работой и зарплата, которую ты несешь в семью. По этим показателям Спецстрой сегодня лучший в нашем регимона. Поэтому в нашем СМУ-2 рабочие и ИТР – преимущественно жители Амурской области, есть из Приморья, Хабаровска, Читинской области, и все-таки большинство – Амурская.

И будет справедливым, если я поблагодарю тех людей, которые меня сделали строителем, передали настоящий опыт. Они не работают сейчас в Спецстрое, тем не менее хотел бы сказать спасибо первому начальнику Амурского филиала ГУ СДА Александру Викторовичу Лямзенко, его заместителю Петру Егоровичу Баранову, который делился со мной огромным опытом, предыдущему начальнику СМУ-2 Дмитрию Деткову, который меня и научил строить. Им было очень тяжело организовать работу с нуля. И мы вместе справились.

Космодром поменял жизнь не только тех людей, которые участвовали в его создании, но и поменял атмосферу в Углегорске, соседних населенных пунктах. Наш герой как коренной житель этих земель видит и чувствует на себе и своей семье все позитивные изменения.

Жизнь изменилась кардинально. Главное - появилась хорошо оплачиваемая работа. У людей появились деньги, причем не мизерные, не МРОТ, а хорошие, на которые семья может нормально жить. Сегодня в Углегорске сложно найти неработающего жителя. Углегорск преобразился, стал гораздо красивее, благоустроеннее. Церковь появилась. Разница весьма ощутимая. Жизнь у нас изменилась к лучшему. Хочу пожелать, чтобы так продолжалось.

В день первого пуска ракеты-носителя с космодрома Восточный Иван Анатольевич Локтев поручил из рук директора Спецстроя России Александра Волосова ведомственную памятную медаль «За заслуги в строительстве космодрома».

Вернуться к спецпроекту