Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Свободный транспортный безнал

Южнокорейские инвесторы вложат 1,8 миллиарда рублей в перевод пассажирских перевозок в Приморье на безналичный расчет

Свободный транспортный безнал
В конце сентября Корпорация развития Дальнего Востока объявила о поступлении первых заявок на размещение проектов в ТОРах и Свободном порте от компаний, представляющих интересы южнокорейских инвесторов. В общей сложности были анонсированы три проекта на сумму 2,6 миллиарда рублей. Наиболее крупный проект в финансовом выражении – 1,8 миллиарда рублей инвестиций – заявлен в Свободный порт Владивосток. В рамках проекта южнокорейская компания «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»  планирует реализовать программу по внедрению электронной оплаты услуг на городском транспорте. Подробности проекта выяснял корреспондент EastRussia.

Весь кэш клади в бокс
Несмотря на то, что инвесторы только сейчас приняли решение обратиться в Корпорацию развития Дальнего Востока за получением статуса резидента Свободного порта и всех причитающихся льгот, сам проект не новый. Так, программа в области транспорта и предоставления услуг электронных расчетов, разработанная российскими партнерами на базе технологических разработок в области электронных платежей южнокорейской фирмы, была запущена совместно с городской администрацией Владивостока в пилотном режиме еще в августе прошлого года. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя внедрение и развитие в Приморье универсальной единой пластиковой расчетной электронной системы. Первый этап в ее реализации – это оснащение городского и краевого транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев и фуникулера) – специализированным автоматизированным  устройством, позволяющим осуществлять плату за проезд в общественном транспорте без физического участия водителей или обслуживающего персонала. Устройство – так называемый кэш-бокс – это автоматический терминал, способный принимать у пассажиров монеты, купюры, снимать деньги с контактной пластиковой карты. Автомат умеет выдавать сдачу, а гибко настраиваемая программная инфраструктура позволяет автоматизировать бухгалтерию и отчетность. Кроме того, система оснащена всевозможными датчиками времени и пространства, камерами видеофиксации и протоколом онлайн-передачи данных на центральный сервер.

Генеральный директор компании «Гидеон Систек» Чой Джи Ён поделился с EastRussia опытом внедрения современной системы оплаты в общественном транспорте в Республике Корея. По его словам, кэш-боксы, через которые осуществляется оплата за проезд, уже более 10 лет используются в общественном транспорте большинства крупных южнокорейских городов, упрощая жизнь многим и многим тысячам пассажиров ежедневно. Это облегчает не только работу водителям или операторам  транспортных средств, но и значительно снижает фактор возникновения аварийных ситуаций на дороге и даже преступности. Ведь не секрет, что водители общественного транспорта в России обыкновенно самостоятельно осуществляют расчеты, становясь, порой, жертвами мошенников или преступников.

К тому же, – уверен г-н Чой Джи Ён, – работа кэш-боксов делает прозрачной финансовую составляющую транспортного бизнеса, что должно быть выгодно владельцу: избавление от серых схем и уход от наличного расчета позволяет предприятию более свободно пользоваться банковскими финансовыми и лизинговыми инструментами. Для Южной Кореи это – пройденный этап. Транспортный пассажирский парк страны сегодня на 90% состоит из современных  автобусов, соответствующих высочайшим экологическим стандартам, комфортабельных, надежных и приятных для самих пассажиров. Конечно, такой уровень обеспечивается не без государственной поддержки. Но роль автоматизации платежей в этом нельзя недооценивать.

Полностью исключить из системы финансовых расчетов водителей – одна из главных задач нововведения на этом этапе. Поэтому в городском предприятии общественного автотранспорта призывают пассажиров к сознательности: даже если водитель предлагает передать за проезд по старинке, из рук в руки, стоит использовать кэш-бокс.

«Нам как дирекции автобусного предприятия это новшество дает, в первую очередь, прозрачность движения денежных средств. С кэш-боксом водитель совсем не имеет доступа к деньгам. На сегодняшний день выручка с каждого автобуса, работающего в режиме эксперимента, увеличилась до пяти тысяч, – комментирует директор ВПОПАТ-1 Андрей Пилипчук. – Для администрации это дает прозрачность пассажиропотока. Появляются новые районы, люди переезжают с места на место, центр становится офисным — туда ездят на работу, меняется схема движения. Надо видеть, где сколько пассажиров, когда они пользуются общественным транспортом, чтобы можно было, например, добавлять автобусы на маршрут. Кроме того, с увеличением прибыли больше налогов поступит в казну муниципалитета».

Корреспондент EastRussia протестировал ноу-хау на одном из маршрутов города. И в целом остался доволен, хотя использовать карту при оплате не представилось возможным: такие карты не продаются, а в тестовом режиме используется ограниченный тираж. Слот для купюр не принимает банкноты достоинством 500 рублей и более, поэтому пришлось готовить мелочь. Копейки тоже не принимает, минимальное достоинство монеты – 1 рубль. Справедливости ради, сдачу аппарат выдал аккуратно – вывалил монетами в специальный слот.

Экономика больших масштабов
Второй этап  реализации программы, по словам Дмитрия Гриценко – генерального директора ООО «Городская транспортная компания», российского партнера южнокорейских бизнесменов, – заключается во внедрении единой пластиковой платежной карты и ее интегрировании с банковскими международными системами Visa, MasterCard и российской «Мир». Это позволит расширить и возможности самой карты. По мере развития картой можно будет рассчитываться не только в транспорте, но и в магазинах, оплачивать услуги в различных сферах. Такая система, например, успешно реализована в Гонконге, где у местного населения популярностью пользуется карта OCTOPUS: ее принимают практически везде: при оплате счета в кафе или ресторане, в магазине, в любом виде общественного городского транспорта, за исключением, пожалуй, такси. Корейский инвестор во Владивостоке тоже мыслит масштабно – через приморскую столицу бизнесмены хотят выйти на транспортные рынки других городов России, следующим городом называется Хабаровск.

Понятно, что успех предприятия во многом зависит от удобств, которые система предлагает пассажирам, и от уровня проникновения новой технологии на рынок перевозок. Собственно, бизнес-план, предоставленный для рассмотрения заявки в Сводобный порт Владивосток, предусматривает в общей сложности инвестиции в размере 1,8 млрд рублей. Такие немаленькие суммы пойдут на оборудование, программное обеспечение, обслуживание и прочую инфраструктуру. В начале октября начнется подготовка монтажа технологического оборудования, и уже к началу следующего года все городские автобусы – порядка 600 единиц техники – будут оснащены кэш-боксами.

Инвестор пока не раскрывает детали возврата инвестиций – в какие сроки и каким  именно образом будут возвращаться вложенные средства – в виде доли с транзакций, платы за обслуживание с перевозчика или других инструментов. В то же время инвестор уже на первом этапе гарантирует операторам увеличение прибыльности от перевозок на 35%. Также в настоящее время активно ведутся переговоры с тремя крупными российскими банками, которые могут частично взять на себя финансовую инфраструктуру системы, выступив партнерами.

Дельфин приплыл?
Сегодня звезды складываются явно в пользу «Гидеон Систек»: компания, представляющая корейский капитал, да еще и зашедшая в систему государственной поддержки инвестиций на Дальнем Востоке сразу после знакового приезда южнокорейского лидера на Восточный экономический форум, – наверняка может рассчитывать на режим административного благоприятствования. Помогут ли льготы, положенные резиденту Свободного порта, реализовать проект корейскому инвестору – будет понятно, вероятно, уже в следующем году. А может и раньше – когда окончательно станет понятна судьба конкурирующей системы безналичной оплаты транспорта – проекта банка «Приморья» под названием «Мой Дельфин».

Так, система оплаты «Мой Дельфин» была инициирована в 2012 году. Терминалами оплаты под специальную пластиковую карту уже тогда было оснащено более 99,8% автобусного парка Владивостока. Система оплаты продолжает действовать по сей день, несмотря на то, что в интернете регулярно появляются мнения о ее уходе с рынка. По словам представителя Банка «Приморье» Евгении Сологуб: «Банк продолжает обслуживание ранее выпущенных карт «Мой Дельфин» и инфраструктуры их приема… Проект «Мой Дельфин» с самого начала был ориентирован, главным образом, на оплату проезда в общественном транспорте. Но, к сожалению, пришлось столкнуться с техническими ограничениями: «подводит» связь, необходимая для совершения платежей. Несмотря на это, многие клиенты Банка продолжают использовать карты «Мой Дельфин» для оплаты за проезд, отмечая удобство такого средства платежа».

По данным EastRussia, в целом система оплаты «Мой Дельфин» справлялась с нагрузкой, хотя в процессе и возникали различные сюжеты, в том числе и мошеннические. Так, например, жива история о том, как смекалистые водители додумались вынимать чековую ленту из терминала и требовать от пассажиров прикладывать карту несколько раз подряд, якобы из-за плохой связи, а на деле добиваясь многократных списаний.

Как будут сосуществовать или взаимодействовать обе эти системы – «Мой Дельфин» и «Гидеон Систек» – учитывая, что каждая из них использует свои терминалы оплаты – пока не понятно. Ни в банке, ни в компании инвестора нового платежного проекта EastRussia не удалось получить четкого ответа.