Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Typical periphery with raw orientation

For the full development of the Far East, he always needed state support

In an interview with EastRussia, Maria Goryachko is a member of the Expert Club under the Public Council of the Ministry for the Development of the Russian Far East, Associate Professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Faculty of Geography, Moscow State University. Lomonosov and the head of the university laboratory for regional analysis shared her views on how dependent the future of the Far East is on its socio-economic past and present.

Typical periphery with raw orientation
Photo: Denis Kabelev / Shutterstock.com

Maria Goryachko

Head of the Laboratory of Regional Analysis and Political Geography of the Geographical Faculty of Moscow State University Lomonosov
- The government is trying to stimulate the development of the economy in the Far East with the help of the preferences of the ASEZ and the Free Port, to attract investment here from the Asia-Pacific countries, and not only in the raw materials sector, but also in the processing industry. What do you think, Maria Dmitrievna, does the macroregion have the potential in terms of industrial development, production of products with high added value?
- When assessing the potential of the territory, one must always take into account its geographical location. The Far East is a typical peripheral territory with a commodity orientation of the economy, which is unlikely to become a semi-periphery, even at the national level. For Russia, it is strategically important, as this is our only way out to the Asia-Pacific region (APR). The latter, because of its rapid economic growth, will determine the development of the entire world civilization in the near future. For the APR, the Russian Far East is: a short transit route to America and Europe, and a variety of resources needed for existing production facilities, and an almost untouched corner of wildlife in close proximity to densely populated and developed areas.

But with all the strategic importance of the Far East for Russia, its remoteness from the central regions of the country predetermined its historical and economic destiny: for the full development of the macroregion in the context of Russian civilization, it always needed state support.

Today, to develop high-tech industries in the Far East, human capital is needed. He is extremely limited here. Plus, there should be an initiative and desire from the bottom up to develop and introduce new technologies into practice. This, in turn, depends on the availability of favorable social conditions in the region, a developed institutional environment. For example, given that innovative industries are usually not large enterprises, transparent and understandable "rules of the game" for small businesses would contribute to their effective operation.

If we ignore the raw material component, the development of high-tech industries can be considered in the southern regions of the Far East, while the northern ones should concentrate more on their research functions, for example, in the direction of Arctic research. The directions of development can be very different: the production of energy-saving equipment, the development of mariculture, the development of new methods of technology of offshore extraction of natural resources, the production of technological equipment, etc.

- Do you think it will be possible to create the Zvezda shipbuilding cluster in the Far East (based on the Bolshoi Kamen TOP), capable of competing with such "monsters" as the shipyards of China, South Korea, and Japan?
- The implementation of this project, firstly, is impossible without attracting foreign partners-investors and their technologies: this makes it possible to increase the competitiveness of the products and expand the sales market in the future. Secondly, the creation of a powerful shipbuilding cluster depends on the implementation of a number of other regional projects. In particular, it is necessary to develop the northern territories, to cover the needs for equipment and personnel. 

In the meantime, we can reason within the framework of the logic of intent. And here everything is optimistic: the first in Russia shipyard of large-capacity shipbuilding with the processing capacity up to 330 thousand tons of steel per year is being created in the TOP "Big Stone" of Primorsky Krai. The product line of the shipyard will be high-tech large-capacity vessels, elements of offshore and onshore oil and gas facilities, marine equipment, ships of the servicing fleet, including the ice class. The new shipyard must build vessels of any complexity, characteristics and designations, including those that were not previously produced in Russia. The stage-by-stage commissioning of the entire complex of SK Zvezda production facilities will be completed at the end of 2024.

By the way, the fact that it is of great interest to Chinese investors speaks in favor of the project. For example, China Shipbuilding Industry Corporation, participates in contracts for the construction and supply of a transport and transfer dock for the IC Zvezda.

- Your forecast in connection with the implementation of the law on "Far Eastern hectares." How large and decisive in the demographic plan do you think will be the inflow to the Far East from other macro regions of Russia?
- The law on the “Far Eastern hectare” itself is very attractive, but the scale of the migration movement of the population from the regions of the European part of Russia to the Far East is insignificant. And I do not see any serious reasons for changing the situation yet. But this law can affect the migration of the population within the Far East. Judge for yourself - for historical reasons, two centers have developed in the Far East that concentrate large human and financial resources and have significant scientific and educational potential - these are Khabarovsk and Vladivostok, located in the southern part of the macroregion. By the way, they compete with each other for the role of the largest city in the Far East. Both cities serve an area equal to 36% of the country's area, but with a population share of only 3,5% of the total Russian. And despite their leading position in the territorial structure of the Far East, Vladivostok and Khabarovsk are not developed urban centers like, say, central Russia. For quite a long time (twenty years, no less), these two cities were losing population, as well as the macroregion as a whole.

Today, due to natural growth, both cities grow in number of inhabitants, and Khabarovsk has a more stable growth potential (annual population increase of 7 thousand against 4 thousand in Vladivostok). The reason is the demographic fluctuations and the migration inflow of the population from the depressive regions (more often, the northern) of the Far East. Arriving (as a rule, these are economically active and socially adapted people) usually migrate not to the cities themselves, but to their suburbs, where various forms of leasing relationships develop. And this category of the population already enjoys, and certainly will not fail to do so in the future, the law "on the Far Eastern hectare."

- Today they talk a lot about the logistics potential of the Far East. But it has not yet been implemented: the ports are low-capacity in terms of handling containerized cargo, the Transsib is still not modernized. Does the government today have the opportunity to invest in the port and rail infrastructure of the region, or effective ways to attract foreign investment for this?
- Expansion and elimination of bottlenecks should be carried out taking into account the calculation of growing traffic flows to / from the regions of the Far East. Attraction of foreign investment is possible provided that foreign investors are interested in these projects to expand the bottlenecks of the transport and logistics infrastructure of Russia. Are they interested in this if, for example, the share of transit of Chinese goods through the territories of Russia and Kazakhstan is less than 2%? The widely discussed project "New Silk Road" is still very vague - there is still no scheme of cargo transportation from China to Europe, financial issues have not been resolved, etc.

- How do you assess, in general, the quality of management of the Far Eastern constituent entities of the Russian Federation? Is it possible to single out individual regional leaders among the governors who have clearly demonstrated economic and socio-economic achievements in the last three to five years?
- I find it difficult to answer this question. The last three to five years are not the most successful for the Russian economy. Against this background, it is extremely difficult to assess the success or failure of the socio-economic development of a particular region. As well as the quality of its management. I think that from an economic point of view, we can call those regions where a large part of the revenue base is not formed at the expense of export-oriented industries. But this is hardly directly related to the managerial skills of regional leaders.

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Типичная периферия с сырьевой ориентацией

Для полноценного развития Дальнего Востока ему всегда была необходима поддержка государства

В интервью EastRussia Мария Горячко – член Экспертного клуба при Общественном совете Минвостокразвития РФ, доцент кафедры экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и заведующая вузовской лабораторией регионального анализа поделилась своими взглядами по поводу того, насколько зависимо будущее Дальнего Востока от его социально-экономического прошлого и настоящего.

Типичная периферия с сырьевой ориентацией
Фото: Denis Kabelev / Shutterstock.com

Мария Горячко

заведующая лабораторией регионального анализа и политической географии Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
–  Правительство пытается с помощью преференций ТОРов и Свободного порта стимулировать развитие экономики на Дальнем Востоке, привлечь сюда инвестиции из стран АТР, причем не только в сырьевой сектор, но и в перерабатывающую промышленность. Как Вы считаете, Мария Дмитриевна, есть ли потенциал у макрорегиона в части индустриального развития, производства продукции с высокой добавленной стоимостью?
– При оценке потенциала территории всегда надо принимать во внимание ее географическое положение. Дальний Восток является типичной периферийной территорией с сырьевой ориентацией экономики, которая вряд ли станет полупериферией даже на национальном уровне. Для России он стратегически важен, так как это единственный наш выход в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Последний в силу своего стремительного экономического роста будет определять развитие всей мировой цивилизации в ближайшем будущем. Для АТР российский Дальний Восток – это: и короткий транзитный путь в Америку и Европу, и разнообразные ресурсы, необходимые для действующих производств, и почти нетронутый уголок живой природы в непосредственной близости от густонаселенных и освоенных районов.

Но при всей стратегической значимости Дальнего Востока для России его удаленность от центральных районов страны предопределила его историко-экономическую судьбу: для полноценного развития макрорегиона в контексте Русской цивилизации ему всегда была необходима поддержка государства.

Сегодня, чтобы развивать высокотехнологичные производства на Дальнем Востоке – необходим человеческий капитал. Он же здесь крайне ограничен. Плюс ко всему должна быть инициатива и желание «снизу» заниматься разработками и внедрением в практику новых технологий. Это, в свою очередь, зависит от наличия благоприятных социальных условий в регионе, развитой  институциональной среды. Например, учитывая, что инновационные производства обычно не являются крупными предприятиями, их эффективной деятельности способствовали бы прозрачные и понятные «правила игры» для малого бизнеса.

Если абстрагироваться от сырьевой составляющей, то развитие высокотехнологичных производств возможно рассматривать в южных регионах Дальнего Востока, а северные должны в большей степени сконцентрировать на себе функции научно-исследовательские, например в направлении исследований Арктики. Направления развития могут быть самыми разными: производство энергосберегающего оборудования, развитие марикультуры, отработка новейших методов технологии шельфовой добычи природных ресурсов, производство технологического оборудования и т.д.

– Как Вы считаете,  удастся ли на Дальнем Востоке создать судостроительный кластер «Звезда» (на базе ТОР «Большой Камень»), способный конкурировать с такими «монстрами», как судоверфи Китая, Южной Кореи, Японии?
–  Реализация этого проекта, во-первых, невозможна без привлечения иностранных партнеров-инвесторов и их технологий: это позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и расширить в перспективе рынок сбыта. Во-вторых, создание мощного судостроительного кластера зависит от реализации ряда других региональных проектов. В частности, необходимо освоить северные территории, закрыть потребности в оборудовании, кадрах. 

А пока мы можем рассуждать в рамках логики намерений. И здесь все оптимистично: в ТОР «Большой Камень» Приморского края создается первая в России верфь крупнотоннажного судостроения с мощностью переработки до 330 тысяч тонн стали в год. Продуктовую линейку верфи составят высокотехнологичные крупнотоннажные суда, элементы морских и наземных нефтегазовых сооружений, морская техника, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса. Новая верфь должна строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе те, которые ранее не производились в России Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств СК «Звезда» будет завершен в конце 2024 года.

Кстати, в пользу проекта говорит то обстоятельство, что он представляет большой интерес для китайских инвесторов. К примеру, компания China Shipbuilding Industry Corporation, участвует в контрактах на строительство и поставку транспортно-передаточного дока для СК «Звезда».

– Ваш прогноз в связи с реализацией закона о «дальневосточным гектаре». Насколько масcовым и решающим в демографическом плане, по-вашему, будет приток на Дальний Восток из других макрорегионов России?
– Сам закон о «дальневосточном гектаре» весьма привлекателен, но масштабы миграционного движения населения из регионов европейской части России на Дальний Восток незначительны. И я не вижу пока каких-либо серьезных причин для изменения ситуации. Но данный закон может повлиять на миграцию населения внутри Дальнего Востока. Сами посудите – в силу исторических причин на Дальнем Востоке сложилось два центра, концентрирующие большие людские и финансовые ресурсы и  обладающие значимым научно-образовательным потенциалом — это Хабаровск и Владивосток, расположенные в южной части макрорегиона. Кстати, они соперничают между собой за роль крупнейшего города Дальнего Востока. Оба города обслуживают территорию, равную 36% от площади страны, но с долей населения всего 3,5 % от общероссийского. И несмотря на их лидирующее положение в территориальной структуре Дальнего Востока, Владивосток и Хабаровск не являются развитыми городскими центрами образца, скажем, центральной России. В течение довольно-таки длительного  времени (лет двадцать, не меньше) эти два города теряли население, как и макрорегион в целом.

Сегодня же в силу естественного прироста оба города растут по числу жителей, причем Хабаровск имеет более устойчивый потенциал роста (ежегодная прибавка населения 7 тыс. против 4 тыс. во Владивостоке). Причина — демографические колебания и миграционный приток населения из депрессивных районов (чаще, северных) Дальнего Востока. Прибывшие (как правило это экономически активные и социально адаптированные люди) обычно переселяются не в сами города, а в их пригороды, где развиваются различные формы арендных отношений. И эта категория населения, уже пользуется и, наверняка не преминет делать это и в дальнейшем, законом «о дальневосточном гектаре».

– Сегодня много говорят о логистическом потенциале Дальнего Востока. Но он до сих пор не реализован: маломощные в плане переработки контейнерных грузов порты, все еще не модернизированный Транссиб.  Есть ли сегодня у правительства возможности вложиться в портовую и железнодорожную инфраструктуру региона или действенные способы привлечь для этого дела иностранные инвестиции?
– Расширение и ликвидация узких мест должны осуществляться с учетом расчета растущих транспортных потоков в/из регионов Дальнего Востока. Привлечение иностранных инвестиций возможно при условии, что иностранные инвесторы будут заинтересованы в этих проектах по расширению узких мест транспортно-логистической инфраструктуры России. А интересно ли это им, если, к примеру, доля транзита китайских грузов через территории России и Казахстана составляет менее 2%?  Широко обсуждаемый проект «Новый Шелковый Путь» пока остается очень туманным – до сих пор отсутствует схема грузоперевозок из Китая в Европу, не решены финансовые вопросы и т.д.

–  Как Вы оцениваете, в целом, качество управления дальневосточными субъектами РФ? Можно ли среди губернаторов выделить отдельных региональных лидеров, которые наглядно продемонстрировали в последние три-пять лет экономические и социально-экономические достижения?
– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Последние три-пять лет являются не самыми успешными для российской экономики. На этом фоне оценивать успешность или неуспешность социально-экономического развития того или иного региона крайне сложно. Также как и качество управления им. Я думаю — более эффективными с экономической точки зрения можно назвать те регионы, где большая часть доходной базы формируется не за счет экспортно-ориентированных отраслей. Но вряд ли это напрямую связано с управленческими способностями региональных лидеров.