Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Техники обмана контрабандистов

5 хитростей, которые позволят избежать оружейного эмбарго

Техники обмана контрабандистов

Давайте представим, что вы – верховный лидер страны-изгоя. И вы собираетесь перевезти через границу пару сотен тонн вооружений, оставшихся с советских времен, но вам мешает суровое эмбарго на продажу и покупку оружия. Вам бы хотелось тихо провезти оружие в точку назначения, но главное – избежать обнаружения. Что же делать Великому Руководителю?

Благодаря новому отчету ООН, гадать не нужно. На этой неделе группа из восьми экспертов пришла к выводу, что, несмотря на почти десятилетний запрет со стороны Организации Объединенных Наций, незаконная торговля оружием со стороны Северной Кореи процветает и остается важнейшим источником дохода для режима, который подвергается действию многочисленных санкций. Секрет успеха? Сложная система избегания этих санкций, которая весьма умно использует иностранные посольства, шелл-компании, корабли под чужим флагом, секретные трюмы и – конечно – кодовые слова.

Как выяснил на собственном опыте экипаж корабля «Чонг Чон Ганг» в июле 2013 года, когда корабль был задержан, перевозя большой тайник с кубинским вооружением, эта тактика не всегда работает. Но даже лучшим преступникам не удается постоянно выходить сухими из воды.

Отчет ООН включает в себя детальный взгляд на арест корабля, который, по словам группы экспертов, позволил «впервые увидеть изнутри связанные между собой многочисленные техники обмана», используемые Северной Кореей. Итак, если вы хотите нарушить международные санкции по торговле оружием и перевозить вооружение по всему миру, вот как это сделать.

1. Создайте широкую сеть подставных фирм для владения и управления собственным незаконным торговым флотом

Вам захочется иметь определенную дистанцию между собой и флотом, который занимается транспортировкой оружия, даже если он, как в случае с «Чонг Чон Ганг», носит национальный флаг. Как сказано в отчете, «морская индустрия характеризуется сложной системой собственности и договоренностей». Это то, что можно использовать в вашу пользу.

Сеть частных шелл-компаний, юридически владеющая или управляющая кораблями, по мнению экспертов, «отвлечет расследование видимостью правомерной торговли». И если факт незаконной перевозки оружия станет известен, такой подход может создать еще несколько преимуществ.

Во-первых, вы, как Великий Руководитель, всегда можете заявить, что исключительно частная компания ответственна за нарушение закона. Во-вторых, если активы компании конфискованы или заморожены, финансовый эффект от этого может быть несколько сглажен за счет того, что остальная торговля, в том числе более крупные сделки, будет происходить более или менее беспрепятственно. Когда задержанный корабль будет освобожден, вы всегда можете переименовать его, вывесить другой флаг и объявить его собственностью другой, абсолютно новой компании.

2. Используйте свои посольства

Отчет ООН приписывает посольствам Северной Кореи на Кубе и в Сингапуре содействие незаконным торговым сделкам – помните, дипломатическая неприкосновенность ваш друг. Посольство в Сингапуре содействовало компании, которая владела судном «Чонг Чон Ганг». По данным ООН одновременно с этим, северокорейское посольство на Кубе непосредственно организовывало перевозки.

3. Придумайте кодовые слова (но не записывайте их)

В случае с «Чонг Чон Ганг» капитан имел «секретные» инструкции для провоза оружия контрабандой, а также специальные фразы, которые он должен был использовать по отношению к товару. Например, ему приказали называть «контейнеры» «механическими частями» и быть начеку, так как фраза «Плата была установлена на уровне 26 тысяч» означала, что ему необходимо сделать фальшивую декларацию груза в Панаме. Наоборот, сообщение «Плата не была установлена на уровне 26 тысяч» означало, что ему не нужно декларировать груз вообще. К сожалению, капитан записал все инструкции, что позволило ООН получить доказательства.

Урок таков: не записывайте ваши секретные коды.

4. Скрывайте нелегальный груз всеми возможными способами

Взяв пример с «Чонг Чон Ганга», модифицируйте ваши корабли таким образом, чтобы внутри трюмов можно было разместить контейнеры с оружием. Незаконный груз необходимо помещать на дно трюма, покрывая его каким-нибудь безобидным товаром (например, тысячами мешков сахара), полностью закрывающим его, а затем добавлять еще один слой товара (например – еще больше сахара). Контейнеры также должны иметь фальшивые стенки и дно, чтобы добавить еще один уровень безопасности. Приготовьте фальшивые схемы укладки товара и таможенные декларации, чтобы обман удался.

5. Скрывайте свое местоположение, когда находитесь в открытом море

Если вы хотите избежать нежелательного внимания от недружественных наций, выключите систему автоматической идентификации вашего корабля и сфальсифицируйте записи в вахтенном журнале, таким образом никто не сможет отследить ваше местоположение. Однако не заходите слишком далеко. Как на собственном горьком опыте узнал экипаж «Чонг Чон Ганга», эта тактика гарантированно создает подозрение. Поэтому, если ваш корабль вызвал внимание властей, не игнорируйте звонки из близлежащих портов! Просто покажите свои фальшивые документы и надейтесь на лучшее.

Счастливой контрабанды!

Кэтрин А. Трэйвик, колумнист Foreign Policy.com.

Перевел М. Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru.