Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ТОРу «Большой Камень» быть!

Дмитрий Медведев: «Россия должна стать достойным игроком на рынке мирового судостроения...»

Правительство РФ намерено реализовать проект мощного судостроительного кластера на Дальнем Востоке (на базе завода «Звезда») в рамках уже действующего Закона «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР)».

ТОРу «Большой Камень» быть!
Российское правительство видит одним из главных условий экономического развития Дальнего Востока — возрождение здесь отечественного судостроения. Причем до уровня самых высоких мировых стандартов. Об этом глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил 18 декабря во Владивостоке, где провел совместное заседание двух правительственных комиссий — по импортозамещению и и вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона.

По словам премьера, судостроительный кластер, уже формирующийся на базе судостроительного комплекса завода «Звезда» в приморском городе Большой камень (с участием гигантов отечественной экономики: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромбанк» и Российской судостроительной корпорации в лице своего дочернего предприятия — ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта») необходимо создавать и запускать в эксплуатацию в рамках уже действующего Закона о ТОРах. Иными словами, территорию судостроительного производства в Большом Камне решено объявить ТОРом, то есть территорией, для которой предусмотрены особые особые налоговые льготы и преференции, стимулирующие инвестиционную активность.

«Я поручил Министерству развития Дальнего Востока разработать до 1 февраля следующие года весь необходимый пакет документов по функционированию СК „Звезда“ в режиме ТОРа, а также детальный план функционирования этого комплекса», — сообщил Дмитрий Медведев участникам заседания..

Напомним, СК «Звезда», специализирующийся в советские и постсоветские времена на ремонте и утилизации подводных лодок, решением президента и правительств РФ преобразовывается в мощный центр по строительству судов и платформ для нужд нефтегазовой отрасли страны. Здесь будут строить буровые платформы, газовозы и танкеры большого водоизмещения. По поручению президента Владимира Путина данный вокруг «Звезды» создается судостроительный кластер, управляемый ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС) — совместного предприятия, образованного консорциумом «Роснефти» и «Газпромбанка»

«Мы понимаем, что никто нас особо не ждет на мировом рынке судостроения с его высочайшей конкуренцией, поэтому должны в кратчайшие сроки освоить современные технологии судостроения и решить, там где необходимо, все вопросы по импортозамещению», — обратил внимание участников заседания глава российского правительства.

Премьер напомнил представителям ведомств, ответственных за реализацию судостроительного проекта, о необходимости решить такие насущные вопросы, как кадры, жилье, социальная инфраструктура. Без двух последних условий высококвалифицированных специалистов в будущую ТОР не привлечешь. Дело в том, что сегодня в Большом Камне не хватает высококвалифицированных специалистов. А чтобы привлечь их из других регионов — необходим стимул в виде крыши над головой и достойных условий жизни.

Более подробно о том, как реализуется крупномасштабный судостроительный проект в Приморье и что предстоит сделать в этом направлении в ближайшее время после заседания поведали журналистам одни из главных участников совещания — вице-премьеры Юрий Трутнев и Дмитрий Рогозин.

По их словам, сегодня в Большом Камне затеплилась производственная жизнь. На заводские мощности «Звезды» завезено первое металлорежущее оборудование. И уже в 2016 году оно начнет работать. Но в полной мере производство может стать рентабельным только в случае, если здесь будет сконцентрирован государственный заказ (чтобы все занятые в шельфовой газодобыче компании — как частные, так и с госучастием) размещали на «Звезде» свои заказы на любую морскую технику). А правительство будет определять порядок оптимального размещения этих заказов.

Проблема привлечения и удержания квалифицированных специалистов, на взгляд Дмитрия Рогозина, уже решается с помощью достойной зарплаты в 50-100 тысяч рублей в месяц. К 2020 году планируется решить вопрос расселения в Большом Камне порядка 7 тысяч работников СК «Звезда» и подвести магистральный газ как к объектам социальной, так и производственной инфраструктуры.

Учитывая стратегический характер будущего судостроительного производства и его исключительную важность для национальной безопасности российское правительство намерено свернуть сотрудничество с американскими партнерами в части утилизации российских атомных подводных лодок на базе завода «Звезда». Эти работы велись с начала 90-х годов прошлого века в рамках межправительственного соглашения РФ и США и отчасти финансировались за счет бюджета США (наряду со средствами, выделяемыми Минобороны РФ). Характер работ предполагал присутствие на территории «Звезды» американских специалистов. В свете нынешнего изменения геополитической обстановки, нахождение представителей главной страны НАТО в эпицентре отечественного судостроения представляется российскому правительству нежелательным.