Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Субмарины без газа

Почему проект СПГ-терминала НОВАТЭКа на Камчатке может подорожать на $500 млн

НОВАТЭК, объявивший в 2017 году о планах построить на Камчатке терминал по перегрузке СПГ, еще не определился с площадкой под объект. Вариантов инвестору предлагают по-прежнему два. Оптимальный и для властей Камчатки, которым нужен газ НОВАТЭКа для местных котельных, и для инвестора – в бухте Моховая, прямо в краевой столице. Вторая площадка – заброшенная база Минобороны в бухте Бечевинка, куда нужно тянуть инфраструктуру и откуда вряд ли получится забирать столь необходимый для Камчатки газ. Что важнее для инвестора, налоговые льготы или удобная площадка, и при чем тут подлодки, разбиралось EastRussia.

Субмарины без газа
Фото: novatek.ru
С РАЗБРОСОМ В ПОЛМИЛЛИАРДА
6 марта на итоговой годовой коллегии Минвостокразвития во Владивостоке зампред правления ПАО "НОВАТЭК" Денис Храмов подтвердил предварительную оценку вложений компании в строительство терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатке: "от одного до полутора миллиардов (долларов. – EastRussia) в зависимости от выбранного месторасположения объекта". "В настоящий момент ведутся предпроектные работы, изучение наиболее подходящих мест размещения комплекса. После будет начато проектирование", – уточнил топ-менеджер. Решение о создании юридического лица "НОВАТЭК Камчатка" уже принято, добавил Денис Храмов.

Планы по строительству СПГ-терминала на Камчатке НОВАТЭК анонсирует с прошлого года. Мощность объекта должна составить 20 млн тонн на первой стадии, запуск терминала должен произойти не ранее 2022-2023 года. О завершении подготовки предпроектной документации на терминал компания сообщила еще 31 января: зампред правления Марк Энтони Джетвей оценил затраты на строительство объекта, если он расположится в бухте Моховая близ Петропавловска-Камчатского, примерно в 60 млрд руб. 

Но вариантов размещения, как следует из слов Дениса Храмова, по-прежнему как минимум два, и второй оказывается дороже в полтора раза – на $500 млн. 

В феврале, как сообщали ранее в пресс-службе правительства Камчатки, инвестору была предложена альтернативная площадка для возможного размещения терминала в бухте Бечевинская – это более 50 км по прямой от Моховой. В Бечевинке с 1960-х годов располагался гарнизонный поселок, база подводников и ракетчиков, но в середине 90-х гарнизон расформировали, и Минобороны списало инфраструктуру с баланса. Сообщение с Петропавловском-Камчатским во времена, когда в бухте еще стояли субмарины, обеспечивалась только за счет морского или воздушного транспорта: автодорог к Бечевинке нет. 

Сложность получения доступа к площадке в бухте Моховая очевидна, признает собеседник EastRussia в правительстве Камчатки. В Авачинской губе, в Вилючинске (ровно напротив Петропавловска-Камчатского – EastRussia) по-прежнему базируются подводные лодки, во время судозаходов которых перекрывается акватория, причем это событие совершенно невозможно предсказать. "Насколько мне известно, частота планируемого захода судов для нужд терминала НОВАТЭКа велика. А когда входят субмарины – никто не знает. В любой момент могут дать отмашку всем: не двигаться. И что лайнер, что катер встает на два-три часа", – говорит высокопоставленный камчатский чиновник. 

По его мнению, НОВАТЭК устроит и Бечевинская бухта. Но такой вариант не очень приемлем для властей края. Камчатской энергетике нужен СПГ, который мог бы дать НОВАТЭК из объемов, поставляемых на азиатские рынки. Но если в случае с Моховой "котельная рядом, буквально несколько метров трубы – и все будет хорошо, то из Бечевинки никто трубу тянуть в город не будет". "Бюджет субъекта получит налоги, но нам-то нужен еще и газ, чтобы снижать тарифы и развивать промышленность", – сетует представитель камчатского правительства. 


ДЛЯ КАМЧАТКИ ИЛИ ДЛЯ АЗИИ?
Камчатский губернатор Владимир Илюхин не отрицает, что от проекта НОВАТЭКа регион хотел бы получить дополнительные объемы газа, и даже называет цифру - порядка 1 млн тонн в год. По его оценке, разрабатываемые газовые месторождения уже не дают тех объемов топлива, что требуются развивающейся экономике полуострова. 

Топливо, потребляемое энергосистемой Камчатки, на 1 января 2017 года на 21% состояло из природного газа и на 25% - из нефтепродуктов (еще почти 47% дают возобновляемые источники энергии – геотермальный и ветровые станции). Газ добывает "Газпром", подавая его по газопроводу из Соболево в краевую столицу, и с переводом ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газ Камчатка начала экономить миллиарды рублей в год – мазут весь привозной. Но газа нужно больше, говорит губернатор. "Есть проект строительства каскада Жупановских ГЭС, который мог бы решить проблему, но это очень дорогой проект. Центральный энергоузел Камчатки без электроэнергии не останется, – подчеркивает Владимир Илюхин. – Вопрос в другом: какой вид топлива. В эту зиму мы были вынуждены одну из ТЭЦ переводить на мазут, от которого столько лет уходили, потому что объемов газа не хватает".

НОВАТЭК – крупнейшая независимая нефтегазовая компания России. В прошлом году холдинг запустил первую линию завода по производству СПГ на Ямале (компания владеет 50,1% проекта, 30% - у китайских партнеров). На сегодня с него уже отгружен 1 млн тонн продукции, и после ввода третьей очереди годовая мощность завода достигнет 17,4 млн тонн. В 2023-2025 годах НОВАТЭК планирует также запустить завод "Арктик СПГ-2" на 19,8 млн тонн. Суммарные запасы месторождений компании позволят производить к 2035 году до 57 млн тонн СПГ. "Значительная часть этой продукции пойдет на стремительно развивающиеся рынки АТР", – говорит Денис Храмов.

Примечательно, что пока НОВАТЭК с Азией почти не торгует. В 2017 году, по предварительным данным, компания добыла 63,39 млрд кубометров природного газа, реализовала 65 млрд "кубов". Данных по реализации сжиженных углеводородов еще нет, но в 2016-м НОВАТЭК продал 1,25 млн тонн СПГ. Из них всего 44% пошло на экспорт, главным образом в Польшу ("дочка" Novatek Polska реализовала 507 тыс. тонн, или 92% от общего объема экспорта) и другие страны Европы. 

Вместе с тем, китайские партнеры проекта "Ямал СПГ" уже контрактуют топливо на годы вперед. Рынок АТР бурно растет и требует все больше газа. По подсчетам Дениса Храмова, в 2017 году страны АТР потребили 70% от мирового объема потребления СПГ (составил 293 млн тонн), а к 2030-му объем азиатского рынка составит 335 млн тонн в год. "Возможность эффективных бесперебойных поставок СПГ на премиальный азиатский рынок – это, конечно, ключевой фактор конкурентоспособности крупнейших производителей сжиженного природного газа", – считает Денис Храмов. 


СНАЧАЛА ЭКОНОМИЯ, ПОТОМ ЛЬГОТЫ
Терминал на Камчатке должен стать решением проблем НОВАТЭКа по доставке продукции на азиатские рынки. СПГ пойдет по Севморпути на судах-газовозах усиленного ледового класса ("Ямал СПГ" будут обслуживать, к примеру, 15 газовозов класса "Арк-7"), но их фрахт обходится недешево. Камчатский терминал позволит перегружать СПГ на обычные газовозы, сокращая затраты на транспортировку почти вдвое. К преимуществам Севморпути обычно относят и существенное снижение сроков перевозки продукции из России в Азию и назад по сравнению с южным морским маршрутом. Строительство терминала, перечисляет Денис Храмов, поможет не только снизить стоимость транспортировки российского СПГ в Азию, но и "снизить риски для азиатских потребителей", а также создать НОВАТЭКу торговую площадку "со своим собственным ценовым индикатором" для СПГ. 

Что для проекта важнее – хорошая площадка, обеспеченная инфраструктурой, или налоговые льготы, которые обещают всем инвесторам в Дальний Восток власти – пока вопрос открытый. Денис Храмов на коллегии Минвостокразвития признал, что в компании "внимательно изучают накопленный успешный опыт применения стимулирующих механизмов институтов развития на Дальнем Востоке". "С учетом масштабов проекта, конечно, его реализации также могло бы существенно способствовать применение таких механизмов", – отметил он. 

Собеседники EastRussia в министерстве и "Корпорации развития Дальнего Востока", отвечающей за предоставление статуса резидента ТОР или свободного порта, признают, что предварительные консультации с инвестором по поводу возможного получения преференций уже прошли. "Проект однозначно состоится, это как раз тот случай, когда экономика определяет, где появится мега-проект, а не указание сверху", – считает чиновник Минвосткоразвития. Но до момента, когда станет ясно, на какой именно площадке сможет начинать строить НОВАТЭК, говорить о каких-либо решениях по преференциям для инвестора рано, добавляет он. 

В пресс-службе "Корпорации развития Камчатского края" EastRussia сообщили, что представители НОВАТЭКа пока не консультировались с правительством края по поводу льгот, но регион располагает подходящими условиями для инвесторов. "На полуострове действуют около 70 мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса, решением федерального правительства сформированы такие высокоэффективные инструменты привлечения инвесторов как территория опережающего социально-экономического развития "Камчатка" и свободный порт Владивосток. Нельзя исключать, что НОВАТЭК сможет воспользоваться широким спектром существующих преференций”, – говорит пресс-секретарь корпорации Владимир Слабука. 

В НОВАТЭКе EastRussia сказали, что комментировать ситуацию с выбором площадки под СПГ-терминал на Камчатке пока не будут.