Поделиться
Таинственный остров – Матуа
Поделиться

По количеству сокрытых тайн остров Матуа вполне достоин пера Жюля Верна. Сегодня Россия здесь строит военную базу – только достаточно ли изучена эта земля?

Сегодня остров Матуа является самым малоизученным островом Курильской гряды – на нём никогда не проводились комплексные исследовательские работы. Тем не менее, 80 лет назад это был самый развитый пункт в плане инфраструктуры на тысячи километров вокруг. Располагавшаяся на острове японская военная база, состоявшая из полноценного аэродрома, поселка, оборонительной инфраструктуры и целой системы наземных и подземных коммуникаций, – количество и качество построек на острове поражает воображение. И это на том острове, на котором климат не то, что строить – находиться толком не позволяет.

До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Во времена Второй мировой войны на острове располагалась воинские формирования Японии. Мощные фортификационные сооружения, подземные бункеры с бетонными стенами в один метр, крупнокалиберные орудия и масса техники. И военный аэродром с тремя взлетными полосами, которые подогревались термальными источниками. Следует отметить, что закрытых бухт на Матуа нет. Поэтому если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. Но на практике же удобное и относительно безопасное место у него есть – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь в военное время находился японский рейд, располагались причалы.

В августе 1945 года, с началом Курильской десантной операции, кровопролитные сражения велись за гораздо менее укрепленные острова – Парамушир и Шумшу. Матуа был сдан без боя. О том же, что было с Матуа дальше – происходило в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову. Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова служащие были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

Что здесь делали японцы во время Второй Мировой Войны – это, наверное, главная загадка. Среди возможных версий – и секретная перевалочная база подводного флота, и глубоко законспирированная крепость-научная лаборатория, и укрепленный пункт – хранилище для ценностей империи. В российский плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал, а куда исчезли с острова лётчики, моряки и артиллеристы? При этом, даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? На Матуа до сих пор валяются бочки из-под топлива с маркировкой Третьего рейха.

По словам Евгения Верещаги, руководителя регулярной Камчатско-Курильской экспедиции, остров совершенно очевидно был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам. Все самое ценное, вероятно, было сожжено, взорвано или утоплено в океане. Но, возможно, что-то осталось внутри острова – на острове найдены подземные коммуникации, не просто вырубленные в базальте, но и отделанные деревом.



Япония какую-либо разъясняющую информацию в ответ на многочисленные запросы российских исследователей не предоставляет. Но небольшой шанс постичь непостижимый остров Матуа сейчас всё-таки появился – в мае месяце на нём стартовала крупномасштабная совместная экспедиция Минобороны России и Русского географического общества, не сравнимая с масштабами всех предыдущих совершённых на него экспедиций.

По словам руководителя экспедиции, заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Андрей Рябухин (цитируется по журналу “Огонек”), поставлена задача "изучить инфраструктуру, которая существовала на острове, возможности ее применения и использования в сегодняшних условиях. Второе — инженерная разведка местности, радиохимическая разведка, бактериологическая. Точное и четкое определение проблем, которые имеются, наличие угроз, которые могут возникнуть при существовании здесь. В том числе и войск на постоянной основе. Дальше — исследования ландшафта. Ну и плюс те рекогносцировочные мероприятия, которые мне определило министерство обороны".

Всего за месяц работы на Матуа (экспедиция вышла из Владивостока 7 мая и прибыла на остров 14 мая) участниками экспедиции проделана гигантская работа. Так, завершено обследование прибрежных и равнинных частей острова Матуа. Всего исследовано 97 объектов инфраструктуры острова. Это расположенные в прибрежной и равнинной части бункеры, наблюдательные пункты, дальномерные посты, артиллерийские и пулеметные доты. В частности, если говорить о дотах, то к настоящему времени обследовано 50 из 86 артиллерийских и пулеметных дотов.

Завершены поисковые исследования побережья бухты Айну на острове Матуа. Во время Второй мировой войны здесь располагалась 127-миллиметровая батарея универсальных орудий на шести позициях, девять пулеметных и артиллерийских дотов, которые действовали в составе батальонного пункта обороны японского гарнизона. В результате детального обследования составлены подробные схемы подземных и наземных фортификационных сооружений, а также района обороны в целом. По мнению участников военно-исторической экспедиции, по этим данным возможно вскрыть замысел командования японского гарнизона по ведению оборонительных боевых действий. Военно-историческим составом экспедиции также проанализировано состояние насосных, дизельных, бурильных станций, резервуары для хранения воды и топлива. Каждый объект был описан, составлен план привязки к местности. Некоторые сооружения, возможно, в перспективе будут использоваться, с учетом модернизации и современных технологий. Первым таким объектом, который уже в скором времени войдет в строй, будет бетонная взлетная полоса японского аэродрома.

Помимо этого частично проведена рекогносцировка острова – проведено исследование юго-восточной части острова по оценке современного ландшафта. Изучено происхождение низменных поверхностей и возвышенностей до 200 метров. Проведены земляные работы по зачистке серии береговых обрывов высотой до 30 метров, закладка опорных разрезов (бурение шурфов) глубиной до 4 метров для определения возраста острова. Общая протяженность маршрута исследований составила около 300 километров. Обнаружены древние лавы и коры выветривания, возраст которых, по мнению ученых, составляет не менее нескольких десятков тысяч лет. Также научно-изыскательскими группами определено, что остров Матуа за время своего существования подвергался воздействию не менее 30 цунами.

Работа экспедиции продолжается и сегодня. Детально исследуются фортификационные сооружения, ведется расчистка подземных коммуникаций. Уже в скором времени – после подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля – на остров сможет прийти дополнительная техника. Однако близкого завершения экспедиции ждать не следует – по словам представителей Минобороны, работать экспедиции на острове – не один год.

Официальная экспедиция пока ответов на загадки и тайны Матуа не дает. Пока “официально” не нашли ничего сенсационного: ни подземные бункеры, ни лаборатории, ни оружие. Только пару “железяк" – остатки самолета и военного судна. Надежда на то, что какие-то ответы найдутся – есть. На острове сегодня собрано множество специалистов – геофизиков, спелеологов, водолазов, саперов, химиков. Ведется в том числе расчистка подземных коммуникаций. Представляется, что программа экспедиция составлена, в частности, с учетом недавно высказанного Сергеем Шойгу желания – "Хотелось бы, чтобы на этот остров вернулась жизнь". По мнению экспертов, опрошенных EastRussia, желание министра сбудется и жизнь на остров вернется.



"Имеет смысл только военно-морская составляющая экспедиции, – считает доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. – И в рамках неё, прежде всего, нужно привести в порядок инфраструктуру острова и полностью восстановить его для нужд современных российских вооруженных сил. В перспективе данный остров представляется как остановочный пункт. Но не столько флота, сколько авиации. Так как в настоящее время на Курильских островах наиболее остро стоит вопрос развития авиационного сообщения - потому что сейчас все авиационные суда, добравшись с материка на Курильские острова, вынуждены практически сразу разворачиваться и лететь обратно – по той простой причине, что у них заканчивается топливо. Появление аэродрома на Матуа видится очень перспективным в связи с необходимостью укрепления военного положения России на юге Дальнего Востока".

По словам эксперта, экспедиция нужна в том числе для публичного “прикрытия” строительства объектов современной военной инфраструктуры. “Для воплощения в жизнь военно-морской составляющей развития острова необходимо, чтобы она была и в некоторой степени научной, включая себя, к примеру, проведение специалистами таких научных исследований, как изучение околоостровных течений и геологии острова. Вдовесок они могли бы попробовать раскрыть тайны Матуа. – говорит Владимир Горлов. – Но следует понимать, что тайн у острова на самом деле не так уж много, так как немалая часть тайн Матуа, которые сейчас у всех на слуху, надумана, при этом те их них, раскрыть которые якобы поставлено перед экспедицией, – это попросту прикрытие для избежания политического шума", – отметил эксперт.

При этом опрошенные EastRussia эксперты полагают, что в военных целях инфраструктура на острове начнет использоваться уже в самом ближайшем будущем.

"Скорее всего, результаты военно-морской составляющей экспедиции, к которым она придет к концу года, потребуют уточнения некоторых деталей, но на их основе уже возможно будет принятие какого-либо окончательного решения о создании Матуа как оборонительной точки на российских рубежах", – заключил ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Виктор Павлятенко.

“Вспомним, как два года назад молниеносно была развернута морская база в Арктике, на острове Котельном. Подход кораблей – развертка аэродрома – прием воздушных судов – еще подход кораблей – зимовка гарнизона – и процесс пошел, – приводит пример другой собеседник EastRussia. – В отношении Матуа, вероятно, решение уже принято – так что в ближайшее время страна увидит много впечатляющих репортажей о развитии военной инфраструктуры на дальневосточном острове”.

По словам руководителя экспедиции, заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Андрея Рябухина (цитируется по журналу “Огонек”), военные цели новой базы на Матуа – защита проходов во внутреннее для России Охотское море. "Охотское море стало нашим внутренним. Серая зона исчезла как таковая. Благодаря усилиям главного управления навигации и океанографии Министерства природопользования. А все, что свое, внутреннее, оно требует особой охраны, обороны. Двери должны быть закрыты. Когда открыты двери, вынесут все".

Таким образом, остров остров Матуа в уже недалеком будущем имеет все шансы превратиться из заброшенного, загадочного и зловещего острова в мощный военный центр, “замок” на воротах в Охотское море. И как тут знать – какой она окажется, эта новая жизнь острова-крепости, если досконально не изучить, что же здесь было 80 лет назад.


Справка ER

В составе экспедиции, которой руководит заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Андрей Рябухин, 200 человек. Помимо представителей Минобороны, РГО, различных научных организаций в неё, в частности, вошли военнослужащие Восточного военного округа и Тихоокеанского флота и представители Военно-медицинской академии С.М. Кирова. В экспедиции также задействованы шесть кораблей и судов Тихоокеанского флота во главе с большим десантным кораблем «Адмирал Невельской».

Напомним, что остров Матуа значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром у него нет. Да, собственно, она ему незачем – остров необитаем. Его территория составляет 11 километров в длину и 6,5 километров в ширину. Высота его наивысшей точки, пика Сарычева – 1485 метров. Для острова характерен аномально холодный климат Северных Курил, с большим количеством осадков, облачностью, частыми туманами и сильными ветрами.
Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов