Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

PSEDA enter the era of liquidation

Experts on which development areas in the Far East face closure

Five years after the creation of the first three TASEDs (territories of advanced socio-economic development) in the Far East, Deputy Prime Minister and Presidential Plenipotentiary in the Far Eastern Federal District Yuri Trutnev instructed the relevant departments to analyze the effectiveness of such territories in the country and submit to the government a proposal to eliminate non-working TORs and special economic zones. Experts, however, are confident that the preferential regime is working quite well in the Far East, and the number of TOPs is unlikely to be seriously reduced.

PSEDA enter the era of liquidation
Photo: pixabay.com

CARROT AND STICK

There are now 22 TORs in the Far East. Most of them are in the Primorsky Territory - four, three each - in the Khabarovsk Territory, Amur and Sakhalin regions. At the same time, according to the plenipotentiary, there are effective territories and those that are not in demand and do not bring benefit.

From the point of view of the ratio of private and budget investments, the preferential zones of the Far Eastern Federal District look quite good, the current value of the multiplier is 35,3 rubles per one ruble of budget investments in infrastructure. For example, in the North Caucasus, this ratio is only 60 kopecks per ruble of budget money. On the other hand, TASED appeared earlier than all in the Far Eastern Federal District, and the Accounts Chamber even stated that TASEDs in the Far East contribute to the outflow of money from the regions, and not economic growth.

Vladimir Putin pointed out the need to increase the efficiency of budget use in the creation and operation of ASEZs in order to prevent the creation of ineffective entities. In turn, Yuri Trutnev instructed the Ministry of Economic Development and the Ministry for the Development of the East to deal with each proposal for PSEDA and special economic zones, to make sure that they are viable and will work.

Experts have contradictory opinions on the initiative to “screen out” ineffective ASEZs. So, it is unequivocally approved by the financial consultant Maxim Krivelevich.

“Yuri Trutnev is one of the few officials with whose position I almost always agree, there would be more of them,” the candidate of economic sciences commented. - The problem with any bureaucracy is that it breeds bureaucracy. There is simply an endless number of places for officials, including in the TOPs and their management companies. How to get a civil servant to work? Bad results - your workplace is closed. And here it is not even a matter of a couple of redundant civil servants and the disbandment of stillborn territories. With the reduction, the stimulating effect applies to absolutely all officials. They realize that they are not in the production of "dead souls", but in the business of developing the Far East. It is imperative to close ineffective PSEDA, there is a ruling on the lazy and careless - the idea is correct, disciplining. "

Tuyara Gavrilyeva, a research professor at the North-Eastern Federal University, Doctor of Economics, believes that unprofitable ASEZs should be closed, since the regions cannot constantly give tax preferences for inefficient enterprises.

At the same time, according to the scientist, both Yakut territories of advanced development (Yakutia and South Yakutia) report well on indicators, private investments are coming in, new enterprises are opening.

According to Denis Garin, the executive director of the Association of TOP and FPV residents, the priority development areas in Primorye are developing relatively successfully, and in general, in the Far East, there is some movement in each of the PSEDA.


DEPARTURE CANDIDATE

According to Garin, the main candidate for liquidation is, first of all, the "Neftekhimichesky" ASEZ in the Primorsky Territory. This territory was created for a specific company, but she refused to lead it.

The territory is located in the Partizansky district not far from Nakhodka. The anchor resident of the ASEZ was Vostochnaya Petrochemical Company JSC (VNHK), a subsidiary of Rosneft, which planned to create refineries for the production of motor fuel and other petrochemical products.

The amount of the declared investments for the project was 658,7 billion rubles. Obviously, for such a large-scale production on the part of the state, expensive infrastructure was required. Last year, Rosneft excluded VNKH from the investment program, citing a new government fiscal policy that would make the project unprofitable. The TOP is firmly "suspended" (besides the VNKH, there are two other, much more modest, anchor residents), therefore it is the first candidate for reduction.

Other territories of advanced development have their own difficulties, but, perhaps, they cannot be called frankly unviable. Still, more than 450 companies have become residents, and the total investment has exceeded three trillion rubles.


90%

The executive director of the ASEZ Residents' Union Denis Gros believes that the example of the Khabarovsk ASEZ and the Avangard Industrial Park shows that everything is working quite effectively and is developing, the results are acceptable. For example, one of the very first ASEZ - "Nadezhdinskaya" - has turned into a large industrial cluster in five years, where 38 residents work in the fields of fish processing, production of building materials, auto components, the territory is already 90% filled.

As Maksim Krivelevich notes, the current residents of the ASEZ, who can close, should not suffer.

“They can be granted the status of a resident of a free port, resident of another priority development area. They will definitely not close the "full TOP" of residents, they will liquidate those where no one came or promised to come and did not invest anything. If you have three residents, each of whom has promised a billion, and you come to an open field, why do you need all this? For officials to puff out their cheeks? ”- notes the candidate of economic sciences.


HOPES AND REALITIES

Experts from the scientific field remind about the institutional weaknesses of ASEZs, which inhibit their development and can cause underinvestment. Director of the Institute of International Business and Economics of VSUES, Doctor of Economics Alexander Latkin recalls: the idea of ​​the TOP was to create new jobs to consolidate the Far East and restore the demographic potential of the Far Eastern Federal District. It turns out differently. For example, in the Bolshoi Kamen ASEZ, where a large shipbuilding complex is being created, there is a lot of work, but the process of filling vacancies was not in favor of the Far East - preference was given to specialists from other regions of Russia and even foreigners. A similar situation is developing in many other territories of advanced development.

The reckoning on the innovativeness of projects was not justified: there are few high-tech enterprises with places for highly skilled labor. This means that there is no chance of a turn towards export-oriented economy of the Far Eastern Federal District.

Also, the expectations that the PSEDA would create conditions for a higher quality of life were not met. In the same Bolshoy Kamen there are problems with roads, medicine, communal and social infrastructure.

“It would be better if there were not so many TORs, but in each of them the desired results were obtained in a timely manner, the main of which is a significant improvement in the quality of life of the Far Easterners,” notes Alexander Latkin.

According to the director of the Asia-Pacific Institute of Migration Processes, Yuri Avdeev, when you read the law on priority development territories, it is noticeable that the prescribed rules do not contribute to the normal operation of the PDA by definition. There is no long-term strategy in the documents, only the current tasks of attracting investments are being solved.

“I think the criteria by which residents are selected are fundamentally wrong. He brought a certain amount of money and, if the activity does not contradict Russian legislation, please do whatever you want. At the same time, it is not planned in advance what needs to be done on the territory of the TOP, the tasks for the potential investor are not set. But after all, the resident does not come to benefit the territory, but to recoup investments. As much as you like, you can admire individual projects, such as the Afromaxami SSC Zvezda being built on the stocks. There are many such projects in the Far Eastern Federal District, and this is good. However, there is no complex development of logically interconnected industries, which would have a positive effect on the output of products, their prime cost and competitiveness, ”- Yuri Avdeev believes.

September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ТОСЭР вступают в эпоху ликвидации

Эксперты о том, каким территориям развития на Дальнем Востоке грозит закрытие

Через пять лет после создания на Дальнем Востоке первых трех ТОСЭР (территорий опережающего социально-экономического развития), вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил профильным ведомствам проанализировать эффективность таких территорий в стране и внести в правительство предложение по ликвидации неработающих ТОР и особых экономических зон. Эксперты, впрочем, уверены, что на Дальнем Востоке преференциальный режим работает достаточно неплохо, и вряд ли количество ТОР ждет серьезное сокращение.

ТОСЭР вступают в эпоху ликвидации
Фото: pixabay.com

КНУТ И ПРЯНИК

Сейчас на Дальнем Востоке действуют 22 ТОР. Больше всего их в Приморском крае — четыре, по три — в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях. При этом, как считает полпред, есть эффективные территории и те, что не пользуются спросом и не приносят пользы.

С точки зрения соотношения частных и бюджетных инвестиций преференциальные зоны ДФО выглядят совсем неплохо, текущее значение мультипликатора составляет 35,3 рублей на один рубль бюджетных инвестиций в инфраструктуру. Допустим, по Северному Кавказу это соотношение – всего 60 копеек на рубль бюджетных денег. С другой стороны, ТОСЭР и появились ранее всего в ДФО, а Счетная палата даже заявляла, что ТОР на Дальнем Востоке способствуют оттоку денег из регионов, а не росту экономики.

Владимир Путин указал на необходимость повысить эффективность использования бюджета при создании и функционировании ТОР, чтобы не допускать создания неэффективных образований. В свою очередь, Юрий Трутнев поручил Минэкономразвития и Минвостокразвития разбираться с каждым предложением по ТОСЭР и особым экономическим зонам, убеждаться в том, что они жизнеспособны и будут работать.

По поводу инициативы «отсева» неэффективных ТОРов мнения у экспертов противоречивые. Так, его однозначно одобряет финансовый консультант Максим Кривелевич.

«Юрий Трутнев — один из немногих чиновников, с позицией которого я практически всегда согласен, больше бы таких, — прокомментировал кандидат экономических наук. — Проблема любой бюрократии в том, что она плодит бюрократию. Появляется просто бесконечное количество мест для чиновников, в том числе, в ТОРах, их управляющих компаниях. Как заставить госслужащего работать? Плохие результаты — твое рабочее место закрывают. И тут дело даже не в паре сокращенных госслужащих и расформировании мертворожденных территорий. При сокращении стимулирующий эффект распространяется абсолютно на всех чиновников. Они соображают, что находятся не на производстве "мертвых душ", а в бизнесе по развитию Дальнего Востока. Закрывать неэффективные ТОСЭР нужно обязательно, появляется управа на ленивых и нерадивых — идея правильная, дисциплинирующая».

Профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета, доктор экономических наук Туяра Гаврильева, считает, что нерентабельные ТОР надо закрывать, поскольку регионы не могут постоянно давать налоговые преференции для неэффективных предприятий.

Вместе, с тем, по словам ученого, обе якутских территории опережающего развития («Якутия» и «Южная Якутия») неплохо отчитываются по показателям, поступают частные инвестиции, открываются новые предприятия.

Как считает исполнительный директор Ассоциации резидентов ТОР и СПВ Денис Гарин, территории опережающего развития в Приморье относительно успешно развиваются, да и в целом по Дальнему Востоку в каждом из ТОСЭР наблюдается какое-то движение.


КАНДИДАТ НА ВЫЛЕТ

По мнению Гарина, основным кандидатом под ликвидацию является, прежде всего, ТОР «Нефтехимический» в Приморский край. Эту территорию создавали под конкретную компанию, а та отказалась его вести.

Территория находится в Партизанском районе неподалеку от Находки. Якорным резидентом ТОР выступала АО «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК) — «дочка» «Роснефти», которая планировала создание нефтеперерабатывающих производств по выпуску моторного топлива и другой нефтехимической продукции.

Сумма заявленных инвестиций по проекту составляла 658,7 млрд рублей. Очевидно, что для такого масштабного производства со стороны государства требовалась дорогостоящая инфраструктура. В прошлом году «Роснефть» исключила ВНКХ из инвестиционной программы, сославшись на новую фискальную политику правительства, при котором проект становится нерентабельным. ТОР крепко «подвис» (притом, что кроме ВНКХ есть и два других, гораздо более скромных, якорных резидента), поэтому и является первым кандидатом на сокращение.

У других территорий опережающего развития есть свои сложности, но, пожалуй, откровенно нежизнеспособными их назвать нельзя. Все-таки резидентами стали более 450 компаний, а общий объем инвестиций превысил три трлн рублей.


НА 90%

Исполнительный директор Союза резидентов ТОР Денис Грось считает, что на примере ТОР «Хабаровск», Индустриального парка «Авангард» видно, что все работает достаточно эффективно и развивается, результаты приемлемые. К примеру, одна из самых первых ТОР — «Надеждинская» — превратилась за пять лет в крупный промышленный кластер, где работают 38 резидентов в областях рыбопереработки, производства строительных материалов, автокомпонентов, территория заполнена уже на 90%.

Как отмечает Максим Кривелевич, действующие резиденты ТОР, которые могут закрыть, пострадать не должны.

«Им можно предоставить статус резидента свободного порта, резидента другой территории опережающего развития. "Полный ТОР" резидентов закрывать точно не будут, ликвидируют те, куда никто не пришел или пообещал прийти и ничего не вложил. Если у вас три резидента, каждый из которых пообещал по миллиарду, а вы приезжаете в чистое поле, зачем все это надо? Чтобы чиновники надували щеки?», — отмечает кандидат экономических наук.


НАДЕЖДЫ И РЕАЛИИ

Эксперты из научной сферы напоминают про институциональные слабости ТОР, которые тормозят их развитие и могут служить причиной недоинвестирования. Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин напоминает: идея ТОР заключалась в создании новых рабочих мест для закрепления дальневосточников и восстановления демографического потенциала ДФО. Получается иначе. Допустим, в ТОР «Большой Камень», где создается крупный судостроительный комплекс, работы много, но процесс заполнения вакансий шел не в пользу дальневосточников — предпочтение отдавали специалистам из других регионов России и даже иностранцам. Аналогичная ситуация складывается и во многих других территориях опережающего развития.

Не оправдался расчет на инновационность проектов: высокотехнологичных предприятий с местами для высококвалифицированной рабочей силы немного. А, значит, нет шансов на поворот к экспортной ориентированности экономики ДФО.

Также, не оправдались ожидания на то, что в ТОСЭР будут созданы условия для более высокого качества жизни. В том же Большом Камне — проблемы с дорогами, медициной, коммунальной и социально-бытовой инфраструктурой.

«Лучше бы ТОРов было не так много, но в каждом, в установленные сроки получены желаемые результаты, главный из которых — существенное улучшение качества жизни дальневосточников», — отмечает Александр Латкин.

По словам директора Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов Юрия Авдеева, когда читаешь закон о территориях опережающего развития, заметно, что прописанные правила не способствуют нормальной работе ТОР по определению. Долгосрочной стратегии в документах не просматривается, решаются лишь текущие задачи по привлечению инвестиций.

«Считаю, принципиально неверны критерии, по которым отбираются резиденты. Принес определенное количество денег и, если деятельность не противоречит российскому законодательству — пожалуйста, занимайся, чем угодно. При этом заранее не планируется, что нужно делать на территории ТОР, задачи перед потенциальным инвестором не поставлены. Но ведь, резидент приходит не для того, чтобы облагодетельствовать территорию, а чтобы отбить вложения. Сколько угодно можно любоваться отдельными проектами, такими, как строящимися на стапелях ССК «Звезда» «Афромаксами». Таких проектов на территории ДФО немало, и это хорошо. Однако, комплексного развития, логически взаимосвязанных производств, что положительно сказалось бы на выходе продукции, ее себестоимости и конкурентоспособности, не наблюдается», — считает Юрий Авдеев.

14 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика