Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Таких судов в России еще не строили»

Страна возвращается на мировой рынок с самым мощным ледоколом и танкерами «Афрамакс»

В 2020 году судостроительный комплекс «Звезда» начнет эксплуатацию сухого дока — на три года раньше изначально запланированного срока. Сухой док — сердце любой судоверфи, по сути, речь идет о том, что «Звезда» уже в следующем году практически выйдет на новый уровень мощностей. Док, который запустят на верфи, позволит строить там любые суда без ограничения спусковой массы и тоннажа. Как развивается судостроительный кластер на Дальнем Востоке, и что получит Россия, когда предприятие выйдет на проектную мощность, выясняло EastRussia.

«Таких судов в России еще не строили»

Вышли на прибыль

СССР был одним из мировых лидеров судостроения, правда многие контракты отдавали предприятиям в странах «народной демократии». После развала Союза отрасль оказалась, наряду с другими видами машиностроения в числе наиболее пострадавших. По сути судостроение как таковое в России прекратилось. Так, с 1995 до 2005 года только 4% заказов на строительство судов размещалось на отечественных предприятиях, остальное заказывали за границей.

Решение о строительстве новейшего судостроительного комплекса на Дальнем Востоке на уровне правительства было принято в 2008-2009 годах, а в 2013 году, согласно поручению президента, появилась концепция создания на базе «Звезды» судостроительного кластера. В 2015 году на Восточном экономическом форуме строящаяся верфь получила первые контракты.

Особенности судостроения как отрасли делают его идеальным для развития в рамках крупных государственных программ, объяснял в 2017 году министр промышленности Денис Мантуров. Заказы в судостроении рассчитаны на годы, это сглаживает негативное воздействие финансовых кризисов, говорил Мантуров. Большое значение имеет и то, что в судостроении исторически велика доля военного заказа (сегодня в России — около 80%), что также способствует устойчивости.

СПРАВКА

В России, по данным Минпромторга, действует 180 частных и государственных судостроительных предприятий. Общее количество занятых — 184 тыс. человек. С 2013 года отрасль из состояния убыточности вышла на стабильную прибыль. Портфель заказов отечественных судостроительных предприятий сформирован до 2030 года.

 

Российский прорыв на фоне корейского кризиса

Портфель заказов ССК «Звезда» — лучший индикатор потребностей отечественного рынка. В портфеле — 39 контрактов (с учетом опционов — 59), и это несмотря на то, что предприятие еще само не достроено. Якорным заказчиком выступила ПАО «НК «Роснефть». Одновременно идет строительство новых мощностей, модернизация старых и строительство собственно судов, объяснял журналистам генеральный директор «Звезды» Сергей Целуйко. Сегодня на разных этапах строительства находятся восемь судов, рассказали на предприятии. Это четыре танкера типа «Афрамакс» и четыре многофункциональных судна снабжения. Серийное производство «Афрамаксов» на «Звезде» по сути уже началось: первое судно заложено в 2017 году, три других — в 2018 и 2019 годах.

СПРАВКА

«Афрамакс» — тип больших судов (в основном танкеров) с дедвейтом от 80 до 120 тыс. тонн. Серьезным конкурентным преимуществом судов такого типа является район плавания: они могут перемещаться как в пределах одного моря, так и на более дальние дистанции, а главное, проходить каналы, недоступные для более крупных судов.

В последние годы мировой (и российский) спрос на суда такого типа находится на подъеме. Это связано как с ростом добычи нефти в странах ОПЕК, так и с кризисом пропускной способности традиционных каналов (Суэцкого и Панамского). Особое значение суда этого типа приобретают в связи со строительством трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан: согласно выкладкам компании Lloyd, трубопровод повысит спрос на «Афрамаксы», способные забирать груз практически в любом порту.

До последнего времени суда такого типа заказывали в Южной Корее и в Китае. Но в 2010-е годы южнокорейское судостроение оказалось в кризисе. Он стал следствием бурного, неконтролируемого роста и менеджерских ошибок. С 2016 года южнокорейские судостроители ушли в минус по прибыли, практически прекратилось поступление новых заказов. Это усилило внимание к российским проектам.

Первый собранный на «Звезде» танкер типа «Афрамакс» спустят на воду в следующем году, его дедвейт составит 114 тыс. тонн. Судно выполнено с учетом самых последних экологических требований, оно способно работать как на традиционном, так и на альтернативном топливе (сжиженном природном газе). Это решение отражает растущее внимание мировых компаний к выбросам и минимизации углеродного следа. Экологические технологии резко повышают конкурентоспособность продукции на современных рынках, говорится в недавнем исследовании экспертов ОЭСР.


Серийное строительство в России «Афрамаксов» — «это не только показатель технологического роста, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и вопрос национальной безопасности и независимости», говорил недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Новой эрой в судостроении» назвал строительство «Афрамаксов» и губернатор Приморья Олег Кожемяко.

«Такие суда в России никто не строил. И я уверен, что судостроители справятся со всеми планами и графиками. А после пойдут новые заказы, что позволит обеспечить поступления в региональный бюджет, создать новые рабочие места», — отмечал он на церемонии начала строительства.

Также в следующем году будет спущено на воду первое судно-снабженец. Это судно усиленного ледового класса, способное действовать в самых неблагоприятных климатических условиях (в частности, пробить лед толщиной до двух метров). Снабженцы — суда небольшие, но сложные, поскольку несут в себе большое количество современного оборудования, рассказывал Сергей Целуйко. 

Наконец, в скором времени начнется строительство атомного ледокола «Лидер». Проект уникален с точки зрения технических решений, в частности, на ледоколе будет установлен атомный реактор нового типа.



«Это самый крупный атомный ледокол в мире. Этот ледокол сможет ломать льды толщиной до четырех метров, — говорил президент России Владимир Путин, посещая предприятие. — Принято решение о строительстве этих кораблей ледокольного класса для обеспечения круглогодичной проводки судов по северному маршруту».

Создавая суда нового типа, «Звезда» осваивает современные технологии строительства и организации производства.

 

Кадры для современного производства

Современное крупное предприятие обязано думать о корпоративной и социальной ответственности. Недаром в штате крупнейших мировых компаний непременно присутствует позиция топ-менеджера, отвечающего за устойчивое развитие. Применительно к российскому Дальнему Востоку этот тренд получает дополнительное измерение. Конечная цель проектов на Дальнем Востоке — улучшение жизни граждан, рост благосостояния, освоение этого некогда «брошенного» края, говорилось на выступлениях на Восточном экономическом форуме в сентябре. Общество ожидает, что от создания на Дальнем Востоке современного судостроительного кластера выиграет не только экономика в целом, но вырастет и качество жизни людей.

Сегодня на предприятии, занято около 3,5 тыс. человек, после выхода на проектную мощность численность персонала увеличится до 7,5 тыс. человек. НО ССК «Звезда», как и другие судостроительные предприятия, сталкивается с нехваткой кадров. Несмотря на то, что 85% занятых — жители Приморского края, полностью сформировать кадровый состав из местных жителей не получится, поскольку производству требуются уникальные компетенции; кадры ищут по всей стране.


«Переехавшим из других регионов, попадающих под программу мобильности трудовых ресурсов, оплачивается дорога, частично компенсируются затраты по найму жилья и его обустройству, выплачивается единовременное пособие», — говорит Сергей Целуйко.

Задействованы все способы: программы профориентации в вузах, договора целевого обучения, работа с центрами занятости. Верфь планирует создать и собственный учебный центр.

Новые сотрудники — это новое жилье, расселить такое количество людей в небольшом городе было невозможно. Строительство жилья не менее важно, чем возведение самой верфи. По данным предприятия, сейчас в Большом Камне идет застройка шести микрорайонов, всего будет возведено 69 домов на 4594 квартир.

 

Концентрация усилий

Появление судостроительного кластера на Дальнем Востоке важно и само по себе, поскольку большие проекты оказывают синергетический эффект на развитие российской промышленности в целом, и в связке с планами России стать лидерами в поставках углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно во время визита на «Звезду» президента России было принято окончательное решение о строительстве завода по производству сжиженного газа. Его мощность составит 6,2 млн тонн в год, ресурсной базой будут служить месторождения проекта «Сахалин-1» и собственные запасы газа «Роснефти», всего более 350 млрд кубометров. Поступления в бюджет за весь срок реализации проекта ожидаются в объеме более пяти трлн рублей. Напомним, что нефтяники и газовики выступают ключевыми заказчиками новых судов. Чтобы реализовать планы выхода на рынки АТР, «Роснефти» понадобится свой флот, говорил, в частности глава компании Игорь Сечин во время одного из посещений «Звезды».

«Звезда», строительство которой началось на наших глазах, всего через несколько лет выйдет на проектную мощность (по планам — к 2024 году) и станет крупнейшим судостроительным предприятием страны. На «Звезде» смогут строить суда длиной до 300 метров и с дедвейдом до 350 тыс. тонн, в год предприятие сможет спускать на воду до 15 судов разных типов, следует из материалов компании.


Успех ряда госкомпаний показывает, что принятое в свое время решение создавать мощные производственные кластеры с участием государства было верным, говорит экономист, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.

«После того, как в ходе экономических преобразований 1990-х годов произошло фрагментирование хозяйства по принципу "спасайся, кто может", и все расползлись по своим "квартирам", пришло понимание, что с гигантами, которые тогда как раз формировались на мировом рынке, могут конкурировать только гиганты. Пришло время собирать камни», — отмечает Гринберг.

Конечная цель — формирование на базе нового промышленного ландшафта новой производственной стратегии страны и преодоление примитивизации отечественной структуры экономики. Сегодня основная дискуссия вокруг госкорпораций сосредоточена не на вопросе «нужны — не нужны», а на методиках подсчета их эффективности, добавляет экономист. Поскольку финансовые результаты не всегда могут быть однозначным критерием успеха, некоторые, даже вполне себе либеральные экономисты призывают формулировать госзадания корпорациям чуть ли не в натуральном выражении. Это слишком радикальное решение, считает Гринберг, но в целом взгляд на государственный бизнес без розовых очков идет только на пользу всем участникам процесса, полагает он.

«Безусловно, без предприятий вроде «Звезды» в экономике России не было бы, прямо скажем, ничего, — подчеркивает Гринберг. — Но экспертное сообщество и регулятор должны постоянно помнить, что оздоровление структуры экономики должно неизменно находиться в центре внимания».

5 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика