Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Связанные одной сетью

Новые электросетевые проекты выведут Магаданскую область на новый уровень

Связанные одной сетью

Заместитель начальника магаданского участка ООО «Якутское» Дмитрий Ильковский рассказал EastRussia о перспективах развития электросетевого комплекса Северо-Востока России.

– Дмитрий, почему в последнее время в Магаданской области стало уделяться повышенное внимание становлению энергетической инфраструктуры?

– В Магаданской области сосредоточены очень большие природные ресурсы – главным образом горнорудная промышленность («Павлик», «Рудник им.Матросова» и т.д.). Потенциал региона велик, а развитие переработки невозможно без электроэнергии. А что мы видим? Электросетевое хозяйство по всей Магаданской области оставляет желать лучшего. Ветхие деревянные линии валятся буквально на глазах, не выдерживая ветровых и прочих природных нагрузок. Кстати, помимо больших объектов, которые мы строим, у нас есть еще «инициативные», где мы, грубо говоря, идем навстречу ОАО «Магаданэнерго» и производим реконструкцию старых деревянных линий. В любом случае – они временные: их надо заменять.

– Расскажите, пожалуйста, о нынешнем крупном проекте, который ООО «Якутское» реализует в Магаданской области.

– Проект ЛЭП 220 кВ «Оротукан – Палатка – Центральная» (заказчик ОАО «ДВЭУК») был проработан летом прошлого года, сейчас по нему идет активная работа. На сегодняшний день это основной объект строительства для нашей компании. Что он собой представляет? Это два пусковых комплекса. Первый пусковой комплекс – от Оротукана до Палатки, второй – от Палатки до Магадана. Всего 377 км линий, которые проходят преимущественно по горам, а кое-где и по болотам. 1407 металлических опор разного типа – как стандартных решетчатых, так и опор типа ПВ, специально предназначенных для больших ветровых нагрузок и гористой местности.

Географический фактор был изначально проработан в техническом задании проектантами и заказчиком. Опыт строительства в Магаданской области у нашей организации уже есть.

– Вы имеете в виду ЛЭП «Центральная – Сокол – Палатка»?

– Да, этот проект мы сдали в 2013 году. Это участок линий в 105 км, с отпайками, со множеством заходов в исполнении 35, 110 кВ. Два года назад здесь, в Палатке, стояла деревянная линия, которая была в очень плачевном состоянии. Первая линия 110 кВ «Центральная – Сокол – Палатка» прошла и объединила много линий, которые заходят в малые населенные пункты – поселки Снежный, Ола, Уптар, Сокол.

– Какие возможности дадут новые сети региону?

– Повышается качество и надежность передачи энергии – меньше сбоев будет на линиях. Наша работа заключается в том, чтобы качественно провести провода к подстанции. Когда электроэнергия приходит на подстанцию, то она уже идет непосредственно к потребителю – будь то предприятие или поселок.

– Недавно в СМИ прошли новости о том, что запуск Наталкинского месторождения золота существенно откладывается. При этом линия «Оротукан – Палатка – Центральная», которую вы сейчас строите, ориентирована именно на это производство. Не получится ли «памятник в тайге» – невостребованный объект?

– Сдача нашего проекта «Оротукан – Палатка – Центральная» запланирована на 2015 год. Объект действительно был частично ориентирован на обеспечение первой очереди Наталкинского месторождения компании «Рудник им. Матросова». Однако мы уверены, что в ближайшее время ситуация в золоторудной компании разрешится. Потом это не единственное месторождение в том районе. К примеру, есть еще рудник «Павлик». Не исключено, что и в районе «Яно-Колымской золоторудной провинции» будут обнаружены новые запасы благородного металла.

– Этот же вопрос мы собираемся задать и ОАО «РусГидро» – не за горами ввод в строй Усть-Среднеканской ГЭС, это новые мощности, которые пока что совершенно не востребованы.

– В любом случае лучше, когда энергия есть. Ее можно оставить как резервный источник. Одна линия не работает, но есть много перемычек, которые позволяют сделать переключение в случае какой-то аварийной ситуации. А когда есть и свободные мощности, и эффективные решения по транспорту электричества – это хороший стимул для развития новых предприятий. Один из знаковых проектов – проект по производству сжиженного водорода, который ОАО «РАО Энергетические системы Востока» продвигает совместно с японской компанией «Кавасаки».

В этом плане интересно посмотреть наш опыт электросетевого строительства в Якутии – пример того, как надежная энергетическая инфраструктура позволила промышленности совершить ощутимый поступательный шаг (подробнее – в разделе «Мнения» – прим.ред.).

– По какой схеме идет строительство ЛЭП в Магадане?

– В порт приходит корабль с материалами, его разгружают, а продукцию везут на базу-склад – ООО «Азис». По нашим заявкам на машинах компании в необходимом количестве материалы (уголки, катушки с проводами) доставляются на площадку. И уже из уголков мы собираем опору. В нашей работе очень важна четкость и слаженность поставок, поэтому мы выбираем предприятия, которые никогда нас не подводят. В этом году мы уже получили около 1800 тонн конструкций, в декабре придет еще один корабль с грузом в 1500 тонн. Ну а следующий год для нас решающий – мы законтрактовали все основные материалы для строительства ЛЭП.

Кстати, детали для опор выполнены российскими производителями – Омский завод металлоконструкций и ЗАО «УМЕКОН» (Уральский завод металлоконструкций (Екатеринбург)). Мы проводим конкурс – периодически поставщики бывают разные: не всегда выгодно работать с одним поставщиком, так как у него существуют определенные мощности, которые он может освоить. И если наша заявка больше, то мы размещаем ее на нескольких заводах в рамках конкурсных отборов.

– Сколько весит одна опора?

– Опоры бывают разными. Каждый тип комплектуется определенным набором уголков, поэтому существует порядка 12 разновидностей опор. Анкерно–угловые (вес порядка 11,5 тонн) держат провод, промежуточные опоры весом 5-6 тонн его поддерживают. Однако бывают опоры и выше – около 14 тонн, чтобы поднять провод, например, над дорогой.

– По вашему мнению, что надо сделать, чтобы превратить Дальний Восток в «энергетическую житницу страны»?

– Дальний Восток – огромные площади. И прежде чем заселять их людьми, которые будут работать на перспективных проектах, нужно создать инфраструктуру – построить дороги, протянуть ЛЭП, организовать комфортные условия для жизни. Получается, одно цепляется за другое. А у нас сегодня более популярна идея «вахтового» метода освоения региона. И пока эта идея довлеет, глобально освоить регион будет непросто. И также сложно будет идти реализация проектов территорий опережающего развития, потому что отсутствует комплексный подход, когда и промышленность, и энергетика, и инфраструктура развиваются вместе.

– Если, например, привлекать инвесторов, можно ли переломить ситуацию?

– Мне кажется, у нас и без частных инвесторов есть возможности для движения вперед. Просто необходима четкая стратегия, некий грамотный просчет. А у нас сегодня людей очень сложно заманить на Север, даже социальными гарантиями – квартирой, льготами, северными надбавками.

Люди боятся менять свою жизнь. Не так много романтиков, которые, приехав на год, остаются на всю жизнь. Такими историями могут похвастаться разве что наши бабушки и дедушки. Людей интересуют не обещания: «мы вам дадим надбавку, работу, бесплатный перелет», а конкретика: «сколько вы нам дадите»? Конкретика пока только в рамках предприятий. Люди находят компанию, подписывают контракт и приезжают.

– Как же обстоят дела с кадрами на ООО «Якутское»?

– У нас на предприятие вахтовый метод работы – люди приезжают со всей страны: преимущественно из регионов Дальнего Востока, но есть и из Воронежа, Краснодара, центральной части России. И интересно, что практически никто не остался здесь жить, хотя есть возможность очень дешево приобрести жилье относительно той же центральной части России. Люди просто не понимают, что им тут делать, когда закончится стройка.

– Ваша база расположена в поселке Стекольный. Участвуете ли вы в жизни поселка?

– Мы стараемся. Осенью прошлого года мы отсыпали в поселке грунтовую дорогу, провели противопаводковые мероприятия. А когда в соседнем поселке Палатка была угроза прорыва русла реки, мы направили свою технику, чтобы справиться со стихией. Для предотвращения разлива реки весной следующего года мы уже заранее решили, что будем разбирать лед, чтобы наледь не шла в водоем.

Если руководством области будет одобрен проект строительства моста в поселке Стекольный, то мы готовы выступить подрядчиком, так как мост – больная тема для жителей: после его обрушения автомобильный поток проходит через поселок.

Кроме того, мы собираемся закупить для поселка хоккейные площадки, а также помочь в организации празднования Нового года и Дня Победы.