Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Свободу портам Владивостока

Порто-франко собираются сделать максимально комфортным для бизнеса

Свободу портам Владивостока

Владивосток и ряд других муниципальных образований Приморья планируют сделать зоной свободного порта минимум на 70 лет. Ее резидентов предполагается буквально окружить господдержкой, в том числе обеспечить налоговые льготы, страхование по пониженным тарифам и упрощенный ввоз иностранных работников. Аналитики и участники рынка, в целом признавая необходимость ускоренного развития приморских территорий, опасаются, насколько адекватно и дозированно будет реализована данная идея на практике.

Порты есть франко быть

Предложение сделать Владивосток свободной портовой зоной президент РФ Владимир Путин озвучил еще год назад в ежегодном послании Федеральному собранию. Первоначально идея сделать порт Владивосток «свободным» принадлежала Минвостокразвития. Этот вопрос неоднократно обсуждался и с региональными властями, и с бизнесом. Через год идея получила нормативное оформление.

Проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» опубликован на едином портале проектов нормативных правовых актов. С 3 по 18 марта проходило публичное обсуждение документа.

Согласно законопроекту, в границы свободного порта Владивосток планируется включить территории Артемовского и Владивостокского городских округов, Надеждинского, Шкотовского, а также Партизанского, Пограничного и Хасанского районов. Предполагается, что по решению Правительства в зону порто-франко могут войти и другие территории Приморья и порты Дальневосточного федерального округа. При этом в состав Свободного порта Владивосток не войдут особые экономические зоны, зоны территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития. В проекте закона говорится, что свободный порт Владивосток создается на 70 лет, этот срок может быть продлен.

Согласно документу, в порто-франко будут созданы специализированные территории: портовая, промышленная, научно-внедренческая и туристско-рекреационная. Размещение объектов инфраструктуры на этих территориях предлагается финансировать за счет внебюджетных источников, бюджета края и муниципального образования, а также с применением различных форм государственно-частного партнерства.

Для координации деятельности органов государственной власти, оценки эффективности функционирования территории порто-франко, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития свободного порта, осуществления контроля за реализацией этих планов планируется создать наблюдательный совет свободного порта Владивосток. В его состав должны войти заместитель председателя правительства РФ, координирующий работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития дальневосточных регионов, руководитель уполномоченного федерального органа, губернатор Приморья, представители других федеральных органов исполнительной власти. Также предполагается, что в состав совещательного органа смогут включаться сотрудники деловых и научных организаций.

Меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности на территории свободного порта Владивосток подразделяются на общие и специальные. Общие включают, в частности, особенности въезда на территорию Приморского края и выезда за ее пределы иностранных граждан; установление резидентам свободного порта льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимости, принадлежащими управляющей компании; приоритетное подключение специализированных территорий к объектам инфраструктуры; освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного.

Специальные меры применяются в зависимости от типов специализированных территорий, видов экономической деятельности, ее характера и условий осуществления. Это предоставление резидентам льгот по федеральным налогам или специального налогового режима, применение пониженных тарифов страховых взносов, таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В случае принятия закон «О свободном порте Владивостока» вступит в силу по истечении трех месяцев с даты его официального опубликования.

Министерство готово услышать всех

К максимально широкому общественному и экспертному обсуждению законопроекта призвал на прошедшем 23 марта совещании министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Планируется, что доведением законопроекта займется целая проектная команда под эгидой министерства, в которую войдут представители краевой и муниципальной власти Приморья, представители бизнеса и профессиональные эксперты.

Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития, на совещании были озвучены различные предложения к тексту законопроекта. Со стороны администрации Приморского края поступило пожелание по увеличению времени безвизового нахождения иностранных граждан на территории свободного порта до 120 часов с ранее предложенных 72. Кроме того, предложено законодательно определить право иностранцев, находящихся на территории порта без визы, пользоваться гостиничными услугами в этот период.

Мэр Владивостока предложил создать возможности для работы в зоне свободного порта авторитетных международных медицинских клиник, а также образовательных учреждений. По его словам, произведя дерегулирование сферы медицинского обслуживания и создав условия для прихода квалифицированных медицинских операторов из стран АТР, можно инициировать настоящий прорыв в направлении создания сектора высокотехнологичных и современных медицинских услуг по мировым стандартам.

Тема дерегулирования и дебюрократизация стала лейтмотивом совещания. Со стороны собравшихся экспертов прозвучали идеи по применению на территории свободного порта регламентов и режимов регулирования наиболее конкурентоспособных стран. Эксперты высказали аргументы в пользу применения облегченного режима проверок в отношении резидентов свободного порта, в том числе предусматривающего возможность полного отказа от плановых проверок. Со стороны мэрии Владивостока прозвучало предложение законодательно закрепить сроки получения тех или иных разрешений, например, разрешения на строительство.

Отдельно обсуждался вопрос применения льготных налоговых режимов. В процессе обсуждения высказывались аргументы в пользу применения единого налога в зоне свободного порта. Также было предложено узаконить применение иностранных образовательных стандартов и принимать дипломы иностранных вузов в зоне действия режима свободного порта.

Еще одним важным аспектом, прозвучавшим на совещании, стало урегулирование вопросов акватории в контексте ее включения в зону свободного порта.

В то же время со стороны отдельных экспертов от бизнеса на совещании прозвучали предложения допустить при формировании свободного порта возможность массовой миграции иностранных граждан в новую экономическую зону. В ответ глава Минвостокразвития подчеркнул, что безусловный приоритет в вопросах приема на работу – за дальневосточниками и теми россиянами, которые захотят работать в регионе. Именно они будут привлекаться в первую очередь на создающиеся рабочие места.

Что важнее – разработка единых стандартов и правил для всей территории Российской Федерации или создание локальных особых зон? Сомневающимся министр высказал свою точку зрения. По его словам, создание экспериментальных площадок – новое слово в развитии российской экономики. Главное – создание максимально благоприятного инвестиционного климата и конкурентоспособность со странами АТР.

Хорошо забытое новое

Отметим, на данный момент в России пока нет подобного налогового и таможенного формата, как «свободный порт» или «порто-франко». Вместе с тем, он достаточно распространен в мире. Традиционно он подразумевает возможность беспошлинного ввоза товаров. Благодаря подобному правовому режиму появились такие центры международной торговли, как Гонконг или Сингапур. Впрочем, у Владивостока тоже был подобный опыт – статус порто-франко он носил практически со дня своего основания – с 1862 года. Этот режим просуществовал до начала XX века и позволил Владивостоку стать одним из главных морских портов России.

«Сейчас этот формат достаточно популярен в Китае. И на примере портового города Шеньчжень, в свое время созданного как альтернатива Гонконгу, можно наблюдать эффект, который может дать введение режима порто-франко в Приморье», - говорит экономист Александр Латкин. По его словам, буквально за пару десятков лет Шеньчжень из рыбацкой деревушки с населением 3 тыс. человек превратился в город с населением 15 млн жителей.

Впрочем, действительно эффективной мерой было бы распространить такой режим не только на порт Владивосток, но на все порты Приморского края – в том числе на порты Восточный и Зарубино, уверена директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. «Дело в том, что портовые мощности во Владивостоке ограничены самим городом, к тому же там есть военная база», – считает она. При этом в портах может быть обеспечен и льготный таможенный режим, и дополнительный сервис, говорит эксперт.

«История доказала нам, что режим открытого порта Владивостоку был только на пользу. Уникальное геополитическое положение и сейчас позволит нам значительно увеличить грузооборот (то, нам чем собственно зарабатывают порты - стивидорные работы)», - отмечает президент ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Он уверен, что текущая инфраструктура позволяет значительно нарастить объемы по перевалке рыбы (если не брать во внимание конфликтные ситуации между арендаторами причальных стенок с ФГУП Нацрыбресурс) при динамичной отгрузке, сыпучих и наливных грузов, причем не только генеральных. Но самое главное - это наращивание контейнерных перевозок. «Будет потребность в модернизации - она произойдет. Это ведь вопрос экономики. В целом идея, скорее, положительная», - заключил Мартынов.

От проектов к реальной поддержке

Впрочем, есть у экспертов и участников рынка и опасения.

«Сегодня это спорный вопрос для нас», - отмечает советник генерального директора владивостокского морского рыбного порта Дмитрий Легкий. По его словам, предприниматели «пока не совсем понимают, как все будет реализовано». «Во Владивостоке сейчас действуют два порта. Вся причальная территория занята. До введения санкций у нас была работа. Шла техника, были хорошие показатели по экспорту, импорту. Сейчас в условиях санкций и с падением курса рубля сократился ввоз техники. На данный момент остался экспорт. Наше экономическое развитие притормозилось», - рассказывает он. По мнению Легкого, сейчас нужно перейти от глобальных проектов к реальной поддержке среднего бизнеса. Налоговые каникулы, адресные преференции дадут больший эффект для развития дальневосточных территорий. Если же реализовывать идею свободного порта, то надо помнить, что снижение налоговой нагрузки, облегчение таможенных режимов может привести к уменьшению поступлений в казну. «На практике необходимо сосредоточиться в положительном опыте азиатских соседей и тщательно подходить к деталям. Именно там кроется дьявол», - заметил он.

«По ряду совершенно объективных причин и обстоятельств Владивостоку и Приморскому краю в целом необходимо ускоренное экономическое развитие. Любой повод или способ для этого должен быть серьезно рассмотрен и, при наличии возможности, использован. Режим свободного порта является одним из известных способов развития портовых территорий. Однако пока непонятно, что и как именно планируется развивать во Владивостоке и на юге Приморья посредством его использования», - считает заместитель генерального директора ЗАО «Южморырбфлот» Антон Сухоруких.

«Все - яд, и все - лекарство. Вопрос только в дозе», – процитировал Сухоруких Парацельса, пояснив, что пока не очень понятно, какие именно дозы свободы (и свободы для чего) вкладывают идеологи свободного порта Владивосток в свой рецепт. «Классический порто-франко, территория, лишенная таможни, конечно, это перебор. Небольшие льготы по некоторым налогам - это недобор. Таких льготных территорий, уже раскрученных и опробованных, огромное количество в Юго-Восточной Азии», - говорит он.

По его мнению, нужно найти, во-первых, адекватную идею, развитию которой послужит режим свободного порта, а во-вторых - «золотую середину» льгот и преференций, чтобы польза от функционирования этого режима была в том числе и государству, и людям, и региону, а не только собственникам ряда бизнесов, в первую очередь иностранных.

Что может стать такой центральной идеей? «Я считаю, что эта зона должна быть ориентирована на три основных направления: глубокую переработку российского сырья (нефть, газ, уголь, лес, рыба и др.) и экспорт готовой продукции, производство комплектующих и промсборку продукции для дальнейшей реализации на территории РФ и транзитную перевалку грузов Севморпути и Транссиба. Вот, под эти направления и нужно выстраивать такую систему льгот, свобод и преференций, чтобы максимально удобно и выгодно для всех сторон было заниматься этим именно на юге Приморья», - полагает Сухоруких.

Что касается рисков - их, конечно, множество. Но в том и смысл бизнеса, чтобы брать на себя риски, в случае выигрыша получая прибыль, а в случае проигрыша - неся убытки. «Там, где нет рисков, а есть гарантированный доход, обществу не имеет смысла кормить предпринимателей. Но, естественно, риски эти должны быть понятными и управляемыми», - заключил он.

Текущие показатели работы

Перевалка в портах российского Дальнего Востока по итогам 2014 года выросла на 12,3%, до 162,5 млн тонн. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), наибольший прирост обеспечили сухогрузы (+16,3%) и наливные грузы (+6,7%), в лидерах оказались порты Восточный (+19,7%), Находка (+13%) и Ванино (+10,4%), традиционно делающие ставку на перевалку угля. Порт Владивосток увеличил грузооборот до 15,3 млн тонн (+5,3%) и Посьет – до 6,7 млн тонн (+18,8%).

В первые месяцы текущего года порты продолжают сохранять положительную динамику. Однако Владивосток пока в отстающих.

Грузооборот портов Дальневосточного бассейна РФ по итогам января-февраля 2015 года увеличился на 3,5% относительно аналогичного периода 2014 года до 25,34 млн тонн. Перевалка сухих грузов составила 3,6 млн тонн (-0,7%), наливных — 11,74 млн тонн (+8,8%), сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Порт Восточный за отчетный период нарастил перевалку грузов на 12,3% до 9,9 млн тонн, Пригородное — на 0,2 % до 2,8 млн тонн, Де-Кастри — 22,3% до 1,5 млн тонн. Снижение грузооборота в порту Владивосток составило 16,6% до 2 млн тонн, Находка — 2,9% до 3,1 млн тонн, Ванино — 0,3% до 3,7 млн тонн. Доля перевалки грузов в порту Восточный составляет 38,9%, Ванино — 14,7% совокупного объема.