Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Territory of opportunities

Danchikov: To make small and medium business develop, the most important thing is not to interfere with it

Territory of opportunities

Small and medium-sized businesses in Russia have yet to stand on their feet, but it is this segment of the economy that will lay the foundation for the sustainable development of the country's subjects. This conclusion was reached by the participants of the round table “Crisis - reboot”, which took place in Moscow during the week of entrepreneurship. The problems of medium-sized businessmen understood EastRussia.

The week of Russian entrepreneurship is a large-scale project that covers all regions of Russia. Since 12 on 25 May, the country hosted a lot of events dedicated to the development of small and medium business in the first place. This year, Yakutia is given special attention in a series of business events, where this year is declared the Year of Entrepreneurship. In addition, the cold republic is striking in the number of geniuses in the field of innovative developments.

Because we are pilots

In the Permanent Representation of the Republic of Sakha (Yakutia) in Moscow at the round table "Crisis - Reloading" representatives of government bodies, heads of business structures and public associations of entrepreneurs of Yakutia and the capital region discussed the development of small and medium-sized businesses taking into account modern economic realities. Some told how they literally fucked "crisis", others - how they managed to stay afloat and even be in the black, the third - wrote out prescriptions for solving problems. The discussion was long, but productive.

The Chairman of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia), Galina Danchikova, recalled that more than a month ago, Russian President Vladimir Putin held a meeting at the State Council, at which he considered a set of measures to develop small and medium-sized businesses in the country. "At the meeting it was noted that the share of small and medium businesses in GDP in Russia accounts for slightly more than 20 percent, in Japan and Canada, this figure is 57 percent, in Germany, almost 50 percent. But on the other hand, we all understand that we have certain opportunities and reserves. Together we can move in this direction. Both small and medium-sized businesses have a very large field of application, "she said to the audience.

Danchikova noted that the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) pays special attention to the creation of favorable conditions for the development of small and medium-sized businesses.

“We practically annually invest more than 1,5 billion rubles in supporting small and medium-sized businesses - this is taking into account, of course, the federal budget funds, municipal funds, funds from attracted extrabudgetary sources. If we proceed from the territory of the republic, this is not such a large volume, but we believe that this is a significant support for entrepreneurship, ”she shared.

In the republic, since 2012, a program for the development of entrepreneurship has been adopted and is being implemented. And now the Ministry of Territorial Development of the Russian Federation has declared Yakutia a pilot territory for the introduction of the best practices for creating a favorable business environment in the Far East. And it is no accident - the statistics are obvious.

"Today we maintain the positive dynamics of the main indicators of business development, and the number of registered entrepreneurs in 2014 was 53000 units. Turnover of small and medium-sized enterprises amounted to 2014 billion rubles in 257. In the budgetary system, the income of our small and medium-sized businesses in 2014, if we talk about all special tax regimes, amounted to about 2,8 billion rubles. This is a good indicator, although, of course, we have many more opportunities in this area, "the official said, moving from successes to business problems.

"Feature (Business in Yakutia - author's note) - transport costs incurred by small and medium businesses. And of course, small and medium businesses are more difficult to develop than businesses in the central territory of Russia, ”Danchikova continued. However, according to her, there are common problems for the whole country: insufficiently developed infrastructure, limited access to credit resources, lack of investment long-term financial resources, administrative barriers - gas connection, connection to electric networks.

“In order for small and medium business to develop, the most important thing is not to interfere with it, the most important thing is that all the rules that have been established are clear, accessible and do not change very often,” Danchikova summed up.

Yekaterina Kormilitsyna, Minister for Entrepreneurship and Tourism Development of the Republic of Sakha (Yakutia), called Yakutia a "territory of opportunity", noting that the region is actively studying the experience of introducing the practice of creating a favorable business environment of its neighbors, such as Tatarstan, Kaluga, Lipetsk, Ulyanovsk, the Rostov Region , China, Kazakhstan.

“The pilot territory of the republic requires new approaches and new directions, therefore we are looking for them. Under the new conditions for the development of the country, additional measures have been taken to support small businesses — tax regimes, property mechanisms, and financial instruments, Kormilitsyna explained. “The tasks for 2015 in the framework of our pilot project and the Year of Entrepreneurship, along with the improvement of the tax, property and financial instruments I have already mentioned, increase the availability of energy and engineering infrastructure, improve the conditions for construction of facilities, and increase legal literacy.”

Kormilitsyna identified a very serious problem concerning business in general: since last year, the method of providing subsidies to regions has changed. This method, along with indicators such as budgetary security of the regions, takes into account such an indicator as the population of the territories. “The population of the territories of the Far East, the Republic of Sakha (Yakutia) in the first place, is very low, and the territory is huge, so we lost significant resources to support the business. We have done all sorts of work, brought this issue to the level of the country's leadership, and today the Ministry of Economy and the Ministry of Finance have delegated to reconsider this method of subsidizing and supporting business, and not only business, but also subsidies in general to the Far Eastern territories, ”she commented EastRussia.

Director of the Department for the Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship and Competition of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation Natalia Larionova spoke about the state policy for the development of small and medium-sized businesses in Russia. "Small business is very specific, and only local authorities can understand what kind of decision should be taken and carried out in such a way that it does not hurt, brought support." - specified Larionov.

"The Indians stole cattle from the Yakuts in Alaska"

At this introductory speech ended and began particulars concerning the business environment. We talked about crisis manifestations in which small businesses faced an increase in the cost of resources for their projects and unavailability of loans, touched on aspects of business education and its trends (short-term education is becoming more and more popular, at least according to Yandex and the President of the Russian Association business education Natalia Evtiheeva), as well as support and the role of young entrepreneurs (in particular, graduates of these same business schools). Representatives of banking institutions advertised new products to potential customers, corporations offered opportunities for the development of small and medium businesses.

The representative of JSC "Development Corporation of the Republic of Sakha (Yakutia)" Ivan Nesterov argued why South Yakutia is a promising platform for new industries. On the basis of assessments of the prerequisites (availability of the infrastructure of large operating enterprises, development of the electric grid economy), he explained which specialized sites could be created in different areas. For example, in Aldan district - for the processing of timber products, the production of construction and related materials, and in Neryungri for the processing of coal products, industrial and municipal solid waste. In short, the opportunities for the development of small and medium businesses in South Yakutia are wide, and industrial parks are waiting for their residents.

"The Indians stole the cattle from the Yakuts in Alaska," Kirill Teteratnikov, general director of LLC "Group of independent consultants", began to speak so figuratively. - It's a pity that Alaska did not become a part of Yakutia, because this territory is comparable in size. It would be a sin not to take advantage of the potential of those countries where the climate is about the same as in Yakutia. " He shared his experience working with American and Chinese investors and focused on supporting innovative projects in general.

"What is the difference? Innovation is what we create today for the future, tomorrow. In the United States, the focus is on two programs in the innovation sphere: a small business support program for innovative research and another such program, which differs in that 40% is sold to universities and research centers. I came across the fact that in terms of supporting development programs for small and medium-sized businesses in Europe, a program was adopted with 80 billion euros (Financing - author's note), 6% is allocated to innovative companies of other countries and regions, including Russia. There is an opportunity for our small and medium-sized enterprises, "he told the idea to representatives of small and medium-sized businesses.

He stressed that today "dozens of memorandums on cooperation are signed, but it does not reach the point of practice".

"We need to strive for new, more targeted programs in dealing with foreign investors, particularly in the field of innovation. B2B - a platform for direct lending. This is a new alternative financing tool, bypassing the banking sector. Their importance lies in the fact that they provide an opportunity to attract independent financing from hundreds of thousands of different sources, including from abroad. The second direction is the acquisition of companies that possess the necessary technologies and qualified personnel abroad. The third is the search and acquisition of companies listed on the western (although now not so relevant), but now Asian exchanges. With the help of these companies, it is possible to attract the necessary investments for the implementation of innovative projects in the field of technology, including for Yakutia, "he said about the opportunities for attracting foreign investors for the implementation of small and medium-sized businesses.

Clever and clever

Who will be able to place innovative projects in technology parks in Yakutia? There are enough inventors in the republic, Ekaterina Kormilitsyna told EastRussia. For example, a very interesting innovative project, which has already been applied in the republic, is a modernization saw. The usual saw, which sawed the forest, the businessman took and perfected - made it portable, installing on a tractor. So overnight the inventor turned into a businessman - he got a patent, and now these saws have already been put into mass production.

“Our entrepreneurs have developed technologies that could improve the durability of rubber in conditions of extremely low temperatures. They were also applied, today this project is in a technopark, it has expanded. By the way, not only the Yakut people, but also the Khabarovsk people, the Amur Region, also want to use this product, ”said Kormilitsyna, EastRussia.

A completely new business area in the republic is the conservation of local natural resources. There is an entrepreneur in Yakutia, a manufacturer of meat and fish products, which harvests sublimated products and preserves them - crucian, venison. These products also put on stream.

"It would seem that in the conditions of the north it would be possible to use natural conditions - winter is long, but summer is also there, so canned products are needed in summer, especially in remote areas where people are engaged in foraging, pastures, forest land, Said Kormilitsyna. There are dozens of such examples for Yakutia, according to the official, "when we unite our support elements, we strive to support the start-up entrepreneurs, and those that modernize or improve the competitiveness of their business."

Diamond tears

Vasily Vlasov, President of the NP Guild of Diamond and Jewelry Manufacturers of the Republic of Sakha (Yakutia), shared problems that are holding back the development of the jewelry business in Russia. Of course, in a crisis, people are not into luxury, but this segment of the economy should not be forgotten, especially when it comes to Yakutia.

In 2003, gold and diamonds were excluded from the list of currency values ​​and equated to ordinary goods, the turnover of which is supervised by the Civil Code. "However, the whole train of laws, which was adopted in the Soviet era, we all remember what strictness was control, he unfortunately remained. This lock keeps the locomotive and does not allow it to move forward, "Vlasov said. The jewelry community of Russia developed a bill that was approved by all four public business organizations (RUIE, OPORA, CCI, Delovaya Rossiya), but, as Vlasov explained, "with the exception of the three or four amendments that made the last law in our industry 41 law on precious metals and precious stones, the government puts it aside. "

"Today, the jewelry industry, producing $ 1 billion worth of jewelry on 5-6, is capable of producing 18-20 billion of these products - we all have it, but we spend on gold jewelry, roughly speaking, 20% of gold, while in The rest of the world 60-65% of the gold produced goes to making jewelry. Diamonds - why get them ?! Okay technical ... Jeweler where? Do not put them in the safe ?! And what to look at these pieces of glass ?! Of these, you need to make jewelry, "- he outlined the industry's prospects.

Vlasov also noted the creditworthiness of jewelry production. "Imagine the percentage of the loan plus 18% VAT - and all this must be paid instantly, when the diamond manufacturer buys raw materials from the miner. This manufacturer will sell the diamond through 5-6 months on the market. Let us transfer this tax not at the time of signing the contract, but at the time of receiving the proceeds for this diamond, "he suggested solving the problem.

Even more pessimistic, he looked at the jewelry industry, which is based on small and medium-sized businesses, the general director of the Association "Jewelers Guild of Russia" Eduard Utkin.

“We are experiencing a very serious crisis today. The demand for jewelry fell somewhere around 40%. 30-35% dropped jewelry production because many companies are trying to produce goods to the warehouse, but according to forecasts (and the forecasts are negative, the crisis will last a long time), it’s necessary to prepare for more difficult times than now, ”he began .

What are the causes of the fall of the industry? First and foremost, Utkin singles out, a significant decrease in the solvency of the population. "Jewelry - those items that begin to buy in the last turn, when the standard of living improves, and do not buy in the first place, when there are some hardships. Therefore, today we are on the crest of the crisis with our products, "he said. In addition, the expert continued, the need to increase the cost for products: the jewelry products are made from precious metals and stones, and, as a matter of fact, as currency values ​​remained, remained to reduce demand. The third reason he highlighted the lack of confidence in the industry. "Confidence to each other fell in the very environment of entrepreneurs, their counterparties and partners. The confidence of consumers in the output of our products has fallen, "he continued. And explained that if the first two reasons are still difficult to resolve, then you can raise the level of confidence - for this, a Declaration of the participants of the Russian jewelry market was developed: those jewelers who will sign it will lead the fair game on the market.

Chickens without laughter

If elite segments of small and medium-sized businesses shed tears, then the national industries benefit from the crisis and import substitution programs. This example is JSC "Neryungrinskaya poultry farm". Founded in the beginning of the 2000-ies on the basis of the subsidiary farm "Yakutuglya" and the state farm "Yuzhnoyakutsky", it was engaged first in the egg direction. In 2009, the poultry farm earned its full power by launching a meat line. There is no analogue to the state-of-the-art broiler house in Yakutia: the nearest similar production is in Blagoveshchensk.

"We produce over 43 million eggs per year, ranking second after the Yakut Poultry Factory. Today Neryungrinskaya poultry farm is the only producer of poultry meat in the republic, and therefore it can be said that in Neryungri district practically 100%, in the republic, I think, we occupy half the volume. The rest is imported products, "Ivan Sleptsov, Chairman of the Board of Directors of OJSC Neryungrinskaya Poultry Factory, shared with EastRussia.

According to Sleptsov, frozen meat is also brought to Neryungri, but people prefer local chilled products.

"Of course, our volumes can not be compared with giants (" Prioskolie "," Petelinka "), but we work for ourselves, for the inhabitants of the republic, so that the northerners eat fresh quality products without additives," he said.

“We are not standing still, we are developing. Our volumes are small, but life too. At the current stage in 2014, 4 thousand tons (Of chicken meat - author's note) we produce, next year we plan to enter 7-6,5 thousand tons, ”the chairman of the board of the company opened the plans of the company. Poultry farm, said Sleptsov, in the near future is going to cooperate with China.

"We want to introduce Chinese experience in the technology of litter disposal. Litter is a very good organic fertilizer. We can, after processing litter, make good fertilizers for our plant growers, "he said.

Recalling your entrepreneurial experience (heads production from 2003 onwards - author's comment), Sleptsov believes that the person involved in the agricultural business in the north should be exempted from taxes, at least not for the first three years, but for the first five years, until he closes the loans, and then should make preferential tariffs. But how much does the production of one chicken cost, EastRussia did not recognize. "We do not sell below the cost", - the expert summed up.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Территория возможностей

Данчикова: Чтобы малый и средний бизнес развивался, самое главное - ему не мешать

Территория возможностей

Малое и среднее предпринимательство в России еще предстоит поставить на ноги, но именно этот сегмент экономики заложит фундамент для устойчивого развития субъектов страны. К такому выводу пришли участники круглого стола «Кризис – перезагрузка», прошедшем в Москве в рамках недели предпринимательства. В проблемах бизнесменов средней руки разбиралось EastRussia.

Неделя российского предпринимательства – масштабный проект, охватывающий все регионы России. С 12 по 25 мая по стране прошла масса мероприятий, посвященных развитию в первую очередь малого и среднего бизнеса. В этом году особое внимание в череде деловых событий отводится Якутии, где этот год объявлен Годом предпринимательства. Кроме того, холодная республика поражает количеством гениев в области инновационных разработок.

Потому что мы – пилоты

В постпредстве Республики Саха (Якутия) в Москве за круглым столом «Кризис – перезагрузка» представители органов власти, руководители бизнес-структур и общественных объединений предпринимателей Якутии и столичного региона обсудили вопросы развития малого и среднего бизнеса с учетом современных экономических реалий. Одни рассказали, как их в буквальном смысле долбануло «кризисом», другие – как им удалось удержаться на плаву и даже оказаться в плюсе, третьи – выписывали рецепты решения проблем. Обсуждение было долгим, но продуктивным.

Председатель правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова напомнила, что более месяца назад президент РФ Владимир Путин провел заседание в Государственном Совете, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего бизнеса в стране. «На заседании было отмечено, что на долю малого и среднего бизнеса в ВВП в России приходится чуть больше 20 процентов, в Японии и Канаде аналогичный показатель составляет 57 процентов, в Германии почти 50 процентов. Но с другой стороны, мы все с вами понимаем, что у нас есть определенные возможности и резервы. Совместными усилиями мы можем в этом направлении двигаться. И малому, и среднему бизнесу есть очень большое поле применения», - обратилась она к собравшимся.

Данчикова отметила, что правительство Республики Саха(Якутия) уделяет особое внимание вопросам создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

«Мы практически ежегодно вкладываем в поддержку малого и среднего бизнеса более 1,5 млрд рублей – это с учетом, конечно же, средств федерального бюджета, средств муниципальных образований, средств привлеченных внебюджетных источников. Если исходить из территории республики, это не такой большой объем, но мы считаем, что это существенная поддержка предпринимательства», - поделилась она.

В республике с 2012 года принята и реализуется программа по развитию предпринимательства. А теперь Минвостокразвития РФ объявило Якутию пилотной территорией для внедрения лучших практик создания благоприятной бизнес среды на Дальнем Востоке. И не случайно – статистика налицо.

«Мы сегодня сохраняем положительную динамику основных индикаторов развития предпринимательства, и число зарегистрированных предпринимателей в 2014 году составило 53000 единиц. Оборот малых и средних предприятий составил по 2014 году 257 млрд рублей. В бюджетную систему поступления нашего малого и среднего бизнеса в 2014 году, если говорить о всех специальных налоговых режимах, составили около 2,8 млрд рублей. Это неплохой показатель, хотя, конечно, в этой сфере у нас есть еще много возможностей», - констатировала чиновник, переходя от успехов к проблемам бизнеса.

«Особенность (бизнеса в Якутии – прим.автора) – транспортные издержки, которые несет малый и средний бизнес. И конечно, малому и среднему бизнесу у нас сложнее развиваться, чем бизнесу в Центральной территории России», - продолжила Данчикова. Впрочем, по ее словам, есть и общие для всей страны проблемы: недостаточно развитая инфраструктура, ограниченная доступность к кредитным ресурсам, отсутствие инвестиционных долгосрочных финансовых ресурсов, административные барьеры – подключение газа, подключение к электрическим сетям.

«Чтобы малый и средний бизнес развивался, самое главное - ему не мешать, самое главное, чтобы все те правила, которые установлены, были понятны, доступны и не менялись очень часто», - подытожила Данчикова.

Министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына назвала Якутию «территорией возможностей», отметив, что регион активно изучает опыт по внедрению практик создания благоприятной бизнес среды своих соседей, таких как Татарстан, Калужская, Липецкая, Ульяновская, Ростовской области, КНР, Казахстан.

«Пилотная территория республики требует новых подходов и новых направлений, поэтому мы их ищем. В новых условиях развития страны приняты дополнительные меры, направленные на поддержку малого бизнеса, – налоговые режимы, имущественные механизмы, финансовые инструменты, - пояснила Кормилицына. - Задачи на 2015 год в рамках нашего пилотного проекта и Года предпринимательства – наряду с совершенствованием уже названных мною налоговых, имущественных и финансовых инструментов, повышать доступность энергетической и инженерной инфраструктуры, улучшения условий строительства объектов, повышать юридическую грамотность».

Кормилицына обозначила очень серьезную проблему, касающуюся бизнеса в целом: с прошлого года поменялась методика предоставления субсидий регионам. Эта методика, наряду с такими показателями, как бюджетная обеспеченность регионов, учитывает такой показатель, как численность населения территорий. «Численность населения территорий Дальнего Востока, республики Саха (Якутия) в первую очередь, очень невысокая, а территория огромная, поэтому мы потеряли серьезные ресурсы на поддержку бизнеса. Мы провели всевозможную работу, вывели этот вопрос на уровень руководства страны, и сегодня делегировано поручение Минэкономики и Минфину пересмотреть эту методику субсидирования и поддержки бизнеса, и не только бизнеса, но и вообще субсидий дальневосточным территориям», - прокомментировала она EastRussia.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова рассказала о государственной политике по развитию малого и среднего бизнеса в России. «Малый бизнес очень специфичен, и только власти на местах могут понять, какое конкретно решение тут надо принять и провести его таким образом, чтобы оно не навредило, принесло поддержку». – уточнила Ларионова.

«Индейцы воровали скот у якутов на Аляске»

На этом вступительные речи закончились и начались частности, касающиеся деловой среды. Поговорили о кризисных проявлениях, при которых субъекты малого предпринимательства столкнулись с повышением стоимости ресурсов для своих проектов и недоступностью кредитов, затронули аспекты бизнес-образования и его тенденции (краткосрочное образование становится все более популярным, по крайней мере, так говорит Яндекс и утверждает президент Российской Ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихеева), а также поддержки и роли молодых предпринимателей (в частности, выпускников этих самых бизнес-школ). Представители банковских структур рекламировали новые продукты потенциальным клиентам, корпорации – возможности для развития среднего и малого бизнеса.

Представитель АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Иван Нестеров аргументировал, почему Южная Якутия – перспективная площадка для новых производств. На основании оценок предпосылок (наличие инфраструктуры крупных действующих предприятий, развития электросетевого хозяйства) он пояснил, какие специализированные площадки можно создать в разных районах. Например, в Алданском районе - по переработке лесопродукции, производству строительных и сопутствующих материалов, а в Нерюнгринском – по переработке угольной продукции, производственных и твердых бытовых отходов. Словом, возможности для развития малого и среднего бизнеса в Южной Якутии широки, а индустриальные парки ждут своих резидентов.

«Индейцы воровали скот у якутов на Аляске», - так образно начал свое выступление генеральный директор ООО «Группа независимых консультантов» Кирилл Тетерятников. - Жалко, что Аляска не стала частью Якутии, потому что эта территория сравнимая по размерам. Был бы грех не воспользоваться потенциалом тех стран, где примерно такая же климатическая ситуация, как в Якутии». Он поделился опытом работы с американскими и китайскими инвесторами и сосредоточился на поддержке инновационных проектов в целом.

«В чем разница? Инновации – то, за счет чего мы создаем сегодня будущее, завтра. В тех же США акцент делается в инновационной сфере на две программы: программа поддержки малого бизнеса в осуществлении инновационных исследований и еще одна такая же программа, отличающаяся тем, что 40% продается университетам и научным центрам. Я наткнулся на то, что в плане поддержки программ развития малого и среднего бизнеса в Европе принята программа с 80 млрд евро (финансированием – прим.автора), 6% отводится на инновационные компании других стран и регионов, в том числе и в России. Есть возможность для наших малых и средних предприятий», - подал он идею представителям малого и среднего бизнеса.

Он подчеркнул, что сегодня «подписываются десятки меморандумов о сотрудничестве, но до практики дело не доходит».

«Надо стремиться к новым, более целевым программам в работе с иностранными инвесторами, в частности в сфере инноваций. B2B – платформы прямого кредитования. Это новый инструмент альтернативного финансирования в обход банковского сектора. Их важность в том, что они дают возможность привлекать независимое финансирование из сотни тысяч различных источников, в том числе из-за границы. Второе направление – приобретение компаний, которые обладают необходимыми технологиями и квалифицированным персоналом за рубежом. Третье – это поиск и приобретение компаний, листингуемых на западных (хотя теперь не так актуально), но сейчас азиатских биржах. С помощью этих компаний можно привлекать необходимые инвестиции для реализации инновационных проектов в сфере технологий, в том числе и для Якутии», - рассказал он о возможностях привлечения иностранных инвесторов для реализации проектов среднего и малого бизнеса.

Умники и умницы

Кто же сможет размещать инновационные проекты в технопарках Якутии? Изобретателей в республике достаточно, рассказала EastRussia Екатерина Кормилицына. Например, очень интересный инновационный проект, который в республике уже нашел применение, - это модернизационная пила. Обычную пилу, которой пилят лес, предприниматель взял и усовершенствовал - сделал ее переносной, установив на трактор. Так в одночасье изобретатель превратился в бизнесмена – получил патент, а сейчас эти пилы уже поставлены в серийное производство.

«Наши предприниматели разработали технологии, которые могли бы усовершенствовать стойкость резины в условиях экстремально низких температур. Их тоже применили, сегодня этот проект находится в технопарке, он расширился. Кстати, уже не только якутяне, но и хабаровчане, Амурская область тоже хотят пользоваться этой продукцией», - рассказала EastRussia Кормилицына.

Совсем новое бизнес-направление в республике - консервация местных природных ресурсов. Есть в Якутии предприниматель - производитель мясной и рыбной продукции, который заготавливает сублимированные продукты и консервирует их – карася, оленину. Эту продукцию тоже поставили на поток.

«Казалось бы, в условиях севера можно было бы пользоваться естественными условиями - зима длинная, но и лето есть, поэтому консервированная продукция в летний период тоже нужна, особенно в отдаленных территориях, где люди занимаются заготовкой кормов, на пастбищах, на лесных угодьях», - сказала Кормилицына. Таких примеров по Якутии, по словам чиновника, можно приводить десятки, «когда мы, объединяя наши элементы поддержки, стремимся и стартующих предпринимателей поддержать, и тех, которые модернизируют или повышают конкурентоспособность своего бизнеса».

Бриллиантовые слезы

Президент НП «Гильдия производителей бриллиантов и ювелирных изделий Республики Саха (Якутия)» Василий Власов поделился проблемами, которые сдерживают развитие ювелирного бизнеса в России. Конечно, в кризис людям не до роскоши, но об этом сегменте экономики не стоит забывать, особенно если речь идет о Якутии.

В 2003 году золото и алмазы были исключены из списка валютных ценностей и приравнены к обычным товарам, оборот которых курируется Гражданским кодексом. «Однако весь шлейф законов, который в советское время был принят, – мы все помним, какие строгости были контрольные, - он остался, к сожалению. Этот загвоз держит паровоз и не позволяет ему двигаться вперед», - рассказал Власов. Ювелирным сообществом России был разработан законопроект, который одобрен всеми четырьмя общественными бизнес-организациями (РСПП, ОПОРА, ТПП, «Деловая Россия»), но, как пояснил Власов, «за исключением трех-четырех поправок, которые внесли последним законом в наш отраслевой 41 закон о драгметаллах и драгкамнях, правительство откладывает в сторону».

«Сегодня ювелирная отрасль, производя на 5-6 млрд долларов ювелирных изделий, способна на 18-20 млрд производить этих изделий – у нас все для этого есть, но мы тратим на ювелирку, грубо говоря, 20% золота, в то время как в остальном мире 60-65% добываемого золота идет на изготовление ювелирных изделий. Алмазы – для чего их добывать?! Ладно технические… Ювелирку куда? Их не складывать в сейф?! И что смотреть на эти стекляшки?! Из них надо делать ювелирные изделия», - обозначил он перспективы отрасли.

Власов отметил и кредитоемкость ювелирного производства. «Представьте процент кредита плюс 18% НДС - и все это надо платить ежемоментно, когда производитель бриллиантов покупает сырье у добытчика. Этот производитель продаст бриллиантик через 5-6 месяцев на рынке. Давайте мы взимание этого налога перенесем не на момент подписания договора, а на момент получения выручки за этот бриллиант», - предложил он решение проблемы.

Еще более пессимистично взглянул на ювелирную отрасль, основу которого составляют мелкий и средний бизнес, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.

«Мы сегодня переживаем очень серьезный кризис. Спрос на ювелирные изделия упал где-то на 40%. На 30-35% упало производство ювелирных изделий, потому что многие компании пытаются производить изделия на склад, но, по прогнозам (а прогнозы негативные, кризис продлится долго), готовиться надо к более тяжелым временам, чем сейчас», - начал он свое выступление.

Каковы причины падения отрасли? Первая и главная, выделяет Уткин, существенное снижение платежеспособности населения. «Ювелирные изделия – те предметы, которые начинают покупать в последнюю очередь, когда улучшается уровень жизни, и не покупать в первую очередь, когда возникают какие-то тяготы. Поэтому мы сегодня с нашей продукцией находимся на гребне кризиса», - сказал он. Кроме того, продолжил эксперт, на снижение спроса наслоилась необходимость повысить стоимость на продукцию: ювелирные изделия производятся из драгметаллов и камней, а это, по сути, как были валютные ценности, так и остались. Третьей причиной он выделил недостаток уровня доверия в отрасли. «Доверие друг к другу упало в самой среде предпринимателей, к своим контрагентам и партнерам. Упало доверие потребителей к выпускаемой нами продукции», - продолжил он. И пояснил, что если первые две причины пока трудно разрешить, то поднять уровень доверия можно – для этого разработана Декларация участников российского ювелирного рынка: те ювелиры, которые ее подпишут, будут вести на рынке честную игру.

Куры без смеха

Если элитные сегменты малого и среднего предпринимательства проливают слезы, то народные отрасли от кризиса и программ по импортозамещению даже выигрывают. Таким примером является ОАО «Нерюнгринская птицефабрика». Основанная в начала 2000-х годов на базе подсобного хозяйства «Якутугля» и совхоза «Южноякутский», она занималась сначала яичным направлением. В 2009 году птицефабрика заработала в полную силу, запустив мясную линию. Аналогов суперсовременному бройлерному цеху в Якутии нет: ближайшее подобное производство находится в Благовещенске.

«Мы производим свыше 43 млн яиц в год, занимая второе место после “Якутской птицефабрики”. Сегодня Нерюнгринская птицефабрика является единственным производителем в республике мяса птицы, и поэтому можно сказать, что в Нерюнгринском районе практически 100%, по республике, думаю, половину объема мы занимаем. Остальная часть – привозная продукция», - поделился с EastRussia председатель совета директоров ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» Иван Слепцов.

По словам Слепцова, замороженное мясо в Нерюнгри тоже привозят, но люди предпочитают местную охлажденную продукцию.

«Конечно, наши объемы не сравнить с гигантами («Приосколье», «Петелинка»), но мы для себя работаем, для жителей республики, чтобы северяне кушали свежую качественную продукцию без добавок», - сказал он.

«Мы не стоим на месте, мы развиваемся. Объемы наши маленькие, но и жизненный путь тоже. На сегодняшнем этапе в 2014 году 4 тыс. тонн (мяса курицы – прим.автора) производим, на следующий год планируем выйти на 7-6,5 тыс. тонн», - приоткрыл председатель совета директоров планы компании. Птицефабрика, сообщил Слепцов, в ближайшее время собирается сотрудничать с Китаем.

«Хотим внедрить китайский опыт по технологии утилизации помета. Помет – очень хорошее органическое удобрение. Мы можем, переработав помет, сделать хорошие удобрения для наших растениеводов», - сказал он.

Вспоминая свой предпринимательский опыт (возглавляет производство с 2003 года – прим.автора), Слепцов считает, что человека, занимающегося сельскохозяйственным бизнесом на севере, надо освободить от налогов, хотя бы не на первые три года, а на первые пять лет, пока он закроет кредиты, а после следует делать льготные тарифы. А вот сколько стоит производство одной курицы, EastRussia так и не узнало. «Ниже себестоимости мы не продаем», - подытожил эксперт.