Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Konstantin Semenov: Contact with space - EastRussia | News Republic of Sakha (Yakutia)

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Relationship with space

Satellite Internet in Yakutia will be available

Relationship with space

Active introduction of innovations, mastering of new technologies in communication and informatization is a requirement of modern life. Minister of Communications and Information Technologies of Yakutia Konstantin Semenov - about how the infrastructure will develop and what is the role of the satellite in this process.

- Konstantin Evgenievich, tell us about the satellites working in the republic.

- A whole number of satellites operate throughout the Far East and Eastern Siberia. In Russia, there are two large operators, the owner of the constellations of space vehicles - the state enterprise "Space Communications" and the commercial Gazprom Space Systems. Each of them operates several satellites. Resources on communications satellites rent a lot of commercial communication operators, which are also actively developing their networks of ground stations in our country.

The only satellite that completely covers the entire territory of Yakutia is Express-AM2005, launched in 3. In 2017, its life in orbit is completed. At the end of last year, it was replaced by the long-awaited for us new “Express-AM5”. The remaining satellites cover the republic only partially, and operators have to orient their plates at once to several spacecraft.

The western and central regions of the republic are covered by the satellite Express-AM33. It was launched in 2008 by the Federal State Unitary Enterprise "Space Communications", located at the position of 96,5 degree. Another two satellites are provided by the operator Gazprom Space Systems. Both vehicles are at the 90-th degree of the orbital position, that is, their working area - the western and central parts of Yakutia. Yamal-201, the oldest satellite, was launched back in 2003. It is being prepared for withdrawal next year, in 2012, Yamal-300K has already been launched to replace it. Also in August of this year, we are waiting for the launch of the new Yamal-401 satellite in the same orbital position.

New satellites have more resources on board, are being created on a more powerful platform. In the end, we are striving to make satellite Internet more accessible to users, reducing the cost of equipment and traffic.

- Indeed, satellite communication for Yakutia is very important, because the fiber-optic line is purely physically impossible to conduct throughout the country. But satellite communication does not go to any comparison with the fiber. Can we hope that optics completely replace the satellite in the subject?

- Ensuring mass access to the Internet and eliminating digital inequality is a state task. At the end of last year, we with the Ministry of Telecommunications and Mass Communications of the Russian Federation began work to provide our small towns with population of 250 people accessible by the Internet. One large operator will be selected, which will build communication lines throughout Russia at the expense of the universal service fund, formed from the deductions of all telecom operators. The beginning of specific construction projects in Yakutia on this federal project is expected this year. But the problem is that no operator at the expense of their means will not pull fiber to remote, sparsely populated areas for hundreds of kilometers. Therefore, satellite communication for Yakutia has been and will continue to be one of the main communication technologies throughout the country for many decades.

Satellite technology does not stand still. Today, several communication satellites operating in a completely new Ka-band are already functioning in the world. We do not have such domestic satellites in Russia yet, the first satellite carrying Ka-band equipment was Express-AM5, but it has not yet entered the given orbit. Unfortunately, our Ka-band rays are not directed to our republic. However, we look forward to the beginning of its work in other regions of Russia, I would like to see this new technology in practice. Users will get higher Internet access speeds and significantly lower prices for traffic.

It is clear that the speed of transmission over satellite channels lags far behind the optics. Everyone needs unlimited Internet tariffs. Today they can be provided at reasonable prices only through fiber-optic channels. Therefore, in our republic there are no unlimited tariffs even in the city of Mirny, although there is a terrestrial channel using radio relay stations.

Significant progress in speed and cost of satellite Internet access is expected in 2017, when another Yamal satellite should earn over part of Yakutia. Now satellite stations are installed throughout the country, in almost every locality. Every citizen of the republic, from Yakutsk to the Arctic village of Tiksi on the coast of the Arctic Ocean, has the opportunity to connect the Internet and digital TV using a satellite dish.

- Should we expect that with the launch of new satellites with the Ka-band, the Yakut communication tariffs will be equal to the average tariffs in the country?

- Most likely, no, the difference will always be, since, firstly, the ground channels were and will be more speedy and cheaper. Secondly, even satellites over the western part of Russia are much more numerous than over the Far East. But the difference in tariffs will be reduced, as we saw with the arrival of optics in Yakutsk. For example, in the capital of the republic the cost of unlimited Internet for the population for the last three years has dropped by about eight times, and the "unlimited" has finally become public.

- When can we expect a radical improvement in the quality of satellite communications in hard-to-reach areas of Yakutia?

- By the summer, when the new satellite Express-AM5 will be put into operation, which will allow creating the infrastructure for providing the population of the whole Far East and Siberia with communication channels and affordable multi-program digital television and radio broadcasting. Now the satellite is moving to its target orbit. Due to it, the quality of communication in the whole republic will significantly improve, even in the remote northern areas. We expect to put it into operation in May-June of this year. The life of the spacecraft will be 15 years. Today it is one of the most powerful Russian communications satellites. Like Express-AM3, it will be in the target orbital position of 140 degrees east longitude. This is the optimal location for a satellite that operates on Yakutia. Its input will have a positive effect on the development of the Internet and the package of multiservice communication services in the whole of Yakutia.

- What problems do the republic need to solve in order to improve the quality of satellite communications?

- The main problem is the lack of satellite resources. Load on existing channels, which is already objectively lacking, is growing, we are experiencing a huge shortage of satellite communication channels. In the short term, the resource deficit will not decrease significantly. And this is the problem of the entire Far East. The existing satellites have all the channels already occupied. And it is clear that communication via satellite is very expensive. But it is worth noting that the new satellite "Express-AM5" operators operating in Yakutia, have received enough resources, in total more than 900 megahertz have been booked. This means that the speed of satellite communication channels can be increased by one and a half times. This has already been stated, for example, the branch of OJSC "Rostelecom" in Yakutia - "Sakhatelecom".

- Previously, provider activity was the prerogative of such large companies as Rostelecom. Now the situation is changing. How do you assess the success of small Yakut enterprises?

- I believe that the small business of Yakutia has occupied a very attractive niche for development. Today, a number of small Yakut companies act as representatives of large all-Russian satellite Internet operators and actively promote these services throughout the country. Thus, competition between providers is developing not only in the capital, Yakutsk, or other cities of the republic, but even in the Far North an alternative to the same Rostelecom appears, and this means that the quality of the services provided improves. Such changes are particularly relevant this year, as it is declared the Year of the Arctic.



One of the striking successful examples is the company YakStar, a resident of the Yakutia Technopark. Just last year, they organized Internet access points in 40 locations of the republic. At the same time, the access speed of “YakStar” even in the most distant villages is approximately 512 Kbps, which is a very good indicator. Access to the population is provided via Wi-Fi, which is very convenient. I was recently in Allaikhovsky and Zhigansky districts: their Wi-Fi works great in many villages, within the entire settlement, and in houses and on the streets. There is no such thing in Yakutsk, and thanks to YakStar, residents of remote villages can use the Internet anywhere.

The advantage of our local companies to the Moscow operators is that Yakutians themselves work for us, they know the specifics of their republic and the local market. But our market does not need dozens of telecom operators, the provider business is not massive, in contrast to the IT field.

- And do you think that the IT industry in the uluses has a chance for development?

- IT business has much more opportunities, the field of activity is not limited to the territory, because you can create programs for the global market. In our ulus, affordable fast Internet only comes, and this is the main condition for the development of the IT-sphere. The second important condition is the concentration of a number of IT specialists in one place. Successful projects and ideas most often appear in the exchange of information, the constant interaction of people. Therefore, we very much support the idea of ​​creating in Yakutsk an IT park with all the necessary infrastructure, facilities and so on. It will just become the focus of people with ideas in the field of high technology.

- What steps do you expect from Yakut companies in this area?

- Electronic government is actively developing in Yakutia. It consists of a variety of information systems, including electronic document management. Recently we started to involve local businesses, but, unfortunately, they are still far from the level of Moscow or Kazan colleagues. Of course, they take experience. What we are doing now, they already passed five years ago. The same IT-park began to be created in Tatarstan seven years ago. But if it is still difficult for us to compete with the West of Russia, then within the Far East of the country we have every chance to get ahead. We can be the first to create an IT park, and our companies will have an objective chance to break out into the leaders of the IT industry.

- Let's return to communication problems. Communication channels are leased on all four satellites. Will the republic ever launch its satellite?

- We are studying various options, including investing in the creation and launch of a new communications satellite. In the past and this year, the delegation of the republic headed by Deputy Prime Minister Alexander Borisov visited the SP Korolev Rocket and Space Corporation Energia and in Gazprom Space Systems in Moscow, as well as in the Information Society Satellite systems "them. Academician MF Reshetnev "in Krasnoyarsk-26 (now Zheleznogorsk). Negotiations were held with the leadership of leading Russian companies engaged in the production of communication satellites, about the possible participation of our Republic in the creation of a new satellite.

- What other innovations will be introduced by Yakutia in the field of satellite communications?

- Basically, our communication operators use satellites located in the geostationary orbit, that is, above the equator. They are always on the same point and thus ensure the broadcasting of a strictly defined territory. But apart from geostationary in the world today, low-orbiting, relocating satellites are increasingly used. So far, mostly foreign ones are used - Globalstar and Iridium. But next year we expect the full-scale operation of the spacecraft of the domestic system of low-orbit satellites Gonets. Today, this company is gradually moving its satellites into orbit. They are not designed to transmit large volumes of traffic in a constant mode. Their task is the transmission of telematic information from transport or production facilities, the transmission of electronic mail or text messages, in particular, in emergency situations. In the future, the provision of radiotelephone communication services is expected.

In the republic, the need for the services of such satellites is also high. The Mi-8 helicopter crashed last summer in Ust-Yanye for a long time could not be found. If the Gonets group had already been operating in Yakutia and the helicopter had the appropriate equipment, information about the coordinates of the plane crash would have been obtained much faster, people’s lives would have been saved.

Now this new satellite grouping for our country is launched in a minimum amount - in six satellites "Gonets-M". Six more vehicles are expected to be launched this year. If their launch into orbit is successful, then we will have certain prospects for equipping our vehicles in remote, arctic regions of the republic with the necessary equipment in the event of an emergency.

- How does Yakutia compare with other regions of the Russian Far East in terms of Internetization?

- By satellite equipment, we are no worse than other regions of the FEFD. In terms of the provision of domestic spacecraft, it is even better, since Yakutia is located west of most other subjects of the Far East, we have the opportunity to work with satellites located in the west. Sakhalin and Magadan, for example, have no such possibility. As for the optical fiber, all large trunk lines pass by the territory of the republic. Therefore, in terms of Internet speed, we seriously lost to the more southern regions of the country. But with the arrival of the main fiber optic communication lines of OJSC Rostelecom and CJSC TransTeleCom, this issue has been largely resolved.

Now, together with our operators, we are working on the development of intraregional FOCL in Yakutia. Today, in addition to Yakutsk, optics came to the territory of Central Yakutia (Khangalassky and Namsky uluses), the river (Maya), southern (Neryungri, Aldan). There is a certain certainty that already at the beginning of 2015 the FOL will come to Lensk, Mirny, Olekminsk and Churapchu. Next, we will work to build optics in the direction of the Vilyui group of regions.

Of course, the Far East significantly lags behind the western part of the country in the development of telecommunications infrastructure; this is a big problem, we constantly raise this issue in the Ministry of Communications and Mass Media of the Russian Federation. Despite plans to launch two new satellites this year, we do not see a radical change in the situation. We will continue to work with the Ministry of Communications and the Federal State Unitary Enterprise "Space Communications" and insist that new satellites are absolutely necessary for Yakutia.

Interview published in the journal "Technopark Yakutia".

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Связь с космосом

Спутниковый Интернет в Якутии станет доступным

Связь с космосом

Активное внедрение инноваций, освоение новых технологий в связи и информатизации – требование современной жизни. Министр связи и информационных технологий Якутии Константин Семенов – о том, как будет развиваться инфраструктура и какова роль спутника в этом процессе.

– Константин Евгеньевич, расскажите о спутниках, работающих на республику.

– На всей территории Дальнего Востока и Восточной Сибири действует считанное количество спутников. В России работает два больших оператора, владельца группировок космических аппаратов – это государственное предприятие «Космическая связь» и коммерческое «Газпром космические системы». Каждый из них эксплуатирует несколько спутников. Ресурсы на спутниках связи арендует множество коммерческих операторов связи, которые также активно развивают свои сети наземных станций у нас в республике.

Единственным спутником, который полностью закрывает всю территорию Якутии, является запущенный в 2005 году «Экспресс-АМ3». В 2017 году завершается срок его эксплуатации на орбите. В конце прошлого года его заменил долгожданный для нас новый «Экспресс-АМ5». Остальные спутники покрывают республику лишь частично, и операторам приходится ориентировать свои тарелки сразу на несколько космических аппаратов.

Западные и центральные районы республики покрыты спутником «Экспресс-АМ33». Он запущен в 2008 году ФГУП «Космическая связь», находится на позиции 96,5 градуса. Еще два спутника предоставляет оператор «Газпром космические системы». Оба аппарата находятся на 90-м градусе орбитальной позиции, то есть их рабочая зона – западные и центральные части Якутии. «Ямал-201», самый старенький спутник, запущен еще в 2003 году. Его готовят к выводу в следующем году, в 2012 году ему на замену уже запустили «Ямал-300К». Также в августе этого года мы ждем запуска в ту же орбитальную позицию нового спутника «Ямал-401».

Новые спутники имеют больше ресурсов на своем борту, создаются на более мощной платформе. В конечном итоге мы добиваемся того, чтобы спутниковый Интернет стал более доступным для пользователей, удешевляем оборудование и трафик.

– Действительно, спутниковая связь для Якутии очень важна, ведь оптоволоконную линию чисто физически невозможно провести по всей республике. Но спутниковая связь не идет ни в какое сравнение с оптоволокном. Можно ли надеяться, что оптика полностью заменит спутник в субъекте?

– Обеспечение массового доступа к Интернету и ликвидация цифрового неравенства – это государственная задача. В конце прошлого года мы с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ начали работу по обеспечению доступным Интернетом наших малых населенных пунктов с численностью жителей от 250 человек. Будет выбран один большой оператор, который за счет средств Фонда универсальной услуги, сформированного из отчислений всех операторов связи, будет строить линии связи по всей России. Начало конкретных строек в Якутии по этому федеральному проекту ожидается в этом году. Но проблема в том, что ни один оператор за счет своих средств не станет тянуть оптоволокно в отдаленные малонаселенные местности за сотни километров. Поэтому спутниковая связь для Якутии была и будет оставаться еще много десятилетий одной из главных технологий связи на всей территории республики.

Спутниковые технологии не стоят на месте. Сегодня в мире уже функционируют несколько спутников связи, работающих в совершенно новом Ка-диапазоне. У нас в России таких отечественных спутников пока нет, первым спутником, несущим оборудование Ka-диапазона, стал «Экспресс-АМ5», но он еще не вышел на заданную орбиту. К сожалению, на нашу респуб­лику его лучи Ка-диапазона не направлены. Однако мы с нетерпением ждем начала его работы в других регионах России, хотелось бы увидеть эту новую технологию на практике. Пользователи получат более высокие скорости доступа в Интернет и значительно более низкие цены на трафик.

Понятно, что скорость передачи по спутниковым каналам значительно отстает от оптики. Всем нужны безлимитные тарифы на Интернет. Сегодня их по приемлемым ценам возможно предоставить только по волоконнооптическим каналам. Поэтому в нашей республике безлимитных тарифов нет даже в городе Мирном, хотя там и работает наземный канал с использованием радиорелейных станций.

Значительный прогресс в скорости и стоимости спутникового доступа в Интернет ожидается в 2017 году, когда над частью Якутии должен заработать еще один спутник серии «Ямал». Сейчас спутниковые станции установлены по всей территории респуб­лики, практически в каждом населенном пункте. У каждого жителя республики, от Якутска до арктического поселка Тикси на побережье Северного Ледовитого океана, есть возможность подключить Интернет и цифровое ТВ с помощью спутниковой тарелки.

– Стоит ли ожидать, что с запуском новых спутников с Ка-диапазоном якутские тарифы на связь сравняются со средними тарифами по стране?

– Скорее всего, нет, разница будет всегда, так как, во-первых, наземные каналы были и будут более скоростными и дешевыми. Во-вторых, даже спутников над западной частью России пока что намного больше, чем над дальневосточной. Но разница в тарифах будет сокращаться, как мы это увидели с приходом оптики в Якутск. Например, в столице республики стоимость безлимитного Интернета для населения за последние три года упала примерно в восемь раз, и «безлимитка» стала, наконец, общедоступной.

– Когда можно ждать кардинального улучшения качества спутниковой связи в труднодоступных районах Якутии?

– К лету, когда войдет в эксплуатацию новый спутник «Экспресс-АМ5», который позволит создать инфраструктуру для обеспечения населения всего Дальнего Востока и Сибири каналами связи и доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием. Сейчас спутник движется на свою целевую орбиту. За счет него значительно улучшится качество связи во всей республике, даже в отдаленных северных районах. Ввод его в эксплуатацию мы ожидаем в мае-июне этого года. Срок работы космического аппарата составит 15 лет. На сегодня это один из самых мощных российских спутников связи. Как и «Экспресс-АМ3», он будет стоять в целевой орбитальной позиции 140 градусов восточной долготы. Это оптимальное местоположение для спутника, который работает на Якутию. Его ввод положительно скажется на развитии Интернета и пакета мультисервисных услуг связи во всей Якутии.

– Какие проблемы необходимо решить республике, чтобы улучшить качество спутниковой связи?

– Главная проблема – дефицит спутниковых ресурсов. Нагрузка на существующие каналы, которых уже объективно не хватает, растет, мы испытываем огромную нехватку спутниковых каналов связи. В ближайшей перспективе дефицит ресурсов сильно не уменьшится. И это проблема всего Дальнего Востока. У имеющихся спутников все каналы уже заняты. И понятно, что связь через спутник – это очень дорого. Но стоит отметить, что на новом спутнике «Экспресс-АМ5» операторы, работающие в Якутии, получили достаточно ресурсов, всего забронировано более 900 мегагерц. Это означает, что скорость спутниковых каналов связи может быть увеличена в полтора раза. Об этом уже заявил, к примеру, филиал ОАО «Ростелеком» в Якутии – «Сахателеком».

– Раньше провайдерская деятельность была прерогативой таких крупных компаний, как «Ростелеком». Теперь ситуация меняется. Как вы оцениваете успехи малых якутских предприятий?

– Я считаю, что малый бизнес Якутии занял очень привлекательную для развития нишу. Сегодня ряд небольших якутских компаний выступают представителями крупных общероссийских операторов спутникового Интернета и активно продвигают эти услуги на территории всей республики. Таким образом, не только в столице, Якутске, или других городах республики развивается конкуренция между провайдерами, но и в селах даже на Крайнем Севере появляется альтернатива тому же «Ростелекому», а значит, улучшается качество предоставляемых услуг. Подобные изменения особенно актуальны в этом году, так как он объявлен Годом Арктики.

Одним из ярких успешных примеров является компания «ЯкСтар», резидент технопарка «Якутия». Буквально за один прошлый год они организовали точки доступа к Интернету в 40 населенных пунктах республики. При этом скорость доступа у «ЯкСтар» даже в самых далеких деревнях равна примерно 512 Кбит/с, что является очень неплохим показателем. Доступ населению предоставляется посредством Wi-Fi, что очень удобно. Я недавно был в Аллаиховском и Жиганском районах: у них Wi-Fi прекрасно работает во многих деревнях, в пределах всего населенного пункта, и в домах и на улицах. В Якутске такого нет, а благодаря «ЯкСтар» жители отдаленных поселков могут пользоваться Интернетом в любом месте.

Преимущество наших местных компаний перед московскими операторами в том, что у нас работают сами якутяне, они знают специфику своей республики и местный рынок. Но нашему рынку не нужны десятки операторов связи, провайдерский бизнес не массовый, в отличие от области IT.

– А как вы считаете, у IT-индустрии в улусах есть шансы для развития?

– У IT-бизнеса гораздо больше возможностей, поле деятельности не ограничено территорией, ведь можно создавать программы для глобального рынка. В наши улусы доступный быстрый Интернет только приходит, а это главное условие для развития IT-сферы. Вторым немаловажным условием является концентрация в одном месте множества IT-специалистов. Успешные проекты и идеи чаще всего появляются при обмене информацией, постоянном взаимодействии людей. Поэтому мы очень поддерживаем идею создания в Якутске IT-парка со всей необходимой инфраструктурой, помещениями и так далее. Он как раз и станет местом средоточия людей с идеями в области высоких технологий.

– Каких шагов вы ожидаете со стороны якутских компаний в этой сфере?

– В Якутии активно развивается электронное правительство. Оно состоит из множества информационных систем, в том числе по электронному документообороту. Недавно мы начали привлекать к работе местные предприятия, но, к сожалению, им еще далеко до уровня московских или казанских коллег. Конечно, те берут опытом. То, что мы делаем сейчас, они уже проходили лет пять тому назад. Тот же IT-парк начал создаваться в Татарстане семь лет назад. Но если нам пока трудно конкурировать с западом России, то в рамках Дальнего Востока страны у нас есть все шансы вырваться вперед. Мы можем первыми создать IT-парк, и у наших компаний появится объективный шанс выбиться в лидеры IT-индустрии.

– Вернемся к проблемам связи. Каналы связи на всех четырех спутниках операторы берут в аренду. Сможет ли республика когда-нибудь запустить свой спутник?

– Мы изучаем различные варианты, в том числе инвестирование в создание и запуск нового спутника связи. В прошлом и в этом году делегация республики во главе с заместителем председателя правительства республики Александром Борисовым побывала в «Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева» и в «Газпром космические системы» в Москве, а также в ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева» в Красноярске-26 (ныне Железногорск). Были проведены переговоры с руководством ведущих российских компаний, занимающихся изготовлением спутников связи, о возможном участии нашей республики в создании нового спутника.

Какие еще инновации будут внедряться Якутией в области спутниковой связи?

– В основном наши операторы связи используют спутники, находящиеся на геостационарной орбите, то есть над экватором. Они всегда находятся на одной точке и таким образом обеспечивают вещание строго определенной территории. Но кроме геостационарных в мире сегодня все чаще используются низкоорбитальные, перемещающиеся относительно Земли спутники. Пока что в основном используются зарубежные – Globalstar и Iridium. Но уже в следующем году мы ожидаем начала полномасштабной работы космических аппаратов отечественной системы низкоорбитальных спутников «Гонец». Сегодня эта компания постепенно выводит свои спутники на орбиту. Они не предназначены для передачи больших объемов трафика в постоянном режиме. Их задача – передача телематической информации с транспорта или производственных объектов, передача электронной почты или текстовых сообщений, в частности, в экстренных ситуациях. В перспективе ожидается предоставление услуги радиотелефонной связи.

В республике потребность в услугах таких спутников также высока. Потерпевший крушение прошлым летом вертолет Ми-8 в Усть-Янье долго не могли найти. Если бы группировка «Гонец» в то время уже работала на территории Якутии и вертолет имел соответствующее оборудование, то информация о координатах авиакатастрофы была бы получена намного быстрее, были бы спасены жизни людей.

Сейчас эта новая для нашей страны спутниковая группировка запущена в минимальном объеме – в шести спутниках «Гонец-М». В этом году ожидается запуск еще шести аппаратов. Если их вывод на орбиту пройдет удачно, то у нас появятся определенные перспективы для того, чтобы оснастить необходимым оборудованием на случай ЧС наши транспортные средства в отдаленных, арктических районах республики.

– Как Якутия выглядит по сравнению с другими регионами Дальнего Востока России с точки зрения интернетизации?

– По оснащенности спутниками мы не хуже чем другие регионы ДФО. По обеспеченности отечественными космическими аппаратами – даже лучше, так как Якутия находится западнее, чем большая часть других субъектов Дальнего Востока, у нас есть возможность работать с расположенными на западе спутниками. У Сахалина и Магадана, к примеру, такой возможности нет. Что касается оптоволокна, то все крупные магистральные линии проходят мимо территории республики. Поэтому по части скорости Интернета мы серьезно проигрывали более южным регионам страны. Но с приходом магистральных волоконных оптических линий связи ОАО «Ростелеком» и ЗАО «ТрансТелеКом» этот вопрос в большей степени решен.

Сейчас мы совместно с нашими операторами прорабатываем развитие в Якутии внутрирегиональных ВОЛС. Сегодня, помимо Якутска, оптика пришла на территорию Центральной Якутии (Хангаласский и Намский улусы), заречной (Майя), южной (Нерюнгри, Алдан). Есть определенная уверенность, что уже в начале 2015 года ВОЛС придет в Ленск, Мирный, Олекминск и Чурапчу. Дальше будем работать над тем, чтобы построить оптику в направлении вилюйской группы районов.

Конечно, Дальний Восток значительно отстает в уровне развития телекоммуникационной инфраструктуры от западной части страны, это большая проблема, мы постоянно ставим этот вопрос в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Несмотря на планы по запуску в этом году двух новых спутников, кардинального изменения ситуации мы не видим. Мы продолжим вести работу с Минкомсвязи и ФГУП «Космическая связь» и настаивать на том, что Якутии совершенно необходимы новые спутники.

Интервью опубликовано в журнале «Технопарк Якутия».