Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Студенты обязательно должны выставлять свои работы»

Живописец Наталья Попович – об образовании, пленэрах и творческом пути художников

Наталья Попович с отличием окончила Дальневосточную государственную академию искусств и через год стала деканом художественного факультета. По ее инициативе студенты каждое лето выезжают на пленэры и наравне с профессионалами участвуют в городских, краевых и международных выставках и конкурсах. В 2009 году Дальневосточный институт искусств организовал международную выставку-конкурс молодых художников и студентов стран АТР «Арт-Владивосток». В 2017 году этот конкурс прошел уже в пятый раз. Попович награждена благодарностью Министра культуры РФ и золотой медалью Союза художников России. О студентах-художниках и почему не все выпускники становятся живописцами, она рассказала EastRussia для проекта «Неуехавшие». 

«Студенты обязательно должны выставлять свои работы»
Наталья Попович родилась во Владивостоке в семье ученых-материаловедов. Как и большинство детей рисовала с детства, а в 11 лет сама пошла сдавать экзамены в художественную школу. В 13 лет сказала родителям, что станет художником. Сейчас ее персональная выставка проходит в Берлине, другая недавно закончилась в Шанхае. Осенью прошлого года две выставки прошли в Санкт-Петербурге, одну из них она посвятила своим родителям, которые всегда в нее верили и помогали. Первые выставки Натальи были во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Корее и Польше.

– Заниматься творчеством – это внутренняя потребность. Ее ничем нельзя заменить. Я всегда получала удовольствие от этого процесса, моя жизнь без живописи невозможна. Когда человек честно и искренне занимается своим делом, он обязательно добьется результата, на который обратят внимание, и это принесет ему дивиденды, – говорит Наталья. – Стать художником было сложно всегда. Работы многих известных сейчас мастеров долгое время не признавали. Были в истории искусства художники, которые родились в богатой семье, и их лишали наследства, потому что родители не одобряли их выбор. Но если человеку на самом деле необходимо рисовать, он несмотря ни на что будет это делать. Если у него нет красок, он возьмет в руку уголек.

SAM_1608.JPG

Попович окончила Владивостокское художественное училище, затем поступила в Дальневосточную государственную академию искусств (сейчас Дальневосточный институт искусств. – EastRussia.). На шестом курсе она начала преподавать в училище, где проработала два года, после чего ей предложили стать деканом художественного факультета академии и преподавать на кафедре живописи и рисунка.

– Я была молодым художником, только что закончившим обучение, и понимала, чего не хватает студентам, – рассказывает Попович. – Мы писали пленэрные работы рядом с академией, никуда не выезжали и никогда нигде не выставлялись. Образование у художника-живописца очень длительное – четыре года среднее и еще шесть лет высшее. Я точно знала, что за такой долгий период студенты обязательно должны выставлять свои работы, погружаться в выставочную деятельность, участвовать в конкурсах.

С 2004 года студенты художественного факультета каждое лето выезжают на учебно-творческую практику. За эти годы они побывали в поселках Дунай, Волчанец, Рисовой пади, в бухтах Шамора, Витязь и других живописных местах Приморья. Последние два года Морской государственный университет имени адмирала Невельского предоставляет в распоряжение студентов-художников яхт-клуб и базу «Сидими». С 2005 года по итогам этой учебно-творческой практики проходит выставка-конкурс лучших живописных и графических работ «Пленэр». Победителям присваивают звание лауреата и награждают стипендией. В этом году в апреле выставка-конкурс «Пленэр» пройдет в галерее «Арка».

В 2010 и 2011 годах студенты института искусств ездили в Италию на международные конкурсы-пленэры и получили там первые и вторые лауреатские места победителей. Также заняли первые три места на Всероссийском конкурсе пленэра в Санкт-Петербурге.

– Летом мы со студентами выезжаем в интересные с художественной точки зрения местности. И проводим там от одного до двух месяцев в зависимости от учебного плана, – рассказывает Наталья. – На пленэре с раннего утра до позднего вечера кипит художественная жизнь: преподаватели дают задания, студенты рисуют. Это возможность получить навыки, которые больше нигде не приобрести. Я сама часто пишу рядом со своей группой, им это на пользу, не зря же говорят, что лучше один раз увидеть. Пленэр – это место, где иногда рождаются художники.

Ежегодно студенты института искусств наравне с профессионалами выставляют свои работы на городских и краевых выставках в Приморской государственной картинной галерее, в залах Приморского краевого отделения «Союза художников России», в музее современного искусства «Артэтаж» и галерее современного искусства «Арка». Лучшие дипломные работы выпускников, написанные начиная с 60-х годов и по настоящее время, и пленэрные работы студентов разных лет в любое время можно посмотреть в коридорах Дальневосточного государственного института искусств.

SAM_4556.JPG

В 2009 году Дальневосточный институт искусств организовал международную выставку-конкурс молодых художников и студентов стран АТР «Арт-Владивосток». С тех пор она традиционно проходит на выставочных площадках Приморского отделения СХ России и Приморской государственной картинной галереи. В ней участвуют студенты, молодые художники и преподаватели из более 15 учебных заведений 12 городов России, а также из Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Сингапура, США и других стран. В 2017 году выставка-конкурс прошла уже в пятый раз.

Большинство студентов поступают в Институт искусств после окончания художественного училища, но есть и те, кто приходит после школы. Ограничений по возрасту нет, чтобы попасть на бюджетное место, нужно пройти творческий конкурс, но можно обучаться и платно. Художественный факультет дает базовое образование. Его выпускники преподают в художественных школах и училищах, занимаются дизайном, декоративно-прикладным искусством, уходят в другую схожую деятельность. И с каждым годом становится все больше выпускников, для которых живопись – дело жизни.



– На Дальнем Востоке у нас самый большой по численности Союз художников и последние годы он омолаживается благодаря нашим выпускникам, – говорит Наталья Попович. – В 2010 году возобновило работу Молодежное объединение Приморского отделения Союза художников России, куда можно вступить еще будучи студентом. Важно, что сейчас Союз довольно быстро выдает мастерские. Художникам не нужно оплачивать аренду, только коммунальные услуги.

В ближайшие два года во Владивостоке планируют открыть филиалы крупнейших музеев страны: Третьяковской галереи, «Русского музея» и Эрмитажа. Предполагается, что тематические выставки шедевров мировой живописи будут обновляться два раза в год.

– Далеко не у всех есть возможность поехать в Санкт-Петербург и Москву самостоятельно. До 80-х годов студенты художественного факультета минимум один раз за период обучения вместе с преподавателем ездили в столицы и посещали музеи, – говорит Наталья. – Теперь у нас нет такой статьи в бюджете, чтобы поехать на ознакомительную практику. Поэтому открытие филиалов музеев для наших студентов очень важно. Кроме того, это еще и дополнительные выставочные площадки, которых в городе не хватает. Я люблю Владивосток, мне не раз предлагали работу за границей, но я не хочу никуда уезжать и очень рада, что мой родной город развивается.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике