Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Free Port - year

During the year of operation, the new economic regime has attracted investors and multiplied throughout the Far East

13 July, at a press conference in TASS, the Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East Alexander Galushka summed up the interim results on the work of the Free Port in Primorsky Krai. Recall that the relevant law was adopted last year in the spring session of Parliament, published in July and entered into force 12 October 2015.

Free Port - year
"The regime has earned. To date, 96 has received official applications from investors for a total investment of more than 164 billion rubles, "said Alexander Galushka. According to him, already 75 investors received the status of an official resident, with 46 of them signed legally binding agreements. "For nine months of work this is a good result," the head of the Minsk region said.

The vast majority of filed applications is Russian business. At the same time, there are five applications from foreign entrepreneurs: four from Chinese investors and one from a Japanese company. The Japanese project is the construction of an export coal port - is estimated at 60 billion rubles of investments, so it "weighs" more than a third of all orders currently available.

Alexander Galushka drew attention to the fact that the regime of the Free Port Vladivostok still does not work to the full. So, in the fall, the law on round-the-clock operation of checkpoints, on a "single window" when crossing the state border of the Russian Federation with cargoes, on the introduction of electronic cargo declaration and the implementation of the principle of a "green corridor" for participants in external economic activity, is yet to be earned in the fall. The fact that all these options will appear only with 1 October 2016 year, was originally provided by law. Another rule - on a simplified visa regime for foreign citizens - has already been announced twice (first from 1 January, then from 1 July), but so far it has not worked.

The Minister noted that the discussion of the innovative regime of the Free Port took place at the highest level. The idea that this mechanism should be replicated in the Far East was originally. At VEF-2015 she was voiced by Vladimir Putin, stating literally the following: "We managed to work out a successful and competitive formula of the Free Port, using both our historical experience and the best foreign practices." According to the results of the forum, the head of state suggested that the government "consider extending the regime of the free port to other key harbors of the Far East."

This assignment was implemented - last week the president signed a law providing for Distribution of the Freeport of Vladivostok Khabarovsk Territory (Vaninsky Municipal District), Sakhalin Oblast (Korsakov Urban District), Kamchatka Territory (Petropavlovsk-Kamchatsky) and Chukotka Autonomous District (Pevek). Oleksandr Galushka specified that at the moment there are held orientation meetings on the organization of work of free ports with the heads of regions.

The EastRussia correspondent interviewed the leadership of the Far Eastern regions, where new Free ports are appearing. Judging by the answers, the regions themselves are in different degrees of readiness for the introduction of new regimes: here it is significant that so far almost no one has studied in practice the operation of the corresponding regime in Vladivostok. In general, the answers show an unconditional knowledge of the regulatory framework and an understanding of the general numerical indicators of the Freeport of Vladivostok, but it seems that the experience of law enforcement that is being developed in Primorye has not yet been fully accepted by other regions.

"I am confident that the Free Port regime will be in great demand in Vanino," said Deputy Prime Minister of the Khabarovsk Krai Government, Minister of Investment and Land and Property Policy Yuri Chaika. "Together with this, the Khabarovsk Territory authorities had no time to observe how Vladivostok developed as a result Introduction of the regime of the Free Port, therefore there were no observations of the pilot Freeport - there was no contact with its residents, on the basis of which it would be possible to make observations. " According to Yuri Chaika, the authorities of the Khabarovsk Territory, promoting the initiative to introduce the Free Port regime in Vanino, were based only on what preferences are granted by this regime, as well as on general statistical reports published by the Primorsky Krai and the Ministry of National Economy of Russia. Such reports are primarily data on the number of applications from potential residents: the dynamics of growth of this indicator allows us to conclude that the regime of the Free Port in Vladivostok is in demand in business.

There were no special studies on the economic consequences of the introduction of the Free Port regime in Vanino in the Khabarovsk Territory. As noted by Yuri Chaika, the most effective of the regimes operating in the province is the TOP regime - in fact the load on projects in the TOP decreases by 60%. Since the Freeport regime with regard to tax benefits gives advantages similar to the TOP regime, the benefits for the business from the implementation of projects in the Free Port are at least not less than from the implementation in the TOP.

“I think that, three years after its appearance in Vanino, the Freeport regime will yield tangible results for the development of the economy of the Khabarovsk Territory,” announced Yuri Chaika.

According to the governor of the Sakhalin region, Oleg Kozhemyako, “it can be argued with confidence that the start of the Free Port regime in Vladivostok was successful."

The authorities of the Sakhalin region monitored the implementation of the Free Port of Vladivostok and made certain conclusions about the effectiveness of this model. According to Oleg Kozhemyako, preparations for the introduction of the Free Port regime in the port of Korsakov proceeded well in advance, on the basis of all those regulations that were developed as part of granting the status of the Free Port to Vladivostok.

"The future of the Free Port of Korsakov can be judged on the basis of the fact that at present there are investors who would like to enter its territory and implement their projects on it," Oleg Kozhemyako notes.

Experts interviewed by EastRussia note, in particular, media "silence", in which the adoption of the norm on the extension of the Free Port regime to Vanino, Korsakov, Petropavlovsk, Pevek took place. So, there were no loud discussions, like before the adoption of the law on the Freeport of Vladivostok, there is no news in the media about the holding of relevant hearings with the participation of representatives of the Minsk region and business in Petropavlovsk and Pevek. "This is not a good trend," notes one EastRussia expert. - The decision was made thanks to a general trend to support the initiatives of the Minsk region, but the absence of public "stresses" at the regional level at this stage leads to the fact that the regions are not sufficiently absorbed in the topic and have little knowledge of the argumentation, law enforcement practice. With a reserve formed in Vladivostok. "

“It is clear that the main operator of Free Ports is the Far East Development Corporation, as the management company. However, success largely depends on the regions, on their understanding of the topic. Now there is a feeling that it is not enough for there to be a synergy between the Free Ports, ”the expert concludes.

The opinion is largely shared by the chief analyst of the forum "Russian Fuel and Energy Complex in the 21st Century" Alexander Epishov: "It is impossible to count on attracting investments into the economy of the Far East today as a result of passing a law that extends the Free Port to several large Far Eastern ports. Perhaps, if this law was one of the components of the policy of increasing the investment attractiveness of the Far East, which would primarily provide for serious changes in modern Russia oh economic system -. its liberalization, protection of property gain, increase the independence of the judiciary and so on, "It is clear that to increase investment attractiveness of principled law enforcement experience, but practical information about the work itself of the Freeport mode yet in short supply.

In the opinion of Vladimir Vorozhikhin, a leading researcher at the Institute for Strategic Planning and Economic Security of the Financial University under the Government of the Russian Federation, "it is important that after the entry into force of the law, no delays occur in its implementation by various authorities."

"The result of his [law] work is the rapid gaining of power by the Free ports of the Far East, and it is imperative that their appearance is accompanied by the maximum maintenance of order in the ports of the region, the struggle for which between various structures will now increase greatly. New Free ports in the Far East, no priority was given to any country on the territory of one or another of them, "Vladimir Vorozhikhin said.
September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Свободному порту – год

За год работы новый экономический режим набрал инвесторов и размножился по всему Дальнему Востоку

13 июля на пресс-конференции в ТАСС министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подвел промежуточные итоги по работе Свободного порта в Приморском крае. Напомним, соответствующий закон был принят в прошлом году в весеннюю сессию парламента, опубликован в июле и вступил в силу 12 октября 2015 года.

Свободному порту – год
«Режим заработал. На сегодняшний день поступило 96 официальных заявок от инвесторов на общую сумму инвестиций более 164 млрд рублей», – заявил Александр Галушка. По его словам, уже 75 инвесторов получили статус официального резидента, с 46 из них подписаны юридически обязывающие соглашения. «Для девяти месяцев работы это неплохой результат», – отметил глава Минвостокразвития.

Абсолютное большинство из поданных заявок – это российский бизнес. Вместе с тем, есть пять заявок от иностранных предпринимателей: четыре от китайских инвесторов и один от японской компании. Японский проект – это строительство экспортного угольного порта – оценивается в 60 млрд рублей инвестиций, таким образом он “весит” более трети от всех имеющихся на сегодня заявок.

Александр Галушка обратил внимание на то, что режим Свободного порта Владивосток пока работает не в полной мере. Так, осенью еще только предстоит заработать нормам закона о круглосуточном режиме работы пунктов пропуска, о «едином окне» при пересечении государственной границы Российской Федерации грузами, о введении электронного декларирования грузов и реализации принципа «зеленого коридора» для участников внешней экономической деятельности. То, что все эти опции появятся только с 1 октября 2016 года, было изначально предусмотрено законом. Еще одна норма – об упрощенном визовом режиме для иностранных граждан – уже дважды была анонсирована (сначала с 1 января, затем с 1 июля), однако так к настоящему моменту не заработала. 

Министр отметил, что обсуждение новаторского режима Свободного порта происходило на самом высоком уровне. Идея о том, что данный механизм должен быть тиражирован на территории Дальнего Востока, была изначально. На ВЭФ–2015 ее озвучил Владимир Путин, заявив буквально следующее: «Нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу Свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики». По результатам форума глава государства предложил правительству «рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока».

Данное поручение было реализовано – на прошлой неделе президент подписал закон, предусматривающий распространение режима Свободного порта Владивосток на  Хабаровский край (Ванинский муниципальный район), Сахалинскую область (Корсаковский городской округ), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский) и Чукотский автономный округ (Певек). Александр Галушка уточнил, что в настоящий момент проводятся установочные совещания по организации работы свободных портов с главами регионов.

Корреспондент EastRussia опросил руководство дальневосточных регионов, в которых появляются новые Свободные порты. Судя по ответам, сами регионы находятся в разной степени готовности к введению новых режимов: здесь показательно то, что пока почти никто не изучал на практике действие соответствующего режима во Владивостоке. В целом ответы показывают безусловное знание нормативной базы и понимание общих численных показателей Свободного порта Владивосток, но похоже, что тот опыт правоприменения, который нарабатывается сейчас в Приморье, пока в полную меру не воспринят другими регионами.

"Я уверен, что режим Свободного порта будет точно востребован в Ванино, – рассказал зампред Правительства Хабаровского края, министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Юрий Чайка. – Вместе с этим, властям Хабаровского края некогда было наблюдать за тем, как развивался Владивосток в результате введения в нем режима Свободного порта. Поэтому как таковых наблюдений пилотного Свободного порта не проводилось – контакта с его резидентами, на основе которого можно было бы сделать данные наблюдения, не было". По словам Юрия Чайки, власти Хабаровского края, продвигая инициативу введения режима Свободного порта в Ванино, основывались только на том, какие преференции предоставляются данным режимом, а также на общих статистических отчетах, публикуемых Приморским краем и Минвостокразвития России. Такими отчетами в первую очередь являются данные по количеству заявок от потенциальных резидентов: динамика роста этого показателя позволяет сделать вывод о том, что режим Свободного порта во Владивостоке бизнесом востребован.

Специальных исследований по экономическим последствиям введения режима Свободного порта в Ванино в Хабаровском крае не проводилось. Как отметил Юрий Чайка, наиболее эффективным из действующих в крае режимов является режим ТОР – ведь нагрузка на проекты в ТОР снижается на 60%. Поскольку режим Свободного порта в части налоговых льгот дает преимущества, аналогичные режиму ТОР, выгода для бизнеса от реализации проектов в Свободном порту представляется как минимум не меньшей, чем от реализации в ТОР.

"Думаю, что, спустя три года после своего появления в Ванино, режим Свободного порта даст ощутимые для развития экономики Хабаровского края результаты", - объявил Юрий Чайка.

По мнению губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, “с уверенностью можно утверждать, что старт режима Свободного порта во Владивостоке был успешным".

Власти Сахалинской области отслеживали реализацию режима Свободного порта Владивосток и сделали определенные выводы об эффективности этой модели. По словам Олега Кожемяко, подготовка к введению в порте Корсаков режима Свободного порта шла заблаговременно, на основании всех тех нормативных актов, которые были разработаны в рамках предоставления статуса Свободного порта Владивостоку.

"О большем будущем Свободного порта Корсаков можно судить уже на основании того, что в настоящее время есть инвесторы, которые хотели бы войти на его территорию и реализовывать на ней свои проекты", – отмечает Олег Кожемяко.

Эксперты, опрошенные EastRussia, отмечают, в частности, медийную “тишину”, в которой проходило принятие нормы о распространении режима Свободного порта на Ванино, Корсаков, Петропавловск, Певек. Так, не было громких дискуссий, как перед принятием закона о Свободном порте Владивосток, в СМИ отсутствуют новости о проведении соответствующих слушаний с участием представителей Минвостокразвития и бизнеса в Петропавловске и в Певеке. “Это не очень хорошая тенденция, – отмечает один из экспертов EastRussia. – Решение принято благодаря общему тренду на поддержку инициатив Минвостокразвития, но отсутствие публичных “стрессов" на региональном уровне на данном этапе приводит к тому, что регионы в недостаточной степени погружаются в тему и слабо владеют аргументацией, правоприменительной практикой. Которая, на самом деле, уже с запасом сформирована во Владивостоке”.

“Понятно, что основным оператором Свободных портов является Корпорация развития Дальнего Востока, в качестве управляющей компании. Однако успех во многом зависит от регионов, от их понимания темы. Сейчас есть ощущение, что его недостаточно для того, чтобы была синергия между Свободными портами”, – заключает эксперт.

Мнение во многом разделяет главный аналитик форума «ТЭК России в XXI веке» Александр Епишов: "Рассчитывать сегодня на привлечение инвестиций в экономику Дальнего Востока только в результате принятия закона, распространяющего режим Свободного порта на несколько крупных дальневосточных портов, нельзя. Но их поступление было бы возможно, если бы данный закон был одной из составляющей политики увеличения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Которая бы в первую очередь предусматривала серьёзные изменения современной российской экономической системы – её либерализацию, усиление защиты собственности, увеличение независимости судебной системы и так далее”. Очевидно, что для повышения инвестпривлекательности принципиален опыт правоприменения, однако практическая информация о работе как такового режима Свободного порта пока что в дефиците.

По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем стратегического планирования и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ Владимира Ворожихина, “важно, чтобы после вхождения закона в действие не последовало никаких задержек в его реализации со стороны разнообразных органов власти".

"Результатом его [закона] работы видится быстрое набирание силы Свободными портами Дальнего Востока. При этом обязательно, что их появление сопровождалось максимальным поддержанием порядка в портах региона, борьба за которые между разного рода структурами сейчас сильно возрастет. А также, спустя время после начала работы новых Свободных портов на Дальнем Востоке, не допускалось приоритета какой-либо страны на территории того или иного из них", – отмечает Владимир Ворожихин.