Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Mysterious island - Matua

According to the number of hidden secrets, Matua is quite worthy of the pen of Jules Verne. Today, Russia is building a military base here - has this land been studied enough?

Today, Matua Island is the least explored island of the Kuril ridge - it has never undergone comprehensive research work. Nevertheless, 80 years ago it was the most developed point in terms of infrastructure, thousands of kilometers around. The Japanese military base located on the island, which consisted of a full-fledged airfield, village, defensive infrastructure and a whole system of ground and underground communications - the quantity and quality of buildings on the island is amazing. And this is on that island, on which the climate is not what to build - it really does not allow being.

Mysterious island - Matua
Until the beginning of the 20th century there existed a permanent settlement of the Ainu. During the Second World War on the island was located military units of Japan. Powerful fortifications, underground bunkers with concrete walls of one meter, large-caliber guns and a mass of equipment. And a military airfield with three runways, which were heated by thermal springs. It should be noted that there are no closed bays on Matua. Therefore, if we consider the island on maps or aerospace photography, it may seem that there is no good shelter for a ship near the island. But in practice, it has a convenient and relatively safe place - it is a strait in the southwestern part of the island, covered from the west by a small island of Iwaki (Toporkovy). It was here in wartime was a Japanese raid, located berths.

In August 1945, with the start of the Kurile landing operation, bloody battles were fought over the much less fortified islands - Paramushir and Shumshu. Matua was commissioned without a fight. The same things that happened with Matua further - happened in Soviet times, little is known. Civilians did not get here and were not allowed, but keep their secrets. Apparently, on the island there was a military unit serving radars. Broken installations and dumps of electronic equipment 60-70-ies are scattered throughout the island. Approximately before 2001 year on Matua the border post was saved. Then it burned down, and the employees who lost their homes were evacuated to the big land. Now there is nobody on the island.

What the Japanese did here during the Second World War - this is probably the main mystery. Among the possible versions - and the secret transshipment base of the submarine fleet, and a deeply conspiratorial fortress-scientific laboratory, and fortified point - the repository for the values ​​of the empire. In the Russian captivity only the construction workers and auxiliary personnel got to where the pilots, sailors and artillerymen disappeared from the island. In this case, even if you do not try too hard, it is easy to find many structures on the island, the purpose of which is not easy to explain. What, for example, could the load carry concrete bunkers with meter walls, thick steel doors and the same shutters? Barracks, command post, warehouse, bomb shelter? But why then so many windows with a complex system of steel shutters and constipation, why a sophisticated network of air ducts? Maybe the lab? On the island more than once found some sophisticated instruments with sensors, manometers, centrifuges ... What did the German submarines bring or bring here? On Matua still barrels are lying around from the fuel with the marking of the Third Reich.

According to Evgeny Vereshchagi, the head of the regular Kamchatka-Kuril expedition, the island was obviously preserved by the Japanese garrison before surrender to the Soviet troops. All the most valuable, probably, was burned, blown up or drowned in the ocean. But, perhaps, something remained inside the island - on the island found underground communications, not just cut down in the basalt, but also finished with wood.



Japan does not provide any explanatory information in response to numerous requests from Russian researchers. But a small chance to comprehend the incomprehensible island of Matua is still there - in May a large-scale joint expedition of the Russian Ministry of Defense and the Russian Geographical Society started on it, which is not comparable with the scale of all previous expeditions.

According to the head of the expedition, Vice-Admiral Andrei Ryabukhin, deputy commander of the Pacific Fleet (quoted in Ogonek magazine), the task is "to study the infrastructure that existed on the island, the possibilities of its application and use in today's conditions." The second is the engineering reconnaissance of the terrain, radiochemical Intelligence, bacteriological, precise and clear definition of the problems that are present, the presence of threats that may arise when there is, including the troops on an ongoing basis. e - study of the landscape, well, plus those reconnaissance measures that the Ministry of Defense has determined. "

In just a month of work on Matua (the expedition left Vladivostok 7 in May and arrived on the island 14 in May), the participants of the expedition did a gigantic job. Thus, a survey of the coastal and plains of the island of Matua has been completed. Total investigated 97 infrastructure facilities of the island. These are bunkers located in the coastal and flat parts, observation posts, range-keeping posts, artillery and machine-gun dots. In particular, if we talk about dots, then by now 50 of 86 artillery and machine guns has been inspected.

The search explorations of the Ainu bay on the island of Matua have been completed. During the Second World War, there was an 127 millimetric battery of universal guns at six positions, nine machine-gun and artillery dots that operated as part of the Japanese garrison's battalion defense post. As a result of the detailed survey, detailed schemes of underground and ground fortifications, as well as of the defense area as a whole, are compiled. According to the participants of the military-historical expedition, according to these data it is possible to uncover the plan of the Japanese garrison command for conducting defensive operations. Military-historical staff of the expedition also analyzed the status of pumping, diesel, drilling stations, storage tanks for water and fuel. Each object has been described, the plan of a binding to the terrain is made. Some structures, possibly in the future will be used, taking into account the modernization and modern technologies. The first such facility, which will soon enter service, will be the concrete runway of the Japanese airfield.

In addition, a partial reconnaissance of the island was conducted - a study of the south-eastern part of the island was carried out to assess the modern landscape. The origin of lowlands and elevations to 200 meters has been studied. Excavation work was carried out to clean up a series of coastal cliffs up to 30 meters in height, and to set reference sections (drilling holes) to 4 meters in depth to determine the age of the island. The total length of the research route was about 300 kilometers. Discovered ancient lava and weathering crust, the age of which, according to scientists, is not less than a few tens of thousands of years. Also, scientific research teams determined that the island of Matua during its existence was exposed to at least 30 tsunami.

The work of the expedition continues today. In detail, the fortification works are being investigated, and underground communications are being cleared. Already in a short time - after the preparation of the coastal area of ​​the island for the approach of a large landing ship - additional equipment can come to the island. However, the near completion of the expedition should not wait - according to representatives of the Ministry of Defense, work expeditions on the island - not one year.

The official expedition has so far not given answers to mysteries and mysteries. So far, "officially" have not found anything sensational: no underground bunkers, no laboratories, no weapons. Only a couple of pieces of iron, the remains of an airplane and a military ship, there are a lot of experts-geophysicists, speleologists, divers, sappers, chemists-who are also cleaning up underground communications. It seems that the program of the expedition is made, in particular, taking into account the desire recently expressed by Sergei Shoigu: "I would like to see life return to this island." According to experts interviewed by EastRussia, the minister's wish will come true and life on the island will return.



"It makes sense only the naval component of the expedition," said Vladimir Gorlov, an associate professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia at the Faculty of Geography of the Moscow State University named after MV Lomonosov, "And, first of all, we need to put in order the infrastructure of the island and completely restore it is for the needs of the modern Russian armed forces.In the future this island is represented as a stopping point, but not so much of the fleet as of aviation.As currently the most acute issue in the Kuril Islands is the development of of the aviation message - because now all the aircraft, having reached the mainland from the Kuril Islands, are forced to turn around and fly back almost immediately - for the simple reason that they run out of fuel .The appearance of the aerodrome in Matua seems very promising in connection with the need to strengthen the military position of Russia in the south of the Far East. "

According to the expert, the expedition is also needed for publicly covering the construction of modern military infrastructure. “For the realization of the naval component of the development of the island, it is necessary that it be and to some extent scientific, including itself, for example, the conduct of specialists of such scientific studies as the study of near-island currents and the geology of the island. After the party they might try to uncover the secrets of Matua. - says Vladimir Gorlov. - But it should be understood that the island’s secrets are actually not so many, since a large part of Matua’s secrets, which everyone now knows about, are contrived, while those that they allegedly put before the expedition are simply a cover to avoid political noise ", - said the expert.

At the same time, experts interviewed by EastRussia believe that for military purposes the infrastructure on the island will begin to be used in the very near future.

"Most likely, the results of the naval component of the expedition, to which it will come to the end of the year, will require clarification of some details, but on the basis of them it will be possible to make any final decision on the creation of Matua as a defensive point on Russian frontiers," Leading Researcher at the Center for Japanese Studies Viktor Pavlyatenko

"Let's remember how two years ago the naval base in the Arctic, on the island of Kotelnyy was deployed at lightning speed. The approach of the ships - the development of the airfield - the reception of aircraft - the approach of the ships - the wintering of the garrison - and the process has started, "another EastRussia interlocutor cites. "Regarding Matua, the decision has probably already been made - so in the near future the country will see many impressive reports about the development of military infrastructure on the Far Eastern island."

According to the head of the expedition, Vice-Admiral Andrei Ryabukhin, deputy commander of the Pacific Fleet (cited from Ogonek magazine), the military objectives of the new base on Matua are protection of the passages to the Sea of ​​Okhotsk, which is internal for Russia. "The Sea of ​​Okhotsk has become our internal, the gray zone has disappeared as such, thanks to the efforts of the main navigation and oceanography department of the Ministry of Natural Resources, and all that is internal, it requires special protection, defense, doors must be closed, when the doors are opened, .

Thus, the island of Matua in the near future has every chance to turn from an abandoned, mysterious and sinister island into a powerful military center, a “castle” at the gate to the Sea of ​​Okhotsk. And how can you know what it will be like, this new life of an island fortress, if you do not thoroughly study what was 80 here years ago.


ER Help

As part of the expedition, led by Deputy Commander of the Pacific Fleet Vice Admiral Andrei Ryabukhin, 200 man. In addition to the representatives of the Ministry of Defense, the RGO, various scientific organizations, in particular, servicemen of the Eastern Military District and the Pacific Fleet and representatives of the Military Medical Academy S.M. Kirov. The expedition also involved six ships and vessels of the Pacific Fleet, led by a large landing ship Admiral Nevelskoy.

Recall that the island of Matua is significantly removed from the populated areas of Sakhalin and Kamchatka. He has no connection with the outside world. Yes, in fact, she has no reason for him - the island is uninhabited. Its territory is 11 kilometers long and 6,5 kilometers wide. The height of its highest point, the peak of Sarychev - 1485 meters. The island is characterized by the abnormally cold climate of the Northern Kuriles, with a large amount of precipitation, cloudiness, frequent fogs and strong winds.
September 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Таинственный остров – Матуа

По количеству сокрытых тайн остров Матуа вполне достоин пера Жюля Верна. Сегодня Россия здесь строит военную базу – только достаточно ли изучена эта земля?

Сегодня остров Матуа является самым малоизученным островом Курильской гряды – на нём никогда не проводились комплексные исследовательские работы. Тем не менее, 80 лет назад это был самый развитый пункт в плане инфраструктуры на тысячи километров вокруг. Располагавшаяся на острове японская военная база, состоявшая из полноценного аэродрома, поселка, оборонительной инфраструктуры и целой системы наземных и подземных коммуникаций, – количество и качество построек на острове поражает воображение. И это на том острове, на котором климат не то, что строить – находиться толком не позволяет.

Таинственный остров – Матуа
До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Во времена Второй мировой войны на острове располагалась воинские формирования Японии. Мощные фортификационные сооружения, подземные бункеры с бетонными стенами в один метр, крупнокалиберные орудия и масса техники. И военный аэродром с тремя взлетными полосами, которые подогревались термальными источниками. Следует отметить, что закрытых бухт на Матуа нет. Поэтому если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. Но на практике же удобное и относительно безопасное место у него есть – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь в военное время находился японский рейд, располагались причалы.

В августе 1945 года, с началом Курильской десантной операции, кровопролитные сражения велись за гораздо менее укрепленные острова – Парамушир и Шумшу. Матуа был сдан без боя. О том же, что было с Матуа дальше – происходило в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову. Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова служащие были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

Что здесь делали японцы во время Второй Мировой Войны – это, наверное, главная загадка. Среди возможных версий – и секретная перевалочная база подводного флота, и глубоко законспирированная крепость-научная лаборатория, и укрепленный пункт – хранилище для ценностей империи. В российский плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал, а куда исчезли с острова лётчики, моряки и артиллеристы? При этом, даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? На Матуа до сих пор валяются бочки из-под топлива с маркировкой Третьего рейха.

По словам Евгения Верещаги, руководителя регулярной Камчатско-Курильской экспедиции, остров совершенно очевидно был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам. Все самое ценное, вероятно, было сожжено, взорвано или утоплено в океане. Но, возможно, что-то осталось внутри острова – на острове найдены подземные коммуникации, не просто вырубленные в базальте, но и отделанные деревом.



Япония какую-либо разъясняющую информацию в ответ на многочисленные запросы российских исследователей не предоставляет. Но небольшой шанс постичь непостижимый остров Матуа сейчас всё-таки появился – в мае месяце на нём стартовала крупномасштабная совместная экспедиция Минобороны России и Русского географического общества, не сравнимая с масштабами всех предыдущих совершённых на него экспедиций.

По словам руководителя экспедиции, заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Андрей Рябухин (цитируется по журналу “Огонек”), поставлена задача "изучить инфраструктуру, которая существовала на острове, возможности ее применения и использования в сегодняшних условиях. Второе — инженерная разведка местности, радиохимическая разведка, бактериологическая. Точное и четкое определение проблем, которые имеются, наличие угроз, которые могут возникнуть при существовании здесь. В том числе и войск на постоянной основе. Дальше — исследования ландшафта. Ну и плюс те рекогносцировочные мероприятия, которые мне определило министерство обороны".

Всего за месяц работы на Матуа (экспедиция вышла из Владивостока 7 мая и прибыла на остров 14 мая) участниками экспедиции проделана гигантская работа. Так, завершено обследование прибрежных и равнинных частей острова Матуа. Всего исследовано 97 объектов инфраструктуры острова. Это расположенные в прибрежной и равнинной части бункеры, наблюдательные пункты, дальномерные посты, артиллерийские и пулеметные доты. В частности, если говорить о дотах, то к настоящему времени обследовано 50 из 86 артиллерийских и пулеметных дотов.

Завершены поисковые исследования побережья бухты Айну на острове Матуа. Во время Второй мировой войны здесь располагалась 127-миллиметровая батарея универсальных орудий на шести позициях, девять пулеметных и артиллерийских дотов, которые действовали в составе батальонного пункта обороны японского гарнизона. В результате детального обследования составлены подробные схемы подземных и наземных фортификационных сооружений, а также района обороны в целом. По мнению участников военно-исторической экспедиции, по этим данным возможно вскрыть замысел командования японского гарнизона по ведению оборонительных боевых действий. Военно-историческим составом экспедиции также проанализировано состояние насосных, дизельных, бурильных станций, резервуары для хранения воды и топлива. Каждый объект был описан, составлен план привязки к местности. Некоторые сооружения, возможно, в перспективе будут использоваться, с учетом модернизации и современных технологий. Первым таким объектом, который уже в скором времени войдет в строй, будет бетонная взлетная полоса японского аэродрома.

Помимо этого частично проведена рекогносцировка острова – проведено исследование юго-восточной части острова по оценке современного ландшафта. Изучено происхождение низменных поверхностей и возвышенностей до 200 метров. Проведены земляные работы по зачистке серии береговых обрывов высотой до 30 метров, закладка опорных разрезов (бурение шурфов) глубиной до 4 метров для определения возраста острова. Общая протяженность маршрута исследований составила около 300 километров. Обнаружены древние лавы и коры выветривания, возраст которых, по мнению ученых, составляет не менее нескольких десятков тысяч лет. Также научно-изыскательскими группами определено, что остров Матуа за время своего существования подвергался воздействию не менее 30 цунами.
Читайте также:

Работа экспедиции продолжается и сегодня. Детально исследуются фортификационные сооружения, ведется расчистка подземных коммуникаций. Уже в скором времени – после подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля – на остров сможет прийти дополнительная техника. Однако близкого завершения экспедиции ждать не следует – по словам представителей Минобороны, работать экспедиции на острове – не один год.

Официальная экспедиция пока ответов на загадки и тайны Матуа не дает. Пока “официально” не нашли ничего сенсационного: ни подземные бункеры, ни лаборатории, ни оружие. Только пару “железяк" – остатки самолета и военного судна. Надежда на то, что какие-то ответы найдутся – есть. На острове сегодня собрано множество специалистов – геофизиков, спелеологов, водолазов, саперов, химиков. Ведется в том числе расчистка подземных коммуникаций. Представляется, что программа экспедиция составлена, в частности, с учетом недавно высказанного Сергеем Шойгу желания – "Хотелось бы, чтобы на этот остров вернулась жизнь". По мнению экспертов, опрошенных EastRussia, желание министра сбудется и жизнь на остров вернется.



"Имеет смысл только военно-морская составляющая экспедиции, – считает доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. – И в рамках неё, прежде всего, нужно привести в порядок инфраструктуру острова и полностью восстановить его для нужд современных российских вооруженных сил. В перспективе данный остров представляется как остановочный пункт. Но не столько флота, сколько авиации. Так как в настоящее время на Курильских островах наиболее остро стоит вопрос развития авиационного сообщения - потому что сейчас все авиационные суда, добравшись с материка на Курильские острова, вынуждены практически сразу разворачиваться и лететь обратно – по той простой причине, что у них заканчивается топливо. Появление аэродрома на Матуа видится очень перспективным в связи с необходимостью укрепления военного положения России на юге Дальнего Востока".

По словам эксперта, экспедиция нужна в том числе для публичного “прикрытия” строительства объектов современной военной инфраструктуры. “Для воплощения в жизнь военно-морской составляющей развития острова необходимо, чтобы она была и в некоторой степени научной, включая себя, к примеру, проведение специалистами таких научных исследований, как изучение околоостровных течений и геологии острова. Вдовесок они могли бы попробовать раскрыть тайны Матуа. – говорит Владимир Горлов. – Но следует понимать, что тайн у острова на самом деле не так уж много, так как немалая часть тайн Матуа, которые сейчас у всех на слуху, надумана, при этом те их них, раскрыть которые якобы поставлено перед экспедицией, – это попросту прикрытие для избежания политического шума", – отметил эксперт.

При этом опрошенные EastRussia эксперты полагают, что в военных целях инфраструктура на острове начнет использоваться уже в самом ближайшем будущем.

"Скорее всего, результаты военно-морской составляющей экспедиции, к которым она придет к концу года, потребуют уточнения некоторых деталей, но на их основе уже возможно будет принятие какого-либо окончательного решения о создании Матуа как оборонительной точки на российских рубежах", – заключил ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Виктор Павлятенко.

“Вспомним, как два года назад молниеносно была развернута морская база в Арктике, на острове Котельном. Подход кораблей – развертка аэродрома – прием воздушных судов – еще подход кораблей – зимовка гарнизона – и процесс пошел, – приводит пример другой собеседник EastRussia. – В отношении Матуа, вероятно, решение уже принято – так что в ближайшее время страна увидит много впечатляющих репортажей о развитии военной инфраструктуры на дальневосточном острове”.

По словам руководителя экспедиции, заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Андрея Рябухина (цитируется по журналу “Огонек”), военные цели новой базы на Матуа – защита проходов во внутреннее для России Охотское море. "Охотское море стало нашим внутренним. Серая зона исчезла как таковая. Благодаря усилиям главного управления навигации и океанографии Министерства природопользования. А все, что свое, внутреннее, оно требует особой охраны, обороны. Двери должны быть закрыты. Когда открыты двери, вынесут все".

Таким образом, остров остров Матуа в уже недалеком будущем имеет все шансы превратиться из заброшенного, загадочного и зловещего острова в мощный военный центр, “замок” на воротах в Охотское море. И как тут знать – какой она окажется, эта новая жизнь острова-крепости, если досконально не изучить, что же здесь было 80 лет назад.


Справка ER

В составе экспедиции, которой руководит заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Андрей Рябухин, 200 человек. Помимо представителей Минобороны, РГО, различных научных организаций в неё, в частности, вошли военнослужащие Восточного военного округа и Тихоокеанского флота и представители Военно-медицинской академии С.М. Кирова. В экспедиции также задействованы шесть кораблей и судов Тихоокеанского флота во главе с большим десантным кораблем «Адмирал Невельской».

Напомним, что остров Матуа значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром у него нет. Да, собственно, она ему незачем – остров необитаем. Его территория составляет 11 километров в длину и 6,5 километров в ширину. Высота его наивысшей точки, пика Сарычева – 1485 метров. Для острова характерен аномально холодный климат Северных Курил, с большим количеством осадков, облачностью, частыми туманами и сильными ветрами.