Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Тарифный план

«Дальний Восток остался отдельным островком, где рыночные механизмы не действуют»

Тарифный план

В интервью изданию «Коммерсант» гендиректор «РАО ЭС Востока» Сергей Толстогузов пояснил, что усложняет модернизацию и строительство новых объектов энергетики в ДВФО и как изменить сложившуюся ситуацию.

«РАО ЭС Востока» до сих пор работает в нерыночных условиях, отмененных на остальной территории России семь лет назад, пишет издание «Коммерсант». По мнению гендиректора «РАО ЭС Востока» Сергея Толстогузова, «Дальний Восток остался отдельным островком, где рыночные механизмы не действуют — это одна большая неценовая зона с изолированными энергосистемами»».

«Причин для этого много — и топология сетей, и территориальные ограничения, и неразвитость источников энергоснабжения, и малонаселенность, - признался он в интервью изданию. - Именно поэтому сохраняется полное тарифное регулирование и, как следствие, стоит проблема отсутствия механизмов возврата инвестиций».

Тотальное тарифное регулирование в местной энергетике усложняет задачу модернизации и строительства новых объектов энергетики. Как рассказал С.Толстогузов, «сегодня нам закладывают прибыль в тарифы, но она минимальна, а резко поднять цены нельзя — потребитель не может платить больше». Именно поэтому «РАО ЭС Востока» предложило правительству отказаться от тотального тарифного регулирования в местной энергетике и перейти на новый механизм, учитывающий возврат инвестиций в течение 20 лет.

«Мы разработали ряд предложений, в основе которых лежит долгосрочное закрепление тарифа. Сейчас ФСТ рассматривает возможность введения регулирования на три-пять лет вперед. Для нас же оптимальным был бы срок 20 лет — только так мы сможем обнародовать потенциальным инвесторам адекватные условия возврата вложений, ведь за пять лет крупную станцию не окупишь. Если говорить о конкретных инструментах, то в сетях нам хотелось бы видеть RAB-регулирование, а в генерации — внедрение механизмов, гарантирующих возврат капитала и получение доходности», - пояснил эксперт. Пока все эти механизмы согласовываются с профильными министерствами и полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым.

С.Толстогузов поделился, что новая модель рынка тепла на Дальнем Востоке позволит довести цены за тепло до рыночного уровня за счет привлечения инвестиций. Чтобы привлечь инвестора, «необходимо обеспечить доведение существующих тарифов на тепло до экономически обоснованного уровня с последующей «правильной» долгосрочной индексацией, позволяющей сохранять эффекты от реализации мероприятий по повышению эффективности в тарифе».

«Необходимо также принять законодательные меры по повышению платежной дисциплины и эффективности взыскания дебиторской задолженности — ведь дебиторская задолженность по ДФО за электроэнергию и тепло превышает сегодня 19 млрд руб. Наконец, требуется законодательно обеспечить поддержку субъектов теплового бизнеса», - заявил он. По мнению С.Толстогузова, «это наиболее честная и правильная конструкция, так участники теплового рынка в рамках определенного календарного промежутка времени смогут выстраивать финансовую модель, определять гарантированный денежный поток, прогнозировать окупаемость инвестпроекта, привлекать деньги и у банков».

«Сейчас же, когда мы не понимаем, какой тариф будет завтра, довольно трудно разговаривать с банками о каких бы то ни было инвестиционных проектах», - сказал он.

В интервью «Коммерсанту» гендиректор «РАО ЭС Востока» поделился подробностями разрабатываемой «РАО ЭС Востока» программы развития энергетики Дальнего Востока до 2025 года.

«Мы подготовили свою программу, которая позволит обеспечивать надежное электро- и теплоснабжение потребителей и удовлетворять растущий спрос экономики ДФО. Речь идет уже не просто о замене оборудования, а о попытке адаптировать нашу инфраструктуру адекватно тем запросам и вызовам, которые диктует развитие Дальнего Востока: меняем топологию, схему расположения станций, их мощность. При этом мы должны вписаться в темпы роста тарифов, предусмотренные Минэкономразвития. Кроме того, у нашей материнской компании «РусГидро» есть масштабные задачи по строительству новых гидростанций в регионе. И нам очень важно увязать планы по освоению гидропотенциала с планами по строительству объектов теплогенерации на территории ДФО», - поделился собеседник издания.

По его словам, хотя на Дальний Восток «пришел газ», «крайне важно сохранить компетенцию работы станций на угле, ведь в регионе остаются большие запасы угля, которые могут стать одним из главных драйверов развития экономики Дальнего Востока». «Сейчас РАО ЭС Востока является крупнейшим потребителем энергетического угля на территории страны. И уголь останется для нас ключевым видом топлива, он всегда будет занимать больше 50% в энергобалансе компании. Надо учитывать, что на месторождениях работают тысячи людей, они получают зарплату и платят налоги, это целая инфраструктура, и от нее нельзя уходить. Плюс есть районы, где газа не будет, наверное, никогда», - сказал он.

Согласно программе, предполагается вывод 3 ГВт неэффективных старых мощностей и ввод 4,1 ГВт новых. «Огромного прироста установленной мощности мы не прогнозируем, потому что энергосистема Дальнего Востока уже имеет достаточно большой резерв, что оказывает давление на тариф. Однако нам может понадобиться еще порядка 4 ГВт, если начнется эффективная реализация проекта территорий опережающего развития», - раскрыл подробности С.Толстогузов.

Что касается финансирования, «в спокойном варианте программа развития предусматривает 440 млрд руб. инвестиций до 2025 года, из них до 2020 года — около 290 млрд руб. На реконструкцию требуется примерно 40% от этой суммы — это вложения в развитие электросетевой инфраструктуры, перекладку тепловых сетей, модернизацию существующих объектов».

«Определенная часть средств придет от амортизации, за счет тарифов, которые мы будем использовать на реализацию программы, еще часть — это кредитные ресурсы. Но опять-таки нужно внедрить механизмы возврата инвестиций, чтобы банки охотно давали деньги. Третье — возможно, госгарантии, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Остальное придется брать из бюджета, это будут невозвратные деньги, без процентных платежей и давления на тарифы», - уточнил эксперт. По мнению С.Толстогузова, «откуда именно взять средства на крупные инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке, должно решать государство с учетом потребностей новых предприятий».

«Сегодняшние тарифы не позволяют финансировать совсем. Но с другой стороны, на примере четырех новых станций, которые мы строим по указу президента РФ на бюджетные деньги, полученные от докапитализации нашего основного акционера «РусГидро», видно, что после 2016 года мы получим достаточно мощный дополнительный источник под реализацию инвестиционной программы из амортизации. Так что такие инъекции от государства дают инструмент для увеличения инвестиционной программы по другим проектам», - рассуждает в интервью С.Толстогузов.

По его словам, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк участвуют в проекте ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке. Сделка была признана лучшей в энергетическом секторе Центральной и Восточной Европы. Азиатские партнеры демонстрируют большой интерес к присутствию в регионе, в первую очередь Китай, Корея и Япония. «С компаниями из этих стран мы подписали ряд соглашений и приступили к проработке совместных проектов. Но здесь мы должны придумать, как гарантировать возврат инвестиций», - сказал гендиректор «РАО ЭС Востока».

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2539628