Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Свободный порт, не понятый таможней

Экспертный совет в Приморье отверг проект свободной таможенной зоны для СПВ, предложенный Федеральной таможенной службой

Проект свободной таможенной зоны, предложенный Федеральной таможенной службой России (ФТС) для реализации режима Свободного порта Владивосток (СПВ), получил отрицательное заключение Общественного экспертного совета (ОЭС) по экономической политике в Приморском крае.

Свободный порт, не понятый таможней
На заседании ОЭС, которое состоялось 16 декабря, проект приказа ФТС «Об утверждении порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию СПВ...» был подвергнут острой критике и расценен как «нуждающийся в серьезной доработке».

Неприятие (и даже негодование) членов ОЭС, состоящего из представителей реального сектора краевой экономики, вызвал тот факт, что руководство ФТС, ничтоже сумняшеся, просто распространило на СПВ положения свободной таможенной зоны (процедура, предоставляющая возможность беспошлинного ввоза/вывоза товаров), действующие для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

«Они просто за основу взяли свой уже действующий приказ № 1526 от 30 июля 2015 года (о свободной таможенной зоне для ТОСЭР) и добавили в него во все пункты, где речь о ТОСЭР, словосочетание „Свободный порт Владивосток“. Между тем, у СПВ есть ряд особенностей, которые требуют детально прописать режим свободной таможенной зоны именно с учетом их», — подчеркнул в своем выступлении председатель краевого ОЭС, генеральный директор ООО «ДВ Инвест» Денис Сарана.

Подробно на этих особенностях остановился в своем докладе член Совета, директор ЗАО «Давос» Юрий Рябко: «Дело в том, что в соответствующем федеральном Законе прописаны четыре категории компаний-резидентов СПВ. Первые — те, чья деятельность охватывает целиком всю территорию открытых портов Приморья и аэропорта Владивосток. Вторые — те, чья деятельность охватывает отдельные участки морских портов и аэропорта. Третьи — те, что действуют на земельных участках, прилегающих к автомобильному или жд пункту пропуска СПВ (логистические участки). Четвертые — те, что работают на остальной территории СПВ, не являющейся ни портовой, ни логистической. Эту-то категорию резидентов и не учитывает проект приказа ФТС, предлагающий „зеленую“ зону таможенного контроля, „заточенную“ по умолчанию только на портовых и логистических резидентов».

По мнению Рябко, резиденты СПВ 4-й категории в рамках предлагаемых ФТС правил столкнутся с проблемами определения границ «участка резидента», его обустройства и идентификации товаров (эти нормы в проекте приказа ФТС также не прописаны).

Напомним, Общественный экспертный совет по экономической политике в Приморском крае — орган, созданный при губернаторе и обладающий правом экспертной оценки, выявления возможных рисков и вынесения рекомендаций в отношении инвестиционных проектов. В случае с СПВ на него возложены аналогичные функции. На основе рекомендаций и предложений регионального ОЭС по экономической политике будут вноситься процедурные уточнения и изменения в уже принятый и вступивший в силу — но, во многом рамочный — Закон об СПВ. Последнее слово здесь остается за Наблюдательным советом СПВ, председателем которого является вице-премьер и полпред Президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Ближайшее заседание Наблюдательного совета СПВ должно состояться в конце декабря этого года или в начале января следующего.

Справкой

Для первых резидентов СПВ уже начал действовать льготный налоговый режим, но таможенные послабления вступят в силу не раньше, чем в октябре 2016 года. К той поре ФТС и прочие госструктуры должны детально прописать режим свободной таможенной зоны.