Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ТОРы Камчатки

Камчатка — удивительный край, который только сейчас открывает свои возможности миру: завораживающие пейзажи, горячие источники и экстремальные удовольствия манят путешественников, а экономические перспективы и новые горизонты привлекают инвесторов

ТОРы Камчатки
Одним из важных инструментов для развития Камчатки является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

"Для нашего региона ТОР не модный тренд, а необходимость. Мы должны четко понимать, как развивать экономику и в крае, и на Дальнем Востоке в целом. У Камчатки есть, что предложить. Во-первых, это наши биоресурсы (рыба, крабы, морская капуста). Во-вторых, это туризм. С помощью создания территории опережающего развития мы должны вывести наш туризм на новый качественный уровень, чтобы этот продукт был бы востребован разными категориями населения. Ну, и в-третьих, горнорудная промышленность на Камчатке также несет в себе огромный потенциал — инвестпроекты по разработке Озерновского и Аметистового золоторудного месторождений«,— говорит зампред правительства Камчатского края по транспортной инфраструктуре Юрий Зубарь.

Проект ТОР «Камчатка» предусматривает развитие двух основных специализаций: портово-промышленной и туристско-рекреационной. Территориально ТОР базируется на нескольких основных инвестиционных площадках в Петропавловск-Камчатской и Елизовской агломерации. В состав территории опережающего развития входят: морской порт (2 специализации), аэропорт (туризм), Паратунка (туризм), ЮГ (портово-промышленная специализация), Зеленовские озерки (туризм и сельское хозяйство), Центр (туризм), Витязь-Аэро (туризм), Нагорный (сельское хозяйство).

Проекты по модернизации морского порта и аэропорта наиболее интересные и важные для Камчатского края. Именно их в первую очередь необходимо превратить в современные, отвечающие международным стандартам, а также целям и задачам региона точки роста.

"Наш регион открыт для инвестиций. Первоочередная задача для нас — привести в порядок портовое хозяйство, аэропортовый комплекс. Для нас актуально все, что касается транспортной логистики на Камчатке. Уже сейчас в Петропавловске идет строительство современного здания морского вокзала. Недавно завершилась реконструкция аэродромного комплекса в главном аэропорту края, и мы планируем начать строительство аэровокзала уже на условиях государственно-частного партнерства«,— делится губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

Первый этап реконструкции аэропорта, до 2018 года, предполагает строительство нового международного здания аэровокзала с пропускной способностью не менее 400 пассажиров в час. В дальнейшей перспективе, до 2035 года, планируется развитие всего воздушного транспортного комплекса Камчатки, включающего в себя создание необходимого количества мощностей по накоплению, складированию и перевалке достаточного количества авиационного керосина, способного удовлетворить потребность в заправке транзитных воздушных судов.

В рамках модернизации Петропавловск-Камчатского порта планируется увеличение его максимального грузооборота до 8 млн тонн в год и развитие круизного туризма за счет строительства соответствующих причалов, морского вокзала и другой инфраструктуры.

«Мы ведем работу в направлении того, чтобы морской торговый порт Петропавловск-Камчатский стал восточной опорой Северного морского пути (Севморпуть). Порт имеет выход в Тихий океан: бухта очень удобная, большая, глубоководная, обеспечивает прямой заход с океана», — подчеркивает Юрий Зубарь.

С перспективами Севморпути на Камчатке связывают и будущее рыболовной отрасли.

«Наши, камчатские рыбаки, выдают 24 % общероссийских уловов: мы добываем почти миллион тонн рыбы в год. И это качественный продукт, который может быть на столах россиян. Однако этот путь не так прост, как кажется: рыбу нужно поймать, переработать, но самое главное — доставить в центральные районы страны. И здесь начинаются проблемы. Наша задача — добыть выделенные наукой объемы, обеспечить глубокую переработку и доставить качественный продукт по нормальной цене. Транспортная проблема во всем этом процессе — самая сложная. Оптимальный вариант для нас —транспортировать рыбу по Северному морскому пути, доставлять ее в Петербург, а оттуда — по России. Раньше у нас были трудности с установлением цены для проводки судов ледокольным флотом. Благодаря позиции федеральных властей, проблему удалось решить. Но препятствий для развития этого логистического направления еще немало. Надеюсь, в предстоящем году нам удастся наладить постоянные прямые поставки камчатской рыбы в европейскую часть страны», — говорит Владимир Илюхин.

Туристско-рекреационная часть ТОР предполагает создание современных курортных зон «Паратунка» и «Зеленовские озерки» и других проектов, которые позволят уже в ближайшие годы увеличить туристический поток в край до 100 тысяч человек с перспективой роста до 800 тысяч туристов в год.

Кроме этого, на площадках «Зеленовские озерки» и «Нагорный» планируется создание современных круглогодичных тепличных комплексов и других сельскохозяйственных предприятий.

«Камчатские термальные помидоры — они даже пахнут помидорами, потому что их только что спелыми сорвали с грядки. Пока доля таких производителей в регионе небольшая — условия надо создавать сельхозпроизводителю и, самое главное, снизить затраты на производство. Мы планируем построить агроферму по выращиванию овощей в Зеленовских озерках. Здесь порядка 8 гектаров тепличного хозяйства только на первом этапе будет», — говорит Юрий Зубарь.

Свое участие на различных площадках ТОР «Камчатка» подтвердили 13 якорных резидентов. Это проекты в различных отраслях. Например, строительство Аквапарка на базе Лесной, рекреационные центры Тулуач, Зеленовские озерки и Алые паруса, строительство взлетно-посадочной полосы для малой авиации в п. Николаевка, строительство современных тепличных комбинатов и другие проекты. Заявленные внебюджетные инвестиции на первый этап проекта составляют не менее 28 млрд рублей.

В правительство Камчатского края обратились еще несколько десятков новых потенциальных резидентов, в том числе и зарубежных,готовых участвовать в крупных инвестиционных проектах.

«Для нас страны АТР — наиболее интересные партнеры, постепенно мы начинаем налаживать взаимодействие с ними, положительный опыт у нас есть, — говорит Владимир Илюхин. — Со своей стороны за счет бюджетных средств мы планируем создать обеспечивающую инфраструктуру — только на первом этапе — на сумму 8,4 млрд рублей. При реализации проекта будет создано более 3000 новых рабочих мест, а при освоении всей планируемой территории — не менее 8000».

Таким образом, ТОР «Камчатка» обеспечит создание туристско-рекреационного кластера, современных промышленно-производственных комплексов и, в перспективе, транзитного контейнерного портахаба для накопления и сортировки контейнерных партий при транспортировке Северным морским путем. Конечным социально-экономическим результатом реализации проекта станет создание современных курортов и предприятий, отвечающих международным требованиям с привлечением иностранных инвестиций, закрепление России на новых растущих азиатских рынках.

«ТОР «Камчатка» в силу уникальных особенностей региона имеет несколько площадок. Это пока единственная территория опережающего развития на Дальнем Востоке такого плана. Мы надеемся, что реализация проектов даст комплексное развитие всему региону«,— уверена зампред правительства Камчатского края по экономике Марина Суббота.

На Восточном экономическом форуме во Владивостокерегион представит проекты, входящие в ТОР «Камчатка», а также проекты по развитию свиноводства, строительству горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения, созданию туристско-рекреационного кластера, возведению каскада Жупановских ГЭС.

«В крае идет активное строительство современных горнообогатительных комбинатов, освоение новых месторождений. Уже в ближайшие 5 лет мы надеемся в 4 раза увеличить объемы добычи золота, выйти на 10-12 тонн металла в год. Для нас это будут неплохие показатели. Однако очень важно щепетильно подойти к этим проектам и сохранить первозданную красоту для потомков», — говорит Владимир Илюхин.