Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Тарифы за чужой счет

48 млрд рублей переплатят за электроэнергию российские потребители в интересах Дальнего Востока в следующем году

Механизм межтерриториального субсидирования, разработанный для снижения тарифов в ДФО, стал предметом бурных дискуссий потребителей, «РусГидро» и профильных ведомств сразу после его запуска в 2017 году. Градус споров повысился в этом году – в период формирования новой программы модернизации дальневосточных теплоэлектростанций. Она предполагает, что за 1,4 гигаватта новых мощностей на Дальнем Востоке бизнес из других регионов России заплатит более 300 млрд руб. до 2035 г . Специально для EastRussia ситуацию анализирует старший консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко.

Тарифы за чужой счет
Фото: shutterstock.com

Николай Посыпанко

Старший консультант VYGON Consulting
С 2017 года потребители электроэнергии европейской части России, Урала и Сибири доплачивают за снижение тарифов для бизнеса ДФО. Доля в конечной цене на энергию для «запада» составляет около 1,5%, и эта наценка обеспечила почти 60 млрд тарифной поддержки Дальнего Востока в 2017 – 2018 гг. Снижение тарифов в ДФО составило в среднем 3,6 руб./кВтч, что по замыслу Правительства должно способствовать росту инвестиционной привлекательности и опережающему развитию макрорегиона.

Пока под субсидии попали технологически изолированные территориальные энергосистемы ДФО: такие как Камчатский край, Чукотка, Сахалин и Магаданская область. Поддержку получили также промышленные потребители Якутии, входящей в неценовую зону оптового рынка. Но если, например, в Приморском крае или Амурской области средний регулируемый тариф сложится на уровне выше среднероссийского, субсидия будет выплачиваться и этим регионам.


ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…

Экономически обоснованные тарифы энергии на субсидируемых территориях, где практически нет альтернатив дизельной генерации и дорогому привозному топливу, могут превышать 100 руб./кВт*ч, а в среднем составляют около 20 руб./кВт*ч.

Такие уровни, очевидно, несовместимы с экономическим развитием, поскольку даже самое малое предприятие в 21 веке невозможно представить без потребления энергии и тепла. Льготы здесь выглядят оправданно, но реализация механизма субсидий вызывает вопросы.

Принятая конфигурация межтерриториальной субсидии не обеспечивает адресности, поддержку получают все потребители вне зависимости от доли затрат на энергию и от величины конечного тарифа. Только 13% субсидии (3,1 млрд руб.) в 2017 году направлено на снижение обоснованно высоких (7,3 –100 руб./кВт*ч) тарифов в изолированных районах до уровня 7,2 руб./кВт*ч. Именно это значение соответствует максимальной цене энергии в ценовых зонах ОРЭМ. Основная часть средств потрачена на снижение тарифов ниже уровня предельных цен в европейской части РФ.

Другим слабым местом механизма субсидирования является то, что тарифная поддержка дальневосточных территорий, хоть и носит целевой характер, но не вся доходит до конечных потребителей. Тарифы для бизнеса Дальнего Востока снизились единожды – в 2017 году, и с тех пор они растут общероссийскими темпами. Субсидия для ДФО в 2018 году увеличилась почти в 1,5 раза (с 24 до 35 млрд руб.), а в 2019 году может достичь 48 млрд. руб. (+37%).



Увеличение субсидии обусловлено не динамикой энергопотребления, а, прежде всего, ростом затрат дальневосточных энергокомпаний. Так, например, Группа «РусГидро» только по итогам 2017 года увеличила затраты на покупку топлива на 15% (+7,4 млрд руб.).

Рост цен на топливо не всегда экономически обоснован, и УФАС отдельных регионов Дальнего Востока уже вынуждены возбуждать дела по подозрению в антирыночных сговорах на суммы в сотни миллионов рублей.

Другим направлением использования целевой субсидии оптового рынка стало пополнение региональных бюджетов. Субсидия ОРЭМ по факту позволила снизить нагрузку на региональные бюджеты на 8 млрд руб.



Таким образом, в 2018 году не более 60% средств, собранных на ОРЭМ действительно пошло на снижение тарифов от уровней, действовавших до старта механизма поддержки.

НЕДОСТУПНЫЕ СЕТИ

Целью механизма тарифных субсидий в ДФО заявлено повышение инвестиционной привлекательности региона. Но на практике временная тарифная льгота полезна прежде всего уже работающему бизнесу и региональным энергокомпаниям. Масштабным проектам строительства или расширения энергоемких производств более важны условия и сроки доступа к электросетевой инфраструктуре.

Для присоединения к централизованному электроснабжению бизнес сегодня вынужден либо самостоятельно строить сотни километров электрических сетей к запертым мощностям дальневосточных ГЭС, либо годы дожидаться включения необходимых ему линий электропередач в федеральные целевые программы. Технологическое присоединение может стоит до 50 тыс. руб./кВт*ч и занимать не менее 2–3 лет. При этом инвестиции действующих энергокомпаний, включая «РусГидро», направлены прежде всего в южные регионы Дальнего Востока, где инфраструктура более развита, а субсидии пока не требуются.

В таких условиях оправданным становится выбор автономного электроснабжения, а ведь именно развитие централизованной системы энергетики Дальнего Востока является ключом к снижению общей стоимости электроэнергии.

Для опережающего развития энергетики региона необходимо решить одновременно две задачи: привлечь частные инвестиции и снизить цены на энергоресурсы. На Дальнем Востоке это можно сделать, создав привлекательный механизм частно-государственного партнерства строительства инфраструктуры. Увеличение охвата электросетями колоссальных территорий ДФО позволит заместить часть дорогой дизельной выработки, использовать почти 1 ГВт невостребованных мощностей магаданских ГЭС и нарастить полезный отпуск энергии за счет доступного присоединения к сетям новых предприятий.

ТАРИФНЫЙ ФРОНТ

Если на Дальнем Востоке тарифы на электрическую энергию полностью регулируются государством, то в остальной России действует конкурентная инфраструктура оптового рынка (ОРЭМ). Крупные генераторы и оптовые покупатели на ОРЭМ подают встречные заявки на продажу и покупку энергии и мощности, а цены формируются исходя из принципа равновесия спроса и предложения.

В такой конкурентной энергосистеме платеж для Дальнего Востока, хоть и является обязательным, но отдельными потребителями воспринимаются как нерыночная и несправедливая наценка. Поэтому эффективности механизма выравнивания тарифов и его прозрачности важно уделить особое внимание. Средства, которые можно аккумулировать за счет национального оптового рынка ограничены и должны не стимулировать местные энергокомпании раздувать затраты, а расходоваться адресно на эффективные и важнейшие для развития региона проекты, которые позволят снизить стоимость энергии. Только в таких условиях Дальний Восток из получателя субсидий может превратится в локомотив роста российской экономики.

Полное исследование VYGON Consulting по ситуации дальневосточными тарифами можно посмотреть по ссылке.