Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Судьбоносный судоремонт

Модернизация судоремонта на Камчатке сулит не только локальную выгоду для региона и НОРЕБО, но и глобальную – для страны и развития Северного морского пути.

Наращивание грузопотока по СМП стало приоритетом госполитики в отношении развития Арктики. Свой вклад в концепцию развития СМП и портовой инфраструктуры для обеспечения его функционирования в Камчатском крае внес крупный рыбопромышленный холдинг НОРЕБО, инвестируя в создание судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (ПСРЗ) и «Судоремсервис» – ООО «Рем-Нова ДВ».

Судьбоносный судоремонт
Фото: pixabay.com

Планы холдинга НОРЕБО прагматичны и конкретны - на создаваемых мощностях будет доступен ремонт разных видов - доковый, надводный, навигационный и пр. Предполагается, что ежегодно на новой ремонтной базе будут обслуживаться около 60 морских судов разного класса – главным образом рыбопромысловые, но и другие средне- и крупнотоннажные суда. Появится возможность ежегодного межрейсового техобслуживания и замены экипажей. Планируемый объем инвестиций - более 4,5 млрд рублей, в итоге будет создано более 250 новых рабочих мест, построены и реконструированы морские причалы протяженностью более 1,5 тыс. погонных метров.

Сейчас, по данным правительства Камчатского края, ведущие судоремонтные предприятия региона - АО «Северо-Восточный ремонтный Центр и ЗАО «Судоремсервис» совместно с АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод». Однако техническое оснащение ПСРЗ и применяемые там технологии находятся на уровне, который не позволяет конкурировать с судоремонтом в портах Приморья и странах АТР.

Среди факторов, препятствующих развитию судоремонта в Камчатском крае, местные власти отмечают старение основного технологического оборудования предприятий отрасли, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочных планов по загрузке судоремонтных мощностей, длительные сроки и дороговизна доставки российских и импортных запасных частей для ремонта, а также недостаточный платежеспособный спрос на судоремонтные работы и рост конкуренции со стороны зарубежных фирм, предлагающих ремонт на более выгодных условиях.

Как ранее отмечал губернатор Камчатского края Владимир Солодов, 75% работающих у берегов Камчатки судов уходит на ремонт за рубеж.

«По оценкам экспертов, мы заплатили 20 млрд рублей за пять лет корейцам и китайцам за судоремонт наших рыболовных судов. Сегодня мы видим ПСРЗ как точку становления судоремонтной отрасли на Камчатке», – добавил он.

Как отметила руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова, неблагополучное состояние судоремонтной сферы Камчатки, в том числе, объясняется низким объемом инвестиций в последние годы.

«На судоверфях нет возможности осуществить полный, комплексный ремонт судов, а это сейчас востребовано и нормально для судоремонтной отрасли. Как следствие, суда отправляются на ремонт в Китай и Корею. Необходимость далекой перегонки кораблей вызывает и другие проблемы. Например, долгий простой и дороговизна ремонта из-за ослабления курса рубля относительно мировых валют. Обладай Камчатка судостроительными мощностями, лишних издержек можно было бы избежать. Покупка “Норебо Холдингом” судоремонтного завода – пример одного из озвученных в программе развития Камчатки выходов из ситуации. Благодаря государственно-частному партнерству, в отрасль придут деньги. Сделка выгодна и для компании-покупателя. Например, при составлении плана ремонтных работ собственные суда всегда будут в приоритете», – отметила Орлова.

Заместитель директора ООО «УК Норебо» Сергей Сенников сообщил, что на сегодня в НОРЕБО накоплен необходимый уровень компетенций по осуществлению судоремонта судов рыбопромыслового флота.

«Мы хорошо знаем, как осуществляется такой ремонт и обслуживание судов в Норвегии, Южной Корее, Китае или Польше и хотим создать такие судоремонтные мощности в России. Мы считаем, что реализация таких проектов позволит создать условия для решения проблемы «незаходных судов» и станет катализатором развития и смежных услуг в регионе», – уверен он.

Проектирование морского терминала начнется с марта следующего года, а через полтора года начнется строительство. Параллельно с возведением новых площадок будет увеличиваться мощность существующих для приема судов. Первый этап реализации проекта планируется завершить до 2024 года, второй – до 2027 года.

По словам зампреда правительства Камчатского края Юлии Морозовой, реализация инвестиционного проекта по созданию в регионе базы по ремонту и обслуживанию морских судов позволит решить вопрос не только судоремонтной направленности, создания новых высокопрофессиональных рабочих мест, благоустройства территории, прилегающей к данным предприятиям, но и позволит поддержать развитие транспортного коридора «Северный морской путь».

«Вопросы развития Северного морского пути и круизного туризма являются комплексными и требуют наличия необходимой материально-технической базы на территории региона, в том числе судоремонтных мощностей. При дальнейшем развитии Севморпути и увеличении транспортного потока, количество судов, заходящих в незамерзающие порты Камчатки многократно увеличится и сформирует в регионе транспортно-логистический центр», – добавила зампред.

В последние годы на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Так, на восточном побережье Камчатки реализуется крупный проект по созданию морского перевалочного терминала по перегрузке СПГ, доставляемого по Северному морскому пути. НОРЕБО также реализует проект «Терминал «Сероглазка», предполагающий создание современного рефрижераторного морского терминала для рыбопромышленных компаний с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки, с мощностью грузооборота в 800 тыс. тонн в год, включая технологическое накопление груза для отправки Северным морским путем, и емкостью холодильных мощностей около 15 тыс. тонн. Кроме этого, в настоящее время прорабатывается возможность создания судоремонтного промышленного кластера на территории бывшего АО «Петропавловская судоверфь» в Петропавловске-Камчатском. Реализация проекта предусматривает восстановление и развитие промышленной площадки, кластеризацию производств по судоремонту, модернизации и строительству флота, транспортно-логистической и другой смежной деятельности.

23 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика