Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Судный день еще не наступил

Власти не оставляют попыток сделать конкурентоспособными дальневосточные верфи

После заседания подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока во Владивостоке вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев заявил, что Минвостокразвития вместе с Минпромторгом России проработают вопрос по повышению конкурентоспособности судостроительных заводов на Дальнем Востоке. Между тем, в Росрыболовстве признают: сделать верфи на Дальнем Востоке конкурентоспособными по сравнению с зарубежными для бизнеса не получается, и вся надежда по-прежнему - на госзаказ.

Судный день еще не наступил
Фото: sdelanounas.ru

С ПОМОЩЬЮ МОДЕРНИЗАЦИИ 

Вопрос конкурентоспособности дальневосточных верфей действительно очень непростой, и обсуждался он уже не раз. Суда под инвестиционные квоты закладывают, но не Дальнем Востоке, и это даже несмотря на то, что в случае постройки судна на верфи в ДФО при расчете доли квоты используется повышающий коэффициент 1,2.

Как признался на заседании профильной межведомственной группы, состоявшемся в начале марта во Владивостоке, где обсуждался механизм поддержки строительства мало- и среднетоннажного флота для Дальневосточного бассейна, заместитель главы Росрыболовства Петра Савчук, эта мера не сработала. Рыбодобытчики заказывают суда на западных верфях страны, имеющих, в отличие от дальневосточных предприятий, немалый опыт строительства гражданских судов, и обещающих строить быстрее и дешевле.

Но, напомнил Юрий Трутнев, "некоторые деньги уже выделены на модернизацию Амурского, Хабаровского судостроительных заводов".

«Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Поэтому мы еще раз соберемся в Москве и постараемся продумать программу, как сделать так, чтобы действительно у рыбаков была возможность заказывать суда на Дальнем Востоке», - пообещал он. Власти хотят, чтобы «деньги, которые тратят инвесторы на строительство флота в рамках инвестиционных квот, оставалась на предприятиях Дальнего Востока». Но «проблема не очень простая, потому что это не вопрос административного распределения», признает сам же Юрий Трутнев.

Заводы могут лишь пытаться модернизировать производство, что и делают.

Как рассказал на заседании межведомственной группы руководитель проектов гражданского судостроения ПАО «Амурский судостроительный завод» Александр Попов, завод «упорно работает над модернизацией, снижением себестоимости строительства». Так, сейчас на предприятии устанавливают новую систему резки металла.

«Но главное — в конце прошлого года передали заказчику 80-метровое современное судно. Приезжающие к нам скептически настроенные заказчики, побывав на заводе, меняют мнение», - говорит топ-менеджер, вспоминая, как еще 2,5 года назад презентовал программу модернизации на Восточном экономическом форуме, но тогда так и не смог найти ни одного заказчика.

Директор департамента маркетинга и продаж АО «ОСК» Илья Пантелеев отметил, что корпорация рассматривает возможность строительства на Дальнем Востоке судов для прибрежного лова как раз на Амурском и Хабаровском судоремонтных заводах. «В зависимости от серии будет организована кооперация при достройке судов между предприятиями. Мощности позволяют разместить заказы со 2-3 квартала 2019 года», - конкретизировал он.

А ЕСЛИ БЕЗ КВОТ?

В настоящее время Минпромторг, Росрыболовство и другие ведомства работают над проектом постановления о субсидировании строительства мало- и среднетоннажных судов, добывающих те виды водных биоресурсов, к которым не применяются инвестиционные квоты. По предварительным подсчетам, дальневосточным компания потребуется до 120 таких судов, и построить их планируется на дальневосточных верфях, возможно, с помощью выплат рыбакам субсидий, которые могут достигать 30% стоимости судна.



Окончательного решения по этому вопросу пока нет, но что уже ясно: рыбакам, пожелавшим воспользоваться такой мерой поддержки, нужно будет выполнить ряд требований, которые планируется выработать конкретно для каждого промыслового бассейна. Они могут касаться локализации производства, оснащения судна. Кроме того, Минпромторг разработал несколько типовых проектов судов, которые будут предоставлены в пользование заказчику. Сделано это для обеспечения серийности, и, соответственно, для удешевления производства.

По предварительным данным, для поддержки строительства 120 судов потребуется 14-15 миллиарда рублей в целом, или 2-2,5 млрд. в год. Таких денег в действующей программе поддержки судостроения нет весь ее объем составляет 9 млрд. рублей. Средства предусмотрены на уже действующие меры поддержки, например, такие как на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизингам или утилизационный грант. Они, отметили в Минпромторге, хоть имеют положительные примеры применения, не слишком востребованы.

Правда, вопросом конкуренции придется заниматься, даже если рыбакам станут давать 30% субсидии. На хорошо известных дальневосточникам верфях КНР сейчас можно строить дешевле, чем на отечественных верфях, а с учетом помощи от государства цены станут более-менее сопоставимы. Но далеко не все рыбаки пока уверены, что дальневосточные верфи смогут строить строго в оговоренные сроки и с нужным качеством.

ЗАВОДЫ В ПЛАНАХ, НО - НЕ ДЛЯ СУДОВ

На заседании подкомиссии обсуждались вопросы реализации законодательства об инвестиционных квотах добычи (вылова) водных биоресурсов.

«На Дальнем Востоке отобраны 14 проектов по строительству заводов с объемом инвестиций 15 млрд рублей и 18 проектов по строительству судов для промысла с объемом инвестиций 94 млрд рублей. По предварительной оценке, не все механизмы работают достаточно прозрачно», - пояснил Юрий Трутнев, заметив, что замечания носят «не принципиальный, но весьма важный характер». «В частности, они связаны с процедурой приемки предприятий. Она вызывает у инвесторов некоторые нарекания. Процедура будет доработана. Инвестор должен понимать, что если он выполнил все обязательства перед государством, то получит квоту в срок», - пояснил он.

Кроме приемки предприятий, инвесторам уже пришлось столкнуться и с другими вопросами, например, с необходимостью корректировки некоторых этапов графиков строительства и инвестиций, в том числе и потому, что принял в процессе строительства решение улучшить технические характеристики и производительность судна. Другому потребовалось внести изменения в проектную документацию, на основании которой принимались решения об отборе проектов в рамках инвестквот, - в том числе сменить подрядчика и заменить оборудование. Но оказалось, что эти рабочие моменты нормативно не урегулированы.

Юрий Трутнев поручил Минсельхозу, Минпромторгу, Минвостокразвития и Росрыболовству разработать проект нормативного акта, который предусмотрит, как решать подобные вопросы.