Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Even where punished, people will litter"

The head of the project "Island of Dreams" Natalia Yakunina - about eco-volunteers and education

Every year volunteers from the cities of Russia and Europe come to the Far East to do environmental work on a picturesque island in Peter the Great Bay. This summer, from 8 to 29 August, the fifth anniversary change of the ecological camp "Primorskaya Island Volunteer Service" will take place on the Reineka Island. Just like in Primorye there was such a camp, why volunteers not only clean up garbage, but are still engaged in educational work, and how to improve the ecological literacy of the society, Natalia Yakunina, the head of the "Island of Dreams" project told EastRussia.

"Even where punished, people will litter"
Photos: courtesy of Natalia Yakunina
Natalia Yakunina was born in Vladivostok and from early childhood, together with her parents, often traveled to the seaside islands and bays. Already then she had an interest in botany, and when she first visited the school subbotnik, she also reflected on the ecological problem of waste. In the student body, she, like many, planned to move to the West, but I'm glad that she stayed, and for several years now she has not been going anywhere from her native land.

- I am a patriot of Vladivostok, I love our sea and mountains. We live in an amazing unique city, unlike any other in Russia, - says Natalia Yakunina. - In the summer of 2011 I traveled the country and met Baikal eco-volunteers. They were adults with families, they worked as theater actors, but they found time to do something useful for the environment. They inspired me very much, and I decided that a similar project should be made in Vladivostok.



The idea was realized only three years later. Natalia met like-minded people who wanted to conduct a subbotnik on the Reineke Island and recruited assistants. After exchanging ideas, they decided to jointly create the "Dream Island" project aimed at eliminating the spontaneous dumps and environmental literacy of the society. For the first cleaning came very few people. But the next subbotnik has already collected about 80 people. Yakunina won the grand prize in the local contest "Youth Initiative", and the first ecological camp was organized for these funds in the summer of 2014.



This summer, the fifth shift of the ecological camp "Primorskaya Island Volunteer Service" will take place. It always takes place in August - the most favorable month for living in nature in the Primorye Territory. For four years of the project's work, more than 700 volunteers from 22 cities in Russia and seven European countries conducted 15 major nature protection measures, took out about 7,5 thousand bags of sorted garbage from the islands, eliminated more than 20 spontaneous dumps. And Natalia Yakunina became the winner of a number of youth prizes. In 2014, the "Youth Initiative" prize, in 2015 - "There is for it!", In 2016 - "Youth Vector", "Particular Citizen" and the Public Chamber of the Russian Federation Prize "I am a Citizen!", In 2017 - "Volunteer of Russia". She recently introduced Primorsky Krai to a meeting of women leaders of the country's best volunteer projects, which was held in the Federation Council.

"Adults of completely different professions come to us, but they are united by love of nature, indifference to the fate of the islands," Natalya says. - To participate in the change, volunteers make an organizational contribution in advance, which is fully spent for their meals, transfer from the city to the island and back, the program and so on. For those who come not the first time, we give a discount of 50%. Every year we attract partners supplying with products and necessary equipment for harvesting. For the change, volunteers recruit about a thousand large bags of garbage, which have to be carried around the island by hand or carried by their own forces. We would very much like to get on a test drive a small tractor or micro truck, as well as a boat to make raids on other islands. Sponsor, who is ready to make such a gift, unfortunately, has not yet been found.

On the Reineka, three weeks before the shift begins, the organizational group calls in and prepares the camp for the arrival of volunteers: it builds a tent camp, organizes a dining room, toilets, and a shower. The next day after the arrival is a symbolic dedication to volunteers with the issuance of branded T-shirts and equipment, as well as safety instruction.

Volunteers unite in the Environmental Protection, Patrol and Educational Service (EMERD) and every day go to raids for 3-4 hours. They sort out garbage, eliminate spontaneous landfills and garbage dumps, shrubs and flowers are planted in their place. In addition, volunteers talk with tourists and the local population of the island on the topic of environmental literacy: explain how to relax without harming nature, how to sort garbage, to minimize the amount of waste that must be taken from the island.



- It is very difficult to arrange garbage collection on the islands. There is a small village on the Reineka, but the administration can not find a contractor, because it's not easy and unprofitable to get far. In addition, the population is small, and mostly the garbage is left by tourists, - says Yakunina. - Part of the holiday-makers support us: every year the landfill becomes smaller. To minimize the amount of garbage, a separate collection is mandatory. Exporting food waste is a waste of resources. At the station of coastal communications there are separate tanks for garbage, where you can throw away bags, getting off the ferry. Last year, some carriers forbade carrying large bags. We hope that this summer we will be able to agree with them.

Reineke Island is a place where wild nature and minimal civilization are combined. Three times a week you can get there by municipal boat. Next to it - already uninhabited islands.
- Popular among tourists is the island of Popov, but there is a big settlement and, accordingly, a bigger dump. We decided to start with a small territory to work out the system, and further implement it on large areas, - explains Natalia. - When there is money, we take the boat for rent and leave with raids on other islands, including Rikorda. But this is one or two trips per season, and we want, of course, that such trips are made more often.

The volunteers of the ecological camp on the shift not only work, but also rest. In their spare time they bathe, sunbathe, excursions, sea walks, various master classes and lectures, and screenings of environmental films are organized for them. And they pull up the English language, because among the volunteers every shift is foreigners.

Last spring, the "Dream Island" project for the first time organized a festival in Vladivostok "Day of Primorsky Islands". In the educational and scientific museum of the FEFU there was a photo exhibition "Islands of the Primorye" and an exposition of the museum "Animal and Flora of the Gulf of Peter the Great". On the opening day, local scientists, ecologists and local historians read thematic lectures about protected islands, survival in the wild and talked about various volunteer projects. Organizers plan to do similar educational activities annually.

- To instill in the society an ecological culture is one of our highest priorities. Fines are intimidating. But despite the fine, people will still litter. Therefore, it is important to plant culture. Intimidation does not solve the problem, - says Natalia. - We need to conduct large-scale volunteer actions to make the ecological movement fashionable. It would be nice to turn around the central channels of high-quality environmental advertising: telling that nature needs to be protected, because a bottle thrown into the sea attracts global environmental problems. The plastic has already penetrated the food chain. We eat fish, and together with it we consume and particles of plastic. There are many things to tell in order to change the consciousness of people.



At the end of 2017, President Vladimir Putin signed a law establishing rules for handling waste and securing separate collection of garbage in Russia. Earlier in Vladivostok, private companies that organize separate collection of garbage in several districts of the city have already worked. But they are gone from the market because of unprofitable business. The blame is, in their opinion, unconscious townspeople and lack of support for the city administration.

- The new law implies the installation of two types of containers - one for food waste, the other for the rest. And then garbage will be exported and divided into marshalling yards. To educate people about environmental awareness is a bad idea, "Natalya believes. - It is necessary to separate garbage at home, as they do in Europe. This is how the habit is developed and culture is formed. I think that if the citizens are provided with the conditions, they will sort the garbage. But it is necessary that no one remains who does not know why these separate containers are. And for this, I repeat, we need a large-scale enlightenment work.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Даже там, где наказывают, люди будут мусорить»

Руководитель проекта "Остров Мечты" Наталья Якунина – об эковолонтерах и просвещении

Каждый год добровольцы из городов России и стран Европы приезжают на Дальний Восток, чтобы заниматься природоохранной работой на живописном острове в заливе Петра Великого. Этим летом, с 8 по 29 августа, на острове Рейнеке состоится уже пятая юбилейная смена экологического лагеря «Приморская островная волонтерская служба». Как в Приморье появился такой лагерь, почему волонтеры не только убирают мусор, а еще занимаются просветительской работой, и как повысить экологическую грамотность общества, рассказала EastRussia руководитель проекта «Остров Мечты» Наталья Якунина.

«Даже там, где наказывают, люди будут мусорить»
Фото: предоставлены Натальей Якуниной
Наталья Якунина родилась во Владивостоке и с раннего детства вместе с родителями часто выезжала на приморские острова и бухты. Уже тогда у нее появился интерес к ботанике, а когда она впервые посетила школьный субботник, - задумалась и об экологической проблеме отходов. В студенчестве она, как и многие, планировала переехать на Запад, но рада, что осталась, и уже несколько лет никуда не собирается из родного края.

– Я патриотка Владивостока, очень люблю наше море и горы. Мы живем в удивительном уникальном городе, непохожем ни на один другой в России, – рассказывает Наталья Якунина. – Летом в 2011 году я путешествовала по стране и на Байкале познакомилась с эковолонтерами. Это были взрослые люди с семьями, они работали актерами театра, но находили время делать что-то полезное для окружающей среды. Они очень вдохновили меня, и я решила, что во Владивостоке нужно сделать подобный проект.



Реализовать задумку удалось только через три года. Наталья встретила единомышленников, которые хотели провести субботник на острове Рейнеке и набирали помощников. Обменявшись идеями, они решили вместе создать проект «Остров мечты», направленный на ликвидацию стихийных свалок и экологическую грамотность общества. На первую уборку пришло совсем немного желающих. Но следующий субботник собрал уже порядка 80 человек. Якунина выиграла гранд в местном конкурсе «Молодежная инициатива», и на эти средства летом 2014 года был организован первый экологический лагерь.



Этим летом состоится уже пятая смена экологического лагеря «Приморская островная волонтерская служба». Он всегда проходит в августе – самом благоприятном месяце для жизни на природе в Приморском крае. За четыре года работы проекта более 700 волонтеров из 22 городов России и семи стран Европы провели 15 крупных природоохранных мероприятий, вывезли с островов около 7,5 тысяч мешков сортированного мусора, ликвидировали более 20 стихийных свалок. А Наталья Якунина стала лауреатом ряда молодежных премий. В 2014 году – премии «Молодежная инициатива», в 2015 году – «Есть за что!», в 2016 году – «Молодежный вектор»,«Неравнодушный гражданин» и премия общественной палаты РФ «Я – гражданин!», в 2017 году – «Доброволец России». Недавно она представила Приморский край на встрече женщин-лидеров лучших волонтерских проектов страны, которая прошла в Совете федерации.

– К нам приезжают взрослые люди совершенно разных профессий, но их объединяет любовь к природе, небезразличие к судьбе островов, – говорит Наталья. – Для участия в смене волонтеры заранее вносят организационный взнос, который полностью тратится на их питание, трансфер из города на остров и обратно, программу и так далее. Тем, кто приезжает не первый раз, предоставляем скидку 50%. Каждый год мы привлекаем партнеров, снабжающих продуктами и необходимым для уборки инвентарем. За смену волонтеры набирают порядка тысячи больших мешков мусора, которые приходится перевозить по острову на ручных тачках или нести своими силами. Нам бы очень хотелось получить на тест-драйв небольшой трактор или микрогрузовик, а также лодку, чтобы совершать рейды на другие острова. Спонсора, который готов сделать такой подарок, к сожалению, найти пока не удалось.

На Рейнеке за три недели до начала смены заезжает организационная группа и готовит лагерь к приезду волонтеров: застраивает палаточный городок, организует столовую, туалеты, душ. На следующий день после заезда проходит символическое посвящение в волонтеры с выдачей фирменных футболок и инвентаря, а также инструктаж по технике безопасности. 

Добровольцы объединяются в Природоохранную, патрульную и просветительскую службу (ПОВС) и каждый день выходят в рейды на 3-4 часа. Сортируют мусор, ликвидируют стихийные свалки и мусорные захоронения, на их месте высаживают кустарники и цветы. Помимо этого волонтеры проводят беседы с туристами и местным населением острова на тему экологической грамотности: объясняют, как отдыхать, не нанося вред природе, как сортировать мусор, чтобы минимизировать количество отходов, которые необходимо вывезти с острова.



– Организовать вывоз мусора на островах очень сложно. На Рейнеке есть маленький поселок, но администрация не может найти подрядчика, потому что добираться далеко, непросто и невыгодно. К тому же население небольшое, и в основном мусор оставляют туристы, – рассказывает Якунина. – Часть отдыхающих нас поддерживают: с каждым годом свалок становится меньше. Чтобы минимизировать количество мусора, обязателен раздельный сбор. Вывозить пищевые отходы – лишняя трата ресурсов. На вокзале прибрежных сообщений есть раздельные баки для мусора, куда можно выкинуть мешки, сойдя с парома. В прошлом году некоторые перевозчики запрещали провозить большие мешки. Надеемся, что этим летом нам удастся с ними договориться.

Остров Рейнеке – место, где сочетается дикая природа и минимальная цивилизация. Три раза в неделю туда можно добраться муниципальным катером. Дальше него – уже необитаемые острова.
– Популярен у туристов еще остров Попова, но там большой поселок и соответственно больше свалка. Мы решили начать с маленькой территории, чтобы отработать систему, и дальше реализовать ее на больших площадях, – объясняет Наталья. – Когда есть деньги, мы берем лодку в аренду и выезжаем с рейдами на другие острова, в том числе на Рикорда. Но это один-два выезда за сезон, а мы хотим, конечно, чтобы такие поездки совершались чаще.

Волонтеры экологического лагеря на смене не только работают, но и отдыхают. В свободное время они купаются, загорают, для них организуют экскурсии, морские прогулки, различные мастер-классы и лекции, просмотры фильмов экологической тематики. А еще они подтягивают английский язык, ведь среди волонтеров каждую смену есть иностранцы.

Прошлой весной проект «Остров мечты» впервые организовал во Владивостоке фестиваль «День приморских островов». В учебно-научном музее ДВФУ прошла фотовыставка «Острова Приморья» и экспозиция музея «Животный и растительный мир залива Петра Великого». В день открытия местные ученые, экологи и краеведы прочитали для посетителей тематические лекции о заповедных островах, выживании в дикой природе и рассказали о различных волонтерских проектах. Организаторы планируют делать подобные просветительские мероприятия ежегодно.

– Привить обществу экологическую культуру – одна из наших самых приоритетных задач. Штрафы запугивают. Но несмотря на штраф, люди все равно будут мусорить. Поэтому и важно прививать культуру. Запугиванием проблему не решить, – считает Наталья. – Нужно проводить масштабные волонтерские акции, чтобы сделать экологическое движение модным. Было бы хорошо по центральным каналам крутить качественную экологическую рекламу: рассказывать, что природу нужно беречь, потому что брошенная в море бутылка влечет глобальные экологические проблемы. Пластик уже внедрился в пищевую цепь. Мы едим рыбу, а вместе с ней потребляем и частички пластика. Можно много чего рассказать, чтобы изменить сознание людей.



В конце 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, устанавливающий правила обращения с отходами и закрепляющий раздельный сбор мусора в России. Ранее во Владивостоке уже работали частные компании, организующие раздельный сбор мусора в нескольких районах города. Но они ушли с рынка из-за нерентабельности бизнеса. Виной тому, по их мнению, несознательные горожане и отсутствие поддержки городской администрации.

– Новый закон подразумевает установку двух видов контейнеров – один для пищевых отходов, другой – для всего остального. А дальше мусор будет вывозиться и разделяться на сортировочных станциях. Для воспитания у людей экологического сознания – это плохая идея, – считает Наталья. – Надо самим разделять мусор у себя дома, как делают в Европе. Так воспитывается привычка и формируется культура. Я думаю, что если горожанам предоставят условия, они будут сортировать мусор. Но нужно, чтобы не осталось ни одного человека, который не знал бы, зачем стоят эти раздельные контейнеры. А для этого, повторюсь, нужна масштабная просветительская работа.