Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The thorny path of forest processing

Problems of the industry discussed by participants of the Eastern Economic Forum

In the timber industry in eastern Russia, the raw material orientation of exports is maintained. As was noted at the V Eastern Economic Forum, as before, a fairly significant part of the timber harvest is shaded, which puts legal timber merchants at a disadvantage. The situation can be corrected by the digitalization of the industry and the active participation of the state in the development of related infrastructure. All this should make raw materials more accessible to processors.

The thorny path of forest processing
Photo: pixabay.com

Barrier duties are not a panacea

The situation with the phased introduction in the Far Eastern Federal District of barrage duties on the export of unprocessed timber (the rate will increase to 80% by 2021 year) is mixed. On the one hand, as Alexander Krutikov, deputy head of the Ministry for Eastern Development and Development, informed, in the first half of the year, export of round timber to China, which is the main consumer of Far Eastern timber, fell by a third compared to last year, and supplies of processed products increased by 80%. However, according to Dmitry Valtfogel, RFP Group CEO, restrictive measures have not resolved all issues.

“Small procurers, not having their processing capacities, were supposed to start selling their products to forestry workers whose capacities are currently not loaded and who lack raw materials. As a matter of fact, this did not happen; today, as a large timber merchant, it is quite difficult for us to buy timber in the Khabarovsk Territory or the Amur Region, ”the manager informed.

According to him, small tenants mainly sell wood to small exporting companies, including with the participation of Chinese capital. Financial settlement schemes, as a rule, are not transparent, and large timber merchants as a result cannot compete for the price. In turn, new forest purchasers produce primitive lumber from the raw materials they purchase when the slab is only cut. The current practice is that when exporting to China, customs duties do not apply to this product.

“Those measures that have been taken (to limit the export of wood - approx. Ed.), Of course, are the foundation on which to build further growth in processing, but they probably need to be optimized,” says Dmitry Valtfogel.

An additional burden on the industry was the reduction in export prices for forest products, including due to the trade confrontation between China and the United States.

“When the price for one cubic meter of sawn timber was 280 dollars, all sawmills worked as a plus. Now it has fallen to 200 dollars, and half has surfaced belly up, ”said Mikhail Shamolin, president of Segezha Group.

Potential investors who are ready to invest in timber processing also have difficulties. Accessibility and objectivity of information on forest plots proposed for development leaves much to be desired. According to the chairman of the State Duma committee on natural resources, property and land relations Nikolai Nikolaev, today the information is scattered, the forest management documents are valid 20 years ago, which interferes with business planning. According to the deputy, it is impossible to manage a resource effectively until there is a single information space.

Indeed, the acting head of the Federal Forestry Agency, Mikhail Klinov, admitted that many forest inventory materials (are the basis for the development of forestry regulations, forest development projects, etc.) are outdated.

“We rely on ground forces and means, aerial photography in order to update materials. However, such events are expensive. It happens that the materials are updated, but there is no demand. It’s advisable to talk about specific territories and sites in order to work precisely, ”said the head of Rosleskhoz.


Digital map

Part of the problems can be solved by digitalization of the industry. Khabarovsk Territory became a pilot project in the Far Eastern Federal District.

“We have created a single database of all documents, starting from forest inventory materials, which are usually stored on paper tablets, ending with forest declarations, forest development projects, etc. We translated it all into digital data and started managing, organized a service for receiving all documents in electronic form. After that, we analyzed the legislation and, in fact, made a robot capable of making decisions without the participation of an official, ”said Kirill Berman, Minister of Information Technology and Communications of the Khabarovsk Territory.

In this development satellite monitoring and neural networks are used, thanks to which images from space are compared: for example, you can see how intensively the activity is carried out in a particular forest area.

“Initially, the system was sharpened by the search for black lumberjacks. But then she went deep into the analysis of data from legal forest users. The existing forest tenant plots are plotted on a digital map, ”Kirill Berman explained.



The schemes of illegal timber harvesting and its legalization, he assured, together with the Forest EGAIS information system and customs capabilities are quickly identified.

This experience is planned to be extended to other regions. Next in line are Transbaikalia and Buryatia.

“Our goal is the same - that high-quality investors come to us and increase the degree of processing of timber,” said the acting Deputy Chairman of the Government of the Trans-Baikal Territory Mikhail Churkin.

With the help of this IT platform, it is possible to determine the economic affordability of forests, including in areas where the transport infrastructure is extremely low. The latter problem is relevant for most regions of the Far Eastern Federal District. So, according to Mikhail Churkin, the estimated cutting area in Transbaikalia is 18 million cubic meters, but only 6,7 million cubic meters is relatively available.

“Everything else is in those places where you need to build a road, laying the accompanying infrastructure, and generally engage in development,” he added.

In the Trans-Baikal Territory, the creation of territories of priority development has begun; therefore, it is partially planned to solve infrastructure issues within the framework of the ASEZ. But cost subsidies associated with the expansion of the export market are important for local timber merchants, he said. deputy chairman of the regional government.

“We have nothing in the southern, southeastern regions except the border with China. And if there is no way to somehow export the forest to other places, you have to adapt to the only buyer who dictates the price. In this regard, it is also necessary to develop logistics capacities, ”says Mikhail Churkin.


Reach for pulp

The construction of transport infrastructure in remote areas is also necessary for deeper processing of forests. In particular, in the Far East and Eastern Siberia in recent years several projects to create pulp and paper mills have been proposed for implementation, but they have not yet been put into practice.

Now the sale of Russian products occupies only 2% of the world pulp market (estimated at 550 billion dollars annually). Finland remains the export leader, where 40 Pulp and Paper Mill has been built over the past 50 years, although this country produces much less wood than Russia, Mikhail Shamolin noted. Logging there is 76 million cubic meters annually, while in Russia, which has large reserves - 220 million. At the same time, the Finns have higher production costs of about 500 dollars per ton of pulp, and in Russia - 350 dollars.

“If Russia seriously took up the business of developing the industry, we could not have 2% of the global pulp market, as it is now, but at least 20%,” said the president of Segezha Group.

However, over the past 20 years, only one pulp mill has appeared in the Russian Federation - in Bratsk (the project was implemented by the Ilim group). Several factors influence the situation. As the president of Segezha Group specified, it is not profitable to build a pulp and paper mill with a capacity of at least one million tons of pulp per year today - this may not be worth the cost (compared to Finland, the construction of a pulp and paper mill in Russia will cost 1,5 times more expensive), but such an enterprise needs a significant amount of timber - about five million cubic meters of pulp and raw materials or 7,5-8 million cubic meters of estimated cutting area, if separately sent for processing wood.

To expand pulp production in Russia, it is necessary to make raw materials more affordable. Its cost for the pulp and paper mill should not be higher than 25 dollars per cubic meter. As preliminary calculations showed, this figure for Far Eastern projects reaches 40 dollars.

“There will be no low cost of raw materials - there will be no investment,” Mikhail Shamolin summed up.

It is quite difficult to collect raw materials from scattered small tenants of the forest - you need to isolate it all in a new place where there is no infrastructure, which means that you need to build roads, railways, and ensure the supply radius accordingly. According to the head of the forestry holding, it is impossible to solve this problem without appropriate state support.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Тернистый путь лесной переработки

Проблемы отрасли обсудили участники Восточного экономического форума

В лесопромышленном комплексе на востоке России сохраняется сырьевая ориентация экспорта. Как было отмечено на V Восточном экономическом форуме, по-прежнему достаточно весомая часть заготовки древесины уходит в тень, что ставит в невыгодное положение легальных лесопромышленников. Положение может исправить цифровизация отрасли и деятельное участие государства в развитии сопутствующей инфраструктуры. Все это должно сделать сырье более доступным для переработчиков.

Тернистый путь лесной переработки
Фото: pixabay.com

Заградительные пошлины – не панацея

Ситуация с поэтапным введением в ДФО заградительных пошлин на вывоз необработанного леса (ставка будет повышаться до 80% к 2021 году) складывается неоднозначная. С одной стороны, как проинформировал замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, в первом полугодии экспорт кругляка в Китай, который является главным потребителем дальневосточной древесины, сократился к прошлогоднему уровню на треть, а поставки продукции переработки выросли на 80%. Вместе с тем, по словам генерального директора RFP Group Дмитрия Вальтфогеля, ограничительные меры не решили всех вопросов.

«Мелкие заготовители, не имея своих перерабатывающих мощностей, по идее должны были начать реализацию своей продукции лесопереработчикам, чьи мощности сейчас не загружены, кому не хватает сырья. По сути этого не произошло, нам сегодня, как крупному лесопромышленнику, купить лес в Хабаровском крае или Амурской области у таких предприятий достаточно сложно», – проинформировал менеджер.

По его словам, мелкие арендаторы преимущественно продают древесину небольшим компаниям-экспортерам, в том числе с участием китайского капитала. Финансовые схемы расчетов, как правило, не прозрачны, и крупные лесопромышленники в итоге не могут конкурировать за цену. В свою очередь новые покупатели леса производят из приобретаемого сырья примитивные пиломатериалы, когда только срезается горбыль. Существующая практика такова, что при экспорте в КНР на данный товар таможней не распространяются заградительные пошлины.

«Те меры, которые приняты (по ограничению вывоза древесины – прим. ред.), безусловно, являются фундаментом, на котором нужно строить дальнейший рост переработки, но они, наверное, нуждаются в оптимизации», – считает Дмитрий Вальтфогель.

Дополнительной нагрузкой на отрасль стало сокращение экспортных цен на лесную продукцию, в том числе из-за торгового противостояния Китая и США.

«Когда цена за один кубометр пиломатериалов была 280 долларов, все лесопилки работали в плюс. Сейчас она опустилась до 200 долларов, и половина всплыла пузом к верху», – рассказал президент Segezha Group Михаил Шамолин.

Сложности возникают и у потенциальных инвесторов, готовых вкладываться в лесопереработку. Доступность и объективность сведений о предлагаемых к освоению лесных участках оставляет желать лучшего. По словам председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, на сегодняшний день информация разрозненна, по лесоустройству действующие документы – 20-летней давности, что мешает планированию бизнеса. Как считает депутат, управлять ресурсом эффективно нельзя до тех пор, пока не будет единого информационного пространства.

Действительно, признал врио руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Клинов, многие материалы лесоустройства (являются основанием для разработки лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и пр.) устарели.

«Опираемся на наземные силы и средства, аэрофотосъемку, чтобы актуализировать материалы. Однако такие мероприятия дорогостоящие. Бывает, материалы актуализировали, а спроса нет. Желательно говорить о конкретных территориях, участках, чтобы работать точечно», – отметил глава Рослесхоза.


Цифровая карта

Часть проблем позволяет решить цифровизация отрасли. Пилотным проектом в ДФО стал Хабаровский край.

«Мы создали единую базу всех документов, начиная от материалов лесоустройства, которые обычно хранятся на бумажных планшетах, заканчивая лесными декларациями, проектами освоения лесов и т.п. Мы перевели это все в цифровые данные и начали управлять, организовали услугу по приему всех документов в электронном виде. После этого проанализировали законодательство и, по сути сделали робота, способного принимать решения, без участия чиновника», – рассказал министр информационных технологий и связи Хабаровского края Кирилл Берман.

В этой разработке используется спутниковый мониторинг и нейронные сети, благодаря которым сопоставляются снимки из космоса: можно к примеру видеть, насколько интенсивно ведется деятельность на том или ином лесном участке.

«Изначально система была заточена на поиск черных лесорубов. Но затем она ушла глубоко в анализ данных легальных лесопользователей. На цифровую карту наносятся существующие участки арендаторов леса», – объяснил Кирилл Берман.



Схемы же нелегальной заготовки древесины и ее легализации, заверил он, вместе с информационной системой «Лес ЕГАИС» и возможностями таможни выявляются быстро.

Данный опыт планируется распространить на другие регионы. На очереди – Забайкалье и Бурятия.

«Наша цель одна – чтобы к нам приходили качественные инвесторы и увеличивалась степень переработки леса», – заявил и.о. зампреда правительства Забайкальского края Михаил Чуркин.

С помощью этой IT-платформы можно определять экономическую доступность лесов, в том числе в тех районах, где крайне низкая транспортная инфраструктура. Последняя проблема актуальна для большинства регионов ДФО. Так, по словам Михаила Чуркина, расчетная лесосека в Забайкалье – 18 млн кубометров, но относительно доступно только 6,7 млн кубометров.

«Все остальное находится в тех местах, где нужно строить дорогу, прокладывая сопутствующую инфраструктуру, и вообще заниматься развитием», – добавил он.

В Забайкальском крае приступили к созданию территорий опережающего развития, поэтому решать инфраструктурные вопросы отчасти планируется в рамках ТОР. Но для местных лесопромышленников важны субсидии затрат, сопряженные с расширением экспортного рынка, подчеркнул и.о. зампреда краевого правительства.

«У нас в южных, юго-восточных районах кроме границы с Китаем ничего нет. И если нет возможностей каким-то образом вывозить лес в другие места, приходится подстраиваться под единственного покупателя, который диктует цену. В этой связи нужно тоже развивать логистические мощности», – рассуждает Михаил Чуркин.


Дотянуться до целлюлозы

Строительство транспортной инфраструктуры в отдаленных районах необходимо и для более глубокой переработки леса. В частности, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири в последние годы предлагалось к реализации несколько проектов по созданию целлюлозно-бумажных комбинатов, но они так и не получили воплощения в жизнь.

Сейчас сбыт российской продукции занимает лишь 2% мирового рынка целлюлозы (оценивается в 550 млрд долларов ежегодно). Лидером по экспорту остается Финляндия, где за последние 40 лет построено 50 ЦБК, хотя эта страна заготавливает гораздо меньше древесины, чем Россия, отметил Михаил Шамолин. Лесозаготовка там составляет 76 млн кубометров ежегодно, тогда как в России, обладающей большими запасами – 220 млн. При этом себестоимость производства продукции у финнов выше – примерно 500 долларов за одну тонну целлюлозы, а в России – 350 долларов.

«Если бы в России всерьез взялись за дело развития отрасли, мы могли бы иметь не 2% глобального рынка целлюлозы, как сейчас, а хотя бы 20%», – считает президент Segezha Group.

Однако за последние 20 лет в РФ появился лишь один целлюлозный завод – в Братске (проект реализован группой «Илим»). На ситуацию влияет несколько факторов. Как уточнил президент Segezha Group, строить сегодня ЦБК мощностью не менее одного млн тонн целлюлозы в год не выгодно – это может не окупить затраты (по сравнению с Финляндией строительство ЦБК в России обойдет в 1,5 раза дороже), но для такого предприятия нужен серьезный объем леса – порядка пяти млн кубометров балансового сырья или 7,5-8 млн кубометров расчетной лесосеки, если отдельно направлять на передел деловую древесину.

Для расширения целлюлозного производства в России необходимо делать более доступным сырье. Его себестоимость для ЦБК должна быть не выше 25 долларов за один кубометр. Как показали предварительные расчеты, эта цифра для дальневосточных проектов достигает 40 долларов.

«Не будет низкой себестоимости сырья – не будет никаких инвестиций», – резюмировал Михаил Шамолин.

Собирать сырье у разрозненных мелких арендаторов леса достаточно сложно – нужно выделять это все в новом месте, где нет инфраструктуры, а значит, следует строить автомобильные дороги, железную дорогу, обеспечивать соответственно радиус поставки. По мнению главы лесопромышленного холдинга, без соответствующей поддержки государства решить эту задачу невозможно.