Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dark forest: new losses declared by timber producers of the Far Eastern Federal District

The industry was hit simultaneously by a collapse in wood prices, the introduction of new phytosanitary requirements and the closure of borders with China

Since the beginning of 2020, the timber industry in the Far East has faced losses. They are caused by several factors: a collapse in wood prices, the introduction of new phytosanitary requirements, and the closure of borders with China's largest consumer of Russian forest. What this led to and what consequences to expect in the future - in EastRussia material.

Dark forest: new losses declared by timber producers of the Far Eastern Federal District
Photo: pixabay.com

WHAT NEXT TO FOREST

According to the Russian Ministry of Industry and Trade, in 2019, the Khabarovsk Territory became the leader among the exporting regions of the forest. The top ten forest suppliers abroad also included Primorye and the Amur Region. The amount of exports exceeded 423 million dollars. Most of the rounds were shipped to China: shipments totaled over eight million cubic meters worth $ 781 million.

For the timber industry of the Far Eastern Federal District, 2020 began with losses. The outbreak of coronavirus infection in China triggered a sharp decline in production, which led to a decrease in demand for wood. This markedly affected prices. According to Pavel Korchagin, Director of the PALEX Primorsky Association of Timber Industrialists and Forest Exporters, timber demand in China has fallen by about 20% -50%, and production in the Middle Kingdom has literally stopped since the beginning of the year.

“Demand sagged quite a bit, because in China the pace of industry has seriously decreased. Forest prices also declined, as did demand — about 20% -50%. The market situation is now complicated, because the main export of timber goes to China, and as you know, the Chinese economy suffers very much from the coronavirus, ”said Pavel Korchagin.

According to timber merchant Viktor Doroshenko, forest prices have indeed declined markedly. In addition, supply contracts are broken, because a buyer from China simply cannot visit Russia on a business trip.

“Until recently, the price of wood was $ 200 per cubic meter of wood, now it has fallen to $ 122. Just now, we were expecting the arrival of our business partners from China. They had to inspect the goods on the spot, negotiate a price and conclude a supply contract. Due to the spread of coronavirus to Chinese citizens, entry to us is closed. In addition, demand still fell as did production in China, ”the timber merchant said.

In his opinion, today it is difficult to make any forecasts for the future, most likely the situation will begin to improve closer to mid-spring

DARK TIMES

The decline in prices and demand is not the only disaster that befell timber producers. The closure of checkpoints on the border with China in late January and the introduction of new phytosanitary standards also negatively affected the industry.

“In January, we did not sell a cubic meter of timber,” said Natalya Vikhrova, Deputy General Director for Corporate Governance at Terneyles. - Phytosanitary services did not issue certificates for timber export. Moreover, all these new requirements are not spelled out in any documents. According to new phytosanitary standards, it is necessary to carry out fumigation - treating the bark of a tree with special gases for the purpose of disarmament. The procedure is carried out at a temperature not lower than 15 degrees Celsius, and now it is winter, the temperature is below zero. However, in speed the Chinese authorities made concessions to us and began issuing certificates again. ”

Victor Doroshenko believes that the hitch with the issuance of phytosanitary certificates is a response of the Chinese authorities, working on the same principle as tightening the requirements for importing vegetables, which this winter led to a shortage and a significant increase in the cost of vegetables and fruits in the Far East.

“In my opinion, the Chinese made a mirror attack in connection with the ban on the import of citrus and stone fruits, which was undertaken last fall and winter by the Russian phytosanitary service,” said Doroshenko.

The timber merchant said that most of the wood today is exported by sea, and not through railway crossings. In case of downtime, losses cannot be avoided.

“A vessel with our forest was not allowed in February due to quarantine. The ship stood for more than ten days. We lost $ 2 a day on fuel alone. But you have to pay for every additional day of downtime, as well as the team’s meals, salary, ”the timber merchant said, noting that the profitability from the sale of wood is only 500%.



Today, the industry is going through hard times - small enterprises are leaving the market, who have to “be content with crumbs”. Over the past few years, export duties on roundwood have grown from 25% to 60%. At the end of last year, the Dalexportles Association even sent an appeal to the presidential administration with a request to cancel the planned increase in duty to 60%. The timber industry even then declared a crisis in the industry in the Far East and asked to reduce the duty to 6,5%.

“We have large volumes of production, we sell veneer to the Japanese market, so the increase in duties on our activities did not affect much. Now the situation in the market is such that it is more profitable to sell processed timber than a round timber. However, small sawmills, which are located somewhere in the wilderness, do not have time to reorient themselves and begin to engage in forest processing. As a result, many companies today are in the stage of pre-bankruptcy. And not only small, but also large enterprises are leaving, ”explained Natalya Vikhrova.

The Ministry of Industry and Trade announced that the government is taking a number of measures to increase the depth of wood processing. They are aimed at reducing the export of unprocessed wood and the development of its deep processing.

“The introduction of a tariff quota for Far Eastern wood (Ayansky spruce, white fir and Daurian larch) in the total amount of four million cubic meters annually with a reduced export customs duty rate of 13%, with a phased increase in the export customs duty rate outside the quota to 805,” - stated in the ministry.

The ministry also noted that as a result of measures taken in 2019, the production of lumber increased by 13,2% in the Far Eastern Federal District, plywood by 31,7%, pellets by 24%, paper and cardboard by 25,4%, and 10,8 , 7,3% - cellulose, 0,7% - furniture. Last year, sawn timber exports from the Far East also increased - by 18,1%, fuel pellets by 2,5%, furniture exports grew XNUMX times, and deliveries of fiberboards abroad began.


FOREST CUT - CHIPS ARE FLYING

The blow to the timber industry will affect the economy of the entire Far East, since this industry is one of the main ones in the macroregion. However, according to the forecasts of economist Nikita Maslennikov, disaster will not happen.

“Of course, a decrease in forest prices will negatively affect the macro-region’s economy, but this will not have critical consequences. In addition to the timber industry, there are other export industries. Although losses are inevitable today, production in China is now operating at 50%. Roughly speaking, half of the capacities are idle, and much connects us to China, ”the expert said.

According to him, forestry is an industry that had certain problems long before the coronavirus. Now its participants are faced with two challenges.

“The industry needs modernization. There has long been a need to increase the volume of woodworking and that is the future. Regulation is also a serious challenge. The lack of control in the forest industry is claimed by many politicians who are trying to force the industry to move onto the rails of modernization. It will be a long time and not all market participants will survive. And the demand for wood will certainly not grow in the foreseeable future, ”the expert concluded.

Recently, Prime Minister Mikhail Mishustin also announced the need for changes. He said that the strategy for the development of the forest industry adopted in 2018 until 2030 does not sufficiently take into account its features: it is necessary to return the forest industry to the legal field, rethink the accounting system, create a fiscal system.

August 8: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Темный лес: о новых убытках заявили лесопромышленники ДФО

По отрасли одновременно ударил обвал цен на древесину, введение новых фитосанитарных требований и закрытие границ с КНР

С начала 2020 года лесопромышленная отрасль на Дальнем Востоке столкнулась с потерями. Они вызваны несколькими факторами: обвалом цен на древесину, введением новых фитосанитарных требований и закрытием границ с крупнейшим потребителем российского леса — Китаем. К чему это привело и каких последствий ждать в будущем — в материале EastRussia.

Темный лес: о новых убытках заявили лесопромышленники ДФО
Фото: pixabay.com

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС

По данным Минпромторга России, в 2019 году лидером среди регионов-экспортеров леса стал Хабаровский край. В первую десятку поставщиков леса за рубеж также вошли Приморье и Амурская область. Сумма экспорта превысила 423 млн долларов. Больше всего кругляка было отправлено в Китай: объем поставок составил свыше восьми млн кубометров на сумму 781 млн долларов.

Для лесопромышленной отрасли ДФО 2020 год начался с потерь. Вспышка коронавирусной инфекции в Китае спровоцировала резкий спад производства, вследствие которого снизился спрос на древесину. Это заметно отразилось на ценах. По оценке директора Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса «ПАЛЭКС» Павла Корчагина, спрос на лесоматериалы в Китае упал примерно на 20%-50%, а производство в Поднебесной буквально замерло с начала года.

«Спрос достаточно сильно просел, ведь в Китае сейчас серьезно снизились темпы промышленности. Цены на лес тоже снизились, так же как и спрос —примерно на 20%-50%. Ситуация на рынке сейчас сложная, ведь основной экспорт леса идет в Китай, а как известно из-за коронавируса очень сильно страдает экономика КНР», — рассказал Павел Корчагин.

По словам лесопромышленника Виктора Дорошенко, цены на лес действительно заметно снизились. Кроме того, срываются контракты на поставки, ведь покупатель из Китая попросту не может посетить с деловым визитом Россию.

«До недавнего времени цена на лес составляла 200 долларов за кубометр древесины, сейчас она упала до 122 долларов. Как раз сейчас мы ожидали приезда наших деловых партнеров из Китая. Они должны были осмотреть на месте товар, договориться о цене и заключить договора поставки. Из-за распространения коронавируса гражданам КНР к нам въезд закрыт. К тому же спрос все равно снизился так же, как и производство в Китае», — заявил лесопромышленник.

По его мнению, сегодня трудно делать какие-то прогнозы на будущее, скорее всего ситуация начнет улучшаться ближе к середине весны

 

ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА

Снижение цен и спроса — не единственная беда, постигшая лесопромышленников. Закрытие пунктов пропусков на границе с КНР в конце января и введение новых фитосанитарных норм также негативно сказался на отрасли.

«В январе мы не продали ни кубометра леса, — рассказывает заместитель генерального директора по корпоративному управлению «Тернейлес» Наталья Вихрова. — Фитосанитарные службы не выдавали сертификаты на вывоз древесины. Причем все эти новые требования не прописаны ни в каких документах. Согласно новым фитосанитарным нормам необходимо проводить фумигацию – обработку коры дерева специальными газами с целью обезоруживания. Проводится процедура при температуре не ниже 15 градусов по Цельсию, а ведь сейчас зима, на улице минусовая температура. Правда, в скорости китайские власти пошли нам на уступки и сертификаты стали снова выдавать».

Виктор Дорошенко считает, что заминка с выдачей фитосанитарных сертификатов — ответная мера китайских властей, работающая по тому же принципу, что и ужесточение требований ввоза овощей, которое привело этой зимой к дефициту и значительному удорожанию овощей и фруктов на Дальнем Востоке.

«На мой взгляд, китайцы сделали зеркальный выпад в связи с запретом на ввоз цитрусовых и косточковых, который был предпринят минувшей осенью и зимой российской фитосанитарной службой», — отметил Дорошенко.

Лесопромышленник рассказал, что большая часть леса сегодня идет на экспорт морем, а не через железнодорожные переходы. В случае простоя потерь не избежать.

«Судно с нашим лесом в феврале не пропускали из-за введенного карантина. Пароход простоял больше десяти суток. В день мы теряли 2 500 долларов только на топливе. А ведь надо оплачивать каждый дополнительный день простоя, а также питание команды, зарплату», — рассказал лесопромышленник, отметив, что рентабельность от продажи леса составляет всего 15%.

Сегодня отрасль переживает не лучшие времена — с рынка уходят малые предприятия, которым приходится «довольствоваться крохами». За последние несколько лет экспортные пошлины на круглый лес выросли с 25% до 60%. В конце прошлого года ассоциация «Дальэкспортлес» даже направляла обращение в администрацию президента с просьбой отменить запланированное повышение пошлины до 60%. Лесопромышленники еще тогда заявляли о кризисе отрасли на Дальнем Востоке и просили снизить пошлину до 6,5%.

«У нас большие объемы производства, мы продаем шпон на японский рынок, поэтому увеличение пошлин на нашей деятельности не сильно отразилась. Сейчас на рынке складывается такая ситуация, что выгоднее продавать переработанные лесоматериалы, чем кругляк. Однако, маленькие лесопилки, которые находятся где-нибудь в глуши, не успевают переориентироваться и начать заниматься переработкой леса. В результате множество компаний сегодня находятся в стадии предбанкротсва. Причем уходят не только мелкие, но и крупные предприятия», — объяснила Наталья Вихрова.

В Минпромторге заявили, что правительство принимает ряд мер для повышения глубины переработки древесины. Они направлены на снижение экспорта необработанной древесины и развитие ее глубокой переработки.

«Введение тарифной квоты в отношении дальневосточной древесины (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской) в общем объеме четыре млн кубометров ежегодно с пониженной ставкой вывозной таможенной пошлины в размере 13%, с одновременным поэтапным повышением ставки вывозной таможенной пошлины вне квоты до 805», — заявили в министерстве.

В ведомстве также отметили, что в результате принимаемых мер за 2019 год в ДФО на 13,2% увеличилось производство пиломатериалов, на 31,7% — фанеры, на 24% — пеллет, на 25,4% — бумаги и картона, на 10,8% — целлюлозы, на 7,3% — мебели. Увеличился в прошлом году и экспорт пиломатериалов с территории Дальнего Востока — на 0,7%, топливных гранул на 18,1%, экспорт мебели вырос в 2,5 раза, начались поставки за рубеж древесноволокнистых плит.


ЛЕС РУБЯТ — ЩЕПКИ ЛЕТЯТ

Удар по лесопромышленной отрасли отразится на экономике всего Дальнего Востока, поскольку эта отрасль — одна из основных в макрорегионе. Однако, по прогнозам экономиста Никиты Масленникова, катастрофы не случится.  

«Конечно, снижение цен на лес скажется негативно на экономике макрорегиона, однако это не будет иметь критических последствий. Помимо лесопромышленности, существуют еще и другие экспортные отрасли. Хотя потери сегодня неизбежны, ведь производство в Китае сейчас работает на 50%. Грубо говоря, половина мощностей простаивает, а с Китаем нас многое связывает», — считает эксперт.

По его мнению, лесопромышленность — это отрасль, которая имела определенные проблемы задолго до коронавируса. Сейчас ее участники столкнулись с двумя вызовами.

«Отрасль нуждается в модернизации. Уже давно назрела необходимость в наращивании объемов деревообработки и в этом будущее. Регуляция также является серьезным вызовом. Об отсутствии контроля в лесопромышленности заявляют многие политики, пытающиеся заставить перейти отрасль на рельсы модернизации. Это будет долго и не все участники рынка выдержат. А спрос на древесину точно не будет расти в обозримом будущем», – заключил эксперт.

О необходимости изменений недавно заявлял и премьер-министр Михаил Мишустин. Он заявил, что принятая в 2018 году стратегия развития лесной отрасли до 2030 года не в достаточной степени учитывает ее особенности: необходимо возвращать лесную промышленность в легальное поле, переосмыслить систему учета, создавать фискальную систему.

24 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика