Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Территория возможностей

Данчикова: Чтобы малый и средний бизнес развивался, самое главное - ему не мешать

Территория возможностей

Малое и среднее предпринимательство в России еще предстоит поставить на ноги, но именно этот сегмент экономики заложит фундамент для устойчивого развития субъектов страны. К такому выводу пришли участники круглого стола «Кризис – перезагрузка», прошедшем в Москве в рамках недели предпринимательства. В проблемах бизнесменов средней руки разбиралось EastRussia.

Неделя российского предпринимательства – масштабный проект, охватывающий все регионы России. С 12 по 25 мая по стране прошла масса мероприятий, посвященных развитию в первую очередь малого и среднего бизнеса. В этом году особое внимание в череде деловых событий отводится Якутии, где этот год объявлен Годом предпринимательства. Кроме того, холодная республика поражает количеством гениев в области инновационных разработок.

Потому что мы – пилоты

В постпредстве Республики Саха (Якутия) в Москве за круглым столом «Кризис – перезагрузка» представители органов власти, руководители бизнес-структур и общественных объединений предпринимателей Якутии и столичного региона обсудили вопросы развития малого и среднего бизнеса с учетом современных экономических реалий. Одни рассказали, как их в буквальном смысле долбануло «кризисом», другие – как им удалось удержаться на плаву и даже оказаться в плюсе, третьи – выписывали рецепты решения проблем. Обсуждение было долгим, но продуктивным.

Председатель правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова напомнила, что более месяца назад президент РФ Владимир Путин провел заседание в Государственном Совете, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего бизнеса в стране. «На заседании было отмечено, что на долю малого и среднего бизнеса в ВВП в России приходится чуть больше 20 процентов, в Японии и Канаде аналогичный показатель составляет 57 процентов, в Германии почти 50 процентов. Но с другой стороны, мы все с вами понимаем, что у нас есть определенные возможности и резервы. Совместными усилиями мы можем в этом направлении двигаться. И малому, и среднему бизнесу есть очень большое поле применения», - обратилась она к собравшимся.

Данчикова отметила, что правительство Республики Саха(Якутия) уделяет особое внимание вопросам создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

«Мы практически ежегодно вкладываем в поддержку малого и среднего бизнеса более 1,5 млрд рублей – это с учетом, конечно же, средств федерального бюджета, средств муниципальных образований, средств привлеченных внебюджетных источников. Если исходить из территории республики, это не такой большой объем, но мы считаем, что это существенная поддержка предпринимательства», - поделилась она.

В республике с 2012 года принята и реализуется программа по развитию предпринимательства. А теперь Минвостокразвития РФ объявило Якутию пилотной территорией для внедрения лучших практик создания благоприятной бизнес среды на Дальнем Востоке. И не случайно – статистика налицо.

«Мы сегодня сохраняем положительную динамику основных индикаторов развития предпринимательства, и число зарегистрированных предпринимателей в 2014 году составило 53000 единиц. Оборот малых и средних предприятий составил по 2014 году 257 млрд рублей. В бюджетную систему поступления нашего малого и среднего бизнеса в 2014 году, если говорить о всех специальных налоговых режимах, составили около 2,8 млрд рублей. Это неплохой показатель, хотя, конечно, в этой сфере у нас есть еще много возможностей», - констатировала чиновник, переходя от успехов к проблемам бизнеса.

«Особенность (бизнеса в Якутии – прим.автора) – транспортные издержки, которые несет малый и средний бизнес. И конечно, малому и среднему бизнесу у нас сложнее развиваться, чем бизнесу в Центральной территории России», - продолжила Данчикова. Впрочем, по ее словам, есть и общие для всей страны проблемы: недостаточно развитая инфраструктура, ограниченная доступность к кредитным ресурсам, отсутствие инвестиционных долгосрочных финансовых ресурсов, административные барьеры – подключение газа, подключение к электрическим сетям.

«Чтобы малый и средний бизнес развивался, самое главное - ему не мешать, самое главное, чтобы все те правила, которые установлены, были понятны, доступны и не менялись очень часто», - подытожила Данчикова.

Министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына назвала Якутию «территорией возможностей», отметив, что регион активно изучает опыт по внедрению практик создания благоприятной бизнес среды своих соседей, таких как Татарстан, Калужская, Липецкая, Ульяновская, Ростовской области, КНР, Казахстан.

«Пилотная территория республики требует новых подходов и новых направлений, поэтому мы их ищем. В новых условиях развития страны приняты дополнительные меры, направленные на поддержку малого бизнеса, – налоговые режимы, имущественные механизмы, финансовые инструменты, - пояснила Кормилицына. - Задачи на 2015 год в рамках нашего пилотного проекта и Года предпринимательства – наряду с совершенствованием уже названных мною налоговых, имущественных и финансовых инструментов, повышать доступность энергетической и инженерной инфраструктуры, улучшения условий строительства объектов, повышать юридическую грамотность».

Кормилицына обозначила очень серьезную проблему, касающуюся бизнеса в целом: с прошлого года поменялась методика предоставления субсидий регионам. Эта методика, наряду с такими показателями, как бюджетная обеспеченность регионов, учитывает такой показатель, как численность населения территорий. «Численность населения территорий Дальнего Востока, республики Саха (Якутия) в первую очередь, очень невысокая, а территория огромная, поэтому мы потеряли серьезные ресурсы на поддержку бизнеса. Мы провели всевозможную работу, вывели этот вопрос на уровень руководства страны, и сегодня делегировано поручение Минэкономики и Минфину пересмотреть эту методику субсидирования и поддержки бизнеса, и не только бизнеса, но и вообще субсидий дальневосточным территориям», - прокомментировала она EastRussia.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова рассказала о государственной политике по развитию малого и среднего бизнеса в России. «Малый бизнес очень специфичен, и только власти на местах могут понять, какое конкретно решение тут надо принять и провести его таким образом, чтобы оно не навредило, принесло поддержку». – уточнила Ларионова.

«Индейцы воровали скот у якутов на Аляске»

На этом вступительные речи закончились и начались частности, касающиеся деловой среды. Поговорили о кризисных проявлениях, при которых субъекты малого предпринимательства столкнулись с повышением стоимости ресурсов для своих проектов и недоступностью кредитов, затронули аспекты бизнес-образования и его тенденции (краткосрочное образование становится все более популярным, по крайней мере, так говорит Яндекс и утверждает президент Российской Ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихеева), а также поддержки и роли молодых предпринимателей (в частности, выпускников этих самых бизнес-школ). Представители банковских структур рекламировали новые продукты потенциальным клиентам, корпорации – возможности для развития среднего и малого бизнеса.

Представитель АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» Иван Нестеров аргументировал, почему Южная Якутия – перспективная площадка для новых производств. На основании оценок предпосылок (наличие инфраструктуры крупных действующих предприятий, развития электросетевого хозяйства) он пояснил, какие специализированные площадки можно создать в разных районах. Например, в Алданском районе - по переработке лесопродукции, производству строительных и сопутствующих материалов, а в Нерюнгринском – по переработке угольной продукции, производственных и твердых бытовых отходов. Словом, возможности для развития малого и среднего бизнеса в Южной Якутии широки, а индустриальные парки ждут своих резидентов.

«Индейцы воровали скот у якутов на Аляске», - так образно начал свое выступление генеральный директор ООО «Группа независимых консультантов» Кирилл Тетерятников. - Жалко, что Аляска не стала частью Якутии, потому что эта территория сравнимая по размерам. Был бы грех не воспользоваться потенциалом тех стран, где примерно такая же климатическая ситуация, как в Якутии». Он поделился опытом работы с американскими и китайскими инвесторами и сосредоточился на поддержке инновационных проектов в целом.

«В чем разница? Инновации – то, за счет чего мы создаем сегодня будущее, завтра. В тех же США акцент делается в инновационной сфере на две программы: программа поддержки малого бизнеса в осуществлении инновационных исследований и еще одна такая же программа, отличающаяся тем, что 40% продается университетам и научным центрам. Я наткнулся на то, что в плане поддержки программ развития малого и среднего бизнеса в Европе принята программа с 80 млрд евро (финансированием – прим.автора), 6% отводится на инновационные компании других стран и регионов, в том числе и в России. Есть возможность для наших малых и средних предприятий», - подал он идею представителям малого и среднего бизнеса.

Он подчеркнул, что сегодня «подписываются десятки меморандумов о сотрудничестве, но до практики дело не доходит».

«Надо стремиться к новым, более целевым программам в работе с иностранными инвесторами, в частности в сфере инноваций. B2B – платформы прямого кредитования. Это новый инструмент альтернативного финансирования в обход банковского сектора. Их важность в том, что они дают возможность привлекать независимое финансирование из сотни тысяч различных источников, в том числе из-за границы. Второе направление – приобретение компаний, которые обладают необходимыми технологиями и квалифицированным персоналом за рубежом. Третье – это поиск и приобретение компаний, листингуемых на западных (хотя теперь не так актуально), но сейчас азиатских биржах. С помощью этих компаний можно привлекать необходимые инвестиции для реализации инновационных проектов в сфере технологий, в том числе и для Якутии», - рассказал он о возможностях привлечения иностранных инвесторов для реализации проектов среднего и малого бизнеса.

Умники и умницы

Кто же сможет размещать инновационные проекты в технопарках Якутии? Изобретателей в республике достаточно, рассказала EastRussia Екатерина Кормилицына. Например, очень интересный инновационный проект, который в республике уже нашел применение, - это модернизационная пила. Обычную пилу, которой пилят лес, предприниматель взял и усовершенствовал - сделал ее переносной, установив на трактор. Так в одночасье изобретатель превратился в бизнесмена – получил патент, а сейчас эти пилы уже поставлены в серийное производство.

«Наши предприниматели разработали технологии, которые могли бы усовершенствовать стойкость резины в условиях экстремально низких температур. Их тоже применили, сегодня этот проект находится в технопарке, он расширился. Кстати, уже не только якутяне, но и хабаровчане, Амурская область тоже хотят пользоваться этой продукцией», - рассказала EastRussia Кормилицына.

Совсем новое бизнес-направление в республике - консервация местных природных ресурсов. Есть в Якутии предприниматель - производитель мясной и рыбной продукции, который заготавливает сублимированные продукты и консервирует их – карася, оленину. Эту продукцию тоже поставили на поток.

«Казалось бы, в условиях севера можно было бы пользоваться естественными условиями - зима длинная, но и лето есть, поэтому консервированная продукция в летний период тоже нужна, особенно в отдаленных территориях, где люди занимаются заготовкой кормов, на пастбищах, на лесных угодьях», - сказала Кормилицына. Таких примеров по Якутии, по словам чиновника, можно приводить десятки, «когда мы, объединяя наши элементы поддержки, стремимся и стартующих предпринимателей поддержать, и тех, которые модернизируют или повышают конкурентоспособность своего бизнеса».

Бриллиантовые слезы

Президент НП «Гильдия производителей бриллиантов и ювелирных изделий Республики Саха (Якутия)» Василий Власов поделился проблемами, которые сдерживают развитие ювелирного бизнеса в России. Конечно, в кризис людям не до роскоши, но об этом сегменте экономики не стоит забывать, особенно если речь идет о Якутии.

В 2003 году золото и алмазы были исключены из списка валютных ценностей и приравнены к обычным товарам, оборот которых курируется Гражданским кодексом. «Однако весь шлейф законов, который в советское время был принят, – мы все помним, какие строгости были контрольные, - он остался, к сожалению. Этот загвоз держит паровоз и не позволяет ему двигаться вперед», - рассказал Власов. Ювелирным сообществом России был разработан законопроект, который одобрен всеми четырьмя общественными бизнес-организациями (РСПП, ОПОРА, ТПП, «Деловая Россия»), но, как пояснил Власов, «за исключением трех-четырех поправок, которые внесли последним законом в наш отраслевой 41 закон о драгметаллах и драгкамнях, правительство откладывает в сторону».

«Сегодня ювелирная отрасль, производя на 5-6 млрд долларов ювелирных изделий, способна на 18-20 млрд производить этих изделий – у нас все для этого есть, но мы тратим на ювелирку, грубо говоря, 20% золота, в то время как в остальном мире 60-65% добываемого золота идет на изготовление ювелирных изделий. Алмазы – для чего их добывать?! Ладно технические… Ювелирку куда? Их не складывать в сейф?! И что смотреть на эти стекляшки?! Из них надо делать ювелирные изделия», - обозначил он перспективы отрасли.

Власов отметил и кредитоемкость ювелирного производства. «Представьте процент кредита плюс 18% НДС - и все это надо платить ежемоментно, когда производитель бриллиантов покупает сырье у добытчика. Этот производитель продаст бриллиантик через 5-6 месяцев на рынке. Давайте мы взимание этого налога перенесем не на момент подписания договора, а на момент получения выручки за этот бриллиант», - предложил он решение проблемы.

Еще более пессимистично взглянул на ювелирную отрасль, основу которого составляют мелкий и средний бизнес, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.

«Мы сегодня переживаем очень серьезный кризис. Спрос на ювелирные изделия упал где-то на 40%. На 30-35% упало производство ювелирных изделий, потому что многие компании пытаются производить изделия на склад, но, по прогнозам (а прогнозы негативные, кризис продлится долго), готовиться надо к более тяжелым временам, чем сейчас», - начал он свое выступление.

Каковы причины падения отрасли? Первая и главная, выделяет Уткин, существенное снижение платежеспособности населения. «Ювелирные изделия – те предметы, которые начинают покупать в последнюю очередь, когда улучшается уровень жизни, и не покупать в первую очередь, когда возникают какие-то тяготы. Поэтому мы сегодня с нашей продукцией находимся на гребне кризиса», - сказал он. Кроме того, продолжил эксперт, на снижение спроса наслоилась необходимость повысить стоимость на продукцию: ювелирные изделия производятся из драгметаллов и камней, а это, по сути, как были валютные ценности, так и остались. Третьей причиной он выделил недостаток уровня доверия в отрасли. «Доверие друг к другу упало в самой среде предпринимателей, к своим контрагентам и партнерам. Упало доверие потребителей к выпускаемой нами продукции», - продолжил он. И пояснил, что если первые две причины пока трудно разрешить, то поднять уровень доверия можно – для этого разработана Декларация участников российского ювелирного рынка: те ювелиры, которые ее подпишут, будут вести на рынке честную игру.

Куры без смеха

Если элитные сегменты малого и среднего предпринимательства проливают слезы, то народные отрасли от кризиса и программ по импортозамещению даже выигрывают. Таким примером является ОАО «Нерюнгринская птицефабрика». Основанная в начала 2000-х годов на базе подсобного хозяйства «Якутугля» и совхоза «Южноякутский», она занималась сначала яичным направлением. В 2009 году птицефабрика заработала в полную силу, запустив мясную линию. Аналогов суперсовременному бройлерному цеху в Якутии нет: ближайшее подобное производство находится в Благовещенске.

«Мы производим свыше 43 млн яиц в год, занимая второе место после “Якутской птицефабрики”. Сегодня Нерюнгринская птицефабрика является единственным производителем в республике мяса птицы, и поэтому можно сказать, что в Нерюнгринском районе практически 100%, по республике, думаю, половину объема мы занимаем. Остальная часть – привозная продукция», - поделился с EastRussia председатель совета директоров ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» Иван Слепцов.

По словам Слепцова, замороженное мясо в Нерюнгри тоже привозят, но люди предпочитают местную охлажденную продукцию.

«Конечно, наши объемы не сравнить с гигантами («Приосколье», «Петелинка»), но мы для себя работаем, для жителей республики, чтобы северяне кушали свежую качественную продукцию без добавок», - сказал он.

«Мы не стоим на месте, мы развиваемся. Объемы наши маленькие, но и жизненный путь тоже. На сегодняшнем этапе в 2014 году 4 тыс. тонн (мяса курицы – прим.автора) производим, на следующий год планируем выйти на 7-6,5 тыс. тонн», - приоткрыл председатель совета директоров планы компании. Птицефабрика, сообщил Слепцов, в ближайшее время собирается сотрудничать с Китаем.

«Хотим внедрить китайский опыт по технологии утилизации помета. Помет – очень хорошее органическое удобрение. Мы можем, переработав помет, сделать хорошие удобрения для наших растениеводов», - сказал он.

Вспоминая свой предпринимательский опыт (возглавляет производство с 2003 года – прим.автора), Слепцов считает, что человека, занимающегося сельскохозяйственным бизнесом на севере, надо освободить от налогов, хотя бы не на первые три года, а на первые пять лет, пока он закроет кредиты, а после следует делать льготные тарифы. А вот сколько стоит производство одной курицы, EastRussia так и не узнало. «Ниже себестоимости мы не продаем», - подытожил эксперт.