Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The fate of 740 billion rubles of investments will be decided by 1500 residents of the district in the Khabarovsk Territory

In the Khabarovsk Territory, the fate of a project worth more than 700 billion rubles will be determined by a referendum of local residents, who are mostly opposed. This is the second episode in the protest territory, when public discontent goes against the plans of investors.

A meeting of deputies of the Ayano-Maisky District of the Khabarovsk Territory has set the date for a referendum on the fate of one of the world's largest methanol plants in the vicinity of the regional center - the village of Ayan. Voting is due on March 21, 2021. The EastRussia correspondent was informed about this by members of the initiative group from local residents, who made a proposal for a plebiscite. This will be the first such referendum in the history of the Khabarovsk Territory.

The fate of 740 billion rubles of investments will be decided by 1500 residents of the district in the Khabarovsk Territory
Photo: initiative group for the referendum

PROVINCE OF JUGJURIA?

Although Ayan is considered a regional center, it is a tiny village by Russian standards on the shores of a cold sea. In the entire area with an area of ​​several European countries, barely two thousand inhabitants are recruited. Everyone knows each other almost personally. The quiet, measured life of the northerners was disrupted by the news of the plans of some Chinese investors to build a chemical plant in the vicinity of Ayang for the production of methyl alcohol - an important raw material for the chemical industry in China. Yes, not just a plant, but perhaps the largest in the world. It was reported that the Ayan Gas Chemical Park will produce 10th of the world's methanol. It was planned to lay a gas pipeline to it from the fields of Yakutia. It would seem, what is not a real chance of development for a depressed territory. But most of the locals were ambivalent about the idea.

“We have created an initiative group, there are ten of us the most active: businessmen, pensioners, workers, teachers,” said one of the active supporters of the referendum, Marianna Shtanko-Volostnikova. - In the fall, we organized a collection of signatures against the idea of ​​building a plant. We worked in Ayan itself, in the back part, where the second large village of Nelkan is located. 800 signatures have been collected! This is almost 80% of all voters in the district. With these signatures they applied to the meeting of deputies with a proposal to hold a referendum on the construction of a gas chemical complex. " As of September 2020, when the last election campaign took place, a total of 1586 people out of 1873 residents registered on its territory have the right to vote in the Ayano-Maisky district. 


What are the locals afraid of? There is a problem with work in the area, there are practically no roads, constant interruptions in communication. And here, it would seem, the investor promises to breathe new life into the territory.

“We just don't want a methanol plant here to produce these chemicals. Let the Chinese build it at home, there is a branch "Power of Siberia" to them it is laid. We are sure the Chinese will work there. Our law is simplified. If you get a long-term visa, you can transfer your family here too. First, 6 thousand Chinese will come here, and in 10 years there will be 36 thousand of them. And we will not live in the Ayano-Maisky region, but in some province of Dzhugdzhuria (Dzhugdzhur is a large ridge on the coast of the Ayano-Maisky region - ed.). This is a matter of national security! ”Marianna Shtanko-Volostnikova cites the arguments of opponents of the construction.

BACKGROUND

The idea to build a methanol plant in the Ayano-Maisky District of the Khabarovsk Territory was first voiced on the sidelines of the Eastern Economic Forum in September 2019. Then the Far East Agency for Attracting Foreign Investment and Export Support (ANO API) signed an agreement with the Hong Kong investment company Sherwood Energy Ltd. on the intention to build a gas chemical park and lay a gas pipeline to it from Yakutia. creation of all necessary infrastructure. As the press service of the IPA reported then, the volume of planned investments should amount to about 740 billion rubles. It was planned to produce 7 million methanol per year near Ayan.


Photo: administration of the Ayano-Maisky district


  Investor representatives visited Ayan only once. In December 2019, employees of the Chinese corporations Sirius Holding and ChengZhi, together with the designers, flew to the area on an unofficial visit. As the regional administration clarified, there was an attempt to do this even on the eve of the EEF, but then the bad weather prevented.

“A year ago they were able to fly safely from Khabarovsk on a regular plane. There was a regular meeting of the working group on this project. We were surprised by the amount of snow we have. The visit was unofficial. They were interested in sites where a methanol plant could be built. Where the bay freezes over, and where the sea remains open so that ships can call for finished products. They were very interested in the question of the attitude of local residents to the project. Part of the population supports him, hopes for the development of the territory, others are skeptical - they are afraid for the environment, ”said Galina Lyulina, the first deputy head of the Ayano-Maisky district administration, who received the delegation.

Around the same time, investors agreed to answer numerous questions from local residents on the pages of the regional newspaper "Star of the North". In two issues in a row, Sergey Pryakhin, the head of the general designer of the future plant, InterEnergy-Engineering LLC, spoke about the project.


“When choosing a construction site, many options were considered. The site in Ayana is attractive from a logistic point - the possibility of creating not only production, but also a port for transporting products. Many did not believe that it was possible to build the ESPO and Power of Siberia pipelines in difficult climatic conditions, in the deserted taiga. Objects are working. Modern technologies make it possible to build almost anywhere, "the newspaper" Star of the North "quoted Sergei Pryakhin as saying.

He also added that China remains the main consumer of methanol in the world. On the territory of the PRC, there are many plants for the production of methyl alcohol. It is mainly obtained from coal. In particular, one of these gas chemical parks is located in Nanjing - its size is 10 by 10 km, and 20 technological units are located there.

“Placement on the territory of Russia is dictated, first of all, by the availability and cost of raw materials - natural gas, - said Sergey Pryakhin, General Director of the designing plant in Ayana, InterEnergy-Engineering. - Gas processing is a complex production, so the service personnel must be highly qualified. The customer attaches great importance to this - the recruitment of personnel will be carried out primarily from local residents - training takes place during construction and installation work under the guidance of experienced Chinese specialists. Additional training will be carried out at the training base of Sakhatransneftegaz JSC and the training center in Nanjing (China).

The designer drew the attention of local residents to the synergy effect from the construction of such large facilities: related industries are developing - the sphere of catering and consumer services, transport, there is a need for the construction of highways, logging, mining is developing, housing for workers is being built.

RELATIONSHIP OF THE REGIONAL AUTHORITIES

In the government of Sergei Furgal, when he was the governor, talks about the project of the Ayan Gas Chemical Park began, this topic was not discussed. On the sidelines, the project was called unrealizable in advance and of little use for the regional budget. Acting Mikhail Degtyarev, who was appointed after his arrest and dismissal through the president's distrust, was forced to comment on the plans of the Chinese company on a "direct line" held in December 2020, when a question about this was received via the Whatsapp messenger.

“This is still an intention, if it comes to construction, then in 10 years. People have to make a decision, and I would do what people want. Format - local referendum, public hearings. You know, the prosecutors came forward, protested the decision of the deputies, I will meet with the heads of the prosecutor's office, we will figure it out, ”Mikhail Degtyarev said then. - I cannot be against, I say: people should decide on any issue. It is planned to build a large facility, it will be useful. But we have a communication problem. Remember the situation in the Testaments of Ilyich, where they want to build a coal terminal. How it all began? Like an elephant in a china shop. They did not explain anything to the people, went to the site and started working. It is necessary to explain to people, tell them, carry out examinations and only then declare the project. I am sure that such large economic projects are needed and residents of the Ayano-Maisky district, if they study everything, they will draw conclusions and can support this plant. This is a matter of communication, but nature must be preserved and people must be listened to, this is my tough position. "

RAKE FOR INVESTOR

The situation in Ilyich's Testaments, which Mikhail Degtyarev mentioned, is an attempt by the owner of the Elginsky coal deposit - "A-Property" Albert Avdolyan - to start building a transshipment terminal in the Sovgavan region. The project, called Dalny Port, assumed an investment volume of about 30 billion rubles. "A-Property" has started the development of design documentation for the first stage of the terminal in Obmannaya Bay (water area of ​​the port of Vanino), where engineering and geological surveys have begun. However, the new project has caused excitement among local residents - there is a popular beach here. Public dissatisfaction reached such a scale and resonance that although A-Property announced its readiness to pay for housing and communal services of the residents of the village of Zavety Ilyich in the amount of 75 million rubles a year (about half of all payments, based on the amount for 2019) and proposed to create a Fund development of the working village of Zavety Ilyich, to which he is ready to donate 10% of Port Dalniy LLC and, accordingly, 10% of the distributed profits, but in September the head of the Sovgavan region, Yury Bukhryakov, announced the suspension of the construction of a coal terminal at Cape Vesely for three to four years

Obviously, investors from the PRC do not carefully analyze the activity of their colleagues, because the situation is now repeating itself in the north of the Khabarovsk Territory. The Ministry of Economic Development of the Khabarovsk Territory reported that the project of a gas chemical park in the Ayano-Maisky region is at its very initial stage. So far, we cannot even talk about the timing of implementation and whether it will ever be implemented.

“I was personally convinced that public opinion in Ayano-Maisky district is sharply directed against this project. I see this as a serious mistake on the part of the investor. He practically does not appear there, hiding behind the situation with coronavirus infection. It's clear. But, if you enter a territory with such a heavy object, with a complex hazard class, then the first step is to establish interaction, informing the population. There is no other way! - said the Deputy Prime Minister - Minister of Economic Development of the Khabarovsk Territory Viktor Kalashnikov. - People are now heated in relation to this project. No matter how I feel about it myself, objectively the residents have formed such an opinion. People have the right to a referendum; they should not be limited in this. But people should get objective information. "

A meeting of deputies of the Ayano-Maisky district has appointed a referendum on the construction of a gas chemical park for March 21 this year. True, the local prosecutor's office, which had already submitted a protest to the deputies, but it was rejected, still believes that such decisions should be made at the regional, and not at the district level. Now the supervisory authority has filed a claim with the court. Themis will decide whether there will be a referendum or it will have to be canceled. The first hearings on this matter are scheduled in the Ayan permanent presence of the Nikolaev city court for January 26.

June 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Судьбу 740 млрд рублей инвестиций решат 1500 жителей района в Хабаровском крае

В Хабаровском крае судьбу проекта ценой более 700 миллиардов рублей определит референдум местных жителей, которые большей частью настроены против. Это уже второй эпизод в протестной территории, когда недовольство населения идет вразрез с планами инвесторов

Собрание депутатов Аяно-Майского района Хабаровского края назначило дату референдума о судьбе одного из крупнейших в мире заводов по производству метанола в окрестностях райцентра – поселка Аян. Голосование должно состояться 21 марта 2021 года. Об этом корреспонденту EastRussia сообщили участники инициативной группы из местных жителей, которые и выступили с предложением плебисцита. Это будет первый в истории Хабаровского края подобный референдум.

Судьбу 740 млрд рублей инвестиций решат 1500 жителей района в Хабаровском крае
Фото: инициативная группа по проведению референдума

ПРОВИНЦИЯ ДЖУГДЖУРИЯ?

Аян хоть и считается районным центром – крошечное по российским меркам село на берегу студеного моря. Во всем районе площадью в несколько европейских стран едва набирается два тысячи жителей. Каждый друг друга знает едва ли не лично. Тихую размеренную жизнь северян нарушило известие о планах неких китайских инвесторов построить в окрестностях Аяна химическое предприятие по производству метилового спирта – важного сырья для химической промышленности Китая. Да не просто завод, а едва ли не крупнейший в мире. Сообщалось, что Аянский газохимический парк будет производить 10-ую часть метанола в мире. К нему планировалось проложить газопровод с месторождений Якутии. Казалось бы, чем не реальный шанс развития для депрессивной территории. Но большинство местных жителей к идее отнеслись неоднозначно.

«Мы создали инициативную группу, нас набралось десять человек самых активных: бизнесмены, пенсионеры, рабочие, учителя, - рассказала одна из активных сторонников проведения референдума Марианна Штанько-Волостникова. – Осенью организовали сбор подписей против идеи строительства завода. Работали в самом Аяне, в захребтовой части, где расположено второе крупное село Нелькан. 800 подписей собрали! Это почти 80 % от числа всех избирателей района. С этими подписями обратились в собрание депутатов с предложением провести референдум по вопросам строительства газохимического комплекса». По данным на сентябрь 2020 года, когда проходила последняя избирательная кампания, всего правом голоса в Аяно-Майском районе обладают 1586 человек из 1873 зарегистрированных на его территории жителей. 


Чего же опасаются местные жители? С работой в районе беда, дорог практически нет, постоянные перебои со связью. А тут, казалось бы, инвестор обещает вдохнуть новую жизнь в территорию.

«Мы просто не хотим здесь завод метаноловый по производству этих химикатов. Пусть китайцы его у себя строят, вон есть ветка «Сила Сибири» к ним проложена она. Работать, мы уверены там будут китайцы. У нас закон упрощен. Получаешь долгосрочную визу - можешь и семью сюда перевести. Приедет сюда сначала 6 тысяч китайцев, а через 10 лет их тут будет 36 тысяч. И мы будем жить не в Аяно-Майском районе, а в какой-нибудь провинции Джугджурии (Джугджур – крупный хребет на побережье Аяно-Майского района – прим. ред.). Это же вопрос национальной безопасности!», – приводит аргументы противников строительства Марианна Штанько-Волостникова.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Идея построить в Аяно-Майском районе Хабаровского края завод по производству метанола впервые прозвучала на полях Восточного экономического форума в сентябре 2019 года. Тогда «Агентство Дальнего Востока по привлечению иностранных инвестиций и поддержке экспорта» (АНО «АПИ») подписало с инвестиционной компанией из Гонконга «Шервуд Энерджи Лимитед» (Sherwood Energy Ltd.) соглашение о намерении строительства газохимического парка, прокладки к нему газопровода из Якутии, создание всей необходимой инфраструктуры. Как сообщала тогда пресс-службу АПИ, объем планируемых инвестиций должен составить около 740 млрд рублей. Под Аяном планировалось производить 7 млн метанола в год.


Фото: администрация Аяно-Майского района


  Представители инвесторов только один раз посещали Аян. В декабре 2019 года сотрудники китайских корпораций «Сириус Холдинг» и ChengZhi вместе с проектировщиками прилетали в район с неофициальным визитом. Как уточнили в районной администрации, была попытка сделать это еще накануне ВЭФ, но тогда помешала нелетная погода.

«Год назад они смогли благополучно прилететь на рейсовом самолете из Хабаровска. Там проходило очередное заседание рабочей группы по этому проекту. Удивились количеству снега у нас. Визит был неофициальный. Их интересовали площадки, где можно будет построить метаноловый завод. Где бухта замерзает, а где море остается открытым так, чтобы суда могли заходить за готовой продукцией. Очень их интересовал вопрос отношения местных жителей к проекту. Часть населения его поддерживает, надеются на развитие территории, другие относятся скептически – боятся за экологию», - рассказала принимавшая делегацию первый заместитель главы администрации Аяно-Майского района Галина Люлина.

Примерно тогда же инвесторы согласились ответить на многочисленные вопросы местных жителей на страницах районной газеты «Звезда Севера». В двух номерах подряд о проекте рассказывал руководитель генерального проектировщика будущего завода - ООО «ИнтерЭнерджи-Инжиниринг» - Сергей Пряхин.


«При выборе площадки строительства рассматривалось много вариантов. Площадка в Аяне привлекательна с логистической точки – возможность создания не только производства, но и порта для транспортировки продукции. Многие не верили, что можно построить в сложных климатических условиях, в безлюдной тайге трубопроводы «ВСТО», «Силу Сибири». Работают объекты. Современные технологии позволяют строить практически в любом месте», - цитировала слова Сергея Пряхина газета «Звезда Севера».

Он также добавил, что Китай остается основным потребителем метанола в мире. На территории КНР размещено много заводов по производству метилового спирта. Главным образом, его получают из угля. В частности, в Нанкине расположен один из таких газохимических парков – его размеры 10 на 10 км, и размещено там 20 технологических установок.

«Размещение на территории России продиктовано прежде всего доступностью и стоимостью сырья – природного газа, - ответил генеральный директор проектирующей завод в Аяне компании «ИнтерЭнерджи-Инжиниринг» Сергей Пряхин. - Переработка газа – сложное производство, поэтому обслуживающий персонал должен иметь высокую квалификацию. Заказчик придает этому очень большое значение – набор персонала будет производится в первую очередь из местных жителей – обучение происходит при производстве строительно-монтажных работ под руководством опытных китайских специалистов. Дополнительное обучение будет производится на учебной базе АО «Сахатранснефтегаз» и обучающем центре в г. Нанкин (Китай)».

Проектировщик обратил внимание местных жителей на эффект синергии от строительства таких крупных объектов: развиваются смежные отрасли – сфера общепита и бытового обслуживания, транспорт, появляется необходимость строительства автодорог, развивается лесозаготовка, горнорудная промышленность, ведется строительство жилья для работников.

ОТНОШЕНИЕ КРАЕВЫХ ВЛАСТЕЙ

В правительстве Сергея Фургала, в чью бытность губернатором и начались разговоры о проекте Аянского газохимического парка, эту тему не обсуждали. Проект в кулуарах называли заблаговременно нереализуемым и малополезным для бюджета края. Назначенный после его ареста и отправки в отставку по недоверию президента врио Михаил Дегтярев был вынужден прокомментировать планы китайской компании на состоявшейся в декабре 2020 года «прямой линии», когда вопрос об этом поступил через мессенджер Whatsapp.

«Это пока намерение, до строительства дело если дойдет, то через 10 лет. Люди должны принимать решение, и я бы сделал так, как люди хотят. Формат — референдум местный, общественные слушания. Вы знаете, прокуроры выступили, опротестовали решение депутатов, я встречусь с руководителями прокуратуры, разберемся, - сказал тогда Михаил Дегтярев. - Я не могу быть против, я говорю: люди должны решать, по любому вопросу. Планируется строительство большого объекта, он принесет пользу. Но у нас проблема в коммуникации. Вспомните ситуацию в Заветах Ильича, где хотят строить угольный терминал. Как все начиналось? Как слон в посудной лавке. Людям ничего не объяснили, зашли на площадку, начали работать. Надо людям объяснять, рассказывать, проводить экспертизы и только потом заявлять проект. Я уверен, что такие крупные экономические проекты нужны и жители Аяно-Майского района, если изучат все, то сделают выводы и могут этот завод поддержать. Это вопрос коммуникации, но и природу нужно сохранять и людей слушать, это моя жесткая позиция».

ГРАБЛИ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Ситуация в Заветах Ильича, которую упомянул Михаил Дегтярев, это попытка владельца Эльгинского угольного месторождения - "А-Проперти" Альберта Авдоляна – приступить к строительству перегрузочного терминала в Совгаванском районе. Проект, получивший название "Порт Дальний", предполагал объем инвестиций порядка 30 млрд рублей. "А-Проперти" приступила к разработке проектной документации для первой очереди терминала в бухте Обманная (акватория порта Ванино), там же начались инженерно-геологические изыскания. Однако новый проект вызвал волнения среди местных жителей – здесь расположен популярный среди населения пляж. Недовольство общественности достигло такого масштаба и резонанса, что хотя "А-Проперти" и заявила о готовности оплачивать услуги ЖКХ жителей поселка Заветы Ильича на сумму 75 млн рублей в год (примерно половина всех платежей, исходя из суммы за 2019 год) и предложила создать Фонд развития рабочего поселка Заветы Ильича, в который готов безвозмездно передать 10% ООО "Порт Дальний" и, соответственно, 10% распределяемой прибыли, но в сентябре глава Совгаванского района Юрий Бухряков заявил о приостановке строительства угольного терминала на мысе Веселый на три-четыре года.

Очевидно, инвесторы из КНР не слишком внимательно анализируют активность своих коллег, потому что ситуация повторяется теперь на севере Хабаровского края. В министерстве экономического развития Хабаровского края сообщили, что проект газохимического парка в Аяно-Майском районе находится в самой начальной стадии. Пока нельзя говорить даже о сроках реализации и будет ли он реализован когда-либо.

«Я лично убедился, что общественное мнение в Аяно-Майском районе направлено резко против этого проекта. Я вижу в этом серьезный промах со стороны инвестора. Он там практически не появляется, прикрываясь ситуацией с коронавирусной инфекцией. Это понятно. Но, если вы заходите на территорию с таким тяжелым, сложным по классу опасности объектом, то первым делом необходимо наладить взаимодействие, информирование населения. Нет другого пути! – сказал заместитель председателя правительства – министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников. – Люди сейчас накалены по отношению к этому проекту. Как бы я сам не относился к этому, но объективно у жителей сформировалось такое мнение. Есть у людей право на референдум, не надо их в этом ограничивать. Но люди должны получить объективную информацию».

Собрание депутатов Аяно-Майского района назначило референдум по вопросу строительства газохимического парка на 21 марта этого года. Правда, местная прокуратура, которая уже вносила депутатам протест, но он был отклонен, по-прежнему считает, что подобные решения должны выноситься на краевом, а не на районном уровне. Теперь надзорное ведомство обратилось с иском в суд. Быть референдуму или его все-таки придется отменить, решит Фемида. Первые слушания по этому поводу назначены в Аянском постоянном присутствии Николаевского городского суда на 26 января.

27 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика